Уже давно очевидно, что наше питание – это наше здоровье. Ведь не зря гласит народная мудрость: « Если ешь с умом, то не нужно и лекарства».
Почему взрослые так настойчиво уговаривают малыша «Кушай кашку за маму, за папу – вырастешь большим пребольшим!». А когда у ребёнка что-то не выходит, комментируют это так: «Мало каши ел». С детства мы слышим о пользе каши, но тогда почему не все дети её едят? Почему в школьной столовой каша выбрасывается? Почему один ребёнок каши ест с удовольствием, а кто-то ее не любит? Задумавшись над этими вопросами, мы решили узнать, как в нашей школе относятся к кашам другие ребята, узнать о пользе каши и рассказать об этом всем одноклассникам. Выяснить, много ли ребят начальной школы любят кашу, создать книгу рецептов нашего класса и научиться, самим варить вкусную кашу и полюбить её.
Цель работы — помочь нашим одноклассникам и самим себе понять, чем каша полезна и почему её необходимо есть.
Задачи проекта:
1.Изучить как появилась в России каша и чем же она полезна.
2. Провести анкетирование учащихся 1-4кл. и узнать, любят ли дети каши.
3.Составить книгу рецептов любимых каш наших одноклассников.
4. Научиться самим готовить свою любимую кашу.
Объекты исследования: учащиеся 1 - 4 классов Школы-интернат №25 ОАО «РЖД»
Предмет исследования: каша
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что в результате исследования мы узнаем, что употребление каши благоприятно влияет на организм людей.
Методы исследования:
Изучение литературы и поиск информации в Интернете
Анкетирование
Практическая работа
Новизна работы в том, что нами открыто много интересного и нового о пользе каши не только для нас, но и для одноклассников.
Основная часть 1. Каша – матушка наша!
1.1.Немного из истории возникновения каш.
Каша — одно из самых распространенных русских национальных блюд.Длительное время каша была любимым блюдом в России, а первоначально даже торжественным, обрядовым. Она употреблялась на праздниках, в том числе на пирах, на свадьбах, на крестинах. Давным-давно наши предки жили на земле, на которой не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много дикой пшеницы – полбы. Именно из полбы варили древние славяне первые каши. Затем, наряду с пшеницей, наши предки стали выращивать ячмень, овес и просо. «Праматерью хлеба» называют кашу в народе. Попробовав случайно запекшийся кусочек каши, людям пришло в голову печь лепёшки – хлеб.
На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа, являясь одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша».
Кашу варили и при заключении мирного договора между врагами. В знак примирения противники садились за один стол и ели эту кашу. Каша выступала блюдом, которое готовилось в одном большом котелке, и все ели одно и то же блюдо, на равных. Если же сторонам не удавалось достигнуть соглашения о мире, говорили: «С ним каши не сваришь». Выражение это дожило и до наших дней. Но сегодня мы адресуем чаще это выражение неумелому человеку, а не врагу.
В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день Акулины - гречишницы, 26 июня. Дома украшали букетами из гречихи, молились о хорошем урожае. В этот день готовили гречневую кашу, заправленную грибами, яйцами или с молоком для нищих и путешественников.
На любом празднестве во время обряда каша занимала одно из главных мест среди других блюд. Кашу подавала молодая жена на второй день свадьбы в новом доме. На Крестинах бабка обходила гостей с кашей, потчуя отца ложкой каши с солью и перцем. С чугуном, полным каши, встречали новорожденного, отмечали сбор урожая, провожали в последний путь. «Варить кашу» - это не просто готовить одно блюдо, но в первую очередь, делать важное дело вместе, это доверительные и крепкие отношения.
1.2. Разнообразие видов русских каш.
Разнообразие видов русских каш делилось, прежде всего, на многообразии сортов круп, производимых в России.
Злак – гречиха. Крупа и каша – гречневая.Увеличивает силу и выносливость организма, выделяется своей питательностью. В среднем гречневая крупа богата витаминами В1, В2, В6, минеральными веществами - фосфором, калием, марганцем, кальцием, железом, магнием. Её применяют при заболеваниях печени, сердца, нервной системы, почек, при сахарном диабете.
Злак – просо. Крупа и каша – пшенная.Считается, что пшенная каша придает силы. Пшенную кашу рекомендуют людям, работающим физически, спортсменам, подросткам, жителям городов с неблагополучной экологической обстановкой. Зернышки пшена богаты витаминами В1, В2 и В5. Все витамины группы В благотворно влияют на память, улучшают работу мозга и повышают работоспособность.
Злак – овёс. Крупа и каша – овсяная.Овсяная каша — самая питательная из каш.
Содержатся витамины (А, В1, В2,Е), жиры, крахмал, сахар, аминокислоты и минеральные вещества. Помогает хорошо работать кишечнику.
Злак – рис. Крупа и каша – рисовая. В этой каше есть богатый набор витаминов: B1, В2 ,В6, РР, Е и фолиевая кислота, которая является важным средством профилактики малокровия. Рис укрепляет желудок.
Злак – ячмень. Крупа и каша – перловая.Перловка богата витаминами и микроэлементами: в ней много калия, кальция, железа, присутствует также медь, марганец, цинк, молибден, никель, кобальт, стронций, хром, йод, бром, фосфор.Богата витаминами группы В, а также витаминами А, D, Е, РР. Полезна при простуде и аллергии
Злак – пшеница. Крупа манка. Каша – манная. В манной каше много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1 даже больше, чем в рисовой.
Злак – кукуруза. Крупа и каша – кукурузная. Кукурузная каша содержит витамины А и Е, цинк и фосфор, аминокислоты, клетчатку. Эта каша полезна тем, что заряжает энергией на весь день. Она нормализует работу кишечника и позволяет укрепить естественный иммунитет человека.
Злак – полба (разновидность пшеницы). Крупа и каша – полбенная.Эта каша содержит витамины группы B, витамин К и Е, микроминералы и клетчатку. Она улучшает работу желудка и способна укрепить иммунную систему.
1.3. Интересные факты про кашу.
В одном из дальних походов русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову доложили, что кормить солдат нечем, осталось понемногу разных видов крупы: пшеничной, ржаной, ячменной, овсяной, гороховой. Каши из любого из этих видов зерна не хватило бы и на половину армии. Тогда Суворов приказал сварить все оставшиеся крупы вместе. «Суворовская каша» солдатам очень понравилась, и теперь одна из каш носит имя великого полководца.
Однажды граф Дмитрий Александрович Гурьев обедал у своего знакомого. На десерт была подана совершенно необычная на вид и вкус каша. Граф считал себя большим знатоком кулинарного дела, но такой изумительной каши он еще не ел. Узнал от гостеприимного хозяина, что её приготовил крепостной повар, он выкупил этого повара. И теперь уже гости графа Гурьева стали воздавать хвалу великолепной каше, неизменно подававшейся в его доме на десерт. Слава о «гурьевской каше» разнеслась по всей России. ( рецепт каши: мёд да миндаль, да манной каши на сливках, да изюму с цукатцем чайную чашечку верхом).
1.4. В литературе кашу восхваляют русские народные пословицы и поговорки.
Вот некоторые из них:
Щи да каша – мать наша.
Где каша – там и наши.
Каша – матушка наша.
Семейная каша погуще кипит.
Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
С ним каши не сваришь.
Кашу маслом не испортишь.
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Разговорами каши не сваришь.
Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
Кашу свари, да ещё в рот положи.
Где щи да каша – там место наше.
Гречневая каша – матушка наша.
Получается, что каша – это больше, чем просто блюдо- это русская традиция, Российская история, совместная деятельность людей, здоровое и правильное питание.
2. Анкетирование.
Нами было проведено анкетирование среди учеников 1-4 классов «Школы-интернат №25 ОАО «РЖД». В анкете был вопрос:какую кашу больше всего вы любите?
Цель анкетирования: определить, какую кашу больше всего любят ученики нашей школы (Приложение 1)
Вывод: Среди детей начальной школы больше всего любят кашу ученики 1а и 2а классов. Самая любимая гречневая каша. Полбенную кашу многие не знают и не пробовали.
3.Практическая часть
3.1. Мы вместе со своими одноклассниками и нашей учительницейна уроке технологии создавали каждый свой горшочек с любимой кашей. Затем мы собрали одну общую «книгу рецептов» вкусных и полезных каш 2а класса. ( Приложение2).
3.2. Мы учились самостоятельно под присмотром своих родителей готовить свои любимые каши. (Приложение 3).
Заключение
В своей работе мы не только больше узнали о пользе каш, но и поняли значение каши в истории России. Оказывается, каша это больше, чем просто блюдо, это – русская традиция.Узнали, что гречневая каша полезна для сердца, овсяная каша – против старения, перловая каша – для молодости,пшенная каша – для энергии. Все каши хороши по-своему, значит полезно кушать все виды каш, тогда будешь здоров.
Анкетирование учащихся начальной школы помогло увидеть нам, какие каши любят больше всего дети. А также мы узнали, что ребята очень мало знают об этом полезном блюде.
Нам интересно было делиться своими находками с одноклассникам. Создавать с их помощью «книгу рецептов». Очень понравилось самостоятельно варить и кушать каши всей семьей.
Мы считаем, что наша работа будет полезна для всех ребят, кто правильно питается и думает о своём здоровье.А на будущее нам захотелось научиться, самим готовить и другие каши.
Список использованных источников и литературы
Книги
1. Александрова О.М. Русский родной язык 2 класс. /Автор-сост. О.М. Александрова. М.: «Просвещение», 2021 г. – 144 с.
2. Володин В.А. Каша, кашка и кашица. Энциклопедия для детей./ Автор-сост. В.А.Володин. - М.: Аванта, 2002г. - 325 с.
3. Ковалева В.М. Русская кухня: традиции и обычаи. / Автор-сост. В. М. Ковалев – Москва, «Советская Россия», 1990 г. – 114 с.
4. Похлёбкин В.В. Национальные кухни наших народов. / Автор-сост. В. В.Похлёбкин – Москва, «Пищевая промышленность», 1978 г. – 82 с.
5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Библиотека словесника, М.: Просвещение, 1990 г. –128 с.