Цель:
- развитие интереса обучающихся к математике;
- расширение представлений обучающихся о культурной ценности математики;
- показать диапазон математических возможностей через игровые формы.
Участники: обучающиеся 5-9 классов.
Оборудование: экран, проектор, презентация.
1ведущий:
Многие из присутствующих наверняка думают, что математика – это только формулы, задачи, примеры, теоремы, короче скукота. Но если мы оглянёмся вокруг, то увидим, что без математики обойтись никак нельзя. Например, возьмём сельское хозяйство. Для того, чтобы трактора, комбайны вышли на поля, нужно их сконструировать, собрать, только потом выпустить в поле пахать, сеять, убирать урожай. Без математики здесь не обойтись. Для того, чтобы лечить больных, нужно изготовить лекарство с соответствующей дозировкой. Здесь также присутствует математика. В швейных мастерских, цехах, фабриках также не обойтись без математики: чтобы сшить блузку, юбку, платье, брюки, нужно снять мерки с человека, нарисовать выкройку, нанести её на материал, вырезать, сшить и получим нужное изделие.
2 ведущий:
Чтобы по морям, океанам плавали корабли, ледоколы, пароходы, чтобы в небе летали вертолёты и самолёты, в космос летали ракеты, здесь также необходимо присутствие математики. Она нужна при конструировании плавающих и летающих машин.
Если мы посмотрим вокруг, то увидим в каких красивых домах мы живём,
в какой красивой школе мы учимся, в какой красивый дом культуры мы
ходим отдыхать. И во всем этом также видна работа с математическими
расчётами. А придя в магазин нам не обойтись без подсчёта денег на тот
или иной товар. Можно много привести примеров применения математики в жизни.
Но учащиеся нашей школы покажут совершенно другое применение математики вокруг нас.
А откроем мы наше представление частушками, в исполнении подружек …..
- Мы с Оксаною подружки,
Ходим мы всегда вдвоём,
А сегодня мы частушки
Вам, ребята, пропоём.
- В наше время, чтобы строить
И машиной управлять
Прежде нужно только в школе
Математику познать.
- Даёт людям она свет,
Движет жизнь она вперёд
Космонавтов наших в космос
С удовольствием пошлёт.
- Николай пример решал,
А Сергей ему мешал
Вот, ребята, вам пример,
Как нельзя решать пример.
- Все уроки Вася с Борей
Толковали о футболе
Забивали вместе гол
Получили вместе кол.
-На уроке в самом деле
Перепишем всё точь-в-точь,
Разобраться еле-еле
Дома нам порой невмочь.
-Скорость лошадей узнали
И в ответе написали:
«Мчится лошадь без кареты
В двести раз быстрей ракеты».
-Стоит Коля у доски
И зевает от тоски.
Он никак не разберёт,
Где окружность, а где рот.
-Это что же, в самом деле,
Получилось – стыд и срам:
Землекопа вдруг в задаче
Разделили пополам.
-Рассчитали путь движенья
Курам всем на удивленье,
Время с метрами сложили -
Килограммы получили
-Математика-наука
Точит ум, она не скука:
Точность здесь во всем нужна –
В вычислениях важна.
-Вот таблица умноженья –
Это длинное сложенье.
Долго так, друзья, считать,
Лучше уже таблицу знать.
-Жил-был Вовка-ученик,
Он трудиться не привык.
На уроке у Андрейки
Все списал за три копейки.
-Устный счет, устный счет,
У него простой расчет,
Чтобы мысли шевелились,
Вновь извилины родились.
-Математика-подруга,
Любим мы с тобой друг друга.
Долго мне еще расти –
Нам с тобою по пути.
-Учишь ты меня считать,
Уравнения решать.
В жизни вам скажу, друзья,
Без математики нельзя!
- Мы частушек много спели,
Но ещё в запасе есть
Мы на будущей неделе
Вам споём, ребята, здесь.
1 ведущий:
Вашему вниманию предлагаются сценки «Приключение Пети Верхоглядова» в исполнении …….и «Лист Мёбиуса» в исполнении ……
Сценка «Приключение Пети Верхоглядова»
- Как твои дела в школе, Петя? – спрашивает сестра.
- Хорошо, - говорит Петя. – Я сегодня чуть «5» не получил.
- Это за что же?
- За устные вычисления. Понимаешь, сегодня на уроке нам написали столбик примеров на умножение дробей. Ну, я вижу – все пишут, и много. Думаю: не может быть, чтобы всё было так сложно. Начал решать устно. Получилось проще и куда скорее.
- Как же ты считал?
- Вот, написано 6 1/3*5 2/7 . Я взял и округлил: первое около 6, второе около 5. Перемножил 6 на 5 и вышло по ответу. Взял другой пример: 3 ¾* 3 1/8. Одно увеличил до 4, другое уменьшил до 3. Опять просто, и опять по ответу. Получился и третий пример: вместо 20 ½ * 4 5/6 я взял 21 х 4. Елена Андреевна даже ахнула.
« Ну, - говорит, - ты прямо чудо, не шестиклассник, а вычислительная машина. Никогда бы не подумала, что ты так замечательно считаешь. Сейчас я тебе «5» поставлю. Иди –ка к доске, покажи остальным своё умение».
- Ну и поставила?
- Я же сказал, что чуть «5» не поставила. Дала она мне решить пример 1 7/8 * 4 3/9. Я его по своему решил: 2х4=8. А когда она попросила записать, я и записал так, как считал на самом деле. Вот тогда она рассердилась и «5» уже ставить не стала.
- Почему же?
- Да она стала объяснять, что мой способ приближённый, годится только для прикидки. А какой же он приближённый, если выходит точно по ответу?
- Ты так и сказал?
- Конечно. А она дала ещё один пример, и не сошлось. Я тогда сказал, что этот пример не правильный. Она стала спрашивать меня правило, Ну, а я не очень твёрдо знал правило умножения. Тогда Елена Андреевна сказала, что я маленький хитрец и большой лентяй. По её словам, мне полагалось бы поставить «2», но выдумка была интересной, и она «2» не ставит.
Сценка « Лист Мёбиуса»
- Послушай, что бы ты сказал, если бы тебе изготовили рубашку без изнанки?
- Значит, её можно было бы надевать с двух сторон. Это было бы не плохо, Наши хиппи в варёнках просто лопнули бы от зависти.
- Нет, тут дело посложнее: рубашка с одной только стороной.
- Не морочь мне голову, таких рубашек не бывает.
- Конечно я пошутил. Но вообще, оказывается, одностороннюю поверхность можно сконструировать. Вот, например, цилиндр. Он представляет собой двустороннюю поверхность. Если двигаться по одной его поверхности (водит концом маркера по внешней стороне цилиндра), то не пересекая границы нельзя очутиться на другой его стороне, т.е. внутри цилиндра. А теперь смотри (берёт длинную прямоугольную полоску бумаги и склеивает её так, как показано на рисунке).
Я ставлю жирную точку на одной стороне этой линии и буду водить маркером по ней вправо.
- И ты надеешься прийти в ту же точку, но на другой стороне этого листа? Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.
- Ах, ты, Фома неверующий. Смотри! (Проделывает обход, и все видят, что маркер оказался « с другой стороны»). Если хочешь, убедись сам ( другой ученик тоже проделывает этот опыт, а за ним кто угодно из желающих).
- Такую одностороннюю поверхность впервые рассмотрели независимо друг от друга в 1858-1865 г.г. немецкие математики А.Ф.Мёбиус и И.Б.Листинг. Ныне эта кривая поверхность называется листом Мёбиуса. И изучает такие поверхности особая ветвь математики – топология .
2 ведущий.
Послушайте стихотворение С. Шестакова «Опять ужасная опять…»
Опять ужасная опять
В журнале будет двойка.
Слеза стекает на тетрадь,
Нет сил держаться стойко.
Несчастный класс сидит в тоске,
От горя чуть не плачет.
А на доске, а на доске
Ужасные задачи!
Их целых пять. Их даже шесть!
Они страшней прививки.
Они мешают спать и есть,
Пить кефир и сливки.
Как час расплаты настаёт,
Такая вот работа.
Холодный прошибает пот,
В глазах круги без счета.
И греет лишь одно сердца
Учеников несчастных:
Что две минуты до конца
Мучений их ужасных,
Что прозвенит звонок опять –
Луч света в тёмном царстве
И можно вновь спокойно спать,
Забыв о дне ужасном.
1 ведущий.
Посмотрите сценку «Экзамен по математике».
Сценка «Экзамен по математике»
На сцене за столом сидит ученик(ца) – старшеклассник(ца). Он(а) в роли учителя математики. К столу прикреплён плакат «Экзамен по математике».
Вбегает ученик.
- Извлекать корни умеете? – спрашивает экзаменатор.
- Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечётся из почвы.
- Нет, я имел в виду другой корень, например из девяти.
- Это будет «девя», т.к. в слове «девять» суффиксом является «ть».
- Вы меня не совсем правильно поняли, я имел ввиду корень квадратный.
- Квадратных корней не бывает, они бывают мочковатые и стержневые.
- Арифметический квадратный корень из девяти.
Три, т.к. 3 в квадрате равно 9.
2 ведущий.
В исполнении _________________________ послушай шутку.
Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе.
В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха, например,
1 и 9 мая, 23 февраля, 8 марта, поэтому отпадает 62 дня. Летние, зимние, осенние и весенние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно 162 дня вычитаем. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно ещё 182 дня отпадает. Остаются 20 дней. Но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего навсего 5 дней! Многому ли тут можно выучиться?
1 ведущий.
И на последок предлагаем вашему вниманию фокус и шутки в исполнении ….
1задание.
Возьмите бумажку и ножницы. В этой маленькой бумажке надо сделать такое отверстие, чтобы можно было через него пролезть (иметь несколько листов бумаги и ножницы).
Объяснение: складываем бумагу вдвое, делаем разрез по перегибу, не доходя до краёв вплотную, надрезаем с одной и другой стороны, как показано на рисунке.
Растягиваем образовавшуюся ленту – получаем большую « дыру», через которую можно пролезть.
2 задание.
- Сколько будет три раза два? (иметь одну тонкую легко ломающуюся деревянную палочку).
Ответ детей «6». Ответ ведущего «4».
Объяснение: ломает палочку пополам и говорит: «Один раз два». Ломает одну из половинок и говорит: «Два раза два». Ломает другую из половинок , говорит:
«Три раза два».
Вывод: три раза два – четыре.
3 задание.
(Для показа требуется несколько полосок бумаги. Каждая полоска должна иметь по два надреза: один длиннее, другой короче).
Ведущий обращается к участникам.
- Возьмите полоску за концы и быстро дёрните её. На сколько частей разорвётся полоска?
- На ……
- правильный ответ: на две части. Почему? Потому что один из разрезов длиннее, а там где тонко, там и рвётся.
Фокус. «Стакан на бумаге».
(Для показа требуется 3 стакана и листочек бумаги).
- Вот два стакана, они стоят недалеко друг от друга. Накрываю их листом бумаги вот так (показывает). Теперь на эту бумагу сверху надо поставить ещё один стакан. Можно ли сделать так, чтобы он удержался на этой бумаге между двумя стаканами, стоящими снизу? Кто хочет попробовать?
(Если фокус не разгадан, следует продолжение…)
Что – то ни у кого не получается. Как быть? Считать задачу неразрешимой? Нет, ребята, это задание можно выполнить легко. Для этого надо бумагу сложить гармошкой вот так. Она приобретает большую прочность. Теперь на этой бумаге удержится стакан даже наполненный водой.
2 ведущий.
Подводя итог сегодняшнему представлению мы увидели не только научность и точность математики, но и познавательность и увлекательность.