Ведущий.: Тебе 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле.
Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строя новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.
Чтец:
Они хотят все уничтожать,
Чем жизнь прекрасна и добра,
Всю радость мира подытожить
Бандитским взмахом топора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семейный час - "эта память всей земле нужна" »
Дети танцуют вальс
Ведущий.: Тебе 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле.
Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строя новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.
Чтец:
Они хотят все уничтожать,
Чем жизнь прекрасна и добра,
Всю радость мира подытожить
Бандитским взмахом топора.
Они ораву воспитали
Убийц, смакующих погром,
И много стран четвертовали
Кровавой свастики крюком.
С. Городецкий
Ведущий: Ранним утром 22 июня 1941 года мирную тишину городов и сел разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная.
И встала страна огромная на смертный бой, повзрослели до поры мальчики и девчонки. Многие из них со школьной скамьи с выпускного ушли на фронт.
….. Танец. Звучат слова Левитана
Жұбан Молдағалиев
Бір бассаң да, алға бас
Өжет елдің жігіті
Өшін алмай шыдар ма?
Кескілескен дұшпанын
Кесіп түспей тынар ма?
Тайынба, жолдас жауынгер,
Ел тағдыры қолыңда!
Тайынбасаң оқ пен от
Бөгет болмас жолыңа!
Халықтың ыза кегінен
Сауыт киіп сан қабат,
Жай түсер жаудың шебіне,
Жауызды өлтір саңлақ ат!
Қапы қалма, қырылсын!
Өздері қазған орына
Өздері мерт боп жығылсын!
Қасқия шап, қарсы бар
Өмірдің нұрлы таңы үшін!
Бір бассаң да алға бас,
Миллиондардың бағы үшін!
Чтец.
В свои семнадцать лет
Я встал в солдатский строй.
У всех шинелей серый цвет,
У всех – один покрой.
У всех товарищей – солдат
И в роте, и в полку –
Противогаз, да автомат,
Да фляга на боку…
Я думал, что не устою,
Что не перенесу,
Что затеряюсь я в строю,
Как дерево в лесу.
Льют бесконечные дожди,
И вся земля – в грязи.
А ты, солдат, вставай, иди,
На животе ползи…
Песня «Синий платочек» С. Наровчатов.
Огромная, обладающая победным боевым опытом немецкая армия, ведома лучшим в то время офицерским корпусом и подготовленная идейно, быстро сопротивлялась, неся огромные потери.
Я проходил, скрипя зубами, мимо
Сожженых сел, казненных городов,
По горестной, но русской, но родимой,
Завещанной от дедов и отцов.
Запоминая над деревнями пламя,
И ветер, разносивший жаркий прах.
И девушек, библейскими гвоздями
Распятых на райкомовских дверях.
И воронье кружилось без боязни,
И коршун рвал добычу на глазах,
И мстил все бесчинства и все казни
Паучий извивающийся знак.
Фашизм – это философия уничтожения и разрушения личности. Это насилие над мыслью, над любовью, над молодостью, это дымящие трубы крематориев в концлагерях, выстрелы в затылок, это отрицание совести:
Мы вошли в деревню с боем на рассвете,
Надрывался ветер. Обжигал мороз,
Нас встречали с плачем женщины и дети,
Белые от снега, желтые от слез.
Первая навстречу бросилась Наташа,
Худенькая девочка, продранный рукав,
-Я ждала! Я знала! Вот листовка ваша!
Лепетала девочка, вдруг ко мне припав.
И рукой озябшей, крохотной и липкой
Отогнеула девочка шубки отворот,
И дала мне в руки красную листовку,
Ту, что мы бросали здесь на Новый Год
Я вошел с ней в избу. Холодно и пусто,
Только ветер воет в дымовой трубе.
Ни крошки хлеба, ни листа капусты
Не оставил немец в маленькой избе.
Я узнал – фашисты увели с собою
На глазах у девочки плачущую мать,
Что недавно девочку круглой сиротою
Хмурые соседи стали называть.
А еще мне девочка робко, виновато
Сообщила, голову опустив слегка,
Что похож лицом я на родного брата,
На ее любимого брата – Василька.
Вася-Василечек, что с тобою сталось,
За Днепром, за Доном или у Двины!
Только помнит девочка, что она рассталась
С добровольцем – братом в первый день войны.
Я сидел с Наташей тихий и смущенный,
Я утер ей слезы стираным платком.
Я ей хлеб намазал пожирней сгущенным
Ледяным пайковым сладким молоком.
Долго мы молчали, слова избегая,
Облитые светом жидкого огня,
А потом сказал я:
-Вот что, дорогая, с этих пор братишкой ты зови меня.
С. Васильев
Ведущий. 1) Дети войны. Они рано и быстро взрослели. 2) Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листкам. 3)Дети война – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Жамбыл Жабаев
Ленинградтық өренім
Ленинградтық өренім,
Мақтанышым сен едің!
Нева өзенін сүйкімді,
Бұлағымдай көремін.
……………
Шамы Күндей жайнаған,
Аспанға үйлер бойлаған…
Арқа тұтып алыста,
Айбыным деп ойлағам!
Жабықпағын Ленинград!
Отан әмір берген шақ.
Сап-сап қол барар
Қорғап сені ол қалар.
Жанышталар айдаһар!
Жата алмаймын төсекте,
Жаным қалай жайланар?
Құс ұйқылы көнемін,
Қайтып ұйқы көремін,
Жетсін деймін сендерге,
Жыл құсындай өлеңім,
Қаласында Лениннің,
Сайып қыран өренім…
Маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрагания, Если просто хочешь есть, это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце – все что у тебя есть, голодает. Сперва голодают, а потом умирают… Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и многие мальчишки и девчонки, которые так и остались навсегда в своем времени. Дети войны – ветераны войны.
Снова майские зори в полях зацветают,
И вдоль старых окопов плывет тишина
Там когда-то гремела большая,
Не по детскому росту война.
Бьют зенитки, и бомбы летят, завивая,
Разоренное утро и ночи без сна…
Наше детство огнем опалила большая
Не по детскому росту война.
Я родом не из детства – из войны,
И потому, наверное, дороже
Ценю, чем ты, и счастье тишины,
И каждый лишний день, что мною прожит.
Ах, если б не было войны! Сколько судеб было бы не разрушено, если б не было войны:
Все меньше остается тех, кто может рассказывать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовяьст к атаке. И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков.
Письма с фронта. Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с тем далекими годами. И пусть эти живые строки будут данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…
На улице полночь. Свет догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой,
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной… .
Мы скоро вернешься. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
И в дом только радость выйдет.
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаешь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем
И. Уткин
Письма фронтовиков
С каким нетерпением ждали скупой солдатский треугольник – сложно описать. А ведь в письмах было всякое.
ПИСЬМО БОЙЦА АБУ КАРАБАЛИНА
РОДНЫМ И РОДСТВЕННИКАМ
5 октября 1941 года
Мама, Менгеш!
Письмо Менгеш от 21 августа я получил 1 октября. Рад, что вы живы, здоровы. Я тоже здоров. Как у вас дела?
...От Нурши и Ахметжана получил по одному письму, у них всё благополучно. Дядя хотя и редко, но пишет мне. Уже месяц кака на войне. Скучаю по вас, но что дальше - враг ещё не разбит. надеюсь, что ещё будем вместе.
Какие вести от джигитов, ушедших на фронт? Вернулся ли из них ко-нибудь? Всем им привет.
Вы пишете мне очень редко. Это плохо. А мне почти некогда писать письма.
Менгеш-жан! Работай на совесть, береги мать.
ПИСЬМО ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ГЕНЕРАЛА-МАЙОРА К. А. СЕМЕЧЕНКО, РОДИТЕЛЯМ
12 октября 1941 год
Добрый день, дорогие мои папаша и мамаша! Сообщяю вам, что я жив, здоров, чего и вам желаю. Был ранен в бою, но сейчас снова на фронте и с той же энергией уничтожаю фашистких бандитов.
Вам известно, что Советское правительство присвоило мне звание Героя Советского Союза - это за бой 24 июня. У Владимира-Волынска меня уже, было, хоронили, но я, как видете, жив и сейчас неплохо действую на фронте. Прошу передать привет моим братьям, сёстрам, родным и всем колхозникам. Передайте им, что я оправдал звание война.
ИЗ ПИСЕМ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
МАНШУК МАМЕТОВОЙ
МАТЕРИ И А. К. КОЙШИГОЛОВУ
30 августа 1942 год
Ахметжан Койщиголович!
Я Вам пишу пару слов и хочу в этих словах выразить большую благодарность за оказаную помощь, благодаря которой я теперь боец, служу в рядах Красной Армии. Ахметжан-ага, много писать не о чем. Меня приняли хорошо, работаю в штабе.
Я сейчас спешу овладеть военизацией. Я ещё раз обещяю Вам оправдать доверие.
Привет товарищю Алексееву.
Хош***. С приветом Маншук.
ПИСЬМО КОМАНДИРА РОТА
ГВАРДИИ МЛАДШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА С. ХОДЖИКОВА
УЧИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 39
им.ЛЕНИНА г. АЛМА-АТЫ
24 октября 1942 года
Т о в а р и щ и!
Человек, которо воспитали, человек, который вырос и сформировался в стенах вашей школы, оказался достойным её членом. Он в первых рядах защитников Отечества отстаивал честь и славу школы № 39 им. Ленина, которая растила и растит своих славных защитников. Он был душой и сердцем своих гвардейцев-пулемётчиков, первым громил и прокладывал путь вперёд, был всегда там, где нужна была исключительная стойкость. Так, однажды с горсточкой бойцов сдерживал трое суток натиск врага, прикрывая прегрупперовку нашей части. В последнем пал на посту политрук роты. Несмотря на смертельное ранение, он доставил сквозь уроганный огонь врога сведения разведки. Он пал смертью храбрых, верных традициям героев - панфиловцев. Спасибо вам за выращенного верного сына Казахского народа. Товарищи учащиеся, чтите память своего героя, будте такими, как коммунист Рашид Ахмедов. Это светлый образ советского юноши.
Командир роты гвардии
младший лейтенант
Ходжиков
Сырбай Мәуленов
Соғыстан қайтқан солдаттар
Жаутаңдап қарап дала тұр,
Көз жасын сүртіп жаңа бір.
Хабарсыз ұлын сұрауға,
Жолыңды тосып ана жүр.
Қанша үйдің ұрлап адамын,
Қанша үйде сөніп қалды оттар.
Көрдің бе ұлын ананың,
Соғыстан қайтқан солдаттар?
Кешікпей жарым келер деп,
Төрінен сайлап орынды.
Батысқа қарап елеңдеп,
Ару жүр тосып жолыңды.
Көтерді бәрін ауырдың,
Азамат болып арды ақтар.
Көрдің бе жарын арудың,
Соғыстан қайтқан солдаттар?
Кетерде солдат жарының,
Ішінде қалған ана жыл.
«Көкемді айтпай танырмын», -
Деп бір сәби бала жүр.
Қайрылмай қалай кетесің,
Хабарсыз қалай ол тоқтар?
Көрдің бе оның көкесін,
Соғыстан қайтқан солдаттар?
Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляешь невольно
Его обманчивый уют.
Он мертв уже. Ему не больной,
А их еще … письмом убьют!
1943.
Соғыстың, қыстың ызғары
Соғыстың, қыстың ызғары
Бойымнан кетпей, боп сырқат,
Емендей жалғыз құздағы
Айналаға болдым жат.
Қайсарлықпен сыр бермей,
Отырмын қарап биікке:
Ұшқан құсқа тау көлбей,
Қиялда жортқан киікке.
Шла война и жизни уносила
За минуту десять человек.
У кого-то безымянная могила
У кого-то скромный монумент
А кому-то до сих пор война ночами снится,
Говорит он, что не видел снов страшней
Улетают в бесконечность души-птицы
С криком последних журавлей…
Песня Я. Френкеля, на слова Р. Гамзатова «Журавли»
Мало писал солдат о своих тяготах:
Ведущий. … жив, здоров, воюю. Не хотел он своим письмом огорчать родных и близких. И не о себе думал воин, глядя смерти в лицо. Отстоять Родину – вот была его главная задача.
Жизнь проходит в постоянных стычках.
Был сегодня бой, и завтра будет бой.
У меня, как и у всех, привычка
Перед боем говорить с тобой.
Чтоб потом за то, что мы в разлуке,
И за то, что Родина в огне,
Автомат держали тверже руки,
Сила б увеличилась втройне.
Ведущий. Победа нужна была всем: и тем, кто сражался на полях ВОВ, и тем, кто работал в тылу. И каждый как мог приближал ее, благодаря: мужеству, терпению, стойкости.
Ведущий. Победа в войне досталась великим трудом и колоссальными жертвами за 4 года война унесла жизни 28 миллионов человек. Это можно сравнить, как население Нидерландов, Норвегии и Сербии вместе взятых.
Песня
Ведущий. Прошло много лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается опять к суровым годам войны. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и величие человека
Люди!
Пока сердца стучатся,-
Помните!
Какою ценой завоевано счастье, -пожалуйста,
Помните!
Песню свою, отправляя в полет,-
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет,-
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года и
Жизнь наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю,-
Помните!
Наверное, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: Хватит, все сказано о ВОВ. Всего сказать не удастся никогда. Нужно помнить, помнить о бессмертных подвигах, о трагизме войны, о цене кабалёные, заплаченный нашим народом.
Это память – всей земле нужна
Если мы войну забудем
Вновь придет война!
Песня «Память»
(А Герман)
Литература: Новгородова Л.В. Письма как летопись боя («Читаем, учимся, играем» – 2008г. №12 с. 83-86)
Растегаева Н.Г. («Встречи в школьной библиотеке. Тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества». Волгоград 2009г. С. 79-96)
Ридерз Дайджест «Как это было на самом деле?» с.226-227.
А.А. Булатова: «Фронтовой привет тебе, Казахстан» (сборник писем 1974 г.)