Цели: воспитывать патриотизм; развивать гражданскую позицию, интерес к истории своего народа, государства в целом; прививать уважение к старшему поколению, любовь, сострадание.
Материалы: презентация с фото; песня Аркадия Манджиева «28 декабря».
Приглашенные: бабушка Шиджаева Татьяна Муняевна, воспитатель Бадушева Александра Станиславовна.
«Я знал, что мой народ в лесах Сибири
Нашел друзей и вновь душой окреп
Средь лучших русских, средь щедрейших в мире,
Деливших с нами и судьбу и хлеб».
Давид Кугультинов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Репрессированные, но не сломленные»»
« Репрессированные, но не сломленные»
КОДНЮДЕПОРТАЦИИКАЛМЫЦКОГОГО НАРОДА
Внеклассное мероприятие
Цели: воспитывать патриотизм; развивать гражданскую позицию, интерес к истории своего народа, государства в целом; прививать уважение к старшему поколению, любовь, сострадание.
Материалы: презентация с фото; песня Аркадия Манджиева «28 декабря».
Приглашенные: бабушка Шиджаева Татьяна Муняевна, воспитатель Бадушева Александра Станиславовна.
«Я знал, что мой народ в лесах Сибири
Нашел друзей и вновь душой окреп
Средь лучших русских, средь щедрейших в мире,
Деливших с нами и судьбу и хлеб».
Давид Кугультинов.
Ход мероприятия:
Вступительное слово педагога:
Здравствуйте ребята. Сегодня тема нашего мероприятия «Репрессированные, но не сломленные» очень важна для каждого из нас. 28 декабря 2014 г. уже 71 годовщина депортации калмыцкого народа. Весь наш народ преклоняет головы перед памятью предков, незаслуженно высланных без суда и следствия в далекую и суровую Сибирь. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась безжалостная рука репрессий.
Ребята, а кто сможет объяснить значение слова «репрессии»?
Сейчас Миша и Ксения зачитают нам сообщение о выселении калмыцкого народа.
( на фоне презентации учащиеся зачитывают документальную информацию о высылке калмыков в Сибирь.)
Ксения:Ранним утром, 28 декабря, 1943 года во все дома, где проживали калмыки (хотоны, села, города) вошли группы военных из войск НКВД СССР и объявили, что по Указу ВС СССР все калмыки выселяются в Сибирь, как изменившие родине. Были зачитаны страшные обвинения. Так началась карательная операция «Улусы», задуманная и подготовленная Л.Берия и санкционированная Сталиным. Осуществляли операцию оперсотрудники, командированные из разных областей и 3-й мотострелковый полк НКВД.
На сборы семьям давали не больше часа. Многие семьи, не знавшие русского языка, растерянные от неожиданности свалившейся беды уходили из своих домов, не захватив теплой одежды и продуктов. Эти семьи были обречены на гибель в первую очередь. На сборные пункты подгоняли огромные американские «студебеккеры», в которых спецпереселенцев доставляли к железнодорожным станциям, к поездам, состоящим из двуосных вагонов – «теплушек». В каждый вагон помещали по 40-50 человек. Всего было сформировано сорок семь эшелонов.
Миша:Страшный, изнурительный, двухнедельный путь на восток унес жизни десятков тысяч людей, умиравших от холода, голода, болезней, тоски. На первом этапе депортации было выселено 93139 калмыков. Вторым этапом стала операция по выселению калмыков Ростовской области – 2684 человека (март, 1944). На третьем этапе депортации подверглись калмыки Сталинградской области – 1173 человека (июнь, 1944), последним этапом стала демобилизация калмыков-фронтовиков (более 15000 человек, 1944). Общее число выселенных калмыков составляло около 120000 человек.
После выселения калмыцкого народа в Сибирь территория республики была распределена между окружающими её областями и Ставропольским краем. Основная часть калмыцких улусов и г. Элиста вошли в специально созданную для этого Астраханскую область.
Педагог: Вот так жутко, страшно без разбирательств, одним росчерком пера решилась судьба целого народа.
Ребята, какие еще народы были выселены вместе с калмыцким?
(Ответы детей).
Педагог: Вместе с калмыками были выселены чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, ногайцы и другие. Были репрессированы миллионы русских людей, цвет нации. А их близкие всю жизнь считались родственниками врага народа, их презирали, перед ними были закрыты все дороги.
В период с 1943 г. по 1945 г. в СССР
Депортации подверглись: 3 336 258 человек
В далекой Сибири местные жители проявили огромное сочувствие и понимание к репрессированным. Они давали приют, кормили, иногда спасали от смерти.
Об этом написано много произведений нашими поэтами: Давидом Кугультиновым, Егором Буджаловым, Санджи Каляевым и многими другими.
«За что?» – спрашивал каждый калмык
«За что?» – спрашивали безвинные дети и седобородые старики.
«За что?» – меняясь в лице, кричали воины – фронтовики.
Но никто не мог дать им вразумительного ответа. На этот страшный вопрос вряд ли могли ответить и сами организаторы депортации калмыцкого народа.
Сегодня на наше мероприятие пришла бабушка Шиджаева Татьяна Муняевна – она расскажет нам о своих воспоминаниях.
Нравственный шок, пережитый народом от упразднения республики и выселения в Сибирь, поистине был громадным. Представьте человека, оторванного от привычных условий жизни, брошенного из степи в тайгу, о которой он раньше слышал только в сказках да читал в книгах, лишенного средств к существованию, ибо из дома его выгнали лишь с узелком самого необходимого, а зачастую и без того, и вдобавок ко всему этому испытывающего жесточайший психологический прессинг: ты враг, враг народа!
Горькие исповеди, рассказанные своим внучатам аавами и ээҗәми – бабушками и дедушками, – бесценны. Они потрясают своей неприкрытой, некрасивой и страшной правдой.
Читая эти документы, кожей ощущаешь, как ежедневно, ежечасно сталинская система пыталась раздавить честь и достоинство наших отцов и дедов, как пыталась довести их до скотского состояния. И удивляешься: как же они выжили? Как не обозлились? Не стали зверем? Ведь это подвиг остаться человеком в таких нечеловеческих условиях. Это – подвиг народа! За эти тринадцать лет легче всего было сломаться. Но народ выдержал. Не обозлился. Это и есть крепость нации, ее спокойная сила, величие народа не в его количестве, а в духовной твердости. Не потерять бы ее нам, живущим сегодня.
А сейчас ребята я предлагаю каждому зажечь лампадку, закрыть глаза и мысленно обратиться в те суровые годы. (Тихо звучит песня А. Манджиева «28 декабря»).
Педагог:из года в год мы чтим память тех, кого с нами нет. Я думаю, что вы всегда будете помнить о том времени, беречь близких, свой народ, свою страну. И став взрослыми людьми никогда не допустите подобных ошибок в истории.