материал расчитан для учеников среднего и старшего звена, на мероприятиях посвященных истории воссоединения Крыма с Россией, а так же в рамках проведения патриотических уроков. Материалл позволяет совершить путешествие в историю полуострова,познакомиться с ее героическими и трагическими страницами, местными достопримечательностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Россия и Крым - мы вместе! »
Мы вместе – Россия и Крым.
Внеклассное мероприятие, посвященное году, со дня вхождения Крыма в состав РФ.
«В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России. Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бессильны все драматические перемены, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего XX века» - В.В. Путин в обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации 18 марта 2014 г.
Дата проведения
Март 2015
Пояснительная записка
Материал рассчитан для учащихся средних и старших классов ,может использоваться как учителями истории, так и классными руководителями для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных истории Крыма, а также в рамках проведения патриотических мероприятий и уроков. Представленный материал позволяет совершить путешествие в историю полуострова, познакомиться с ее трагическими и героическими страницами, с культурным наследием многочисленных народов Крыма.
Для меня главным преимуществом использования ИКТ на внеклассных мероприятиях является следующие: -использование элементов занимательности, повышающих интерес учащихся к обучению истории. В данном случае целесообразно использовать анимации, кино-урок. -повышение темпа урока, что обеспечивается уже готовыми иллюстрациями, картами и заданиями; -увеличение объёма самостоятельной работы учащихся, в данном случае учитель может дать тестовый опрос, в преддверии проводимого мероприятия, используя Googlе форму, которая состоит из общих вопросов по Крыму. Форма размещена на сайте педагога (Приложение 1) , на личном его профиле Googlе. (Приложение 2), на странице сети Вконтакте (Приложение 7). Такая форма работы создает условия для обеспечения оперативного контроля первоначальных знаний учащихся по теме. -использование проблемных, игровых методов обучения, развивающих индивидуальность мышления и творческие способности учащихся. Безусловно, применение ИКТ оказывает неоценимую помощь педагогу в: 1. проверке знаний, умений и навыков учащихся; 2. организации закрепления полученных знаний; 3. возможности эмоционально и образно подать материал.
Тема мероприятия: «Мы вместе - Россия и Крым».
Цель мероприятия :
сформировать целостное представление об общности исторической судьбы народов Крыма, и народов России и готовность, на его основе, адекватно оценивать текущие политические события – воссоединения России и Республики Крым;
Задачи: - Формировать представления об истории Крыма как части российской территории на протяжении длительного времени; - Возобновление памяти о совместных героических страницах истории России, Крыма; - Познакомить учащихся с историей, географическим расположением и основными достопримечательностями Крымского полуострова, произведениями русских поэтов о Крыме;
- Рассмотреть особенности исторического и культурного единства республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией;
- Воспитывать любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков;
- Увеличивать знания о своем Отечестве, утверждение чувств гражданственности, патриотизма и толерантности;
- Развивать мышление и речь учащихся, умение анализировать, делать выводы, способствовать развитию творческих способностей школьников
- Способствовать выработке у школьников ценностных ориентаций, основанных на приоритете прав и свобод личности, права наций на самоопределение, свободного волеизъявления народа;
- Показать формы работы на сервисе Googlе.
Предполагаемые результаты мероприятия для обучающихся:
Ребята будут знать историю полуострова, познакомиться с ее трагическими и героическими страницами, с культурным наследием многочисленных народов Крыма. Будут уметь применять исторические знания для осмысления современных политических процессов и социальных явлений.
Углубят знания по предмету «История России»
Изучаемые термины: достопримечательности, референдум , выборы, автономия, толерантность. Оборудование и материалы: компьютер проектор, экран, музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Россия и Крым – вместе», содержащая иллюстрации, репродукции картин, фотографии, карты, документы, видеоролики «Здравствуй Крым», « Крымская война», «Ялтинская конференция», раздаточный материал «Я знаю о Крыме/ хочу узнать »; ( Приложение 3 ), карта Российской Федерации
Этапы мероприятия:
1.Подготовительный этап.
2.Вводное слово учителя .
3.Рассказ «Россия и Крым – вместе» .
4.Командная игра «Знатоки истории Крыма»
5. Подведение итогов мероприятия.
1.Подготовительный этап.
На этом этапе учащимся предлагается заполнить Googlе форму, которая состоит из общих вопросов по Крыму (/site/dumcevatatana/). Также одному из учащихся дается задание подготовить небольшое сообщение « Интересные факты о Крыме», а другому подготовить стихотворение о защите Крыма в годы войны 1941-1945гг. Таким образом, к внеклассному мероприятию готовятся все- и учитель, и ученики.
2. Вступительное слово учителя:
Слайд 2. Здравствуйте, ребята. Думаю, вы догадались о том, что наше мероприятие посвящено воссоединению Крыма с Россией. И что важно подчеркнуть , именно воссоединению, а ни захвату или присоединению. Сегодня мы обсудим актуальную тему: «Россия и Крым – вместе», рассмотрим историческую связь России и Крыма, достопримечательности этого края.
18 марта 2014 года в Георгиевском дворце кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов. Создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации.
Таким образом, цель нашего мероприятия – понять суть произошедшего исторического воссоединения Крыма с Россией, а для этого мы должны
1) вспомнить историческую составляющую взаимоотношений Крыма и России;
2) проанализировать правовую обоснованность данного события.
Интерактивное упражнение «Микрофон» (учащимся предлагается высказать свое мнение о судьбоносном решении вхождения Крыма в состав РФ)
Вы дома самостоятельно заполнили анкету « Я знаю, что..» Она была для удобства размещена Вконтакте ,группе «7б класс Ветлужской СОШ» и на моем сайте. ( Приложение 4). Думаю многих заинтересовали те вопросы , которые вызвали затруднение, и вы самостоятельно поискали информацию в доступных источниках. Сегодня, в процессе получения информации о Крыме, вы получите ответы на все интересующие вас вопросы. Я же, проанализировав ваши ответы, постаралась интересно для вас построить наше мероприятие. Для начала , заполните пожалуйста , очень быстро, карточки - «Я знаю о Крыме/ хочу узнать» и положите их на край стола. В ходе мероприятия, если вы получили ответ на вопрос или подтвердили свое утверждение, отметьте его «+». Я буду очень рада ,если в конце мероприятия, обе графы будут отмечены « +»
Основная часть
Слайд 3
Учитель: Крым, знаменитая Таврида - бесценная сокровищница памятников культуры многих народов. Место встречи таких мировых культур, как эллинская, иранская, иудаистская, византийская, мусульманская. Крым - одно из красивейших мест планеты, увенчанное прекрасными творениями природы и человека, покоряющее вас своим особым романтическим настроем. А сколько волшебства в таких названиях, как Коктебель, Форос, Чуфут-Кале, Массандра, Балаклава, Кара-Даг, Ай-Петри, Новый Свет…
Слайд 4. Познакомимся с географией и историей Крыма
Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком узким (7 - 23 км) Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока - воды Азовского моря и его залива Сиваша. Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова «кырым» - вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века - Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.
Слайд 5. Учитель: Крым – это уникальный уголок Земли. Его история очень многогранна и полна трагических и героических событий. Сейчас административный центр Крыма – город Симферополь. Город федерального значения – Севастополь. Сегодня в Крыму проживает –1 млн. 900 тыс. человек. Государственные языки – русский, украинский и крымско-татарский. В состав республики входят 14 административных районов, 16 городов, 1005 сел Эта многогранность отражена в символике Республики Крым. Давайте посмотрим атрибутику Республики Крым.
Слайд 6
(рассматриваются и комментируются герб и флаг РК)
Ученик 1: Флаг Республики Крым представляет собой полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос: верхней — синего цвета, средней — белого цвета, нижней — красного цвета. Красная нижняя полоса флага символизирует героическую и трагическую историю Крыма, память об уроках прошлого. Верхняя синяя — надежду на благополучное будущее. Средняя белая обозначает равенство всех культур и народов полуострова, стремление к гражданскому миру.
Ученик 2: Герб Республики Крым представляет собой в червленом варяжном щите обращенного вправо серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружен двумя белыми колоннами, соединенными сине-бело-красной лентой с девизом: «Процветание в единстве». В основу символики Герба положено традиционное для Крыма с эпохи античности изображение грифона, который, являясь объединяющим символом, выражает идеи взаимопроникновения культур и природного и культурного разнообразия Крыма. Грифон, держащий в лапе жемчужину (символ уникального уголка планеты), читается как хранитель республики. Варяжский щит герба — напоминание о торговых путях, проходивших и проходящих через Крым, колонны — символы прошлых цивилизаций, оставивших свои следы на полуострове.
Слайд 7. Учитель: Республика Крым вошла в состав огромной страны – России. Давайте вспомним о нашей государственной символике?
(учащиеся дают ответы о государственной символике и гимне России)
Слайд 8. Учитель: Тысячелетиями по крымской земле прокатывались волны народов и завоеваний – киммерийцы, эллины, скифы, сарматы, римляне…
Слайд9.
С YI века Крым попадает под влияние Византии. Для защиты от степняков-кочевников наряду с крепостью Херсонес появляются Алушта, Гурзуф и другие укрепления. Крым становится форпостом распространения православия в регионе.
Слайд 10.
Со 2-й половины YII века и до середины IX, территория Крыма, без Херсонеса, во всех западноевропейских источниках именуется Хазария. В X веке Хазарский каганат перестал существовать в результате победы русских дружин. Однако потомки иудеев (караимы и крымчаки) остаются жить в горных районах Крыма и сейчас.
Слайд 11
Киевский князь Владимир – креститель Руси, принял христианство из рук Византийской церкви именно в крымском Херсонесе, который отныне у русских будет именоваться Корсунь. Таким образом, отсюда, с Крыма, пошло распространение православия по русской земле. Эта духовная скрепа усиливается и созданием на части территории полуострова и на Тамани русского Тмутараканского княжества. С этого времени, в ряде арабских летописей Черное море начинает именоваться Русским.
Слайд 12
Начиная с XIII века и до середины XV, полуостров фактически находится под влиянием Золотой Орды. Золотоордынцы именуют его Крым. Бывшие греческие полисы превратились в центры генуэзской торговли.
Ханы основывают город Бахчисарай, как столицу Крымского улуса. Уже с конца XIV в. крымские правители проводят достаточно самостоятельную политику, бросая иногда вызов даже золотоордынским ханам. Одним из наиболее известных крымских правителей того времени был Мамай, разбитый русскими войсками на Куликовом поле в 1380 г.
Распад Золотой Орды позволил Османской империи захватить юг Крыма, разгромить извечных врагов генуэзцев, а недавно созданное Крымское ханство сделать своим протекторатом (1478-1483 гг.). С этого времени начинается активная исламизация Крыма. Основным внешним фактором, побуждавшим нашу страну продвигаться на юг, была необходимость ликвидации грабительских набегов со стороны отдельных крымско-ногайских феодалов и всего Крымского ханства на соседние страны (Россию и зависимые от нее Левобережную Украину и Кабарду). Другим фактором стало прямое вмешательство Крымского ханства и Османской империи в русско-польскую борьбу за Украину. В результате, Россия начинает затяжную борьбу с Турцией и Крымом за контроль над Северным Причерноморьем. Эта борьба растянулась более чем на 100 лет.
Слайд 13
Уже в конце XVII - начале XVIII вв. Россия начала наступление на земли крымских ханов. Это произошло после присоединения в 1654 г. Украины к России. Таким образом, столетняя «южная битва» увенчалась триумфальной победой России, которая обеспечила себе выход к Черному морю и закрепила за собой тем самым статус великой державы.
Слайд 14
В начале XIX века в Крыму развивается виноградарство (Магарач) и судостроение (Севастополь), прокладываются дороги. При князе Воронцове начинает обустраиваться Ялта, закладывается Воронцовский дворец, а южный берег Крыма превращается в курорт.
Слайд 15-16
В середине XIX в. Крым, превратившийся в «жемчужину империи» стал ареной Крымской войны. Героизм и мужество русских солдат и отважных полководцев: Нахимова, Корнилова, Истомина…не позволило агрессорам завоевать Крым.
( Просмотр отрывка из видео ролика Крымская война)
Слайд 17.
После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945 г. - Крымская область РСФСР. С конца 1921 г. по июнь 1941 г. — трудящиеся Крыма преобразили свой край. Был построен Керченский металлургический завод им. П. Л. Войкова. Значительно увеличилась добыча керченской железной руды, природных стройматериалов и соли; развивалась химическая промышленность. Полностью были реконструированы консервные предприятия. К 1940 г. промышленность давала почти 80% всей валовой продукции народного хозяйства Крыма (55% в 1913 г.).
Слайд 18.Очень много крови пролилось на этой земле.Героические сражения на полях Великой Отечественной войны навечно оставили глубокую рану в сердцах всех крымчан. От Перекопа до Фороса, от Евпатории до Керчи – вся земля усеяна памятниками и обелисками погибшим героям, ценой своей жизни отстоявшим нашу землю. Два города Крыма носят почетное звание «город-герой» - это Керчь и Севастополь.
В Крыму наши войска несли потери, Сраженья шли за каждый метр земли. Держали крепко оборону и плацдармы, В атаку шли и в рукопашный бой. Снаряды землю нашу в клочья разрывали, Но каждый воин дрался как герой.
В 42-м пришлось нам Крым оставить, По всем фронтам враг начал наступленье. Вступили в «рельсову» войну и партизаны, Они в тылу на немцев наводили страх. Сопротивление затронуло и другие страны, Земля горела под ногами ненавистных «шваб»
Исход войны был разрешен тогда на Волге Здесь потерпели крах фашистские войска Освободили Керчь и Севастополь позже Присвоив статусы для них - «Герои-города».
Слайд 19.
Учитель: В феврале 1944 г. в Крыму проходила Ялтинская конференция «Большой тройки», на которой решались судьбы мира. ( Просмотр 3минутного видео - Ялтинская конференция ) Одним из главных вопросов была необходимость создания ООН. Отдельным документом решалась судьба Дальнего Востока. Сталин гарантировал участие советских войск в войне против Японии при условии возвращения СССР Курильских островов и Южной части Сахалина, потерянных в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. После завершения войны в Европе, в августе 1945 г. Советский союз вступил в войну с Японией и менее чем за месяц победоносно ее завершил. Встреча глав государств в Ялте способствовала приближению окончания Второй мировой войны.
Весной 1944 года войска советской армии очистили Крым от оккупантов. В этом же году с полуострова были необоснованно выселены крымские татары, болгары и греки, которых обвинили в сотрудничестве с оккупантами. Это скорбная полоса в истории Крыма. И только 14.11.1989 года справедливость восторжествовала, репрессии народов Крыма были признаны незаконными. Крымская АССР в 1944 году была ликвидирована и создана Крымская область и город Севастополь в составе РСФСР.
Слайд 20-22
В 1954 г. в Советском Союзе готовились с помпой отметить 300-летие воссоединения Украины и России. Именно в связи с этим событием связано решение тогдашнего руководства страны во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым передать Крымскую область и Севастополь из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Что и было сделано с нарушением действующего тогда конституционного законодательства РСФСР. В 1954-1991 годах Крымская область входила в состав УССР. За эти годы Крым становится «Всесоюзной здравницей», принимая ежегодно сотни тысяч туристов. После распада Советского Союза Украина приобрела свою независимость и образовала унитарное государство в состав, которого вошел и Крым. 21 октября 1998 г. крымский парламент принял новую конституцию Крыма, которая говорила о принадлежности полуострова к Украине как ее неотъемлемой части и о подчинении ее правовым актам.
После 2010 г. республике была гарантирована политическая и культурно-языковая автономия. Попытки насильственной украинизации прекратились, а русский язык стал официальным во всех сферах жизни. Русские составляют 60 % населения республики, а 24 % местных украинцев полностью приняли русскую культуру и русский язык. Такое положение дел не устраивало только украинских ультраправых, взявших ещё в прошлом году курс на насильственный захват власти в стране.
Слайд23-25
Именно эти события в Украине подтолкнули русскоязычное население Крыма выступить против действий новой незаконной власти и обратиться за помощью к руководству России.
Местные органы власти Республики Крым, несмотря на попытки противодействия со стороны властей Украины и давление стран Запада, организовали и провели 16 марта 2014 г. референдум о статусе Крыма, предложив населению Крыма ответить на вопрос о возможности его выхода из состава Украины и вхождения в состав России. Явка составила 83 % населения. «За» проголосовали – 96,77 % участвующих. Крымчане сделали свой выбор. Таким образом, только через 22 года Крым вошел в состав России.
21 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Крымский полуостров и город Севастополь, обильно политые русской кровью и овеянные ратной и трудовой славой, вновь оказались со своей Родиной – Россией!
Слайд 26
Давайте рассмотрим термин референдум, что оно означает? Обратимся к диаграмме, она поможет понять его суть.( Приложение , инфографика выполненная в системеgooglе, в программе построения диаграмм draw.ioPro. (Ребята самостоятельно должны сформулировать определение)*
*Референдум -форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
Учитель: И еще один важный термин, который должен быть вам знаком. ТОЛЕРАНТНОСТЬ- это искусство жить в мире непохожих людей и идей. Такое определение дает нам А.Г.Асмолов , а вы с ним согласны?Что вы понимаете под этим понятием?
Упражнение «Круг». Цель: осознание общности с людьми, каждый из которых – неповторим и индивидуален.
Учитель просит ребят образовать вокруг него круг. Затем просит поменяться местами тех, кто
Любит предмет историю;
Смотрит старые фильмы;
Знает стихи о войне;
Любит животных и т. п.*
*Можно придумать множество утверждений как по теме мероприятия так и в жизни в целом, смотря сколько времени отведено на задание и его суть. Обычно ребята с удовольствием выполняют это упражнение, т.к. неожиданно открывают для себя много нового о своих одноклассниках, осознают объединяющие их начала; с удовольствием играют роль ведущего и задают опросы, позволяющие лучше узнать своих сверстников.
Далее один из учащихся класса зачитывает небольшое сообщение о интересных фактах о Крыме .
4.Игра «Знатоки истории Крыма»
/класс делится на 2 команды. Каждая выбирает капитана и придумывает себе название/
1 команда «Патриоты России»; 2команда «Знайки»
Задание: 1. Блиц-опрос. (1 балл за каждый верный ответ)
- как в YI веке называлась крепость близ современного Севастополя?
- Назовите имя крестителя Руси, принявшего христианство в крымском Херсонесе.
- Кто впервые назвал полуостров в Черном море Крымом?
- Какой крымский город стал столицей Крымского ханства?
- Назовите имена русских полководцев защищавших крымскую землю от оккупантов?
- Когда был освобожден Крым от немецко-фашистских захватчиков?
- Какие крымские города получили статус «город-герой»?
- В каком году Крымская область была присоединена к Украине?
- Когда был подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав РФ?
- Что символизируют цвета флага РК?
- Что символизирует грифон на гербе РК?
Задание: 2. Загадки с отгадками.
Каждая команда придумывает вопрос другой команде в форме загадки. Отвечают капитаны.
Правильный ответ- 5 баллов.
Слайд27.
Задание: 3. Кто быстрее?
/Необходимо из слов, составить знаменитое изречение русского адмирала Петра Степановича Нахимова /
истинная храбрость, жизнь, и не удальство, принадлежит, а только, отечеству, каждого, приносит ему пользу.
А теперь я предлагаю вам посмотреть небольшую видео-экскурсию по Крыму.(просмотр видео «Здравствуй Крым!»)
5.Подведение итогов мероприятия.
Слайд28-29.
Учитель: Ребята, благодарю вас всех за участие в сегодняшнем мероприятии. Умники и умницы обе команды. В игре победила- дружба. Надеюсь, что наш разговор был не напрасным. Подумайте о сказанном сегодня. Для закрепления полученного мероприятия рекомендую заполнить дома такую табличку, которую вы видите на экране ( Приложение 6 , при создании используем инфографику программы cacoo.com в системе googlе)
Взаимопонимание - залог мира на Земле. Будущее зависит от каждого из нас, от наших взглядов и убеждений. История России и Крыма продолжается. Впереди жизнь целых поколений. И именно нам предстоит сделать эту землю процветающей и мирной . Помните, судьба человечества – в руках человека.
Список используемой литературы:
Андреев А.Р. История Крыма. М. 2005.
Атабекова Е. Смутное время: Севастополь в 1917 – 1920 годах. Симферополь 2002.
Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. Краткий исторический очерк. М.2001.
Фадеева Т.М., Шапошникова А.К. Княжество Феодоро и его князья. Симферополь 2001.
Харатахай Ф. Христианство в Крыму. М.2003.
История. Все для учителя!/ научно-методический журнал, №11, ноябрь 2014г.
Интернет-ресурсы:
История Крыма // Адонис экскурсии по Крыму. 2014. URL: http://adonis-crimea.com.ua/crimea/istorija-kryma.html