kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Из истории денег"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

«Деньги либо господствуют над своим  

обладателем,  либо служат ему»
                                                                                                        (Гораций).

Деньги интересовали людей в разные исторические эпохи, были предметом зависти, вражды, преступлений, войн.

У нас в школе есть большая коллекция монет и бумажных денег. Являясь экскурсоводом школьного музея, я провожу экскурсию на тему: «Происхождение денег и их виды». Для проведения экскурсии мне потребовалось изучить историю возникновения денег и  описать коллекцию монет, которая имеется в нашем школьном музее.   

Объект исследования:  деньги в жизни человека и общества.

Предмет исследования: коллекция монет и бумажных денег.

Цель: сделать описание  музейной  коллекции.

Задачи:

  1. выяснить историю     происхождения денег;
  1. описать коллекцию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Из истории денег" »

Большесолдатский район

МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»








районный конкурс исследовательских работ по направлению «Археология» туристко-краеведческого движения «Отечество», посвященный 80-летию образования Курской области













Хардикова Светлана, член краеведческого клуба «Истоки»

Аничкина Татьяна Анатольевна, руководитель клуба «Истоки»









2014г.

Содержание

Введение

1. Необходимость появления денег

2. История денег на Руси

3. Монеты из школьной коллекции

4. Бумажные деньги дореволюционного периода из школьной коллекции

5. История советского рубля

Вывод

Заключение

Список литературы

Приложение





























Введение

«Деньги либо господствуют над своим

обладателем, либо служат ему»
(Гораций).

Деньги интересовали людей в разные исторические эпохи, были предметом зависти, вражды, преступлений, войн.

У нас в школе есть большая коллекция монет и бумажных денег. Являясь экскурсоводом школьного музея, я провожу экскурсию на тему: «Происхождение денег и их виды». Для проведения экскурсии мне потребовалось изучить историю возникновения денег и описать коллекцию монет, которая имеется в нашем школьном музее.

Объект исследования: деньги в жизни человека и общества.

Предмет исследования: коллекция монет и бумажных денег.

Цель: сделать описание музейной коллекции.

Задачи:

  • выяснить историю происхождения денег;

  • описать коллекцию.

Методы исследования: анализ, метод экспертных оценок

Научная новизна: описана коллекция монет и бумажных денег.

Практическая значимость: результаты работы можно использовать как дополнительный материал при изучении истории, краеведения, нумизматики.

  1. Необходимость появления денег.

Деньги – это, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Вся структура современной экономики предопределена существованием денег. Деньги «родила» торговля, а поскольку торговля – одно из самых древних занятий человечества, то в старину уходят корни денежной системы, ее устройство, вид самих денег меняется на протяжении тысячелетий.

Необходимость денег вызвана также товарным производством. Общая причина возникновения денег – общественное разделение труда. Товарное производство возможно без денег(товар может обмениваться на другой товар), но деньги не могут существовать без товарного производства.

2. История денег на Руси.

Часто в роли денег выступал скот. Даже само слово «капитал» произошло от латинского слова caput, что в переводе означает «голова», потому что счет скота вели по головам.

Большой популярностью в качестве денег пользовались раковины каури.

Александр Македонский стал первым правителем, приказавшим чеканить свое изображение на монетах.

У восточных славян до начала монетного обращения важную роль в торговле с Арабским Востоком играли шкурки куницы, от которых произошло название металлической денежной единицы Древней Руси «куна».

Во времена татаро-монгольского ига на Руси деньгами служили серебряные слитки – гривны. Серебряные деньги были широко распространены на рубеже третьего и второго тысячелетий до новой эры в Китае и Месопотамии. Но металлы не сразу вытеснили все формы денег. Роль всеобщего эквивалента закрепляется за металлами (серебром и золотом) по мере увеличения общественного богатства. На территории нашей страны чеканка монет серебряных и золотых, восходит ко времени князя Владимира Красное Солнышко (конец X –начало XI вв.)

В «Русской Правде» металлические деньги продолжали называться «кунами», но появляются и серебряные «гривны». В ХII и ХIII веках русские монеты исчезли из обращения. Киевская Русь распалась на отдельные княжества, и чеканка единой для всех монеты прекратилась. Историки называют это время безмонетным периодом. В XII - XY вв. князья пытались чеканить свои «удельные» монеты. Деньгами стали служить слитки серебра - гривны. Весили они 170 - 200 г и были прямоугольной или шестиугольной формы. Покупательная способность гривны была очень высока. За одну гривну давали 200 беличьих шкурок. Солидная гривна не всегда оказывалась удобной для расчетов при небольших торговых операциях. Нужна была более мелкая "монета", и гривны стали рубить пополам. Так появились на свет "рубли". В Московском княжестве инициатива чеканки серебряных монет принадлежала Дмитрию Донскому (XIYв.), который стал переплавлять татарские серебряные деньги в русские гривны. Иван III (конец XYв.) установил, что право чеканки монет должно принадлежать «старшему» из князей, держателю Московского престола. Копейку ввела мать Ивана Грозного - Елена Глинская в 1534 г. Была создана единая для всего русского государства денежная система. На мелкой серебряной монете изображали всадника с мечом - монеты получили название мечевых. На деньгах покрупнее, чеканили всадника, вооруженного копьем. Такие монеты стали называть копейными - отсюда и произошло слово "копейка".  Весила монета 0,68 грамм серебра. Были введены рубль, полтина, гривна, алтын, хотя чеканка серебряного рубля стала выпускаться лишь при Петре I. Старинные серебряные копейки весьма условно можно назвать круглыми. Почему они все неровной формы и непохожи одна на другую? Это становится ясным, если познакомиться со способом производства старинных монет. Первыми монетными мастерскими были кузницы. Одной рукой кузнец щипцами брал кусочек остывающего серебра, другой рукой ударял по нему чеканом - специальным молотком, на котором вырезан рисунок или надпись. От удара рисунок отпечатывался на мягком серебре. Естественно, монеты получались не одинаковой формы. При Петре I с 1718г. начался выпуск золотой монеты. В XYIII в. наиболее распространенной золотой монетой был червонец.

При Иване Грозном произошло упорядочение российской денежной системы. В начале его княжения в Московском государстве свободно обращались «московки» и «новгородки».

Выпуск князьями неполноценных монет приводит к волнениям среди населения («медный бунт» при царе Алексее Михайловиче в середине XYII в).

Пытаясь найти выход из трудностей, правительство начало чеканить медные деньги, придав им принудительный курс. Стала расти рыночная цена серебряного рубля по сравнению с номиналом, стало исчезать серебро из обращения, произошло общее повышение товарных цен. В конце концов, медные деньги были изъяты из обращения. В России до XYII в. собственная добыча благородных металлов почти отсутствовала поэтому, монетные дворы, ставшие монополией государства, переплавляли иностранные деньги. Петр I наложил запрет на вывоз из страны слитков драгоценных металлов и полноценных монет, но вывоз порченной монеты разрешался.

Начало XYIII в. известно коренной ломкой денежного хозяйства. Реформа Петра I в 1698-1717гг. вывела русскую монетную систему на уровень развитых европейских стран. Эта реформа дала стране удобные средства платежа в виде серебряных и медных монет, набор номиналов которых был основан на десятичной системе. Ручная чеканка монет была заменена машинной. Медная монета утвердилась во внутреннем денежном обращении страны. На всей территории России была установлена единая денежная система.

Мероприятия, проводившиеся правительством, были направлены на дальнейшее приспособление монетной системы к потребностям государства. При приемниках Петра I финансовое состояние России находилось в весьма запущенном состоянии. Государственная казна пустела из-за расточительства императриц, сменявшихся на престоле, а также огромными затратами, связанными с ведением войн. Основными действиями правительства в области денежного обращения стали изменение весовой нормы монет и пробы сплава монет из драгоценных металлов, а также увеличение объема монетной чеканки. Интересный факт. В 1748 г. Михайле Ломоносову была выплачена государственная премия в размере 2 тыс. рублей. Бумажных денег в России тогда еще не было. Пришлось везти 3,5 т медных монет - на десятке подвод.

3.Монеты из школьной коллекции. (Приложение 1)

В музейной коллекции собраны как металлические деньги, так и бумажные. В начале XVII века на Руси установилась единая денежная единица – копейка (на монете был изображен всадник с копьем), весившая 0,68 грамм серебра.

Продолжали чеканить «московки» и «деньгу» в виде полкопейки, а также «полушки» - четверть копейки.

Кроме того, в счетную систему были введены рубль, полтина, гривна, алтын.

В школьной коллекции имеются копейка, полушка 1735,1746 гг., деньга 1731, 1749гг., копейка 1855г, денежка 1853г., 1 и 2 копейки 1896 и 1903 гг.

4. Бумажные деньги дореволюционного периода из школьной коллекции. (Приложение 2)

История появления бумажных денег относится к I в. до.н.э. Впервые печатать такие деньги стали в Китае и связаны они были с именем Хана Хубилая –внука Чингисхана. Но широкое распространение бумажных денег начинается с конца XYII в. Великий англичанин Адам Смит говорил, что «бумажные деньги должны рассматриваться в качестве более дешевого орудия обращения».

В эпоху Екатерины ІІ в 1768 (1769) году  выпущены первые русские бумажные деньги. При последнем российском императоре было одиннадцать разных эмиссий бумажных денег, что знаменитые "петры" и "катеньки" были трех разных видов, а название "радужная" ведет свое начало от сторублевой купюры с изображением Екатерины II выпуска 1895 года...

Из - за недостатка в обращении денежных знаков (это было связано с революциями, разрухой и трудностями создания новых полноценных денег, которые бы пользовались доверием у населения), Временное правительство в 1917 году и Советское правительство в 1917-1920 годах продолжали печатать бумажные деньги дореволюционной России, причем всех номиналов.

Бумажные деньги достоинством в 1, 3, 5, 10, 100, 500 рублей с датой "1898" и 25 и 50 рублей с датой "1899" и подписью Управляющего государственным банком Э.Плеске были выпущены в обращение в 1898-1903 годах.

Купюры в 3, 5, 10, 100, 500 рублей 1898 года, 25, 50 рублей 1899 года, 3 рубля 1905 года, 5 и 10 рублей 1909 года с подписью Управляющего государственным банком С.Тимашева поступали в обращение в 1903-1909 годах. 1, 100, 500 рублей 1898 года, 50 рублей 1899 года, 3 рубля 1905 года, 5, 10, 25 рублей 1909 года, 100 рублей 1910 года, 500 рублей 1912 года с подписью Управляющего государственным банком А.Коншина получили хождение в 1910-1912 годах. Денежные знаки в 1 рубль 1898 года, 50 рублей 1899 года, 3 рубля 1905 года, 5, 10, 25 рублей 1909 года, 100 рублей 1910 года и 500 рублей 1912 года, подписанные Управляющим государственным банком И.Шиповым, поступали в обращение в 1912-1917 годах.

К началу 20 в. технология печатания денег переживала расцвет. Бумажные деньги эпохи последнего российского самодержца органично сочетают элементы модерна - сплетение плавных волнистых линий, изысканный растительный орнамент, отсутствие правильных геометрических фигур - и неоклассические мотивы: силуэт античного воина, вазу и рог изобилия, женский образ.  "Николаевский" рубль отличался виртуозной сложностью исполнения: изображения на нем нередко превосходили по утонченности даже рисунки и гравюры лучших художников разных эпох. Дело здесь, конечно, не только в технологических ухищрениях. На рубеже XIX и XX вв., Экспедиция  заготовления Государственных Бумаг (нынешняя фабрика Гознак) привлекла к сотрудничеству знаменитых живописцев и граверов: Я. Рейхеля, А. Зауэрвейда, Ф.Лундина, П.Ксидиаса. В итоге многолетних творческих поисков был найден образ "русской валюты" с преобладанием не виртуозно-технического, а эстетического начала. Художественное совершенство не только свидетельствовало о высоком престиже рубля, но и служило ему лучшей защитой. Ведь точно воспроизвести индивидуальную манеру автора портретов Екатерины II и Петра Великого на 100- и 500-рублевых банкнотах не смог бы даже самый виртуозный мастер! Мнения всех специалистов сходятся на том, что 100- и 500-рублевые купюры начала XX века относятся к лучшим достижениям в истории валют.  Короткий промежуток времени между двумя революциями оставил заметный след в истории рубля. Крушение монархии потребовало новой символики. С двуглавого орла "слетела" корона, а рядом с ним возникло изображение полуобнаженной женщины - традиционный для европейского искусства символ свободы. Да и в целом рубль стал соответствовать общеевропейскому шаблону.

В школьном музее хранятся следующие бумажные деньги.

Купюра 1 рубль образца 1898г. выпуска

Купюра 5 рублей образца 1909 г. выпуска

Купюра 10 рублей образца 1909 г. выпуска

Купюра 25 рублей образца 1909 г. выпуска

7. История советского рубля. (Приложение 3, 4)

После реформ 1922-1923 гг. на советском рубле впервые появились изображения фигур - автором их стал скульптор И. Шадр. После войны идеологический канон изменился. На новых купюрах крупных номиналов изображался один и тот же "советский человек" - Владимир Ильич, с которым соседствовало изображение Московского Кремля. По стилю денежная серия 1947 г. воспроизводила поздние ассигнации Российской империи. Особенно явственно было сходство 5-рублевок с банкнотами 1909 - 1912 гг. того же достоинства по формату, цвету, рисунку шрифтов и композиции. А 50-рублевая купюра 1947 г. в целом повторяла знаменитые "николаевские" 100 и 500 рублей. 

Новшества, внесенные в дизайн советских денег реформой 1961 г., логически завершают канонизацию идеи незыблемости и величия Советского Союза. Ленин на банкнотах лишился черт "самого человечного человека" и превратился в икону: теперь его изображали в профиль, с медальным лицом и недвижным взором, устремленным "в будущее".

И, наконец, последние страницы нашей истории: крах коммунизма, распад СССР и калейдоскоп экономических и прочих реформ. Лавинообразный выпуск новых дензнаков - сначала советских, затем российских - все более крупного номинала. Наспех сработанные в условиях нараставшей инфляции, они столь же быстро исчезли.

В 1961 году была проведена еще одна денежная реформа в стране, с введением которой, масштаб цен был изменен в десять раз. Удивительно, но купюры образца 1961 года просуществовали дольше всех остальных банкнот за период существования СССР. Свой неизменный вид они сохраняли до 23 января 1991 года.

С 1 января 1961 г. в обращение были выпущены банкноты нового образца достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб. и разменные монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. и 1 руб. Денежные знаки старого образца обменивались с соотношением 1 руб. новыми за 10 руб. старыми денежными знаками. В течение I квартала 1961 г. деньги старого образца оставались в обращении и были обязательны к приему всеми предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными лицами по любым видам платежей. Банки были обязаны принимать их для перевода во вклады, на текущие и расчетные счета без ограничений, исходя из соотношения 1/10 от их номинала. Одновременно был произведен перерасчет всех цен на товары и услуги.

В 1962 г. выпускалась только разменная мелочь без монет достоинствами 1 рубль и 50 копеек; в 1963 г. чеканились только 1 и 2 копейки; в 1964 г. - 1, 2, 50 копеек и 1 рубль. Монет достоинством 50 копеек и 1 рубль попало в сферу обращения очень много, в результате они составили основу наличности этих номиналов. К более редким монетам того периода, в настоящее время можно отнести 1 рубль 1969, 1970 и 1971 гг.

В 1965г. было положено начало выпуску юбилейных советских монет. Зарождалась новая традиция монетного искусства. В честь великого события - 20-летия победы над фашистской Германией, была выпущена юбилейная памятная монета достоинством в 1 рубль. На ее лицевой стороне отчеканена скульптура солдата-освободителя, находящаяся в Трептов-парке (г. Берлин). Авторы монеты - А. В. Козлов и Н. А. Соколов. В настоящее время традиция чеканки юбилейных и памятных монет активно развивается Банком России.

Последние монеты образца 1961 года были выпущены с датой "1991". В том же 1991 году были выпущены монеты нового образца, известные как монеты "ГКЧП".

Уже в 1991 году, с началом новой денежной реформы, сначала были выпущены новые банкноты номиналом 50 и 100 рублей. Остальные купюры выпустили немного позже. Старые же рубли, образца 1961 года, продолжали ходить наравне с новыми. Интересно, что купюра номиналом 25 советских рублей больше не выпускалась.

Интересный факт: 17 марта 2011 года, в день двадцатилетия референдума о сохранении СССР, в Симферополе прошла общественная акция «Страна, которую мы потеряли». Во время акции была организована ярмарка, где товары и продукты продавали по советским ценам за советские рубли. Так, коробок спичек стоил 1 копейку, пачка соли — 10 копеек, буханка хлеба — 20, килограмм гречневой крупы — 50, десяток яиц — 70 советских копеек.

Выводы:

  • выяснена история происхождения денег в разное время и в разных странах;

  • с помощью приобретенных знаний описаны монеты и бумажные деньги из коллекции.

Заключение.

История денег насчитывает многие тысячелетия. В данной работе мной исследована история монет и бумажных денег, хранящихся в школьном музее. Работая над этой интересной темой, я достигла поставленной цели, выполнила задачи, ответила на вопросы, которые задавала себе в начале исследования.

Работа над данной темой мне очень понравилась. Я считаю, что моя работа может быть использована для проведения экскурсий в школьный музей по разделу «Нумизматика», на уроках краеведения, на факультативных занятиях, как дополнительный материал для классных часов. Работа может быть интересна для любого человека, интересующегося историей своей страны и его экономикой.

Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства.

Авербах Б.

Литература:

  1. Вилков О.Н. Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917- 1950гг.) –М.: Наука, 1978, с. 240-260.

  2. Каталог банкнот. Банкноты Российской империи.

  3. Интернет –ресурсы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Из истории денег"

Автор: Аничкина Татьяна Анатольевна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Реферат "История денег" "
    ["seo_title"] => string(27) "riefierat-istoriia-dieniegh"
    ["file_id"] => string(6) "183259"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425802596"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Учебная мультимедиа-презентация "История денег""
    ["seo_title"] => string(57) "uchiebnaia-mul-timiedia-priezientatsiia-istoriia-dieniegh"
    ["file_id"] => string(6) "283215"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453804593"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Проект «История денег»"
    ["seo_title"] => string(21) "proekt_istoriia_deneg"
    ["file_id"] => string(6) "538617"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1580979071"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Презентация для уроков "Окружающий мир" и "Финансовая грамотность" по теме "История денег""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_dlia_urokov_okruzhaiushchii_mir_i_finansovaia_gramotnost_po_teme_i"
    ["file_id"] => string(6) "585825"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1629961218"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Проектная работа обучающегося "История денег. От монеты до биткоина""
    ["seo_title"] => string(73) "proektnaia_rabota_obuchaiushchegosia_istoriia_deneg_ot_monety_do_bitkoina"
    ["file_id"] => string(6) "648673"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1712513201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства