Просмотр содержимого документа
«Развитие волейбола на дополнительных занятиях (статья)»
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы среди учащихся (11-14) лет срок реализации 2 года. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большое количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактичных приемов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания.
Актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведенных на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приемами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а так же благотворно воздействует на все системы детского организма.
Цель: Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить играть в волейбол на достойном уровне. Задачи: Образовательные: -Обучение техническим приемам и правилам игры; -Обучение тактическим действиям; -обучение приемам и методам контроля физической нагрузкой при самостоятельных занятиях; -овладеть навыками регулирования психического состояния. Воспитательные: -выработка организаторских навыков и умений действовать в коллективе; -воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
Развивающие: -развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма. -повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
-совершенствование навыков и умений игры; Условия реализации образовательной программы: программа предназначена для детей 11-14 лет. Количество занятий в неделю, часов в неделю и в год. -первый год обучение 2 занятия в неделю по2 часа (144 часа в год) -второй год обучения 2 занятия в неделю по 2 часа (144 часа в год) Формы проведений занятий: Занятия групповые. В состав группы входят 15 человек. Первый год 15 человек в группе, второй год обучения 15 человек в группе. Этапы реализации программы. Первый этап (2представительной подготовки» 1 год обучения) – предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение технике и тактике, подвижные игры, пионербол, мини-волейбол. Второй этап («начальная спортивная подготовка» 2 года обучения) – предусматривает развитие физических качеств в общем плане и с учётом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно ( мини-волейбол, волейбол). Формы организации занятий. Занятия в рамках программы проводятся, в форме : тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Требования к уровню подготовки. ЗНАТЬ: -влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; -правила игры -технику и тактику игры в волейболе;
-методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к созданию презентации;
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов: -Достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе; -Повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта; -Устойчивое овладение умениями и навыками игры; -Развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно так и в спортивной секции после окончания школы; -Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма; -Умение контролировать психическое состояние.
Ожидаемые результаты В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся должны знать: -историю развития волейбола и воздействия этого вида спорта на организм человека; -значение здорового образа жизни; -правила игры;
-технику изученных приемов и тактику индивидуальных и коллективных действий;
Уметь:
-технически правильно осуществлять двигательные действия, применяющиеся в волейболе, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
-применять в игре изученные тактические действия и приемы;
-соблюдать правила игры;
Способы определения результативности
Опрос учащихся по пройденному материалу.
Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований.
Мониторинг результатов по каждому году обучения.
Тестирование общефизической, специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки.
Контроль соблюдения техники безопасности.
Выполнение отдельных упражнений с заданиями.
Тематическое планирование по программе дополнительного образования «ВОЛЕЙБОЛ».
1 год обучения.
№
П\П
Наименование разделов, тем
Всего
часов
Из них
теория
практика
1
Введение, Техника безопасности
2
2
-
2
3
4
5
Общефизическая подготовка
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на снарядах и тренажерах
Спортивные и подвижные игры
14
10
18
1
1
3
13
9
15
6
7
8
9
10
11
Специальная физическая подготовка
Упражнения направленные на развитие силы
Упражнения направленные на развитие быстроты сокращения мышц
Упражнения направленные на развитие прыгучести
Упражнения направленные на развитие специальной ловкости
Упражнения направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой)
9
9
9
9
9
1
1
1
1
1
8
8
8
8
8
12
13
14
15
16
17
Техническая подготовка
Приемы и передачи мяча
Подача мяча
Стойки
Нападающие удары
Блокирование
18
10
3
5
5
2
1
1
1
1
16
9
2
4
4
18
19
20
Тактическая подготовка
Тактика подач
Тактика приемов и передач
4
4
2
2
2
2
21
Спортивные соревнование
8
-
8
Итого:
144
22
122
2 год обучения
№
П\П
Наименование разделов, тем
Всего
часов
Из них
теория
практика
Введение, Техника безопасности
2
2
-
1
2
3
4
Общефизическая подготовка
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на снарядах и тренажерах
Спортивные и подвижные игры
12
10
16
1
1
2
11
9
14
5
6
7
8
9
10
Специальная физическая подготовка
Упражнения направленные на развитие силы
Упражнения направленные на развитие быстроты сокращения мышц
Упражнения направленные на развитие прыгучести
Упражнения направленные на развитие специальной ловкости
Упражнения направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой)
9
9
9
9
9
1
1
1
1
1
8
8
8
8
8
11
12
13
14
15
16
Техническая подготовка
Приемы и передачи мяча
Подача мяча
Стойки
Нападающие удары
Блокирование
14
10
3
5
5
2
1
1
1
1
12
9
2
4
4
17
18
19
Тактическая подготовка
Тактика подач
Тактика приемов и передач
4
4
2
2
2
2
20
21
22
Спортивные соревнование
Сдача нормативов
Правила игры
8
4
2
-
-
2
8
4
-
Итого:
144
21
123
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Раздел
Форма занятия
Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса
Формы подведения итогов
Общефизическая и теоретическая подготовка
Объяснение, практическое занятие, беседы
Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой методы.
Контрольные тесты и упражнения.
Специальная физическая подготовка
Объяснение, практическое занятие
Словесный метод, метод показа. Фронтальный круговой, повторный, попеременный методы.
Контрольные тести и упражнения.
Техническая подготовка
Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала.
Повторный метод. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений.
Контрольные упражнения, товарищеские встречи.
Тактическая подготовка
Лекция, беседа, тренировка показ видео материала, участие в соревнованиях.
Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала.
Контрольные игры с заданиями , результаты участия в соревнованиях.
Озолин Н.Г. Современаая система спортивной тренировки. М., 2007
Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов. Москва, «Физкультура и Спорт» 1969.
Эйнгорн А.Н. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 1969.
Информационные ресурсы для обучающихся.
Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе/ М.В. Видякин.-Вогоград: Учитель, 2006г.
Волейбол. Правила соревнований. Москва «Физкультура и спорт» 2003. 5 Железняк Ю. Д. К мастерству волейболе . Москва «Физкультура и спорт» 1978.
Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. Москва «Физкультура и спорт» 1989.
Фидлер МЮ Волейбол. М., 2002г.
Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке , в парке, на траве. М., 1992 г.
Эйнгорн А.Н. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
Энциклопедия «Аванта +» 2006 г.
Содержание
№
п/п
Содержание требований (виды испытаний)
Кол-во раз
1 год
2 год
Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены
4
6
Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий)
Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4
Подача верхняя прямая в пределы площади
Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3
Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу
Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах
Вторая передача на точность: из зоны 2 в зону 4
Передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению)
Через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке
Передачи сверху, снизу (стоя у стены)
Подача на точность
Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 5,6 и 1
Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зоны 4 (2)
6
4
3
3
8
3
3
3
4
5
4
3
3
8
6
5
5
12
5
5
5
6
7
6
5
5
Примечание: Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений.
Групповые тактические действия: Тактика передач для нападающего удара или обмена, простые передачи, передачи со сменой мест, передачи с первой подачи, подачи в прыжке с отвлекающими действиями
Командные тактические действия: выход (предположение) для выполнения нападающего удара, страховка игрока (свободная страховка постоянным игроком, страховка с сочетании с самостраховкой), выполняющего удар, или последовательные действия в том и другом плане. Блокирование: одиночное или групповое (двойное, тройное). Расположение игроков при двойном блоке: углом вперёд, углом назад.
4. Соревнования.
Теория: Правила игры. Жесты судей. Разбор проведённых игр.
Практика: Соревнования: официальные (календарные ) соревнования и товарищеские встречи.
5.Сдача учебных нормативов
Теория: Судейство контрольных нормативов.
Практика: Челночный бег, прыжки в высоту, длину, подтягивание, отжимание, тройной прыжок с места, бег 30м, метание набивного мяча
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ НАРМОТИВОВ
Контрольные упражнения по общей физической подготовке