Семинар для родителей "Причины и последствия детской агрессии"
Семинар для родителей "Причины и последствия детской агрессии"
Задачей семинара является: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка; сформировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар для родителей "Причины и последствия детской агрессии"»
Семинар для родителей
«Причины и последствия детской агрессии»
Задачи:
- обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;
- сформировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.
Форма проведения –семинар.
Материалы: диагностические тесты (приложение 1 и 2), памятки для родителей (приложение 3).
Ход семинара:
I. Вступительное слово ведущего
Уважаемые папы и мамы! Нашу встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.
Возраст проявления агрессии очень помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и маленькие дети.
С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
II. Информационный блок.
Что такое агрессия?
Агрессия – это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничение, запреты или неожиданные трудности. Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.
Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства: угрозы, крики, ругань).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.п.).
У старших детей больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористою.
- Как вы считаете, это качества равнозначные? (Ответы родителей).
- Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?
Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессии детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда она принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, родителями и т.д.
Стойкая агрессия некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
Раньше считалось, что к агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
Но в последнее время участились случаи агрессивного поведения среди девочек-подростков.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств, то они в первую очередь связаны с семьёй.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает «уроки мастерства» в проявлении агрессии.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к своему ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребёнка то, что им самим в ребёнке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессия связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребёнка, что даёт возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удаётся длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессии со стороны ребёнка.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессии: расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессии расположение?
Семья помогает ребёнку:
а) преодолевать трудности;
б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;
в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.
Очень значимо для человека и наказание, если:
а) оно следует немедленно за поступком;
б) объяснено ребёнку;
в) оно суровое, но не жестокое;
г) Оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
III. Практический блок.
Диагностика (Приложение 1 и 2)
- Предлагаю вам в ходе заполнения диагностической таблицы выявить, подвержен ли ваш ребёнок агрессии?
Родители заполняют таблицу «Критерии выявления агрессивности ребёнка», подсчитывают баллы, делают выводы.
- Выше было сказано, что причины агрессии часто связаны с семьёй. Предлагаю вам проверить себя: какой вы родитель?
Проведение теста-игры «Какой Вы родитель?».Родители выписывают с экрана номера утверждений, которые используют в общении со своим ребёнком, на основании ключа проставляют баллы, подсчитывают сумму баллов, читают вывод.
IV. Подведение итогов.
Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
Ваша родительская копилка пополнилась сегодня новыми правилами, которые помогут вам, я надеюсь, в воспитании вашего ребёнка. Это «Золотые правила воспитания» и «Памятка по предупреждению детской агрессивности».
Родители знакомятся с «золотыми» правилами на экране и получают печатные экземпляры памяток(Приложение 3).
Давайте приложим совместные усилия и поможем нашим детям справиться с агрессией.
Приложение 1
Критерии выявления агрессивности ребёнка
Ребёнок
Часто
Редко
Спорит, ругается со взрослыми
Теряет контроль над собой
Винит других в своих ошибках
Завистлив, мстителен
Сердится и отказывается что-либо делать
Специально раздражает людей
Отказывается подчиняться правилам
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), и эта реакция нередко раздражает их
- Сосчитать количество ответов «часто».
Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребёнка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребёнок является агрессивным.
Приложение 2
Диагностика
Тест – игра «Какой Вы родитель?»
Выберите из данных фраз те, которые наиболее часто употребляются вами в общении с детьми.
Запишите номер фразы.
Сколько раз тебе повторять!
Посоветуй мне, пожалуйста.
Не знаю, что бы я без тебя делала?!
И в кого ты такой уродился?!
Какие у тебя замечательные друзья!
Ну, на кого ты похож (а)!
Я в твоё время!
Ты моя опора и помощница (к)!
Ну, что за друзья у тебя?!
О чём ты только думаешь?!
Какая ты у меня умница!
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
У всех дети как дети, а ты?
Какой ты у меня сообразительный(ая)!
- Поставьте около выбранного номера количество балов:
1 – 2 балла
2 – 1балл
3 – 1балл
4 – 1балл
5 – 1балл
6 – 2 балла
7 – 2 балла
8 – 1 балл
9 – 2 балла
10 – 2 балла
11 – 1 балл
12 – 1 балл
13 – 2 балла
14 – 1 балл
Результаты:
5 – 8 баллов – Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9 – 10 баллов – Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен.
11 – 12 баллов – Вам необходимо быть с ребёнком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13 – 14 баллов – Вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Приложение 3
Памятки для родителей
«ЗОЛОТЫЕ»
правила воспитания
Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
Как предупредить детскую агрессивность
1. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
2. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
3. Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте своего ребёнка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
Как предупредить детскую агрессивность
1. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
2. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
3. Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте своего ребёнка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
Как предупредить детскую агрессивность
1. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
2. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
3. Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте своего ребёнка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
Как предупредить детскую агрессивность
1. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
2. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
3. Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте своего ребёнка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.