Цель: ознакомить учащихся с ситуацией в области охраны природы, показать значимость бережного отношения к окружающему миру, воспитание навыков правильного поведения человека в природе.
(Дети встают в круг, держатся за руки, приветствуют природу)
Все вместе: С?леметсізбе к?н! С?леметсізбе аспан! С?леметсізбе ?айырымды жер!
Песня «Ту?ан жер» .
Ведущий: Осы жа?тын таби?атты туралы,а? ?айындар ?лкесі, к?кшіл ??лдерді? ж?не алтын егістері туралы к?п ?ле?дер мен ?ндер жазыл?ан. Мен Отаныма с?йсіне ?араймын, таби?атына с?йсіне ?араймын.«Не сенімен болып жатыр, анашым таби?аттым?» деп ?зіме к?п с?ра? беремін.
Воспитатель: Сегодня ребята, мы с Вами поговорим о нашей родной земле- Северо-Казахстанской области. О земле, где мы родились, выросли, где нам знаком и дорог каждый уголок.
Слайд. «Помните о мире , в этом мире» (экологические катастрофы)
Ведущий:
?мір ?ымбат ?ашан да ?рбір жан?а,
Оны ?оргау борышын, елім, онда,
Ауа – райы б?зылды жеремізді?,
?зен – к?лі тартылды елімізді?.
(Дети рассказывают под слайды об экологии)
1чтец: Вода - одно из самых главных богатств нашей области. В Северо-Казахстанской области протекает река Ишим. Она главная поилица нашего края. Неэкономное, небрежное отношение к воде, постоянное загрязнение воды сточными выбросами приводит к появлению различных заболевании не только среди человека, но и животных. Зачастую человек сам загрязняет водоемы, берега рек, оставляя после себя мусор. Нехватку чистой воды испытывают на себе более 50% населения, особенно это заметно в сельской местности.
2 чтец: Автомобили на сегодняшний день-главная причина загрязнения воздуха в городах. Сейчас в Северо-Казахстанской области их насчитывается более 25 тысяч. Выбросы от автомобилей особенно опасны тем, что загрязняют воздух на уровне 60-90 см от поверхности земли и, особенно на участках автотрасс, где стоят светофоры. Надо отметить, что особенно много канцерогенных веществ выделяется во время разгона, т.е во время работы двигателя на высоких оборотах.
3 чтец: Загрязнение воздуха ядовитыми выбросами в атмосферу вызывают рак, нарушения работы иммунной системы, и много других заболевании. Это убивает около трех миллионов человек в год. Как можно быстрее надо начать разработку экологического топлива, заменить бензиновые двигатели автомобилей на электродвигатели.
4 чтец: Скудеет на глазах животный мир Северо-Казахстанской области. Из года в год браконьерство растет в нашей области. Из 835 животных Казахстана 22 вида занесены в Красную книгу республики, из 500 видов птиц- больше сотни, из 6000 видов высших растений 400 видов признаны исчезающими.Многие таких животных, как лось, европейская норка, куница, пятнистая косуля увидишь в лесах нашей области очень редко, а белого журавля, кудрявого пеликана, лебедей, казарок, гагар практически невозможно, а ещё лет 10-20 назад этих птиц местные жители часто наблюдали на водоёмах области.
5чтец: Еще лет 50 назад Северо-Казахстанская область считалась самая озеленелая во всем Казахстане. Сегодня на замену вырубленного леса происходит пополнение молодыми саженцами только 10%.А ведь лес это не только животный и растительный мир, это ещё чистый воздух. А сколько молодых деревьев гибнут в лесном пожаре, или в канун Новогоднего праздника. Помните люди, вырасти одному дереву, требуется 30-50-70 лет, а погубить целый лес достаточно нескольких минут.
Ведущий: Ту?ан жер таби?атты-хал?ымызды? ?лтты? ма?танышы, сонды?тан оны аялап ?ор?ау?а, оны? байлы?ын еселеп арттыру?а ?лес ?осу бізді? де азаматы? борышымыз.
Воспитатель:
Многие люди считают, что огромные вред природе приносят человеческие изобретения, но забывают зачастую, что иногда наносят вред природе своими руками.
Сценка
Ведущий:
Как-то раз в урочный час,
В прекрасный солнечный денек,
В лесок, решившись заглянуть, пришли туристы отдохнуть,
Промеж собой друзья ведут здесь разговор,
Внимательно послушай, а вдруг узнаешь ты себя.
1 ученик:
Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес рукой подать,
Закупили все подряд,
Пищу, спички, лимонад,
2 ученик:
Свежий ветер возбудит наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки,
Лес большой - он все вместит,
3 ученик
Лес, он, что ничей?
1 ученик
Ничей,
Расположимся скорей, тут уж нам не помешают
Жги, ломай, руби и бей.
2 ученик:
Урны нет.
3 ученик:
Неси в кусты, мы с природою на ты,
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки.
Вместе хором:
Мы цари , молчи, природа,
Всё здесь наше- лес и воды.
Ведущий:
Стоп ребята, оглянитесь,
Мусор весь вы соберите.
Завтра может быть опять,
вы придете погулять.
Исполнение песни:
1.Тихо, тихо возле ели,
Колокольчики запели,
Рядом около водички,
Спели песенку синички,
А потом запела речка.
Возле нашего крылечка,
Раз и мы запели сами
И друзья запели с нами.
Припев:
Это песенка про солнце,
про леса и про моря,
это песенка о море,
что хочу увидеть я.
Раз, и мы запели сами,
И друзья запели с нами,
Три, четыре шире круг,
Вся земля поет вокруг.
2.Вижу горные отроги,
Спит земля и море спит,
По неведомой дороге наша песенка летит,
Звуки в небе тают, тают, тают радость затая,
Улетают, улетают неизвестные края,
Припев-2раза
1чтец: Ал сендер білесі?дер ме к?нні? к?зінде ?ал?ан мына полиэтиленды пакеттер 5 жыл омір суреді.
2 чтец: Ал ?а?азда бес жыл
3 чтец: Картон он жыл
4 чтец:Ж?нді ?сеттер он жыл
5 чтец: Темір заттар ж?не консервалы? банкалар 80 жыл ?зенге немесе була??а ла??тылар?ан шыны ж?не полиэтеленды? пакеттер м?нгі ?мір с?реді
Ведущий:Задумайтесь люди, что мы оставим потомкам после себя.Если из года в год растет количество новых фабрик и заводов, на автотрассах появляются всё больше автомобилей, скудеет животный и растительный мир, загрязняются водоемы. Смогут ли наши дети купаться в чистой речке или просто гулять по зеленому лесу?
Воспитатель: Ребята , а что вы делаете хорошего для природы нашего края? (дети называют полезные дела)
- Біз, жазда мектеп ала?ында, лагерде г?лдер ж?не ба?та жеміс жидек ?сіреміз.
-Мы стараемся не ломать ветви деревьев.Не разрушать птичьих гнёзд.,подкармливать птиц зимой.
- В лагере когда ходим в поход или на рыбалку мы собираем после себя весь мусор.
- Сейчас многие молодые люди стараются получить специальность экономиста или юриста, но можно выучится на эколога, и боротся за сохранение флоры и фауны Казахстана,разрыбатывать новые технологии в областях охраны природы.
- А можно просто не сорить на улице. Например, когда мы гуляем мусор кидать в урны.
Песня(мотив « Мы на свет родились» ) исполняют хором-
Все берутся за руки, подпевают
1 .Мы на свет родились, чтоб природу любить,
Чтоб цветы поливать и деревья любить.
Чтоб зверей не обидеть и птиц накормить,
Чтоб чистой планету свою сохранить.
Припев:
Так давайте же реки, беречь и моря,
Чтоб ручьи на земле протекали не зря.
Чтобы воздух был чистым, прозрачной вода,
Чтоб планете родной, не грозила беда.
2. Мы хотим, чтобы вечно шумели леса.
Чтоб весною звучали в них птиц голоса.
Чтоб Ишим наш седой не робел никогда,
Чтобы солнышко всех согревало всегда.
Припев.