kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слово о земле русской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы  изучали отдельные  жанры  фольклора  русского народа: знакомились с поговорками, пословицами, загадками, шутками, скороговорками, потешками,  дразнилками, частушками.

   Учили  народные  песни, игры, знакомились с календарными  обрядами, с народными приметами  всех времен  года, изучали историю и культуру  русского народа.

   Сегодня  мы  подводим  итог  всей  нашей  работе. Наш  сбор  будет  проходить  в два  Этапа.

   Первый  этап  КОНКУРСНЫЙ. Но  прежде  историческая  справка.

   Отечество  - единственная, уникальная  для  каждого  человека   Родина, данная ему  судьбой, завещанная  его предками.

    Русский  народ  имеет законное  право  гордиться  своими самобытными  традициями, своей  национальной  культурой, своим  языком.

    Русский  народ создал  огромную  изустную  литературу:  мудрые  пословицы  и хитрые  загадки, весёлые  и печальные обрядовые  песни, торжественные  былины, героические  волшебные  бытовые и пересмешные  сказки.

   Напрасно  думать, что эта  литература  была лишь  плодом народного досуга. Она  была  достоинством и умом  народа. Она  становила  и укрепляла  его нравственный  облик, была  его исторической  памятью, праздничными одеждами его души и наполняла  глубоким  содержанием всю его размеренную жизнь, текущую  по  обычаям  и обрядам, связанным  с его трудом, природой  и почитанием  отцов  и дедов.

   На зелёном  пригорке  стоит дом. Солнышко  освещает  его со всех сторон. Веселыми окошками он смотрит на  улицу. Вокруг  окон, как  кружевная рамка - деревянные  наличники. Сказочно  красивы  их узоры. В старину  избы  часто украшали коньками.

   Кто был у  крестьянина  первым  помощником? Кто помогал  пахать, боронить, возить сено? Конечно, конь. А если  нападал  враг на  русскую землю, то на  войну  шел и добрый  конь. И,  случалось,  выносил  с поля  боя  раненого  хозяина,  спасал  ему  жизнь. Вот за  это и  стоит конь на  самом  верху  крыши.

   В русской  избе  - небольшие  оконца,  бревенчатые  стены, низкий  потолок. Почти  одну  треть избы  занимает  беленую  печь. В «красном  углу» -  широкие  лавки,  простой  деревянный  стол. Кованый железом  расписной сундук. В  таких  сундуках крестьянки  хранили  свои  наряды: сарафаны, юбки,  платки, кокошники. Ярким, нарядным  украшением  на  зеркалах, окнах  или просто  на  стенах смотрятся  вышитые  или тканые  узором  полотенца.

    На белом  холсте  оранжево-красный  петух. Как  солнышко  сияет он. Вышивальщицы  очень  любят  изображать петуха. Ведь он своим «кукареку» звонко  приветствует  восход солнца, наступление  нового дня. Считалось, что вышитый  петух  приносит  дому  счастье. Полотенца  дарили к свадьбе. Встречая  дорогих гостей, подносили на  полотенце хлеб и соль. Древний  этот обычай дошел  идо наших дней. И теперь  особо важным гостям подносят «хлеб-соль» также  на  расшитом  полотенце.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слово о земле русской »


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»






СБОР-ПРИВАЛ В 4 КЛАССЕ




Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5

п. Зункарь Нефтекумского района, Ставропольского края,


ОДЕНИЯЗОВА МАРИНАТ ХАМИДУЛЛАЕВНА





2014 г.




Цели:

  • Знакомство с жанрами устного народного творчества: обычаи, обряды, песни, сказки, стихи русского народа;

  • Воспитание интереса к меткому выразительному слову, любовь к родному языку, гордость за талант простого народа;

  • Показать самостоятельность детей.


Задачи: воспитание школьников в духе дружбы между народами, уважение к людям всех национальностей.


П Л А Н.

I ЭТАП (КОНКУРСНЫЙ)

1. Вступление (слово учителя)

Историческая справка

2. Представление команд:

1. «Скоморохи»

2. «Берёзка»

3. «Ягодка»

4. «Русская матрёшка»

3. Поэтическая остановка

  1. «Ягодка»

  2. «Берёзка»

  3. «Скоморохи»

  4. «Русская матрешка»

4. Русские народные песни.

  1. «Русская матрешка»

  2. «Берёзка»

  3. «Скоморохи»

  4. «Ягодка»

5. Народные игры.

  1. «Русская матрешка» - «Колышки»

  2. «Скоморохи» - «Сиди, сиди, Яша…»

  3. «Берёзка» - «Жмурки»

  4. «Ягодка» - «Коршун»

6. Авторский номер (частушки)

  1. «Березка»

  2. «Скоморохи»

  3. «Ягодка»

  4. «Русская матрешка»

7. Учимся сочинять сказки.

  1. «Русская матрешка»

  2. «Ягодка»

  3. «Березка»

  4. «Скоморохи»

II этап - «БРЕЙН-РИНГ»


III этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ЧАЕПИТИЕ.


Наш сегодняшний сбор-привал называется «СЛОВО О ЗЕМЛЕ РУССКОЙ».

Мы изучали отдельные жанры фольклора русского народа: знакомились с поговорками, пословицами, загадками, шутками, скороговорками, потешками, дразнилками, частушками.

Учили народные песни, игры, знакомились с календарными обрядами, с народными приметами всех времен года, изучали историю и культуру русского народа.

Сегодня мы подводим итог всей нашей работе. Наш сбор будет проходить в два Этапа.


Первый этап КОНКУРСНЫЙ. Но прежде историческая справка.


Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.

Русский народ имеет законное право гордиться своими самобытными традициями, своей национальной культурой, своим языком.

Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические волшебные бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

На зелёном пригорке стоит дом. Солнышко освещает его со всех сторон. Веселыми окошками он смотрит на улицу. Вокруг окон, как кружевная рамка - деревянные наличники. Сказочно красивы их узоры. В старину избы часто украшали коньками.

Кто был у крестьянина первым помощником? Кто помогал пахать, боронить, возить сено? Конечно, конь. А если нападал враг на русскую землю, то на войну шел и добрый конь. И, случалось, выносил с поля боя раненого хозяина, спасал ему жизнь. Вот за это и стоит конь на самом верху крыши.

В русской избе - небольшие оконца, бревенчатые стены, низкий потолок. Почти одну треть избы занимает беленую печь. В «красном углу» - широкие лавки, простой деревянный стол. Кованый железом расписной сундук. В таких сундуках крестьянки хранили свои наряды: сарафаны, юбки, платки, кокошники. Ярким, нарядным украшением на зеркалах, окнах или просто на стенах смотрятся вышитые или тканые узором полотенца.

На белом холсте оранжево-красный петух. Как солнышко сияет он. Вышивальщицы очень любят изображать петуха. Ведь он своим «кукареку» звонко приветствует восход солнца, наступление нового дня. Считалось, что вышитый петух приносит дому счастье. Полотенца дарили к свадьбе. Встречая дорогих гостей, подносили на полотенце хлеб и соль. Древний этот обычай дошел идо наших дней. И теперь особо важным гостям подносят «хлеб-соль» также на расшитом полотенце.

В древних времен сеют на нашей земле лён и ткут из него холст и полотно. Небогатый гардероб был у наших предков: крестьянское платье из века в век одно и то же: сарафан да рубаха.

Одна другой краше выходили девушки в праздник на гулянье. С великим мастерством расшиты сарафаны, у парней рубашки вышивкой украшены. Самые лучшие свои наряды надевали деревенские жители на покос да на жатву, и, конечно, на свадьбу.

Трудная задача доставалась невесте: ни одну долгую зиму просиживала она за иглой, готовя приданное.

В доме наших предков прялка была чуть ли не самым главным предметом. Она одевала всю семью. Скромную труженицу прялку, как бы в благодарность за её работу, покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами.

Прялке не меньше ста лет и живёт она сейчас вторую жизнь - служит людям своей красотой и не дает забывать свою историю.

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Врагов себе русские люди не искали, а друзьями дорожили. Берегли родную землю. Русские люди воспевали её красоту в песнях и сказаниях.

Песня «РОДИНА»

1. Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля,

Это русское раздолье,

Это Родина моя.


2. Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга,

Это - русские картины,

Это - родина моя.


3. Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья,

Это русская сторонка,

Это Родина моя.


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.


Команда «СКОМОРОХИ».


- Скоморохами в Древней Руси называли странствующих актеров. Это и артисты, и музыканты, и певцы.

«Скоморошить» - это значит «веселить зрителей».

Нам нравится быть весёлыми, дарить людям радость, улыбку, смех, поэтому мы назвали нашу команду «Скоморохи».


(Выбегают два скомороха)

I. Под кустом у дорожки сидели скоморошки.

2. Я - скоморох Прошка.

1. А я - Федул-скоморошка.

Прошка. Федул, Федул, что ты губы надул?

Федул. Кафтан прожег.

Прошка. Зачинить можно?

Федул. Можно, да иглы нет.

Прошка. А велика ли дыра?

Федул. Да один ворот остался!


II. - Федул, что из леса не идёшь?

- Да медведя поймал!

- Так веди его сюда!

- Да он не идет!

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!


III. Прошка. - Под кустом у дорожки сидели скоморошки.

Федул. -Они срезали по пруточку, они сделали по гудочку.

Вместе: Вы гуды, гуды, гудите, парней, девок веселите.

(играют на бубне, свистульке)

Федул: Собирайся народ

Становись в хоровод

Бел толчен ,без спешки

Вместе: Вас сегодня ожидают

Русские потешки.


«БЕРЕЗКА» (представление команды)

Отгадайте загадку: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос».

Правильно, это береза.

Береза- символ России, нашей Родины. Где бы ни росла береза - всюду она приносит людям радость и свет.

«О березы! Белые березы!

Часть России, часть моей души!

Какой русский человек не любит красавицу-березу? Утомленному она обещает желанный отдых, дарит тень. Невольно вспоминаешь строки Фета:

«И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы,

К ручьям земли твоей родной»

Березка напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, холщевую рубашку. Кряжистые стволы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки. А молодые тоненькие прямые березки похожи на стройных ,с русыми косами,светлооких русских девушек.

Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах.

Праздник наш называется «Слово о земле русской». А береза - это символ прекрасной светлой, великой русской земли. Поэтому мы выбрали название команды «Березка».



«ЯГОДКА» (представление команды)

Теперь наш черед о себе рассказать А начну я с легенды.

Когда - то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетели к нему птицы, он стал кормить их пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и её накормил пшеном. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды, и она стала золотой.

Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует её по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чашки, ковши. И, кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калинку.

Простые по форме, а радуют взор

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся, попробуй сумей-ка.

А где-то кудрины по чёрному полю

Мерцают как звёзды в небесном раздолье.

Ещё характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

Мы учились у хохломских мастеров видеть красивое в нашей природе и в своих рисунках передавать изящную форму веточек и ягод, поэтому мы назвали свою команду «Ягодка».


«РУССКАЯ МАТРЁШКА» (представление команды)

Как две радуги-брови

Губы - маки

Пунцовый наряд

И румянцем, свежее моркови

Глянцевитые щёки горят.

Ну что, узнали? Это матрёшка. Нарядную, добродушную матрёшку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Не удивительно, что полюбилась она и детям и взрослым. Почти 100 лет назад придумали и создали первую матрёшку - занятную деревянную игрушку-куклу. Похожа она была на простую крестьянскую девочку. Первая матрёшка была сделана по эскизам художника Сергея Малютина в конце прошлого века. Выточил её из дерева мастер Василий Звёздочкин. В неё входило 7 фигурок, а самая большая симпатичная девчушка Матреша с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали матрёшкой.

Итак, русская матрёшка родилась в старинном и знаменитом Сергиевом Посаде, и теперь она делается в Загорске, где даже создан музей русской игрушки, а также в двух сёлах Горьковской области.

Скоро 100 лет исполнится матрёшке, а она не надоела людям, Матрёшка украшает наши квартиры, её охотно дарят друзьям на добрую память. По-разному расписывают игрушки художники, но радость они доставляют всем огромную.


« Кто матрёшку сделал, я не знаю

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал искусный мастер

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти

Истинную русскую красу.

На щеках навёл зари румянец

Неба синь вплеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец

Он должно быть весело сказал:

« Ну и ой, гуляй теперь по свету

Весели себя честной народ

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт».

Матрёшка-это русский сувенир. Мы любим эту игрушку, умеем её лепить и расписывать, поэтому назвали свою команду «Русская матрёшка».



ПОЭТИЧЕСКАЯ ОСТАНОВКА.


Россия - это необозримая ширь полей, необъятный простор степей, разливы рек, ясное голубое небо, лесные тропинки, прохладная речка, древние стены Кремля, блеск куполов над Храмами, душистый хлеб за праздничным столом, руки матери, её песни у твоей колыбели.

Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила берёзка русскому человеку. Любит наш народ свою весёлую красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит. Нет дерева прекраснее берёз.

Сейчас поэтическая станция. Стихи о Родине и, конечно же, о берёзе.

Команда «Ягодка»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре

С хороших и верных товарищей

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром, склоняясь, растёт.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали

Со старой отцовской будёновки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может она начинается

Со стука вагонных колёс

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс.


Команда «Берёзка» этой дороги пр и оца

о поле,

Команда "берёзе.

ю красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит. ей ру

«Я люблю тебя Россия» (Ножкин)

Я люблю тебя Россия

Дорогая наша Русь

Нерастраченная сила

Неразгаданная грусть.

Ты размахом необъятна,

Нет ни в чём тебе конца,

Ты веками непонятна

Чужеземным мудрецам.

Много раз тебя пытали-

Быть России иль не быть,

Много раз в тебе пытались

Душу русскую убить.

Но нельзя тебя, я знаю,

Ни сломить, ни запугать,

Ты мне, Родина родная,

Вольной волей дорога.

Ты добром своей и лаской,

Ты душой своей сильна,

Нерассказанная сказка,

Синеокая страна.

Я в берёзовые ситцы

Нарядил бы белый свет,

Мне всю жизнь тобой гордиться,

Без тебя мне счастья нет!


Команда «Скоморохи»

«Как не любить мне эту землю…» (Лазарев)


Как не любить мне эту землю,

Где мне дано свой век прожить,

И эту синь, и эту зелень,

И тропку тайную во ржи!

Мне хорошо в твоих раздольях,

Моя любовь, моя земля

Крестьянка русская в ладонях

Весною нянчила тебя…

Как не любить мне эту пашню,

Что битва кровью обожгла!

Как мне забыть за правду павших

Крестьян из нашего села!

Земля, под грозами ты мокла

Сквозь вьюги шла и ожила

Скажи, а всё ли сделать смог я,

Чтоб ты любить меня могла…

Когда к тебе я припадаю,

В туманной нежности полей,

В твоём тепле я вспоминаю

Ладони матери моей.

Как не любить мне эту землю…!


Команда «Русская матрёшка»


«Родина» (Пляцковский)


«Родина - мы произносим

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.


Речка вспоминается, наверно,

Чистая, прозрачная до дна,

И серёжки светятся на вербе

И в траве тропиночка видна.


«Родина», - мы говорим, волнуясь

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой.


Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.


Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.


Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.


Это позабудется едва ли-

И навек останется святым…

Землю ту, что Родиной назвали

Коль придётся сердцем защитим.


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ


Русский народ всегда любил песню и игры. Сочиняли песни весёлые и грустные. Песни сопровождали труд и праздник, помогая людям работать и отдыхать.

1. «Русская матрёшка»

Уродись, бел ленок

Тонок, долог и высок

Вверх головистый

Вниз коренистый

С цветком голубым

С корнем золотым.

Песню «Посев льна» пели весной. Мать учила дочерей, как растить лён: сеять, полоть, дёргать, стелить, сушить.

Как, я сеяла, сняла ленок

Как сеяла, приговаривала,

Чоботами приколачивала.

«Ты удайся, удайся ленок

Ты удайся мой беленький

Не журись ты мой миленький».

Уж я пряла, я пряла ленок,

Уж я пряла, приговаривала

Чоботами приколачивала.

Как я ткала, я ткала ленок,

Как я ткала, приговаривала.

Как носила, носила ленок,

Как носила, приговаривала.

2.»Берёзка».


Мы учили песню про берёзоньку. О берёзке много песен сложил русский народ, потому что это дерево очень любимо всеми. Собираются девушки на полянке, водят вокруг берёзки хоровод и поют песню.

Послушайте русскую народную песню «Во поле берёзка стояла «.

Во поле берёзка стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка,

Люли, люли, три гудочка,

Люли, люли, три гудочка.

А четвёртую балалайку,

А четвёртую балалайку,

Люли, люли, балалайку,

Люли, люли, балалайку.

Стану в балалайку играти,

Стану в балалайку играти,

Люли, люли, играти,

Люли, люли, играти.


3.Скоморохи.


Мы любим русскую народную песню «Как пошли наши подружки». Сейчас мы её споём.

Как пошли наши подружки

В лес по ягоды гулять.

Дело, дело, дело, дело,

В лес по ягоды гулять.

Они ягод не набрали,

Лишь подружку потеряли,

Жалко, жалко, жалко, жалко,

Лишь подружку потеряли.

Что любимую подружку

Катеринушку,

Ох-ох, ох-ох, ох-ох, ох-ох

Катеринушку.

Ты ау, ау, Катюша,

Наша милая подружка,

Где ты, где ты, где ты, где ты

Наша милая подружка

Как пошли наши подружки

В лес по ягоды гулять.

Дело, дело, дело, дело,

В лес по ягоды гулять.




4.»Ягодка»


Мы споём русскую народную песню «Калинка».


Как вставала я ранёшенько,

Умывалася белёшенько.

Калинка, малинка моя,

В саду ягода малинка моя.

Выгоняла я корову на росу,

Повстречала я медведя во лесу.

Калинка, малинка моя,

В саду ягода малинка моя.

Я медведя испугалася,

Во часты кусты бросалася.

Калинка, малинка моя,

В саду ягода малинка моя.

Ой, медведь, да ты мой батюшка,

Ты не тронь мою коровушку.

Калинка, малинка моя,

В саду ягода малинка моя.

Ты не тронь мою коровушку,

Не губи мою головушку.

Калинка, малинка моя,

В саду ягода малинка моя.

Я коровушку доить буду,

Малых деточек кормить буду.

Калинка, малинка моя,

В саду ягода малинка моя.


НАРОДНЫЕ ИГРЫ.


Испокон веков в играх отражался образ жизни людей, их быт, труд.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.


«Русская матрёшка»


Игра «Колышки»


Выберем водящего- покупателя. В кругу - колышки (дети сидят). За каждым из них стоит хозяйка.

Покупатель: Кума, кума, продай колышки!

- Купи!

- А что стоит?

- Кочан капусты да веник, да рубль денег.

- Вот тебе кочан капусты да веник, да рубль денег.

- Ну, по рукам, да в баню.

Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков.


« Скоморохи»

«Сиди, сиди Яша..»

Выберем водящего. Яша сидит в кругу, делает вид, будто грызёт орешки. Дети взявшись за руки поют:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

Дети хлопают, а Яша, встав, с закрытыми глазами кружится.

Свои руки наложи,

Имя правильно скажи.

Яша с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается и отгадывает кто это.


«Берёзка»

«Обыкновенные жмурки»

Выбирают жмурку, завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

- Кот, кот, на чём стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас?

- Лови мышей, а не нас.

Участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.


«Ягодка»

«Коршун»

Выбрать по считалке коршуна и наседку. Коршун идёт на конец лужайки, цыплята дразнят коршуна:

- Коршун, коршун

Нос крючком

Коршун, коршун,

Хвост торчком!

Коршун, коршун

Желтый глаз

Не поймаешь коршун нас!

Ловить коршун может только самого последнего цыплёнка.


АВТОРСКИЙ НОМЕР (ЧАСТУШКИ)


Команда «Берёзка»


1. В Зункаре мы все живём

Вкусны пряники жуём

Мы частушек много знаем

Их сейчас для вас споём.

Припев: Ёлочки, сосёночки

Зелёные, колючие

Школьные припевочки

Весёлые певучие.

2. Всех Серёжа задирает

Получает тумаки

Кто-то марки собирает

А Серёжа синяки.


3. Вова время не терял

Поздравляем Вовочку

Он с три короба наврал,

И ещё коробочку.


4. Наш учитель ждал ответа

От Людмилы долго

Ни ответа, ни привета-

Никакого толка.


5. Тётя Сима попросила

Слазить Ваню на чердак

Извините, тётя Сима

Я вам вовсе не батрак.


6. Ветер дует, ветер дует,

Ветер дует с Севера,

Мы, Зункарские ребята,

Чуть повыше клевера.


7. Мы весёлые частушки

Вам исполнили сейчас,

О себе, о дружбе нашей

И о кое-ком из вас.


Команда «СКОМОРОХИ»


1. Мальчики и девочки,

Конфеточки покушайте,

Мы споем частушечки,

А вы пока послушайте.

2. Маша ела хохоча

Гречневую кашу,

Отмывали целый час

Гречневую Машу.

Здорово, здорово,

У ворот Егорова,

А у наших у ворот,

Всё идёт наоборот.

3. По деревне я шла

И Коленьку видела,

Под кустом сидел и плакал -

Курица обидела.

4. Сидит ёжик на березе

Белая рубашка.

На головке - сапожок,

На ноге фуражка.

5. На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

6. Наш Дамир с большим успехом,

В лыжном кроссе выступал

Полпути на лыжах ехал,

Полпути в снегу лежал.

7. Рисовал картину Вася,

Он художник, спору нет.

Но зачем свой нос раскрасил

В синий, жёлтый, красный цвет?


Команда «ЯГОДКА»


1. Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире,

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

2. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

3. Любовались гости чудом,

Громко восхищалися

Городецкой красотой

Сраженные осталися.

4. Золотая Хохлома,

Ей не налюбуются.

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

5.Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.


Команда «Матрешка»

1. Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны,

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны. Ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-а…

2. Балалаечка-гудок

Своё дело знает,

Она в Серёжиных руках

Хорошо играет. Ля-ля-ля…

3. Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

4. Наша русская матрёшка,

Не стареет сотню лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

5. Смастерю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

6. В Гжели делают посуду -

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы

Может быть, и среди нас. Ля-ля-ля-ля…


УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ.


Сухомлинский писал: «Благодаря сказке ребёнок познает мир и не только умом, но и сердцем».

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине… Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа».

Давайте отправимся в страну сказок.

Вам нужно было сочинить волшебную сказку про соломенного человечка.

Начать сказку с присказки или зачина, а закончить концовкой. Итак, мы у самых ворот в страну сказок.


( Каждая команда рассказывает сочиненную сказку)


II. БРЕЙН-РИНГ.

1. Что такое светёлка или светлица? - (девичья комната)

2. Как называется мужская русская рубашка? (косоворотка)

3. Назовите первую столицу русского государства (Киев)

4. Нас семь братьев, летами все равны,

А именем разны. Отгадай, кто мы? (дни недели)

5. Что нужно для обеда? (ложка)

6. Что означает имя Николай? (Победитель народа)

7. Какой русский город называли городом мастеров? (Тула)

8.Что любил Буратино больше всего на свете? (страшные приключения)

9.Выезжает Чудо-Юдо двенадцатиголовое. Все 12 голов свистят, все 12 огнем-пламенем пышут. Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил Чуду-Юду три головы. Сколько голов осталось у Чуда-Юда? Во сколько раз осталось голов больше, чем их срубил Иван? (9 голов , в три раза)

10. Свернёшь - клин, развернёшь - блин. (зонт)

11. Не тот друг, кто мёдом мажет…, ( а тот, кто правду скажет)


УЧИТЕЛЬ. Вот и подошел к концу наш сбор. Вы своими знаниями показали, что вы узнали о быте и культуре русского народа.

В пятом классе вы можете продолжить работать по этой тропинке, но только в клубе «Радуга». Предоставим сейчас ребятам из клуба «Радуга» слово.

(Выступление членов клуба «Радуга»)


Заключительная часть - ЧАЕПИТИЕ


1. Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы новые дает,

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-элексир

В России изобрели самовар в 18 веке. Его изготовляли на Урале, а потом началось массовое производство самоваров, особенно в Туле. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как матрёшка, балалайка, хохломская расписная посуда.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец-самовар.

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку!

- Какие поговорки о чае вы знаете?

1. Выпей чайку - позабудешь тоску.

2. С чая лиха не бывает.

3. Если чай не пьёшь, где силы берёшь?

4. Чаю напьюсь - силу наберусь.

5. Чай пить - не дрова рубить!

6. Чай пью - на милого смотрю.

7. Чай пей - варенья не жалей.

8. Чай пить - приятно жить.

9. Чаем угощаю - здоровья желаю.

А вот и чай пожаловал

Горячий

Бодрящий,

Пей с вареньем

Для хорошего настроения!









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слово о земле русской

Автор: Одениязова Маринат Хамидуллаевна

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Откуда пошла земля русская. "
    ["seo_title"] => string(30) "otkuda-poshla-ziemlia-russkaia"
    ["file_id"] => string(6) "111941"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408091229"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Истоки земли русской. "
    ["seo_title"] => string(21) "istoki-ziemli-russkoi"
    ["file_id"] => string(6) "111943"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408091589"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация для урока :"Откуда пошла земля русская." "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-dlia-uroka-otkuda-poshla-ziemlia-russkaia"
    ["file_id"] => string(6) "111944"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408092073"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Герои земли Русской "
    ["seo_title"] => string(21) "gieroi-ziemli-russkoi"
    ["file_id"] => string(6) "216782"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433151376"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "викторина "Рюриковичи - правители земли русской" "
    ["seo_title"] => string(48) "viktorina-riurikovichi-pravitieli-ziemli-russkoi"
    ["file_id"] => string(6) "162084"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422298763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства