Система внеклассных занятий, направленных на развитие у младших школьников навыков сотрудничества со сверстниками
Система внеклассных занятий, направленных на развитие у младших школьников навыков сотрудничества со сверстниками
Значимость работы, направленной на развитие навыков сотрудничества подчеркивается ФГОС НОО. Согласно данному документу большое внимание в начальной школе следует уделять формированию такого компонента личностного результата образования как развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. К числу метапредметных результатов начального общего образования относятся готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества[3]. Приведенные фрагменты требований к результату начального общего образования подтверждают значимость целенаправленного развития у младших школьников навыков сотрудничества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Доклад
РазвитиеФормирование навыков сотрудничества у младших школьников посредством организации внеклассных занятий
Исполнитель:
Соколова А.Э.,
студентка 4 «А» группы,
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Камышлов, 2015
План
1. Актуальность темы направленной на развитие навыков сотрудничества у младших школьников.
2. Ученые теоретики, работающие в сфере коммуникативных УУД.
3. Анализ определения понятия «сотрудничество».
4. Анализ определения понятия «внеклассное занятие» и его особенности.
5. Структура внеклассных занятий направленных на развитие навыков сотрудничества у младших школьников.
6. Ученые теоретики, занимающиеся в сфере развития навыков сотрудничества.
7. Отличительные признаки внеклассных занятий направленных на развитие навыков сотрудничества у младших школьников.
8. Планируемый результат, после проведения внеклассных занятий.
9. Показатели оценки эффективности системы внеклассных занятий.
10.Вывод.
11. Список использованной литературы
С поступлением ребенка в школу резко меняется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. Именно в этот период происходит формирование личности. От того насколько легко ребенок будет общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность. Именно в этот период закладывается умение брать на себя ответственность за свое взаимодействие с окружающими и правильно выстраивать общение, устанавливать отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения, отношений в совместной деятельности[4].
Значимость работы, направленной на развитие навыков сотрудничества подчеркивается ФГОС НОО. Согласно данному документу большое внимание в начальной школе следует уделять формированию такого компонента личностного результата образования как развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. К числу метапредметных результатов начального общего образования относятся готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [1:2].
Исследованию отдельных аспектов по формированию навыков сотрудничества у младших школьников посвящены работы многих ученых: М.С. Соловейчик, Л.И.Божович, Г.М. Андреева, Андриенко Е.В. Г.А. Цукерман, А.Г. Асмолов, А.В. Мудрик и др.
Не смотря на это для современной школы характерны противоречия:
- между наличием огромного воспитательного потенциала внеклассных занятий и недостаточным использованием соответствующих ресурсов в процессе формирования навыков сотрудничества у младших школьников;
- между необходимостью целенаправленного, системного и систематичного формирования навыков сотрудничества у детей в процессе учебной и внеурочной деятельности и недостаточным количеством методических разработок по проблеме формирования готовности к сотрудничеству у младших школьников.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости систематической, планомерной работы по формированию у ребенка умений сотрудничать.
Цель доклада – раскрыть особенности внеклассных занятий, направленных на развитие навыков сотрудничества у младших школьников
Задачи доклада:
На основе анализа разных авторских позиций охарактеризовать определения понятия «сотрудничество».
охарактеризовать подходы к определению понятия «внеклассное занятие», их особенности и структуру.
Описать систему разработанных внеклассных занятий направленных на развитие навыков сотрудничества у младших школьников.
Определить показатели эффективности внеклассных занятий как средства развития навыков сотрудничества со сверстниками у младших школьников.
Младший школьник попадает в новую среду, общество, в котором необходимо взаимодействовать, общаться, проводить достаточное количество времени, в связи с этим возникает необходимость в детальном анализе понятия сотрудничества. Проанализировав понятия сотрудничества с разных точек зрения таких как: Е.В. Андриенко, В.А. Ефремова, В.Я.Ляудис, можно сделать вывод о том, что сотрудничество - прежде всего совместные действия, основанные на организации взаимодействия друг с другом, посредством выполнения какой-либо деятельности. В качестве педагогического условия, направленного на развитие навыков сотрудничества может выступать внеклассная работа [4].
Юрий Константинович Бабанский охарактеризовал определения понятия внеклассная работа: «Внеклассной работой называют специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся» [5].
. Особо следует подчеркнуть роль внеклассных занятий в развитии навыков сотрудничества:
во-первых, внеклассное занятия обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка;
во-вторых, оно помогает обучающимся более раскованнее вести себя, нежели чем на учебном занятии;
в-третьих, во внеклассном занятии обучающиеся включены в разнообразные виды работ, которые проводятся в форме игры, творческих работ, что обогащает личный опыт ребенка, его знания о человеческой деятельности [6].
А вот для того, чтобы внеклассное занятие прошло эффективно необходимо соблюдать его структуру:
1. организационный этап, на котором обучающиеся знакомятся с темой занятия, определяют его цели, происходит мотивация на дальнейшую деятельность;
2. основной этап, содержание которого варьируется в зависимости от занятия, его целей, темы, места в системе занятий;
3. итоговый этап, позволяющий оценить проделанную работу и ее результаты[6].
Одним из условий для формирования навыков сотрудничества у младших школьников является - система внеклассных занятий по формированию навыков сотрудничества у младших школьников.
Особо следует обратить свое внимание на цель системы внеклассных занятий развитие навыков сотрудничества у младших школьников через внеклассные занятия с использованием активных методов обучения.
При проектировании системы внеклассных занятий проанализированы работы отечественных психологов, исследующих особенности формирования навыков сотрудничества. На основе сопоставительного анализа установлено, что сотрудничество включает в себя: взаимодействие и общение, а все умения и навыки, от которых зависит эффективность сотрудничества можно разделить на 3 группы: перцептивные, коммуникативные и интерактивные умения и навыки.
Внеклассные занятия будут отличаться тем, что в них будут присутствовать работа в парах, группах, коллективная работа, также будут включаться игры, направленные на три стороны общения.
Необходимо знать, что же будет планируемым результатом, после проведения занятий - это развитие навыков сотрудничества, а именно: планирование учебного сотрудничества, инициативное взаимодействие, умение слышать и слушать друг друга, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Ребёнок осознаёт себя членом сообщества, в процессе межличностного взаимодействия у него формируется индивидуальный стиль, развиваются умения рефлексии [4].
Для оценки эффективности разработанной системы определены показатели, на основе которых можно отследить динамику развития навыков сотрудничества. Необходимо заострить свое внимание на следующих примерах: умение понимать эмоциональное состояние собеседника - показатель: на основе анализа невербальных проявлений определяет эмоциональное состояние; умение слышать и слушать собеседника - показатель: точно отвечает на вопросы собеседника; умение взаимодействовать между собой – на основе наблюдения можно увидеть, как собеседники вступают в контакт) и для отслеживания показателей были подобраны диагностические методики, которые помогут определить, как обучающиеся умеют работать в паре, группе, взаимодействовать друг с другом[6].
Таким образом, во внеурочной работе создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируются коммуникативные навыки сотрудничества, а именно: умение взаимодействовать, отвечать на поставленные вопросы, работать в паре, группе, слушать и слышать собеседника.
Список использованной литературы:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования. М.: Просвещение, 2010.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.