kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русское чаепитие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие способствует возрождению интереса к чайным традициям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русское чаепитие»

ценарий классного часа – чаепития в 4 классе

Классный чай – чаепитие

Сценарий классного часа «Чай приятен, вкусен, крепок, ароматен»

Цели: сплочение коллектива, знакомство с целебными свойствами чая.

Оборудование: класс празднично украшен плакатами, шарами; оформлена выставка разных производителей чая; стол, накрытый самоваром и сладостями.

В начале классного часа проводится игра «Умная» рука.

Разложите на столе от 6 до 10 различных предметов чайной посуды (можно использовать пластиковые игрушечные чайные наборы). Играющие в течение 20—30 секунд стараются запомнить, где и как они лежат. Завяжите одному из игроков глаза, назовите два каких-либо предмета и попросите поменять их местами, запомнив, как они после этого расположились. При этом руку надо безошибочно класть только на те предметы, которые были названы.

Если игроку удалось справиться с заданием, назовите еще два предмета и т. д.

При первой же ошибке право перекладывать переходит к другому игроку. По количеству набранных очков выявляется победитель.

«ЧАШКИ-ЛОЖКИ»

В этой игре соревнуются двое. Получив по ложке, игроки встают возле стульев. На расстоянии 2 метров перед каждым из них поставлен второй стул, на нем лежат 5 шашек.

По сигналу участники должны подбежать ко второму стулу, взять одной рукой ложкой одну шашку (вторая рука за спиной), отнести ее на первый стул и т. д.

Побеждает тот, кто выполнит это задание быстрее.

Игру можно провести как эстафету для двух команд.

Ведущая. Посмотрите, какой красивый сегодня зал: на стенах плакаты с высказываниями ученых, поэтов, путешественников о целебных свойствах чая.

На столе вы видите выставку чая, выпускаемого у нас и привезенного отовсюду. Это говорит о значении в нашей жизни чая.

И сегодня наш праздник мы посвятим чаю.

Рассказывает о чае.

Ведущая. Чай приятен, вкусен, крепок, ароматен. Среди разнообразных напитков, изготовляемых людьми, самый известный и распространенный — чай. Его пьют всюду. Чай обладает целебными свойствами, помогает исцелиться от многих болезней.

Чай — прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он необходим так же, как хлеб.

1-й ученик. Чай горячий, ароматный.

2-й ученик. И на вкус весьма приятный.

3-й ученик. От недуга исцеляет.

4-й ученик. И усталость прогоняет.

5-й ученик. Силы новые дает.

6-й ученик. И друзей за стол зовет.

Все ученики. С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!

Ведущая. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит пощипать их овцам листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи.

Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они посушили их, заварили в кипятке, как делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, и ощутили мгновенный прилив свежих сил».

1-й родитель. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен.

1-й ученик. В давние времена чай в Китае ценился очень высоко.

2-й ученик. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги.

3-й ученик. Во дворце этот ароматный напиток пили в торжественные дни.

4-й ученик. Поэты воспевали чай в стихах.

5-й ученик. Выращивание и изготовление чая в Китае было секретом.

2-й родитель. Китайские купцы продавали чай в другие страны. Так чай попал в Японию, потом в Корею, Индию и другие страны.

В 1679 году Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. Его везли на верблюдах, телегах, санях. Около года караван добирался до Москвы.

В России чай стали выращивать сначала в Крыму, а затем в Грузии.

Так чай распространялся по нашей стране, но был очень дорогим, поэтому его пили в особых случаях. Для бедных людей чай был недоступен.

Родители исполняют частушки.

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

 

Взял тогда налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку,

Да петрушки корешок.

 

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

 

Гости с барином плевались,

Сам он ажно заревел.

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

 

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить.

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

Ведущая. В России были и противники чая, они отвергали его, приписывали чаю вредные свойства. Но вскоре были обнаружены истинные достоинства чая. Стали открываться специальные магазины.

В России изобрели самовар, сверху ставили заварочный чайник. Россияне гордились этим сувениром.

Дети исполняют частушки.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Легким солнечным пожаром

У него горят бока.

 

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец-самовар!

 

Самовар пыхтит, искрится —

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

 

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Ученик. Родился добрый обычай — всей семьей собраться за столом, на котором стоит кипящий самовар. За чаем обсуждали новости, решали семейные проблемы. Чай согревает, располагает к непринужденности.

1-й ученик.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится —

Чаем можете лечиться.

2-й ученик.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

3-й ученик.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг...

Все ученики. Чай здоровью — лучший друг!

Ведущая. В народе существует много пословиц и поговорок о чае. Давайте вспомним их. Я начну, а вы закончите.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЧАЕ

✓ На что спрос ... (mo и в цене).

✓ Чай пить ... (не дрова рубить).

✓ Чайком ... (побаловаться).

✓ С чая лиха ... (не бывает).

Ведущая. Действительно, ученые установили, что в чае содержатся полезные биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую работоспособность.

Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным болезням, воспалительным процессам.

Чай особенно хорошо утоляет жажду и восстанавливает силы.

Далее ведущая предлагает детям поиграть (игры — по выбору организаторов).

Ведущая. Чайный куст — вечнозеленое растение высотой около метра. Он требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: вскапывают землю, удобряют ее, пропалывают сорняки, подрезают и поливают кусты.

Но основная работа — сбор листьев. Она длится семь месяцев, с апреля по октябрь. С чайных кустов срывают верхние молодые побеги с 2—3 листочками.

Особенно тяжелой была работа у сборщиков чая в прошлом. Сейчас на помощь чаеводам пришла техника. Сорванные зеленые листочки чая отправляют на фабрику первичной переработки. Там почти все делают машины, люди управляют ими, следят, чтобы чай не потерял своих ценных качеств. Затем готовый чай перевозят на другую фабрику для расфасовки. Там его фасуют в упаковки и отправляют в магазины. А из магазина чай приходит к нам в дом.

Родитель. Чтобы получить от чая истинное удовольствие и пользу, его нужно правильно хранить, готовить — заваривать и пить.

А сейчас мы проверим, знаете ли вы правила хранения, заваривания и употребления чая. На каждое утверждение отвечайте «верно» или «неверно ».

✓ Существуют несколько видов чая: черный, зеленый, желтый, красный и белый. (Верно)

1-й ученик. При длительном хранении чай теряет аромат. (Верно)

2-й ученик. Чай нужно хранить в пластиковой посуде. (Неверно)

3-й ученик. Чай нужно заваривать водой, ее температура — не более 60°С. (Неверно)

4-й ученик. Заварочный чайник нужно согреть или ополоснуть кипятком. (Верно)

5-й ученик. В чайник нужно насыпать сухую заварку. (Верно)

6-й ученик. Чайник необходимо залить кипятком и прикрыть полотенцем, чтобы вместе с паром не улетучились ароматические вещества. (Верно)

7-й ученик. Чайную заварку можно употреблять в течение нескольких дней, добавляя кипяток. (Неверно)

8-й ученик. Затем разлить по чашкам и долить. (Неверно)

9-й ученик. Чай пьют маленькими глотками. Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попала в пищевод и желудок. (Верно)

Дети и родители исполняют частушки.

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки.

 

В пляске не жалей ботинки,

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки —

Кто-то письма пишет вам.

 

Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится.

Погляди-ка на себя —

Ну и отраженьице!

 

Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай.

Ученик.

Всех к столу мы приглашаем,

Сладким чаем угощаем!

Ведущая. Спасибо вам, ребята, спасибо вам, уважаемые родители. Сегодня мы узнали много интересного о чае: как его выращивают, откуда к нам чай пришел, как и где его обрабатывают, как правильно его хранят и заваривают. А главное -— узнали о его целебных свойствах. Приятного вам чаепития!










Внеклассное мероприятие в начальной школе. Что за чудо этот чай! 
Автор: Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа», Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
Описание материала: сценарий предназначен для организации праздника в начальной школе. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования.
Тема. Что за чудо этот чай!
В подготовке данного мероприятия использовались следующие воспитательные технологии:
- технологии КТД (И.П.Иванова);
- технология организации и проведение группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);
- педагогика сотрудничества;
- технология личностно-ориентированного подхода.
Методы и приемы: 
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: беседа, рассказ);
- метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации (прием демонстрации наглядности: таблицы, плакаты);
- методы стимулирования и мотивации (прием: создание ситуации успеха, выполнение творческого задания, создание ситуации взаимопомощи). 
Цель: формировать правильное отношение к русским национальным традициям; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине.
Задачи:
1. Создать условия для пробуждения интереса детей и родителей к совместному проведению мероприятия, создание атмосферы тесного общения и взаимопонимания.
2. Приобщать родителей к интересам детей, возвращение в семью русских традиций.
3. Способствовать поддержанию интереса учащихся к общественной жизни, формировать активную жизненную позицию.
Оборудование:
- иллюстрации растений: липа, мята, смородина, малина, зверобой, душица, лимон;
- плакаты;
- костюмы царя, послов, профессора, трех сестер;
- самовар;
- пироги, сладости;
- чай;
- веретена, пряжа;
- «веники» из газеты.
Этапы:
1. Подготовка учащихся к работе.
2. Выступление детей.
3. Историческая справка о чае.
4. Выступление родителей.
5. Инсценировка пьесы.
6. Загадки, конкурсы.
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.
9. Чаепитие.

Ход занятия

Ведущий:
Дорогие гости!
Как говорится-
Милости просим
В нашу светлицу.
Не нужно платы
И робеть не надо.
Всем, чем богаты,
Тем вам и рады.
Ученик 1:
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите – 
Ведь без них никак нельзя.
Ученик 2:
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждём.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
Ученик 3:
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждёт,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
Ученик 4:
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу тёплую, желанную
Мы готовили для вас.
Ученик 5:
Хлебосольством и радушием
Знаменит наш русский край.
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
Ученик 6:
И места для вас приметные
За обеденным столом…
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом.
Ведущий:
В знак признания и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом – солью встретить вас.

Исполняется песня «Приходите, гости» (на мотив «Жили у бабуси»). Дети поют запев, а родители отвечают.

Дети:
Приходите, гости,
Приходите к нам.
Вам дадим похлёбки,
Киселя нальём вам.
Родители:
Нет, нет, не хотим,
Мы и так посидим!
Дети:
Приходите, гости,
Приходите, наши.
Мы нальём вам супу
И дадим вам каши.
Родители:
Нет, нет, не хотим,
Мы и так посидим!
Дети:
Посидите, гости,
Мы вас приглашаем.
Самовар поставили,
Напоим вас чаем.
Родители:
Мы идём, мы идём,
И чайку мы попьём.
Ведущий: Традиции чаепития в разных странах не похожи друг на друга. Например, в Японии этот ритуал, где до мелочей продумана каждая деталь, и каждое движение что-то означает. Попробуй сделать неверный жест – и разрушить всю чайную церемонию, а то и, того хуже, станешь хозяину врагом.

Ученик: На Руси чаепитие всегда отличалось простотой и сердечностью. Самовар на столе как бы приглашает расслабиться и вести долгие задушевные беседы.

Ученик: За нашу любовь к чаю нас называют водохлёбами. Похрустывая крендельками, гости, и хозяева незаметно выпивали до десяти стаканов чаю. Приглашая «пожаловать на чай», хозяева предлагали гостям чувствовать себя свободно, «без церемоний».

Ученик: Москвичей дразнили чаехлёбами. В отличие от Петербурга, где «пили кофий», в Москве с утра до вечера «чай гоняли»

Ученик: Считалось неприличным пригласить гостя и не напоить его чаем. Чай пили не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.

Стихи читают родители.
Родитель 1:
На завалинке, в светелке
Иль на брёвнышках ,каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Кое-где и при свечах,
Говорили, песни пели
И, конечно, пили чай.
Пироги, баранки, сушки
Были очень хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Родитель 2: 
Быт людей отличен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы – по «сусекам»
Личных дач, домов, квартир. 
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Ведущий: А вы посмотрите вокруг! У нас светлая горница, на столах самовары, столы от угощения ломятся, хозяева гостеприимные, гармонист отличный. Чем не посиделки?

Родитель: Только одно условие: на посиделках запрещается скучать, разрешается петь, плясать и шутить.

Родитель: А по какому поводу посиделки?

Ведущий: Угадайте! Листья салата, петрушки, укропа, капусты, лука люди едят. А есть такое растение, листья которого есть нельзя, а всё-таки их каждый день на стол подают. Что это за растение? (Чай)
Так вот на посиделки нас всех сегодня собрал чай. Это очень чудодейственный напиток. Он лечит, и компанию веселит, и способствует задушевной беседе. А вы знаете, откуда появился чай, где его родина? Об этом нам расскажет профессор чайных наук Цейлон Китаев.

Профессор: Культура чая – древнейшая, ей пять тысяч лет. До сих пор спорным считается вопрос о родине чая. Длительное время ею считался Китай, потом – Индия, а по последней версии – Вьетнам. На международную арену чай вышел из Китая. Китайское слово «ча» означает «молодой листочек».

Ведущий: Это очень интересно, профессор. А как чай к нам на русскую землю попал?

Профессор: А вот на этом остановиться подробнее. Наберитесь терпения, лекция моя рассчитана на два часа. Вы не торопитесь?

Ведущий: Заскучают наши гости от лекций таких. Может, как-то ускоренной технологии можно об этом узнать?

Профессор: Если хотите побыстрей да поинтересней, сходите в театр на спектакль «Сказ о первом русском чаепитии»

Инсценировка пьесы.
Картина 1.
Три девицы прядут и поют песню «То не ветер ветку клонит»
Ведущий: 
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Ученица 1:
Кабы я была царица,
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
Ученица 2:
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна.
Ученица 3:
Коли буду я царицей,
Так я батюшке царю
Пачку чая подарю!
Ученица 1:
Господи, сестра, изволь,
У тебя, похоже, боль
В голове или в зубу.
Говоришь ты ерунду.
Ученица 2:
Ишь, придумала какое!
Я в ней спесь-то успокою!
Ведущий:
Ой, сестрицы дорогие!
Разошлись вы не на шутку,
Успокойтесь на минутку.
Про глубоку старину.
(смотрит на третью сестрицу)
А сестрица-то, похоже,
Эту сказку знает тоже.

Картина 2.
На сцене трон, а на нем надпись «Царь». Открывается надпись: «1638 год. Михаил Федорович Романов». 
Царь: Вы послы мои, идите, 
К Алтын – хану попадите,
Соболями одарите,
Черно – бурыми лисами 
Да каменьев драгоценных 
Захватите непременно. 
Ведущий: Послы с приказом согласились 
И с поклоном удалились.
Царь же стал, как всем понятно 
Ожидал послов обратно.
Царь: Много ценных я диковин 
Алтын – хану приготовил.
Чем ответит Алтын – хан?
Что же мне пришлет мне он в дар? 
Ведущий: Дни и месяцы прошли…
Возвращаются послы.
Царь их кормит и поит, 
И ответ держать велит. 
Царь: Чем ответил Алтын – хан? 
Что же мне прислал он в дар?
Послы: В чужих странах мы бывали,
Много дива повидали,
Посетили Алтын – хана.
Вроде все в нем без изъяна.
Но с чудинкой он, однако…
Вот смотри подарок, на – ка!
С подноса скидывается покрывало, а под ним горка чая с надписью «Чай»


Ведущий: Как увидел царь-отец,
Что принес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И послов хотел повесить.

Царь: Посмотрите вы, бояре!
Ведь смеется чай над нами!
Ах, насмешник он какой!
На него пойду войной!

Ведущий: Но, смягчившись на сей раз,
Слугам дал такой приказ:
Чудо-листья заварить
Да боярам подносить.

Царь. Чтоб не страшно было вам,
Перву чашу выпью сам.
Ведущий. Глотнул раз… Потом второй…
Вкус понравился.
Царь. Крутой!
Ведущий. Царь-то наш дивится чуду.
Царь. Если только жив я буду,
Буду устали не знать,
Каждый день чаи гонять.

(Выходит третья ученица)
Ученица 3. Ой, вы гостюшки честные,
Люди вы мои родные!
Коли лгу, пусть Бог простит,
Но история гласит,
Что без чая с той поры
Жить не могут на Руси.
Ведущий. Это было первое чаепитие на Руси. Понравилось ли вам наше представление?
Профессор. А вы знаете, что есть две легенды, которые говорят о том, как люди узнали секрет чая? Нет?! Тогда мои ученики расскажут вам об этом.
Ученик 1. Согласно одной легенде, чай – бодрящее, прогоняющее сон питье. А открыли 
это китайские пастухи, которые заметили, что животные, обглодав кусты, становились необычайно резвыми и подвижными. Пастухи сначала тоже попробовали жевать листья чая, но они были очень горькие и невкусные. Тогда пастухи стали кидать листья в котелок с водой и пить напиток.
Ученик 2. Группа людей прогуливалась на природе вдали от города. Они сварили еду и оставили ее, чтобы она немного остыла, а сосуд с едой накрыли веточками с куста, который рос рядом. Когда через некоторое время они пришли, чтобы пообедать, то увидели, что еда необычайно разварилась и размягчилась, приобрела необычайный вкус, который им очень понравился. Тогда люди сообщили об этом знахарям, которые лечили травами. Те стали присматриваться к чаю и изучать его.
Ведущий. Россия расплачивалась за чай с Китаем мехами и золотом. Чай в Москву привозили за 11 тысяч километров. Этот путь длился от полутора до двух лет. Долгое время этот напиток был редкостью, стоил очень дорого и считался привилегией знати. Зато теперь чай стал нашим национальным напитком. А вот и доказательство (показывает на самовар). Лучшую в мире «чайную машину» изобрели в России. Это самовар.
Профессор. Да чаю все рады. Хотя бывает и такое, что… Но сами посмотрите и все поймете.
Исполняется песня – инсценировка «Чай ты мой золотой» на мотив песни «Когда б имел златые горы». Поют девочка и мальчик.
Девочка. Когда б имел златые горы
И реки, полные вина?
Мальчик. Все отдал бы за чашку чая 
И выпил бы ее до дна.
Девочка. А коли я пришла бы в гости
И красотой пленила вдруг?
Мальчик. Я б напоил тебя чаечком,
Да так, чтоб захватило дух.
Девочка. А если б я сказала: «Здравствуй,
Гулять я к реченьке иду».
Мальчик. А я, пожалуй, соглашуся,
Вот самовар лишь захвачу.
Девочка. А если б я сказала: «Игорь,
Ну покажи глаза свои…»
Мальчик. Я б на тебя смотрел, Викуля
И пил без устали чаи.
Девочка. Ну, все! Прощай! Мы расстаемся!
Прощенья даже не проси!
Мальчик. Ты заходи ко мне почаще,
Варенья к чаю приноси.
Ведущий. Раз уж разговор коснулся песен,
То признаюсь вам, друзья:
Мир без песен был бы скучен,
Без песни нам никак нельзя.
Родитель (желательно, чтобы владел гитарой). 
Горит костер,
И чай в котле кипит,
И песня под гитару о вечном говорит.
(Исполняется песня «Ах, ароматы чая» На мотив «Изгиб гитары желтой»)
I
Изгиб гитары желтой 
Ты обнимаешь нежно.
Сидим у самовара,
Дымок уходит ввысь.
В беседе задушевной 
Вдруг кто-то тихо скажет: 
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»
II
Ах, ароматы чая!
И, знаешь, неслучайно
Веселье, песни, шутки
В душе моей зажглись.
Отступят все заботы,
И вот воскликнул кто-то:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»
III
Радушные хозяйки
Накрыли стол богато:
Пирог, блины, печенье
И сладости нашлись.
Мы выпьем чашку чая,
Все вместе дружно скажем:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»
Ведущий. Песня у костра хорошо поется,
А чай у костра лечебный пьется.
- Назовите травы, с которыми можно заваривать чай.
- Нравится вам нашем празднике?
Гость доволен, значит, все в порядке! – 
Выше счастья и не пожелать.
А сейчас народные загадки
Я вам предлагаю отгадать.

Загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела».
(Чайник.)
Что в сковородку наливают 
Да вчетверо сгибают?
(Блины.)
Ящик на коленях пляшет – 
То поет, то горько плачет.
(Гармонь.)
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отвечай.
(Душица.)
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
(Молоко.)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб.)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном, 
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, 
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог.)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушеная в запас,
От простуды лечит нас.
(Малина.)
Стоит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
(Черная смородина.)
Душистый цветок – 
Вкусный медок.
(Цветы липы.)
Вошел в зеленый кабинет
Ярко-желтый баронет,
Улыбки милые – 
Да мысли кислые.
(Лимон.)
Выросли на кочке
Желтые цветочки:
«Говорят, что нас боится
Даже хмурая волчица.
(Зверобой.)
Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто – 
Камнями набито.
(Ягоды шиповника.)

Ведущий. А теперь отгадайте такую загадку:
В этом доме печь стоит,
Да не каждый день дымит.
Есть и веник, вот беда – 
Не метет он никогда.
Уважают в доме жар,
А хозяин в доме – пар.
(Баня.)
- В народе говорится: «Напарился, намылся – так иди скорей чайку попей». И это очень даже правильно с медицинской точки зрения. В бане происходит обильное потоотделение, и вода из организма быстро испаряется. Немедленное возмещение потери воды очень важно для внутренних органов, прежде всего для почек. Поэтому после бани обязательно надо выпить чаю, лучше всего с шиповником или лимоном.

Конкурс «Русская баня».
Кто попариться желает
Кто парную уважает,
Приходи скорей – 
Есть и веник, и вода,
Веник в руки и, как встарь,
Сам соперника попарь.
(По два человека «парятся» вениками из газеты.)
Побеждает только тот,
Кто веник быстро обобьет.
Ученик 1. Скажем к слову, без усмешки, 
Вывод есть у нас один –
Эти чайные потешки
Заменяют витамин.
Ученик 2. Знайте, что с великою охотой
Рады мы всегда приветить вас.
А сейчас торопят вас заботы –
Говорят не зря: «Потехе час»!
Мы не скажем: «Скатертью дорога!» -
Пожелаем доброго пути!
Чтоб в сердцах своих могли вы долго
Радость доброй встречи пронести.
Ведущий. Не обходите нашего порога,
Коль мимо будет дорога!
В добрый путь,
Да к нам почаще будь!
(Исполняется песня на мотив песни «Будьте здоровы».)
I
(Дети)
Сейчас в нашем классе веселье и шутки,
Так пусть же для лени не будет минутки.
Пусть наш самовар для гостей закипает,
О нашем радушье пусть каждый узнает.
II
(Родители)
Путь к вашему дому мы знаем прекрасно
И вас обещаем наведывать часто –
То просто заедем, то чаю напиться.
Хотим, чтобы вами могли мы гордиться.
Ш
(Все)
Так будьте здоровы, живите богато, 
Мы все уезжаем до дому, до хаты.
Мы славно гуляли на празднике нашем,
Нигде не видали мы праздника краше!

- Понравился ли вам наш праздник? Что нового вы узнали о русских национальных традициях, о чае?

Праздник заканчивается чаепитием.





Чаепитие — застолье с чаем. Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Когда чай завезли в Россию?

Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился и чайные дары монгольских и китайских правителей стали приниматься с большим удовольствием, а с 1679 года, т.е. после заключения договора с Китаем о поставка в Россию чая, его питье стало модным среди высшей знати, дворян, богатых купцов.

Почему чай получил широкое распространение только в последней трети ХIХ в.?

Вплоть до конца ХVIII в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком. В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 гр. чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался.

Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны. Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Он поступал в Петербург и Москву сухопутным путем через Монголию, Сибирь, Урал, Север Европейской России.

Со второй половины ХIХ в. чаепития стали устраиваться и в домах небогатых горожан, т.к. чайный лист значительно подешевел в связи с его перевозкой морским путем из Кантона в Одессу.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети ХIХ в., особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада: «Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», все от мала до велика, миллионер и поденщик, великорус и сын юга, белорус и калмык, пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445).

Когда русские люди пили чай?

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных, трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, » с холоду», «с устатку», «с дороги»: «Пьет его подмосковный крестьянин, с радости, что выгодно сбыл два воза дров, и пьет «до седьмого яруса пота»; пьет в складчину артель мастеровых, которых узнаете по немилосердному истреблению табаку: чаем запивает магарыч компания ямщиков; чаем подкрепляет свои силы усталый пешеход» (Кокорев И.Т. 1986. С. 448). Чай, считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало-помалу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце; ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты» (Кокарев И.Т. 1986. С. 492).

Где чай был особенно популярен, а где его считали «поганым зельем»?

Особенной популярностью этот напиток пользовался в городах, прежде всего в Москве, Ярославле, Владимире, Суздале, Архангельске, Вологде: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот! Хлебосольное гостеприимство, эта прадедовская добродетель, неизменно хранимая нами, рушилась бы в конец» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445). В деревнях он был распространен не столь широко, как в городах. Чай пили, в основном, только крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Кроме того в России были и люди, считавшие чай «поганым зельем», а чаепитие — отступлением от истиной христианской веры. Среди старообрядцев было даже распространено мнение, что человек, пьющий чай, не войдет после смерти в царствие небесное.

Правила чаяпития

Чай в России, вероятно, с начала ХIХ в. пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки — фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагавшейся внутри него. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда: «он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение» (Кокорев И.Т. 1986.С. 447).

По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливалась крепкая заварка, разбавлявшаяся кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок. В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим.

С чем пили чай?

Чай пили с сахаром, вареньем, медом. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай в накладку, опуская кусочки сахара в чашку или в прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, т.е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, питье в накладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в нее сразу не остывал. Известный исследователь середины ХIХ в. А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт не переводя духу; оботрётся полой и снова за чашечку» (Терещенко А.В.1848. С. ). Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие являлась чашка, перевернутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

В какие дни пили чай?

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам дуракам в будни чай пить», — говорили русские крестьяне. Пить чай садились к концу пиршеству, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает чаепитие в помещичьем доме так:
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».

Повсеместная любовь к чаю            

Чаепития проводились и в чайных, трактирах, которых было по словам И.Т. Кокорева, » не меньше, чем в Японии чайных домов» (Кокорев И.Т. 1986.С.446). Эти общественные заведения были местами отдыха для одиноких и бедных людей, там заключались торговые сделки, туда заходил поразвлечься и выпить чайку крестьянин, приехавший в город по делам. Сельские трактиры и чайные были полны народу во время ярмарок. В русской литературе сохранилось множество описаний трактирных чаепитий: «Войдемте в знаменитый Троицкий или в не менее славный Московский (трактир — И.Ш.). Ловкая прислуга, все чистые ярославцы, мигом снимет с нас шубы, учтиво укажет, где удобнее сесть, если мы, среди множества гостей, затруднимся выбором места, расстелет салфетку на красной ярославской скатерти, покрывающей стол, и произнесет обычное: «Что прикажете?» — Разумеется чаю. Полюбуемся ловкостью, с которой половой несет в одной руке поднос, уставленный посудою, а в другой два чайника… Везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек; видите как взад и вперед снует народ, как одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития, и как половые едва успевают удовлетворять их требованиям: словом, здесь без чаю «нет спасенья» (Кокорев И.Т. 1986.С. 448).

Что для русских людей значили традиции чаепития?

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья: «вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso — cantante и вдруг спустится в певучее mezzo-soprano, замолкнет на минуту, как-будто раздумывая о чем-то, и зальется опять звонкой песней, то радостой, то заунывной. Какой же смысл таится в ней?» (Кокорев И.Т. 1986.С. 493).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Русское чаепитие

Автор: Шевченко Ольга Анатольевна

Дата: 18.06.2016

Номер свидетельства: 335192

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) ""Русское чаепитие и сложноподчинённые предложения" "
    ["seo_title"] => string(60) "russkoie-chaiepitiie-i-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "112513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408712529"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""Русское чаепитие и сложноподчинённые предложения " "
    ["seo_title"] => string(62) "russkoie-chaiepitiie-i-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "112514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408712950"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Внеклассное мероприятие "Традиции русского народа. Русское чаепитие""
    ["seo_title"] => string(70) "vnieklassnoiemieropriiatiietraditsiirusskoghonarodarusskoiechaiepitiie"
    ["file_id"] => string(6) "340437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1471956650"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) ""Традиции русского чаепития""
    ["seo_title"] => string(31) "traditsii_russkogo_chaepitiia_1"
    ["file_id"] => string(6) "536876"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579666588"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Традиции русского чаепития"
    ["seo_title"] => string(29) "traditsii_russkogo_chaepitiia"
    ["file_id"] => string(6) "500403"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1550520000"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства