kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система внеклассных занятий, направленных на развитие у младших школьников навыков сотрудничества со сверстниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значимость работы, направленной на развитие навыков сотрудничества подчеркивается ФГОС НОО. Согласно данному документу большое внимание в начальной школе следует уделять формированию такого компонента личностного результата образования как развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. К числу  метапредметных результатов начального общего образования относятся готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества[3]. Приведенные фрагменты требований к результату начального общего образования подтверждают значимость целенаправленного развития  у младших школьников навыков сотрудничества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система внеклассных занятий, направленных на развитие у младших школьников навыков сотрудничества со сверстниками»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»













Доклад

РазвитиеФормирование навыков сотрудничества у младших школьников посредством организации внеклассных занятий






Исполнитель:

Соколова А.Э.,

студентка 4 «А» группы,

специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах



Камышлов, 2015




План

1. Актуальность темы направленной на развитие навыков сотрудничества у младших школьников.

2. Ученые теоретики, работающие в сфере коммуникативных УУД.

3. Анализ определения понятия «сотрудничество».

4. Анализ определения понятия «внеклассное занятие» и его особенности.

5. Структура внеклассных занятий направленных на развитие навыков сотрудничества у младших школьников.

6. Ученые теоретики, занимающиеся в сфере развития навыков сотрудничества.

7. Отличительные признаки внеклассных занятий направленных на развитие навыков сотрудничества у младших школьников.

8. Планируемый результат, после проведения внеклассных занятий.

9. Показатели оценки эффективности системы внеклассных занятий.

10.Вывод.

11. Список использованной литературы























С поступлением ребенка в школу резко меняется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. Именно в этот период происходит формирование личности. От того насколько легко ребенок будет общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность. Именно в этот период закладывается умение брать на себя ответственность за свое взаимодействие с окружающими и правильно выстраивать общение, устанавливать отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения, отношений в совместной деятельности[4].

Значимость работы, направленной на развитие навыков сотрудничества подчеркивается ФГОС НОО. Согласно данному документу большое внимание в начальной школе следует уделять формированию такого компонента личностного результата образования как развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. К числу метапредметных результатов начального общего образования относятся готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [1:2].

Исследованию отдельных аспектов по формированию навыков сотрудничества у младших школьников посвящены работы многих ученых: М.С. Соловейчик, Л.И.Божович, Г.М. Андреева, Андриенко Е.В. Г.А. Цукерман, А.Г. Асмолов, А.В. Мудрик и др.

Не смотря на это для современной школы характерны противоречия:

- между наличием огромного воспитательного потенциала внеклассных занятий и недостаточным использованием соответствующих ресурсов в процессе формирования навыков сотрудничества у младших школьников;

- между необходимостью целенаправленного, системного и систематичного формирования навыков сотрудничества у детей в процессе учебной и внеурочной деятельности и недостаточным количеством методических разработок по проблеме формирования готовности к сотрудничеству у младших школьников.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости систематической, планомерной работы по формированию у ребенка умений сотрудничать.

Цель доклада – раскрыть особенности внеклассных занятий, направленных на развитие навыков сотрудничества у младших школьников

Задачи доклада:

  1. На основе анализа разных авторских позиций охарактеризовать определения понятия «сотрудничество».

  2. охарактеризовать подходы к определению понятия «внеклассное занятие», их особенности и структуру.

  3. Описать систему разработанных внеклассных занятий направленных на развитие навыков сотрудничества у младших школьников.

  4. Определить показатели эффективности внеклассных занятий как средства развития навыков сотрудничества со сверстниками у младших школьников.

Младший школьник попадает в новую среду, общество, в котором необходимо взаимодействовать, общаться, проводить достаточное количество времени, в связи с этим возникает необходимость в детальном анализе понятия сотрудничества. Проанализировав понятия сотрудничества с разных точек зрения таких как: Е.В. Андриенко, В.А. Ефремова, В.Я.Ляудис, можно сделать вывод о том, что сотрудничество - прежде всего совместные действия, основанные на организации взаимодействия друг с другом, посредством выполнения какой-либо деятельности. В качестве педагогического условия, направленного на развитие навыков сотрудничества может выступать внеклассная работа [4].

Юрий Константинович Бабанский охарактеризовал определения понятия внеклассная работа: «Внеклассной работой называют специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся» [5].

. Особо следует подчеркнуть роль внеклассных занятий в развитии навыков сотрудничества:

  • во-первых, внеклассное занятия обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка;

  • во-вторых, оно помогает обучающимся более раскованнее вести себя, нежели чем на учебном занятии;

  • в-третьих, во внеклассном занятии обучающиеся включены в разнообразные виды работ, которые проводятся в форме игры, творческих работ, что обогащает личный опыт ребенка, его знания о человеческой деятельности [6].

А вот для того, чтобы внеклассное занятие прошло эффективно необходимо соблюдать его структуру:

1. организационный этап, на котором обучающиеся знакомятся с темой занятия, определяют его цели, происходит мотивация на дальнейшую деятельность;

2. основной этап, содержание которого варьируется в зависимости от занятия, его целей, темы, места в системе занятий;

3. итоговый этап, позволяющий оценить проделанную работу и ее результаты[6].

Одним из условий для формирования навыков сотрудничества у младших школьников является - система внеклассных занятий по формированию навыков сотрудничества у младших школьников.

Особо следует обратить свое внимание на цель системы внеклассных занятий развитие навыков сотрудничества у младших школьников через внеклассные занятия с использованием активных методов обучения.

При проектировании системы внеклассных занятий проанализированы работы отечественных психологов, исследующих особенности формирования навыков сотрудничества. На основе сопоставительного анализа установлено, что сотрудничество включает в себя: взаимодействие и общение, а все умения и навыки, от которых зависит эффективность сотрудничества можно разделить на 3 группы: перцептивные, коммуникативные и интерактивные умения и навыки.

Внеклассные занятия будут отличаться тем, что в них будут присутствовать работа в парах, группах, коллективная работа, также будут включаться игры, направленные на три стороны общения.

Необходимо знать, что же будет планируемым результатом, после проведения занятий - это развитие навыков сотрудничества, а именно: планирование учебного сотрудничества, инициативное взаимодействие, умение слышать и слушать друг друга, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Ребёнок осознаёт себя членом сообщества, в процессе межличностного взаимодействия у него формируется индивидуальный стиль, развиваются умения рефлексии [4].

Для оценки эффективности разработанной системы определены показатели, на основе которых можно отследить динамику развития навыков сотрудничества. Необходимо заострить свое внимание на следующих примерах: умение понимать эмоциональное состояние собеседника - показатель: на основе анализа невербальных проявлений определяет эмоциональное состояние; умение слышать и слушать собеседника - показатель: точно отвечает на вопросы собеседника; умение взаимодействовать между собой – на основе наблюдения можно увидеть, как собеседники вступают в контакт) и для отслеживания показателей были подобраны диагностические методики, которые помогут определить, как обучающиеся умеют работать в паре, группе, взаимодействовать друг с другом[6].

Таким образом, во внеурочной работе создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируются коммуникативные навыки сотрудничества, а именно: умение взаимодействовать, отвечать на поставленные вопросы, работать в паре, группе, слушать и слышать собеседника.


Список использованной литературы:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования. М.: Просвещение, 2010.

  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Асмолов А.Г., Солдатова А.Г. Социальная  компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий, 2009.

  4. Блонский П. П. Психология младших школьников. - М.: Изд- во Институт практической психологии, 2010.

  5. Бориснёв, С.В. Социология коммуникации: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

  6. Буняшин И.В. Теоретические аспекты организации внеклассной работы. 2009.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколова Анна Эдуардовна

Дата: 21.05.2016

Номер свидетельства: 329174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "выступление на педсовете "Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО." "
    ["seo_title"] => string(144) "vystuplieniie-na-piedsovietie-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedienii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "153932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421081217"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства