kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Славный город Городец

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное мероприятие для учащихся старших классов по нравственно-патриотическому воспитанию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Славный город Городец»


СЛАВНЫЙ ГОРОД ГОРОДЕЦ

Цель:

Обеспечение взаимосвязи эмоционального, когнитивного и деятельностного компонентов в нравственно – патриотическом воспитании старших школьников средствами приобщения к народным традициям.


Задачи:

Воспитательные:

  • формирование патриотических чувств: чувства гордости за достижения малой Родины и своих земляков;

уважение к историческому прошлому своего народа;

бережного отношения к народной памяти и национальным культурным традициям.

  • формирование нравственных чувств через восприятие духовного наследия народа.

Образовательные:

  • закрепление и накопление знаний и представлений об исторических традициях родного города, труде людей;

  • активизация имеющихся знаний;

  • практическое усвоение лексических средств языка ;

  • формирование навыков связанного и правильного изложения мыслей в устной форме.

Коррекционные:

  • обогащение словарного запаса, уточнение и сферы употребления слов;

  • обогащение речи детей меткими выражениями стихотворных форм;

  • автоматизация правильного звукопроизношения и фонетического восприятия;

  • овладение культурой речевого высказывания;

  • развитие связанной речи.

Развивающие:

  • развитие представлений патриотического характера, наиболее актуальных для детей данного возраста.








О.Широких

Городец


Там где по веснам без умолку

Бьёт жаворонка бубенец,

Глядится в плёсы синей Волги

Старинный город Городец.


Там что ни дом-карниз в резьбине,

Резьбой наличники пестрят.

И жарко спеющей рябиной

Наполнен каждый палисад.


Там древность ужилася с новью:

Гудит электромачт металл,

А рядом, как спина воловья,

В крестовых соснах ратный вал.


Там много нового увидишь,

С природой, обретя союз.

Живёт на свете Малый Китеж!

Несёт веков нелёгкий груз!


И в озорном азартном гоне,

По ветру гривы распустя,

В цветах диковинные кони

Оттуда по земле летят.


Нижегородское Заволжье. Прекрасный лесной край. Русскими людьми он стал осваиваться в XI –XII веках. Именно с этого времени и начинается история Городца.

В 1152 году, потерпев неудачу в борьбе за Киевский стол, князь Юрий Долгорукий со своей дружиной возвращался домой. И перейдя через Волгу там, где впадает река Унжа, Юрий Долгорукий дошёл до селища Малый Китеж («китеж»- марийское слово, обозначает «пришелец», «бродяга»).

С крутого обрывистого берега до самого горизонта открывались широкие просторы, покрытые густыми дремучими лесами, снизу величаво несла свои воды Волга.

Князю очень понравилось место: крутой берег, густые леса - очень удобно обороняться от врагов - и велел он построить здесь город, который назвал Городец - Радилов, Городец на Волге (Волга в древности называлась Ра).

Место для городской крепости было выбрано с умом: высокая гора круто спускается к Волге, и этот спуск дал возможность ограничиться по берегу лишь ничтожными укреплениями в виде острога, а настоящая защита нужна только с востока, и с востока новый город начали спешно строить.

Создание города - крепости было необходимо для защиты восточных границ Ростово-Суздальского княжества от умных, сильных и коварных врагов - волжских болгар, которые совершали дерзкие набеги на русские земли.


Город состоял из двух частей - детинца и посада. И в первую очередь был сооружён детинец- резиденция князя, которая была окружена дубовым частоколом, укреплена земляным валом и рвом. (Оборонительный вал является единственным связующим звеном далёкого прошлого и настоящего. Вал тянется на 1,5 км, высота его сейчас от 5 до 7 метров, а глубина рва от 4 до 6 метров. Местами вал порос соснами.)

Город рос быстро. В 1186 году городчане уже принимают участие в походе на Восток, в 1216 году они выставляют целый полк. Городец становится центром удельного княжества.

Город живёт полнокровной жизнью, расширяется, посадским людям уже тесно на прежнем месте, ограниченном валом, они начинают расселяться к югу от него и здесь ещё раз роют ров и насыпают вал. Они торопятся: поползли слухи о новом, ещё более грозном враге, которого никто не в силах остановить, который всё сметает на своём пути и силы которого не исчислимы.

И этот враг пришёл. В феврале 1238 года войска хана Батыя взяли, разгромили и сожгли Городец.

(Забегая вперёд, скажу, что через год, в 1239 г., набег был повторен).

1238 год. Не словами, а слезами и кровью, по словам летописцев, следовало бы описывать небывалое и жестокое нашествие монголо - татар, полчища, которых двинулись на Русь, истребляя всё на своем пути. Захватив Владимир, где в это время не было великого князя, отряды рассыпались по окрестностям в поисках его.

Один из отрядов двинулся в сторону Городца - Радилова и обложили город. Всё погибло в пламени. Немногие уцелевшие жители спаслись бегством в заволжских лесах, большая часть городчан попала в плен.

Историческая быль о разорении Городца - Радилова и битве Георгия Всеволодовича (внука Юрия Долгорукого) с татарами облечена народом в поэтическую форму сказания о невидимом граде Китеже и озере Светлояре.

Давно это было, люди уже и не помнят, когда. Наверное, с этой поры много сотен лет прошло…Так вот, в те далекие времена и был построен в дремучем лесу на высоких горах, что стояли над красивым и тихим озером, город Большой Китеж. Строился он князем Георгием Всеволодовичем после того, как был уже воздвигнут на Волге Малый Китеж (Городец).



И едва только закончили каменщики да плотники постройку теремов и белоснежных храмов Большого Китежа, как пошёл на Русь нечистый Хан Батый со своими злыми соплеменниками. Докатилось войско татарское до волжского Китежа и начало осаждать город со всех сторон. Стойко сражались русские воины, но сил у них было мало. Одолели враги защитников города. Взял Батый Малый Китеж и к Большому устремился…Татары устремились в Большой Китеж, но на глазах произошло дивное чудо: город начал медленно опускаться вниз, хлынула вода… Под озеро, под холмами скрылся от врага гордый русский город, жители которого не желали сдаться на милость врагу.



Как только радиловцы, которые скрывались в заволжских лесах, заслышали, что татары ушли, они со всех сторон начали стекаться на пепелище. Гордец был отстроен заново. Вместе с городом был возобновлён и Фёдоровский монастырь.


В Фёдоровском монастыре скончался Александр Невский (внук Юрия Долгорукого). Брат его Андрей Ярославович - городецкий князь - вступил в борьбу с татарами. Хан Берке пришел в ярость и решил двинуть на Русь триста тысяч своих воинов. Александр Невский, чтобы предотвратить эту беду, с опасностью для жизни отправился в Орду. Летописец скудно излагал известия об этой поездке Александра Ярославовича, Но факты говорят сами за себя. Карательный поход на восставшую Русь не состоялся. Умолил ли князь хана, задарил ли дарами его жён и сановников - не известно. Однако Русь была спасена от набега. Сам Александр во время зимовки в Орде разболелся, и тогда его отпустили восвояси.

Долгим его был путь вверх по Волге. С волнением вступали князь и его спутники в русские пределы, а вскоре «доиде и Новгорода Нижнего и пребыв ту мало и иде на Городец». Силы покидали князя, красоту и здоровье его точно сглазили в Орде, точно ядом напитали приспешники хана изнемогающую плоть.

В Городце князь Александр впал в ещё больший недуг. В 14-й день ноября, когда на Заволжье опустилась лёгкая снежная пороша, князь почувствовал приближение смерти. В келье Фёдоровского монастыря Александр Ярославович решил принять постриг и обратился к игумену Фёдоровского монастыря со следующими словами: «Отче, се болен есмь вельми…Но чаю себе живота и прошу у тебя пострижения.» Великий князь принял иночество и получил новое имя Алексий. Родственники и соратники полководца встретили это его решение с рыданиями и отчаянием. Угасающий схимник, как рассказывает предание, открыл глаза и тихо произнёс: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостью».

Поэт А.Майков так рисует последние мгновения прославленного полководца:


Ночь на дворе и мороз.

Месяц- два радужных светлых венца вкруг него…

По небу словно идёт торжество;

В келье же игуменской зрелище скорби и слёз.


Тихо лампада пред образом Спаса горит;

Тихо игумен пред ним на молитве стоит;

Тихо бояре стоят по углам,

Тих и недвижим лежит головой к образам

Князь Александр чёрной схимой покрыт…

Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!

Слышится в келье порой лишь болящего бред.


Тихо лампада пред образом Спаса горит…

Князь неподвижен лежит…

Словно как свет над его просиял головой-

Чудно лицо озарилось красой,

Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело-

И, закрыв, возгласил: «Наше солнце зашло»!

Тело было перевезено во Владимир и погребено в Успенском соборе. Через сто с лишним лет, в 1381г., мощи великого князя были признаны нетленными и положены во Владимирском Богородицком Рождественском монастыре, а при Петре I, 30 августа 1721г., перенесены в Петербург в посвящённую князю Александро- Невскую лавру.

А в нашем городе спустя много веков был поставлен памятник.

А молодой городецкий поэт Александр Тимофеев посвятил А.Невскому стихотворение.


Александр.

Средь битв лихих мужают рано люди.

Своих героев свято чтит народ,

Потомков благодарность вечной будет

И память их века переживёт.


Двадцатилетний юный Ярославич

В бою жестоком разгромил врага

И имя гордое своё прославил

Там, где в залив спешит Нева – река.


Он славы своих предков был достоин,

Юнцом, взойдя на Новгородский трон.

А дальше – было озеро Чудское

И войско крестоносцев подо льдом.


Но не за славой шёл на битву Невский,

Не ждал наград великих для себя,

Не хвастал он своей отвагой дерзкой,

А бил врага, Русь горячо любя.


Князь Александр, святой и благоверный,

Заступник вечный за родную Русь!

Вся жизнь твоя явилась нам примером.

Я – тёзка твой, и этим я горжусь!


Как уже было сказано, после сожжения Городца в 1238 и 1239 гг., город, как волшебная птица Феникс, возродился из пепла. Но мирная жизнь продолжалась всего 170 лет. В 1408 г. судьба Городца и как города и как крепости была решена: хан Едигей «подойша к Городцу и город взяша, огнём подогша весь…»город фактически перестал существовать и в летописях стал называться «пустой Городец».

Лишь в XVI веке снова в летописях появляется запись о Городца. Но вXVIвеке Городец является незначительным вотчинным владением; и только с XVII века в нём начинает оживляться экономическая деятельность, возрождаться старые промыслы. В 1620 году половина Городца была пожалована царём Михаилом Фёдоровичем Романовым князю Лобанову-Ростовскому, а другая - дочери Бориса Годунова царевне Ксении. Екатерина II дарит Городец, начавший к этому времени именоваться селом, своему фавориту Григорию Орлову, который продаёт его своему брату Алексею, а тот через некоторое время перепродаёт это поместье графу Панину и княгине Волконской.

Городец постепенно обретает силу, становится культурным и торговым центром округи, но по-прежнему именуется селом.


В связи с быстрым развитием в России морского и речного флота в конце XVII века (при Петре I) Городец становится одним из центров судостроения. Здесь, где Волга, далеко врезаясь в берег, образовала удобный затон, были построены большие верфи.

Направляясь по Волге в Астрахань для закладки порта, Пётр I посетил в 1722году городецкие верфи. Работавшие на них плотники понравились ему своим мастерством, и он вызвал их на постройку военных кораблей в Преображенское.


От древних ладей через кладнушки, подчалки и уже позднее расшивы, беляны, городецкое судостроение к началу XIX века пришло к баржам, дебаркадерам. Хозяев-судостроителей в Городце было много. Одни строили баржи и дощаники, другие- пароходы.

Пила, топор, долото и рубанок – грубый плотничий инструмент, в руках умельцев творили чудеса. Рассказывают, что якобы ещё в 1888году по заказу нижегородского пароходчика Гордея Чернова в Городце была построена уникальная наливная баржа грузоподъёмностью в миллион пудов (16 млн. кг). Баржу благополучно отбуксировали в Баку, налили нефтью, но морская полиция не решилась выпускать её в море.

Волга и близость Нижнего Новгорода способствовали развитию торговли. Купцы скупали рожь, пшеницу в разных городах России, свозили в Городец, который стал крупным хлебным центром.


С самого основания Городца его жители готовы были постоять за свою независимость, не раз они поднимались на защиту своего Отечества: в XIII-XIV веках защищались от монголо-татар; в начале XVII столетия, когда русский народ выступил против польских интервентов, городчане мужественно сражались в партизанских отрядах с иноземными захватчиками; активное участие принимали жители Городца и в народном ополчении Минина и Пожарского 1612 года.

В Отечественную войну 1812 года, как и 200 лет назад, русский народ поднялся на защиту

Отечества.

В грозные дни 1941 года многие жители Городца ушли на фронт. Танкист В.А.Галанин уничтожил десятки фашистских захватчиков, в одном из боёв он геройски погиб.

И именно им, защитникам земли городецкой, посвятил своё стихотворение В. Рубушков.


Песнь о Городецкой земле.

Я - радиловский, я - городчанин.

Шириной в ладонь мой меч.

На защиту земли я встану-

Лишь услышу о помощи весть.


Злой иззубренной саблей махая,

То приветлив, а то жесток

Из-под лисьего малахая

На меня глядит Восток.


И в упор, опустив забрало,

Смотрит Запад - извечный враг.

Вот уже труба заиграла,

До войны - один только шаг.


Меч в руке, и на бранном поле

Я привык стоять не клонясь!

Но великое слово о мире

Вновь привёз из Орды наш князь.


Замираю на полдороге,

Отчий край заслонив собой,

Затихает голос тревоги

И труба играет «отбой».


Отхожу, кольчужный и рослый,

Раздвигая орешник плечом.

И рублю вековые сосны

Боевым своим топором.




Интересно прошлое Городца.


Оно сохранилось и в архитектурном облике каменных купеческих домов, в ажурных кружевах навесов, в ажурных, из просечённого железа, дымниках. Небольшие улочки, крутые узкие съезды, мостики через глубокие овраги придают Городцу своеобразие.

Своеобразны и промыслы Городца.


РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ.


Как я говорила, в XVII веке начинают возрождаться промыслы. Старинные промыслы.

Одним из таких промыслов является «ГЛУХАЯ» ДОМОВАЯ РЕЗЬБА. Дома, украшенные «глухой» резьбой можно увидеть на улицах Горького, Новой, в Нижней слободе, а также в близлежащих деревнях. «ГЛУХАЯ» ДОМОВАЯ РЕЗЬБА существует только в Городце. Сюжетами для украшения наличников на домах служат и фантастические девы-птицы, и сирены, и львы, гривы которых подобны солнцу, и русалки-берегини, которых в Городце называют «фараонки». Имена талантливых городецких мастеров – резчиков А.С.Нестерова и Ф. Д. Стрючкова сохранились до нашего времени. Особенно интересным и самобытным является творчество мастера домовой резьбы Василия Фёдоровича Колпакина, который стал подлинным новатором в этом виде народного промысла. Наряду с традиционными изображениями льва, русалки, птиц у него встречаются сюжеты, взятые из народных сказок: трёхглавый Змей Горыныч, Елена Премудрая на Сером волке, три девицы под окном…


В Городецком краеведческом музее хранятся прекрасные образцы резьбы по дереву – карнизные доски, наличники, а также предметы крестьянского быта: ткацкий стан, вальки, деревянная посуда – чашки, ложки, солонки…Так же там есть собрание резных ПРЯНИЧНЫХ ДОСОК и резных и расписных ДОНЕЦ.









ПРЯНИЧНЫЕ ДОСКИ.

Когда возник пряничный промысел в Городце установить трудно. Вероятно, в XVII столетии, т.к. в писцовой книге, относящейся к концу века, отмечено пряничное производство, но расцвет наступает лишь в XIX столетии. Развитие промысла связано с переводом Макарьевской ярмарки, этого мощного всероссийского торжища, из Макарьева в Нижний Новгород.

«Городецкие жители занимаются…печением пряников, которые славятся во всём Поволжье и Восточной России и расходятся в Пермскую, Оренбургскую губернии и даже на Дон»,- писал в 1862году Н.П.Боголюбов

Пряников в Городце выпекалось до тридцати сортов «различавшихся и величиной (от самых мелких, так называемых закусочных, до аршинных) и вкусом». В середине XIX столетия их выпекалось ежегодно до десяти тысяч пудов - это 160 тысяч кг.

Пряники были любимы всеми, ими не гнушались и состоятельные люди, но истой отрадой они были, конечно, для ребят из семей, дороживших трудовой копейкой. Они были недороги, вкусны и, помимо этого, приобщали к искусству, причём к искусству подлинному, а не к «искусству» конфетных бумажек. Эти красивые пряники безжалостно съедались, но в памяти ребёнка, да и не только ребёнка, навсегда оставались и будили воображение диковинные птицы, рыбы, пароходы, паровозы, цветы – то есть всё то, что выпуклым, зарумянившимся в печке орнаментом украшало пряник-гостинец.

Между тем те рельефы, которые отпечатывались на пряниках, были, к сожалению, лишь слабой копией резного штампа, их породившего. Вот в этих досках проявлялся и талант, и изощрённость руки, и фантазия резчика.

Изображения, резавшиеся на пряничных досках, были необычайно разнообразны. Здесь и птицы-сирины, и какие-то невиданные существа, и поразившая резчика действительность, преображённая им и претворённая в искусство: всадники, лошади, рыбы (стерлядь в первую очередь), петухи, гуси, павлины, а затем пароходы, только что появившиеся на Волге, паровозы с вагонами, которые можно было видеть на только что открытой в 1862году Московско-Нижегородской железной дороге. На доску наносили и чисто орнаментальные узоры, изображались также прекрасные дворцы-хоромы, существовавшие только в сказках.

Мастер не копировал натуру, он поэтически обобщал её и художественно осмысливал.














ГОРОДЕЦКИЕ ПРЯЛОЧНЫЕ ДОНЦА,

промысел, возникший в середине 18 века в окрестностях села Городец Нижегородской губернии по производству уникальных прялочных донец с резьбой и инкрустацией мореным дубом.

«Донце- дощечка на которую садится пряха, втыкая на неё гребень». В.И.Даль.

Ю.Адрианов

Городец и хохлома.


Городецкое донце

В светлый праздник оконце:

Глянь – улыбка проснётся у

У тебя на лице.

Словно мёд из бидонца

Льётся жёлтое солнце,

Льётся жёлтое солнце

В городке Городце.


Вдоль Узолы избушки,

Как соседки – подружки,

Как певуньи – вострушки,-

Озорство, кутерьма…

Посыпались стружки

У ложкарской баклушки

На ладошке у ложки

Расцвела Хохлома


Окрылённые сказки,

Озарённые краски,

Здесь ни слова сказать,

Ни пером описать!

Ходят светлой тропою

Городец с Хохломою

И счастливее пары

На Руси не сыскать!


Народные умельцы украшали донца резьбой и росписью. Ведь прялка была верной спутницей крестьянки всю жизнь. Часто прялка была подарком жениха своей невесте, отца – дочери, мужа – жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и на удивление. Прялка передавалась по наследству, её берегли, хранили.

Городецкая прялка имеет свою особенность – она состоит из двух разъёмных частей: донца с копылком или «головкой» и гребня, на который надевали кудель. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В Городце при изготовлении донец пользовались своеобразной и очень редкой техникой выемчатой резьбы и инкрустации: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующие по форме углубления; вставки были сделаны из морёного дуба и рельефно выделялись на светлой поверхности донца.

Дуб для инкрустации добывался тут же в реке, на дне которой дубовые кряжи пролежали не одно десятилетие и, потемнев от воды, приобрели иссиня-черный цвет. Выловленная в реке древесина становилась пригодной к работе только после нескольких лет просушки на свежем воздухе. Сердцевинную часть дубовой колоды мастера кололи на тонкие, примерно пятимиллиметровые пластинки, из которых ножом вырезались вставки. И в композиции будущего донца эти вставки — кони, птицы, мундиры солдат, фраки кавалеров, юбки и головные уборы дам — являлись центральными элементами. Дальше мастер намечал будущий рисунок, накладывая вырезанные фигуры на заранее подготовленное донце и очерчивая их карандашом. Композиция, как правило, располагалась в два-три яруса, разделенных резными орнаментальными полосами. По нанесенному контуру долотом выбиралась выемка на толщину вставок, которые крепились дубовыми шкантами. Место для отверстий под шканты выбиралось с учетом рисунка, например на конской сбруе, что придавало дополнительную декоративность изделию. После закрепления дубовых фигур мастер контурной резьбой наносил детали рисунка, обозначая отдельные элементы скобчатыми порезками. Завершалась работа выполнением орнаментальных полос, объединяющих ритмичным геометрическим узором все части рисунка. Для украшения «головки» донца сложился устойчивый тип композиции: фигура коня с одной стороны и птицы — с другой. Среди сюжетов, разрабатываемых в резных донцах, наиболее часто встречаются кони у сказочного дерева, всадники, выезд с каретой или коляской, генерал на коне, а под ним — шеренга солдат. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложными инструментами, народные умельцы превращали донце в картину, декоративное панно. Такое оформление городецких прядильных досок возникло во второй половине XVIII века.

Богаче и выразительнее стали донца, когда мастера применили ещё и подкраску. Яркое сочетание жёлтого фона с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делали донце очень нарядным.

Пряха сидела на краю доски, поэтому основное изображение было вверху донца, около копыла, в который втыкался гребень. И вот в этом месте и вырезался сюжет, имеющий очень древнее происхождение.

1)Два симметрично расположенных всадника, вздыбивших своих коней перед деревом – цветком, над верхушкой которого парит птица, на ветках дерева иногда сидят птицы, а в ногах лошадей или по краям композиции изображаются собаки, облаивающие дичь.

2)Второй очень распространённый сюжет – это мчащаяся карета с женскими фигурами, сидящими в ней, с лихим кучером, с лакеем на запятках – возможно, это попытка отразить жизненные впечатления.

3)Наконец, третьим, так же распространённым сюжетом было изображение

воинственного всадника на вздыбленной лошади.


Но необходимость увеличения производства прядильных донец, натолкнула мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. И со второй половины XIX века инкрустация была заменена резьбой с подкраской, а с 1870 года преобладает живописная манера украшения.

О том, как появилась городецкая роспись, есть даже сказка.



Сказка про городецкую роспись.

Однажды, давно – давно, шёл странник. Шёл он долго. Шёл тёмными лесами и широкими полями. Бывало ему и холодно, и жарко. И люди ему всякие в пути попадались.

И вот забрёл он как-то в дремучий лес. Время было позднее, и решил странник уже устраиваться на ночлег, как вдруг мелькнул вдалеке огонёк. Пошёл он на огонёк и вышел на поляну, и увидел небольшую деревеньку. Постучал в крайний дом, попросился на ночлег, пустили его люди добрые. Накормили, напоили, спать уложили. А утром собрали всей деревней ему с собой в дорогу котомку еды. И так понравились страннику добрые люди, что захотел он их чем-нибудь отблагодарить и сказал, что видел ночью в лесу цветок. Цветок не простой, а волшебный – кто его найдёт, будет счастлив всю жизнь. Сказал и ушёл, а жители дружно отправились в лес волшебный цветок искать, но ничего не нашли. То ли пошутил странник, то ли цветок уже отцвёл, но, вернувшись обратно в деревню, решили люди сами этот волшебный цветок нарисовать. И рисовать они его стали везде – и на посуде, и на мебели, потому что им хотелось, чтобы счастье у них было всегда. И действительно жили они счастливо.

Деревня та называлась Городец, а роспись стала называться городецкой.


(цветы – розан большой, розан малый, купава, бутоны, листья)


Технология росписи городецких донец была несложной. Сначала делали заготовку – «белье». Затем сторона доски, предназначенная для раскраски, покрывалась тонким слоем мела, смешанного с клеем, т.е. наносился «левкас». Размашистыми узорами кисти, безо всякой предварительной разметки наносились цветные пятна. Затем вырисовывались цветы и фигуры. Когда орнамент и сюжет были готовы, их разживляли белилами. Наконец, живопись покрывали олифой.

Основные цвета городецкой росписи - красный, жёлтый, синий, зелёный, белила и сажа.

Но краски смешанные или разбелённые давали дополнительные оттенки: розовый, оливковый, красно-коричневый, голубой, вишнёвый.

Расписные донца отличаются большим разнообразием сюжетов. Известный мастер Г.Л.Поляков любил изображать на своих донцах батальные сцены из русско-турецкой войны, участником которой он был: «Взятие Карса», «Сражение под Адрианополем» и другие.

Другой мастер, И.А Мазин, изображал катание на троке, свадебный пир, сцены на сенокосе, в гостях у тёщи.

На донцах у И.К.Лебедева преобладают сцены из мещанского быта: дамы в нарядных платьях, кавалеры в модных сюртуках.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После первой мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий — шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.

Но в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, всем стало не до Городецкой росписи и о ней на какое-то время забыли. До 50-х годов.









О.Широких

Городецкая роспись.

(посвящается А.Е.Коновалову)


Умирала такая сказка,

Угасали жаркие краски.

Опускались лебяжьи крылья

Грустно явь порастала былью.

И окрест, по всему Узолью,

Разлилась безысходной болью.


Но явился добрый кудесник,

Из загорья ли, из залесья.

Оживил он добрую сказку

И зажёг угасшие краски.

А расцветшие крылья птичьи

Он вложил в ладони девичьи.

И порхают они лучисты,

В их руках волшебные кисти.

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный городецкий живописец А. Е. Коновалов, он сыграл очень большую роль в возрождении городецкой росписи.

Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи — шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

Аристарх Евстафьевич более 30 лет был главным художником фабрики «Городецкая

роспись».

За это время на фабрике обновился ассортимент продукции: выпускаются расписные

игрушки-качалки, детская мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду.

Хотя изменилось функциональное назначение городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы — длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы. Детали в орнаменте стали мельче, а сам рисунок более компактным.





О.Широких


Вот возьму, да и выложу

Всё как есть без утайки

Про зелёные крылышки

У одной в птичьей стайке.


С грудкой ярко-оранжевой

Из-под рук мастерицы

Разнаряжена радужно

Вылетает та птица.


Вылетает уверенно

К добрым людям навстречу,

Разноцветными перьями

Осыпая Поречье.


В незатейливом вымысле

Чувств распахнутых россыпь,

Их на белый свет вынесла

Городецкая роспись.





















ГОРОДЕЦКАЯ ВЫШИВКА.


Говоря о городецких промыслах, нельзя не рассказать о вышивке.


С незапамятных времён душевной потребностью и бытовой необходимостью была для русской женщины вышивка. Ею украшались одежда, предметы быта и убранства жилища.

Вышивка Нижегородской области, традиционно отличающаяся необыкновенным многообразием технических приемов.

Старейший ее вид, пришедший в Нижегородский край в XVII веке вместе со старообрядцами и прямо продолжающий традиции древнерусского шитья, — золотая вышивка(золотная вышивка), широко бытовавшая в Арзамасе и селе Лысково с окрестными деревнями. В отличие от торжокской вышивки, нижегородское золотое шитье не имело сложной фактурной разработки поверхности. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы, платки и косынки.

Наиболее распространена в Нижегородском крае мережка - белая строчка — ажурная вышивка, иногда в добавлением цветного контура, которой украшали изделия из холста: полотенца, подзоры, рубахи и др. Крупные формы узора заполнялись разнообразными строчевыми разделками в виде мелких звезд, кружков, сеток, петелек и т. д. Особенно часто в строчевых узорах встречаются изображения птицы-павы, барса, крупных стилизованных цветов с отходящими от них плавными бегами и узорными листьями. Во второй половине XIX века пышные узоры, напоминающие золотошвейные мотивы XVI-XVII веков, сменили натуралистические рисунки с изображением роз, лилий, шиповника, заимствованные из печатных изданий. Центрами производства строчевых изделий с растительными узорами были Городецкий, Балахнинский и Макарьвский уезды. Мастерицы Городца использовали самую разнообразную технику.

Красотой и совершенством отличались платки с многоцветным тамбурным узором. Белая и цветная гладь применялись при украшении подзоров, скатертей, полотенец, накидок.

Торжественностью пышностью выделялось золотое шитьё, которым выполнялись целые части женского праздничного костюма или отдельные детали к ним. Применяли мастерицы и бисерное шитьё, сложность и трудоёмкость которого не уступала древнерусскому шитью жемчугом.

Иногда строчка сочеталась с белой гладью, выполненной плотным высоким настилом. Мотивы из цветов, листьев, бутонов на гибких стеблях, дополненные прорезями, заполненными тончайшими строчевыми разделками, составляли изящный узор, идущий по краю рукава женских рубах. Белая гладь, по стилю перекликающаяся с мстерской вышивкой, была широко распространена в Городецком уезде. Она применялась для отделки женских рубах, головных платков, подзоров, наволочек, накидок и т. д.

Особого развития вышивальные промыслы Нижегородской губернии достигли во второй половине XIX века. В это время в Городецком и Балахнинском уездях вышивкой занималась половина женского населения. Особенно много производилось строчевых изделий, пользовавшихся устойчивым спросом в городе. Под его влиянием мастерицы овладевали новыми видами вышивки, такими как «филе-гипюр» (вышивка по плетеной сетке), «японская строчка» (геометрический орнамент строится из отдельных квадратов).

Изделия нижегородских вышивальщиц с успехом экспонировались на российских и международных торгово-промышленных выставках в Нижнем Новгороде, Париже (1896 и 1900 годах).

В первые послереволюционные годы вышивальщицы стали объединяться в артели, наиболее крупными среди которых были объединения в Городце («Швейник», 1928), Лыскове («Красная игла», 1929) и др. К 1940 году число артелей достигло одиннадцати.

Мастерицы артелей широко использовали старые традиционные швы, однако наиболее распространены были так называемые «горьковские» («нижегородские») гипюры — своеобразный вид вышивки по продернутой сетке с большой ячейкой и разнообразными разделками, образующими ажурный узор в виде снежинок, звезд, ромбов, колец, елочек, цветочных розеток и др. В 1930 году В. Т. Куликовой и М. А. Самохваловой были разработаны новые швы и орнаментальные формы, в которых сочетаются геометрические и растительные мотивы. Наиболее популярным из них стала небольшая розетка ромбической формы, которая называется «цветок».

Главным центром нижегородской вышивки остается Городец. Организованная в 1928 году артель «Швейник» в 1960 году была преобразована в Городецкую строчевышивальную фабрику. С начала 1950-х годов в производстве стали применяться вышивальные машины, на которых выполняется обвив сетки. Узорные же разделки оформляются, как правило, вручную, реже — на машинах.


Подойдя к концу нашего занятия, хочется узнать, как внимательны вы были (Радилов, Ра, Невский, 1152 год, Коновалов А.Е., донце, Малый Китеж, Большой Китеж, Ю.Долгорукий, резьба: фараонки, кони, львы, русалки-берегини).











Список литературы.

  1. И.А.Кирьянов «О древнем Городце».

  2. Ю.Г.Галий «Фёдоровский монастырь».

  3. В.Макарихин «Повествование об Александре Невском».

  4. А.Е.Коновалов «Городецкая роспись».

  5. М.П.Званцев «Заволжье».

  6. А.Н.Еранцев «Сладкий промысел».

  7. Н.Ф.Филатов «Городец на Волге XII-XIXвеков».

  8. И.Климин «От деревянных речных, до морских железобетонных».

  9. Буклет «Городец».

  10. Каталог изделий «Городецкая роспись


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Славный город Городец

Автор: Дёмина Марина Анатольевна

Дата: 31.05.2016

Номер свидетельства: 331731

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Искусство Городца. Роспись разделочных досок. "
    ["seo_title"] => string(46) "iskusstvo-gorodtsa-rospis-razdielochnykh-dosok"
    ["file_id"] => string(6) "104837"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402761526"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока "Городецкая роспись" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-gorodietskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "176292"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424383986"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока на тему "Городецкая роспись". "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-gorodietskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "215404"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432664333"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "ИЗО 5 класс "Городецкая роспись""
    ["seo_title"] => string(28) "izo5klassgorodietskaiarospis"
    ["file_id"] => string(6) "292128"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455216974"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Сценарий праздника в 3 классе "Народные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(58) "stsienarii-prazdnika-v-3-klassie-narodnyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "193235"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427616449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства