kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательский час: Депортация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательский час -

Тема: «Репрессированные, но не сломленные»

  Геноцид, как известно, величайшее преступление против человечества. У этого преступления нет срока давности, в наследство пострадавшим от геноцида народам остались сотни тысяч невинных жертв, незаживающие сердечные раны, глубокие шрамы в памяти людской. В  этом году исполняется 70 лет этой трагической дате. Старшее поколение, очевидцы и свидетели тех событий, вновь со слезами на глазах вспомнят весь этот ужас,  унижение, страх, когда их  буквально силой  вырвали из родных мест и отправили в неизвестность, на чужбину на долгих 13 лет.

Цель и задача воспитательского часа:

- воспитать чувство гордости за калмыцкий народ, репрессированный,  но не сломленный.

Оборудование:

  • Репродукции картин калмыцких художников «Мать – земля родная» Г.Рокчинского,   «Калмыцкий  хотон после выселения» О.Кекеева;

Ход  часа:

1. Организационный момент

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательский час: Депортация»

Воспитательский час -



Тема: «Репрессированные, но не сломленные»

                                                 

 

 Геноцид, как известно, величайшее преступление против человечества. У этого преступления нет срока давности, в наследство пострадавшим от геноцида народам остались сотни тысяч невинных жертв, незаживающие сердечные раны, глубокие шрамы в памяти людской. В этом году исполняется 70 лет этой трагической дате. Старшее поколение, очевидцы и свидетели тех событий, вновь со слезами на глазах вспомнят весь этот ужас, унижение, страх, когда их буквально силой вырвали из родных мест и отправили в неизвестность, на чужбину на долгих 13 лет.



Цель и задача воспитательского часа:

- воспитать чувство гордости за калмыцкий народ, репрессированный,  но не сломленный.

Оборудование:

  • Репродукции картин калмыцких художников «Мать – земля родная» Г.Рокчинского,  «Калмыцкий  хотон после выселения» О.Кекеева;



Ход часа:

1. Организационный момент

2. Рассказ об операции «Улусы»

А) Указ Президиума верховного совета СССР « О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР»

Б) Карта расселения

В) Стихотворение «Тогда степные стыли дали»

3. Описание А. Балакаева в книге «Выслан навечно» о депортации

а) воспоминание

4.Участие калмыков в Великой Отечественной Войне

а) Широклаг

б) Первый герой калмык Деликов Э. Т.

г) Герои - участники войны

5. Воспоминания и боль на полотнах калмыцких художников

6. Память о жертвах сталинского геноцида



Звучит песня «Сиврин дун»                                     

Восп -ель:  В тот день, согнав народ подавленный

Под ругань стражи, блеск штыков

Врагами были все объявлены –

Все от детей и стар

Указ Президиума верховного совета СССР

« О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР»

Учитывая,  что в период оккупации немецко- фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области  и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупанты организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают  бандитские  налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, - Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

  1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать.

Совету Народных Комиссаров СССР наделить калмыков в новых поселениях землей и оказать им необходимую государственную помощь по хозяйственному устройству.

  1. Образовать в составе РСФСР Астраханскую область с центром в городе Астрахани.

Включить в состав Астраханской области районы бывшей Калмыцкой АССР – Долбанский, Кетченеровский, Лаганский, Приволжский, Троицкий, Улан- Хольский, Черноземельский, Юстинский  и город Элиста; районы Астраханского округа – Владимировской, Володарский, Енотаевский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Наримановский, Харабалинский и город Астрахань.

Астраханский округ Сталинградской области ликвидировать.

  1. Районы бывшей Калмыцкой АССР – Малодербетовский и Сарпинский включить в состав Сталинградской области; Западный (Башанта), Яшалтинский – включить в состав Ростовской области; Приютненский – в состав Ставропольского края.

                        Председатель Президиума Верховного Совета СССР -                             (М.Калинин)

     Секретарь Президиума Верховного Совета СССР - ( А.Горин)

                                                                                      Москва, Кремль

                                                                                      27 декабря 1943



Карта расселения калмыков

Восп-ль:

Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР от

28 .12.1943 г. направить выселяемых калмыков:

В Алтайский край – 25 000 человек;

В Красноярский край – 25 000 человек;

В Омскую область – 25 000 человек;

В Новосибирскую область – 20 000 человек.

Калмыки были не просто высланы, но и рассеяны по Сибири – от Севера до Дальнего Востока и Казахстана. Почти в каждой семье до сих пор вспоминают умерших по дороге или погибших в ссылке.

Особенность в депортации калмыков состоит в том, что происходила она более жестко. Был сильный разброс по регионам, по селениям, одна из самых больных тем депортации является влияние на демографию калмыков, оказывающее влияние на народ до сих пор.

Воспитатель:

Этот холодный, суровый день третьего года жестокой войны каждый калмык – стар и млад – запомнил на всю жизнь. Задолго до рассвета в соответствии с тщательно запланированной операцией под кодовым названием «Улусы», утвержденной «железным сталинским наркомом», Генеральным комиссаром государственной безопасности Л.П.Берия, одновременно во всех хотонах, селах, поселках и городах в дома калмыков вошли по двое-трое военных из войск НКВД и объявили, что по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года все калмыки как изменники и предатели выселяются в Сибирь, а Калмыцкая автономная республика отныне ликвидируется. В чем только не обвинялся калмыцкий народ: в период оккупации калмыки якобы изменили Родине, предавали немцам честных советских граждан, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, передавали немцам эвакуированный из других мест колхозный скот, организовывали банды и совершали налеты на колхозы и совхозы, терроризировали население и т.д. и т.п.

Конечно, многие калмыки из прочитанного наспех пришедшими военными мало что поняли, да и что могли уразуметь плохо знающие русский язык старики, женщины и малые дети, оставшиеся тогда в большинстве калмыцких семей, но одно запомнили точно: их, калмыков, выселяют по Указу, подписанному самим М.И.Калининым. А Михаила Ивановича, «всесоюзного старосту», знали многие.                     

Тогда степные стыли дали,

Война вела кровавый счет...

Послал калмыкам "мудрый" Сталин

"Подарок" свой под Новый год.

Звучали песни о "родимом",

А он забросил все дела

Чтоб тень усов, пропавших дымом,

Над вольной степью вмиг легла.

В Кремле бумаги шелестели,

Считал наш "вождь" людей улов,

На сапогах его блестели

И слезы вдов, и пыток кровь,

И скот ревел, и вдовы выли,

Над Волгой мчались поезда,

Людей насильно увозили

В Сибирь на долгие года!

Кто жил доносом, кто надеждой...

Державной воле вопреки

Делились хлебом и одеждой

С калмыками сибиряки.

Мы должны знать правду о неслыханной трагедии нашего калмыцкого народа, о том диком произволе, который сотворила над калмыками в конце 1943 года сталинско-бериевская клика, о ратных подвигах и трудовых делах калмыцких трудящихся в годы Великой Отечественной войны. Алексей Балакаев в рассказе «Выслан навечно» так описывает трагедию калмыков, насильно покидавших родную землю: «Не знаю, как в других местах, а нас на 3-м разъезде железной дороги Астрахань-Кизляр, продержали взаперти трое суток,.. Я здесь не хочу подробно описывать, когда тронулся с места наш эшелон, как за нами гурьбой бросился скот, как до последнего дыхания бежали собаки и замертво падали на рельсах. Я только хочу зафиксировать, каково бывает народу, целому народу, покидать родную землю, и могилы предков – старушки и женщины голосили и причитали, будто их режут или колют штыком на глазах родимых детей, старики и подростки, стиснув зубы и зажав до крови пальцы в кулак, мрачно и угрюмо молчали, чтобы не усугубить и так растерзанные и раздираемые болью сердца матерей».

О фактах мародерства и жестокого обращения с выселяемым калмыцким населением в декабре 1943 года написал мне недавно из совхоза «Ергенинский» Кетченеровского района Санджиев И.К.: «28 декабря 1943 года рано утром приехавшие к нам в село военные приказали всем калмыцким семьям собраться возле конторы колхоза. Взять с собой разрешили только вещи первой необходимости: белье, теплую одежду, валенки и т.д. Мы сумели быстро упаковать два чемодана с вещами и мешок с продуктами на 7 человек семьи. Но когда начали грузить на автомашины наш багаж, то заставили многих из нас оставить те скудные вещи, которые нам удалось прихватить с собой. Поскольку багаж и людей грузили вместе на машины, то, конечно, места для мешков и чемоданов не оставалос Когда прибыли на станцию, то было уже очень темно. Подъехали к стоявшим вагонам на железной дороге и солдаты залезли в вагоны и стали кричать: «Давайте вещи». Когда вещи побросали в вагон, то солдаты открыли двери с противоположной стороны и утащили многие наши чемоданы и мешки с хорошими вещами. После мы вошли в вагон, стали искать свои вещи, а их уже не было, осталось только несколько мешков с продуктами. Так мы остались в чем были одеты, абсолютно без каких-либо вещей и, конечно, рассказывать нечего, как намытарствовались в дороге».

Рассказ жительницы Даваевой Зои Бовыковны о трагедии, которая случилась с ее семьей. Это случилось 28декабря 1943 года, мою маму с двумя дочерьми: 2-х лет и грудного возраста, сестренку моего отца с однохотонцами п. Годжур погрузили на студебекеры и повезли в Котельниково на железно-дорожную станцию для эвакуации в Сибирь. Отец в это время воевал на фронте. При переезде моста у п. Шебалино Ростовской области перегруженная людьми машина опрокинулась. Когда подняли машину обнаружили ,что погибли мои 2 сестры и тетя, а мама была без сознания ,а еще вместе с ними погиб мальчик 6 лет , родной брат Болдырева Дорджи Ульяновича. Солдаты, сопровождавшие машину ,оставили детей у моста, а маму еле живую без сознания родители взяли с собой. А мама всю свою оставшуюся жизнь вспоминала и думала о том, что дети, может быть, были бы живыми. Местные жители детей похоронили возле моста (со слов очевидца 85 летнего местного жителя ,ему тогда было 15 лет) Я встречалась с этим человеком ,когда ездили на место трагедии. Мы установили памятную плиту в память, погибшим от репрессий, с именами сестер и брата Болдырева Дорджи Ульяновича. Местная школа взяла шефство над этой могилой. Учащиеся провели исследовательскую работу и вышли на нас. Мы были приглашены на краеведческую конференцию в 2012 году в Заветинском районе по теме «Память степи» Нас приняли очень тепло и радушно. Зав.районо была инициатором шефства . Мы рассказали им о депортации, Тема их заинтересовала, позже они приезжали специально в Элисту на мемориал «Восход и Возрождение» На этой конференции учащиеся этой школы заняли 1 место, на следующий год , как победители они участвовали в областной конференции в г. Ростов-на-Дону ,где заняли 2 место. И так трагедия калмыцкого народа объединила многие народы. Мы должны все это помнить и не забывать. И делать все , чтобы подобное не повторилось никогда. Вот этот случай упоминает Алексей Балакаев в своем рассказе «Выслан навечно».

Восп-тель:

Истинную картину тех страшных событий могут передать только очевидцы тех событий. Из рассказов моих родителей, бабушек и людей. Я ясно представляю, как все происходило ,перед глазами картина, и там в гуще всех этих событий – мои родные, близкие мне люди .Ребята в этот день мы должны вспомнить всех своих родственников, которые не вернулись, расспросить своих бабушек и дедушек, о том ,как это было? Мы должны это помнить! Мы должны это знать!

«Люди ехали в холодных вагонах, голодные, без воды, без теплой одежды. Вагоны не открывались много дней. Не было элементарных человеческих условий: воды, пищи, туалета. Многие не выдерживали и умирали. Трупы часто подолгу лежали в вагоне. Голод, холод, болезни преследовали их. Мы всегда придерживались традиций своих предков, свято их чтили. И такие качества, как скромность, уважение старших всегда были присущи нам. Но были такие условия, при которых вынуждены были нарушать эти вековые традиции, тяжело при этом страдая. Обезумевшие люди рвались к заветному ведру с водой, отметая слабых. Страх, что они не успеют до отхода поезда и останутся без глотка воды еще несколько дней до следующей остановки, подавил в душах все человеческое: стыд, благоразумие, почтение к возрасту, милосердие. В Сибири не было для ссыльных домов, жили в деревянных холодных сараях. Самим приходилось рыть ямы, пробивать ломом холодную мерзлую сибирскую землю, чтобы построить землянки. Приходилось работать тем, кто мог держаться на ногах. Дети оставались без присмотра, мерзли, голодали, умирали.

Постепенно сибиряки поняли, что калмыки не людоеды, а простые люди, которые вынуждены страдать, голодать, умирать и стали нам помогать»

По пути следования на железнодорожную станцию Котельниково одна машина перевернулась и погибли сразу две девчонки, которых так и оставили возле дороги. Все грузовые машины были покрыты толстым, плотным брезентом и при движении выхлопные газы душили людей, а солдаты сопровождения, сидящие сзади в кузове машины, не разрешали открывать брезент. В результате у многих началась рвота, от головокружения начали валиться и падать в первую очередь дети. Только тогда солдаты приоткрыли брезент машины, чтобы люди немного отдышались.

Действительно, «подарок» свой под Новый 1944 год получили около 100 тысяч калмыков. За ними последовали новые тысячи калмыков-спецпереселенцев, насильно вывезенные «в Сибирь на долгие года» в марте и июне 1944 года. Собрали в сибирских городах под разными предлогами воинов-фронтовиков, поставили их на учет в спецкомендатурах как преступников, многих из них загнали силой «в концлагерь» под Молотовом (Пермью).

«За что?» – спрашивал каждый калмык. Многие погибали в лагерях, где вдобавок труд был изнурительным, каторжным, а питание почти впроголодь. Например, в Широклаге на станции Половинка погибли сотни калмыцких мужчин, согнанных с разных фронтов после депортации калмыков (по некоторым данным погибло здесь приблизительно 1 000 человек). Сколько их погибло в.уральских лесах, мужественных фронтовиков, не кланявшихся немецким пулям?

Заканчивался третий год войны, которую советские люди справедливо назовут Великой Отечественной.

Плечом к плечу с русскими, украинцами, белорусами, азербайджанцами, казахами и представителями других народов СССР отважно дрались с немецко-фашистскими захватчиками сыны и дочери Калмыкии, приближая своими ратными подвигами день полной победы над фашизмом. Около 40 тысяч человек направила Калмыкия за период войны на фронт. Выбиваясь из сил, трудящиеся Калмыкии в 1942 году сумели сформировать и снарядить за счет народных средств 110-ую Отдельную Калмыцкую кавалерийскую дивизию, внесшую свой вклад в дело разгрома врага. Отважно сражаясь на Дону в течение 12 суток (с 14 по 26 июля 1942 года), дивизия до последней возможности вела тяжелые оборонительные бои, подобную той, какую проявляли пограничные войска, принявшие на себя всю тяжесть ударов гитлеровских войск в первые дни войны.

В районе хутора Пухляковского командир расчета противотанковых ружей сержант Эрдни Деликов совершил героический подвиг. В критический момент боя он уничтожил из противотанкового оружия 3 бронемашины, 4 грузовых автомобиля с автоматчиками. Осколками бомбы ему оторвало ногу, потом другую. Истекая кровью, продолжая вести огонь по гитлеровцам, Эрдни Деликов из последних сил крикнул: «Бейте фашистских гадов! Калмыки не отступают!».Сержанту Эрдни Деликову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он первый из калмыков удостоился этой высокой воинской чести Родины.

Необходимо здесь подчеркнуть, что население неоккупированной части Калмыкии, несмотря на огромные территориальные и материальные потери и невероятные трудности прифронтовой жизни, делало все, чтобы помочь советским войскам разгромить врага и очистить от фашистов советскую территорию. Например, в разгроме немецкой группировки войск под Сталинградом принимало участие более 1,5 тысячи воинов Калмыкии, в освобождении Северного Кавказа – до 5 тысяч. К началу 1943 года Калмыкия направила на фронт более 23 тысяч воинов.

Большой вклад в дело освобождения Калмыкии от фашистских оккупантов внесли калмыцкие партизаны. Они активно помогали оборонительным действиям частей 28-ой и 51-ой армий. Партизаны Калмыкии парализовали важнейшие коммуникации противника, наносили ощутимые удары гитлеровцам и их пособникам, совершали диверсии и т.д.

За короткое время (за 4 месяца) было подготовлено и направлено в тыл врага 21 партизанский отряд (13 отрядов на территорию Калмыкии, 8 – в Сталинградскую и Ростовскую области, Орджоникидзевский край.) Кроме того, на оккупированной территории республики действовали 6 подпольных улускомов, 5 патриотических групп.

Многие калмыки участвовали в партизанском движении на Украине и в Белоруссии, на Смоленщине и Брянщине, в рядах антифашистского сопротивления в Европе. Имя партизана брянских лесов Героя Советского Союза Михаила Сельгикова известно ныне всей нашей стране.

В книге «Народы Советского Союза», изданной в Нью-Йорке в 1945 г., американская писательница и журналистка Анна-Луиза Стронг писала: «По странной иронии судьбы, первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за «сумасшедший героизм», были не русские, а калмыки, представители народности из дельты Волги, страдавшей от различных завоевателей на протяжении тысячи лет. Нацистская «высшая раса» должна была признать, что по какой-то непонятной причине из этой «низшей расы» вышли герои войны».

Действительно, сравнительно небольшой по численности калмыцкий народ дал в годы войны более 30 тысяч отважных воинов, из них 14 тысяч человек отмечены высокими правительственными наградами, многие из них неоднократно. 22 представителя Советской Калмыкии были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. На вечные времена в памяти благодарной Калмыкии останутся подвиги воинов 28-й и 51-ой армий, освободивших калмыцкие степи от фашистских захватчиков. В рядах частей этих армий сражались и калмыцкие воины, освобождая родную землю.

Самоотверженно, в тяжелых условиях трудились в годы войны рабочие, колхозники и интеллигенция Советской Калмыкии. И за короткий срок по республике среди молодежи было собрано 4 млн. 422 тыс. рублей на танковую колонну и 1 млн. 700 тыс. рублей на авиаэскадрилью «Калмыцкий комсомол»         

Восп-ль:

  Воспоминания и боль на полотнах калмыцких художников – это история народа. И  боль прошлых лет… Она не уходит из памяти. Одна из лучших картин, посвященных теме депортации у Очира Кекеева –                            «Калмыцкий хотон после выселения».

                         

Ему самому было всего 3 года, тогда он не мог понять всего ужаса происходящего, но осталась в памяти атмосфера тех трагических событий, запомнился вой собак, бежавших за удаляющимися  машинами. Эти впечатления легли в основу картины. Авторский повтор этой работы находится в Париже, в галерее Монферей. Многие художники к теме депортации обращаются через женские образы, в их числе Г. Рокчинский, К.Ольдаев, Мошулдаев, Павлов, Шиняев. Почти в каждой семье много родных не вернулось из Сибири. Но даже если срубить ствол, достаточно маленького росточка,  чтобы Древо жизни возродилось.

Гарри Рокчинский « Мать – земля родная»

Женщина -  символ чистоты и незащищенности, но вместе  с тем в ней – исток, начало всех начал.

На этой картине мы видим пожилую женщину в момент встречи с родной землей после разлуки. Цвет этой картины обладает колоссальной силой воздействия на душу зрителя, вызывая удивительные чувства. Он вибрирует словно живой, повторы цвета напоминают мелодию. Ветер развивает волосы женщины, колышет траву – это символическое движение самого бытия между добром и злом, тьмой и светом, страданием и радостью, печалью и надеждой.

Люди нашей Родины, душевно

Приклоните голову к земле!

Помяните тех, кто брёл этапом

К Индигирке в бесконечной мгле.

Эти люди все - единой меркой

Страшным ярлыком помечены.

«Враг народа», - вынесено «тройкой»,

Признаки надуманной вины.

Длинные рубли - не привлекали,

Блеск металла их не соблазнял.

Путь тяжёлый многим был последним,

Каждый ждал свой жизненный финал.

В небесах, курлыча, ровным строем

Журавли летели над тайгой.

На деревьях каркали вороны,

Труп, в траве узрев очередной.

Мать в тоске ждала родного сына

У окна, слёз много пролила.

За окном поблеклая рябина…

Нет надежды! Жизнь уже прошла!



Восп-ль:

Как память о жертвах сталинского геноцида, в Элисте 28 декабря 1996 г. в день 53-й годовщине депортации калмыцкого народа в Сибирь, на Высоком кургане сооружен величественный памятник из бронзы «Исход и возвращение» Автор этого памятника всемирно известный скульптор 20 века Эрнст Неизвестный. Памятник по заказу Кирсана Николаевича Илюмджиева отлит в Америке и морским путем доставлен в  Санкт – Петербург, а оттуда прибыл по  месту назначения в Элисту.  Есть во многих религиях одна из самых великих заповедей. Звучит она по-разному, но смысл её такой – «ПРОСТИ, ДА ПРОЩЁН БУДЕШЬ»

Каждый здравомыслящий человек, верующий он или нет, согласится с этой заповедью. Умение прощать, к сожалению, свойственно не всем людям, а между прочим это самое лучшее качество человеческой души, высокое проявление благородства. Прощение всегда даётся нелегко, потому что неимоверно трудно погасить в себе ненависть, удержаться от чувства мести.

И всё же прощение необходимо. Оно нужно и тем, кого прощают, но в большой мере тем, кто прощает.13 лет, 13 дней …1943 -1956 гг.

Воспоминание Овкаджиева Очира о своих прадедушках. Мой прадед Боваев Босха во время выселения был подростком, был сиротой и воспитывался в детском доме. В декабре 1943 года его и еще несколько подростков были посланы в Сталинград для расчистки руин. Военный патруль поймал 5 подростков калмыков 13-14 лет и поставил к стенке Тракторного завода зачитали Указ о калмыках и хотели расстрелять, но тут вступился пожилой майор, сказал ,что в там не написано расстреливать, а написано выслать. И они их отправили в Сибирь. Там он проработал чабаном, женился и воспитал 4 детей. Другой прадед Овкаджиев Опа тоже подростком был выслан в Сибирь, он потерял свою сестру ,которую нашел через много лет, уже будучи женатым Мы должны интересоваться ,знать и помнить об этом..





Неугасимо память поколения

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Воспитательский час: Депортация

Автор: Очелаева Эльзята Зергентиевна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278481


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства