Происхождение денег.
Занятия по экономике на сюжетно- ситуативной основе, проведенное
в 3 классе НОУ СОШ «Кристалл».
Воспитатель ГПД: Стрельцина Любовь Сергеевна.
Задачи:
воспитательная: формировать нравственно-волевые качества (честность, справедливость, усидчивость) умение работать в группе.
развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, внимательность, умение анализировать, сравнивать;
обучающая: познакомить учащихся с новыми понятиями, рассмотреть основные исторические этапы происхождения денег, научить устанавливать соответствия между предметами разной стоимости, рассмотреть названия и обозначения денежных единиц.
Оборудование: небольшие предметы различной стоимости с учётом количества детей, таблица обменной стоимости товаров, 5 возд. шаров, 10 ластиков,8 кубиков, 8 книг.
Изучаемые понятия: товар, обмен, равноценный, неравноценный обмен, бартер, стоимость, цена, деньги, банкнота, монета, электронные деньги, товарный обмен, товарно-денежный обмен, денежный обмен.
Ход занятия: Класс разбивается на две группы. Детям предлагается коробка с разными по стоимости предметами, из которой каждый ребёнок, не глядя, достаёт один предмет и прячет его в кулачке.
-У каждого из вас в руке спрятан какой-нибудь предмет. Предлагаю вам, не глядя, меняться этими предметами в своей группе. Одно условие: вы не показываете свой предмет, и не спрашиваете, на какой предмет его меняете.
(дети меняются предметами)
-Вам понравилось меняться?
Покажите предметы, которые оказались у вас в результате обмена. Кто из вас «выиграл», а кто «проиграл» при таком обмене? У кого оказался товар дороже, чем тот, который был?
Почему так получилось? Учащиеся не знали стоимости или ценности того товара, на который менялись.
- Мы часто в повседневной жизни используем такие слова, как «товар» и «стоимость». Кто может сказать, что они обозначают и что их связывает?
В-ль поясняет, что товар- продукт, произведённый для продажи; стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на производство этого товара.
-Когда стоимость одного товара выше, чем стоимость другого, обмен неравноценный. Незнания реальной стоимости товара может стать причиной обмана при обмене. Послушаем отрывок из рассказа о народах Севера.
«На далёком Севере среди льдов и снега живёт чукотский народ. Издавна занимались чукчи охотой и рыболовством, шили одежду из оленьих и песцовых шкур. Были чукчи малограмотными и необразованными, не знали цены используемых предметов. Узнали о них и их жизни европейские жители. Они были более развитыми и образованными и использовали свои знания для того, чтобы обманывать чукчей: дорогие песцовые шкурки они получали в обмен на деревянные разноцветные бусы. Чукчи думали: чем ярче и красивее предмет, тем он дороже.»
-Описанная в рассказе ситуация возникла потому, что жители Севера не знали стоимости товара, который обменивали. В нашей игре похожая ситуация возникла потому, что вы менялись не глядя.
Когда люди поняли, что стоимость разного товара различна, они стали выражать его обменную стоимость, приравнивая её к стоимости другого товара. Так они определяли, что одна корова равна по стоимости, например, трём козам, или пяти овцам.
-Предлагаю вам снова поиграть в обмен товарами, но уже с учётом их стоимости. (В каждой группе выбирается капитан, который совершает обменные сделки от имени группы. На доске вывешиваются таблицы распределения товара по группам и обменной стоимости товаров. На каждую группу выдаётся соответствующий таблице товар.)
-У каждой из групп есть определённое количество товара, в таблице для каждой группы указан товар, который надо получить в результате обмена. Вам предстоит обменивать товар между группами.
-Вы молодцы, хорошо справились с трудной задачей. Какая же из групп оказалась самой богатой?
Почему нам сложно узнать. Какая из групп имеет товаров большей стоимости, чем остальные? Это происходит потому, что надо переводить все накопления групп в стоимость одного товара, а это очень долго.
-Люди заметили, что обмен товара на товар не всегда удобен. Надо иметь много обменных таблиц, чтобы запомнить все возможные комбинации обмена товара на товар.
Придумали выражать цены товара в деньгах.
-Что такое деньги и цена? Как они связаны?
-Деньги - всеобщий эквивалент товара; цена- сумма денег, за которую продаётся товар.
Существует связь между понятиями «цена» и «стоимость». Цена- это денежное выражение стоимости.
-Какие бывают деньги? (Бумажные, металлические, электронные; доллары, рубли, евро…) Бумажные деньги по другому называют банкнотами, а металлические- монетами. Электронные деньги - это пластиковые карточки.
-Какие деньги появились раньше: бумажные или металлические? Почему? (Монеты появились раньше в связи с тем, что деньгами считали лишь золото и серебро.)
«Первые монеты появились в 7 веке в Малой Азии. Они изготовлялись из золота и серебра. По форме и размеру монеты больше напоминали фасоль. Греки стали изготовлять монеты не только из золота и серебра, но также из меди. Первые монеты были очень простыми и малопривлекательными. Украшать монеты рисунками стали, начиная с 15 века. На первых бумажных деньгах было написано имя изготовителя.»
-Для чего людям нужны деньги?
Деньги - это
-средство хранения ценностей;
-единица измерения;
-платёжное средство;
-мера ценностей;
-средство обмена.
-В разных странах существуют различные деньги. Знаете ли вы, как называются денежные единицы в других странах?
-Как мы назовём обмен товаров, равных в ценовом эквиваленте друг другу? (Равноценный обмен.)
-Как назовём обмен товаров неравных в ценовом эквиваленте друг другу? (Неравноценный обмен.)
Равноценный обмен бывает разным.
- Как будет называться обмен, когда мы меняем товар
на товар? Это товарный обмен, или бартер.
Где мы встречаемся с таким видом обмена?
-Как будет называться обмен, когда мы меняем товар
на деньги? Это товарно-денежный обмен.
Где мы встречаемся с таким видом обмена?
Можем ли мы обменивать одни деньги на другие
(крупные на мелкие, одну валюту на другую)?
-Как можно называть такой вид обмена? Это денежный обмен. Где мы встречаемся с таким видом обмена ?
-Предлагаю вам определить, какие виды обмена присутствуют в сказке А.Н. Толстого « Золотой ключик, или Приключения Буратино».
1. «-Папа Карло, - сказал Буратино,-
а как же я пойду в школу без азбуки?
-Эге, ты прав, малыш…
Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную куртку и пошёл на улицу.
Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.
-Вот тебе азбука. Учись на здоровье».
(Товарный обмен).
2. «У Буратино даже похолодел нос – так ему хотелось попасть в театр.
-Мальчик, в таком случае возьмите за четыре сольдо мою новую азбуку…
-С картинками?
-С чудными картинками и большими буквами.
-Давай, пожалуй, - сказал мальчик, взял азбуку, нехотя отсчитал четыре сольдо».
(Товарно-денежный обмен.)
3. «Буратино кинулся к двери, но хозяин стал на пороге, прищурился, руки упёр в бока:
-А за ужин кто будет платить?
-Ой, - пискнул Буратино, - сколько?
-Ровно один золотой…
Буратино сейчас же хотел прошмыгнуть мимо его ног, но хозяин схватил вертел, - щетинистые усы, даже волосы над ушами у него встали дыбом.
-Плати, негодяй, или проткну тебя, как жука!
Пришлось заплатить один золотой из пяти».
(Товарно-денежный обмен.)
4. «-Твой отец – Карло! – Карабас-Барабас вскочил со стула, взмахнул руками, борода его разлетелась. – Так, значит, это в каморке старого Карло находится потайная…
Но тут Карабас-Барабас, видимо не желая проговориться о какой-то тайне, обоими кулаками заткнул себе рот. И так сидел некоторое время, глядя выпученными глазами на погасающий огонь.
- Хорошо, сказал он, наконец, я поужинаю недожаренным кроликом и сырыми цыплятами. Я дарю тебе жизнь, Буратино. Мало того…
Он залез под бороду в жилетный карман, вытащил пять золотых и протянул их Буратино:
-Мало того… Возьми эти деньги и отнеси их Карло…»
(Последнюю ситуацию можно предложить в качестве домашнего задания.)