kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природа не прощает ошибок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить и систематизировать знания о видах загрязнения окружающей среды и основных источниках загрязнения; формировать практические умения; характеризовать разные виды загрязнения, сравнивать уровень загрязнения окружающей среды в разных регионах, совершенствовать умения и навыки с разными источниками знаний, анализировать и систематизировать необходимую информацию, способствовать воспитанию патриотизма и любви к природе, пропагандировать экологические идеи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природа не прощает ошибок »

Классный час

«Природа не прощает ошибок»


Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Цель: Расширить и систематизировать знания о видах загрязнения окружающей среды и основных источниках загрязнения – формировать практические умения, характеризовать разные виды загрязнения, сравнивать уровень загрязнения окружающей среды в разных регионах, совершенствовать умения и навыки с разними источниками знаний, анализировать и систематизировать необходимую информацию, способствовать воспитанию патриотизма и любви к природе, пропагандировать экологические идеи.


Оборудование: Картины о природе, стихийных явлений, высказывания о

природе (схемы-опоры) на доске; презентация о природе

музыкальное оформление.

Ход классного часа

I. Сообщение темы классного часа.

1. Зачитывают на доске эпиграф к классному часу.

2. Читают схемы-опоры о природе (Учитель показывает).

3. Под музыкальное сопровождение рассматривают красочные иллюстрации

на доске о природе земного шара.

4. В конце классного часа должны ответить на вопрос:

– Как человек должен относиться к природе?

  1. Вступительное слово учителя. Во второй половине XX века и в начале XXI века, в эпоху быстрого развития науки и техники, освоения новых природных богатств, влияние человека на природу охватило весь земной шар. Люди, создав мощные механизмы, с их помощью стали не просто изменять природные комплексы, а и круговорот веществ, потоки энергии, химический состав географической оболочки. Это влияние по своим масштабам и силе можно сравнить с природными процессами, охватывающими всю планету. Современные масштабы потребления природных ресурсов и способы их использования не позволяют сохранять стойкое равновесие в природе.

В XXI веке человек поставил под угрозу здоровье планеты. В жизни каждого из нас и всего человечества наступает новая эпоха – эпоха борьбы за дальнейшее наше существование, «экологическая эпоха». И к этому новому времени, к вступлению в него мы должны подойти с открытыми глазами и с ясным сознанием.

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки! И твоё личное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды – охраняемым пространством мира.

Настало время осознать каждому, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.

Определим основные виды загрязнения окружающей среды и источники их поступления.


«Круглый стол»

1. Выступление

I. Эксперт

«Нарушение природного равновесия»

Сжигая уголь, нефть, природный газ, расщепляя атомное ядро, промышленность на планете стала третьим по величине источником энергии после энергии Солнца и земных недр, при этом в воздух за год выбрасывается углекислого газа больше, чем всеми действующими вулканами.

Не меньшее влияние оказал человек и на гидросферу. Во время перевозок нефти в воду её попадает в 85-100 раз больше, чем просачивается по трещинам из недр Земли. В результате этого сейчас почти весь Мировой океан покрыт тонкой плёнкой, под которой из-за нехватки кислорода гибнут живые организмы.

Регулирование потоков воды в масштабах планеты привело к тому, что сейчас в водохранилищах содержится около 6 тыс. км., в три раза больше, чем во всех реках мира!

Вооружённый техникой, человек начал перерабатывать даже неприкосновенную до сих пор оболочку Земли – литосферу. Во время добычи полезных ископаемых создаёт искусственные горы и впадины-терриконы и карьеры, высота и глубина которых достигает нескольких сотен метров. Это фактически новые рукотворные формы рельефа.

Человек изменил круговорот фактически всех существующих в природе металлов. Металлы причиняют непоправимый вред всему живому.

По оценкам специалистов, человек существенным образом изменил и освоил около 60% территории суши. Естественный вид некоторых природных зон можно наблюдать только в заповедниках (Аскания-Нова). Результатом преобразующей деятельности людей является возникновение антропогенных ландшафтов – природных комплексов, существенно изменённых хозяйственной деятельности человека.

II. Эксперт.

«Основные виды загрязнения окружающей среды»

(На доске таблица). – Работа по ней.









Основные виды загрязнения окружающей среды


Механическое


Химическое


Биологическое


Радиационное

Загрязнение твёрдыми предметами, тарой, использованными предметами, нагромождающимися на земной поверхности

Загрязнения веществами и соединениями искусственного происхождения, взаимодействующими с природными веществами и нарушающими круговорот воды в природе

Распределение организмов, возникших в результате жизнедеятельности человека (новые виды болезней животных, человека (Эбола) бактерий и вирусов…)

Происходит при испытании ядерного оружия, захоронения

радиоактивных отходов, аварий и катастроф на АЭС, др. объектов с атомными двигателями



III. Эксперт.

Людям всегда было интересно знать, что ждёт их впереди. Для этого с древних времён существовали предсказатели, шаманы и астрологи. Несколько сотен лет назад на основе имеющихся знаний также попытались предсказать будущее человечества. Замечательным «провидцем» оказался русский учёный М. Ломоносов, сумевший обосновать существование материка на крайнем юге Земли – Антарктиды, богатство недр Сибири нефтью, газом, алмазами. Теперь у современных учёных – компьютер, с помощью которого можно моделировать разные ситуации и получать достоверные прогнозы. В 80-х годах XX века учёные Массачусетского технологического института в США провели первое комплексное исследование причин и последствий роста численности населения Земли, промышленного развития и загрязнения окружающей среды.

Согласно прогнозу, если рост численности населения не прекратиться, то в ближайшее сто лет производство продуктов питания начнёт сокращаться, а это неизбежно приведёт к голоду. Из-за истощения минеральных ресурсов станет меньше товаров и услуг. Загрязнение окружающей среды, появление новых болезней, недостаток продовольствия будет сокращаться продолжительность жизни людей.

Но это пока только прогноз и именно от людей, в том числе и от нас с вами, зависит, по какому сценарию будет развиваться будущее планеты.

Учитель: Продолжим заседание «Круглого стола», на котором каждый из вас может высказать свою точку зрения по вопросам загрязнения природы, сохранения природных ресурсов, международного сотрудничества для решения проблем современности.

IV. Эксперт

«Загрязнение атмосферного воздуха».

Основная экологическая опасность, вызванная развитием современного общества, – это загрязнение окружающей среды. Фабрики, заводы, электростанции, автомобильный транспорт выбрасывают в воздух огромное количество газообразных отходов, копоти и пыли. Во многих крупных городах тяжело дышать – воздух чрезвычайно загрязнён. Такой грязный воздух, нависший над городом, называется смогом. Загрязнённый воздух плохо влияет на состояние сердечно-лёгочной системы. Промышленные газы приводят к появлению кислотных дождей, наносящих вред деревьям, озёрам, рекам и даже домам.

Вследствие промышленного производства в атмосферу попадает значительно больше газов, чем их образуется единственным способом. Газы в атмосфере не дают солнечному теплу, отражённому от Земли выйти в космос. Они удерживают его, как стены парников, поэтому это явление называют «парниковый эффект». Из-за него на Землю к глобальному потеплению, последствия которого для землян могут быть катастрофическими. Хозяйственная деятельность человека вызывает образование «озоновых дыр». Тонкий озоновый слой в атмосфере защищает всё живое от вредного ультрафиолетового облучения. Однако озон разлагается под влиянием газов, образующихся вследствии сжигания топлива, а также под влиянием фреона, содержащегося в холодильных установках и аэрозолях. Повреждение озонового слоя приводит к увеличению раковых заболеваний кожи у людей.

V. Эксперт

«Загрязнение е вод и почв».

Одной из форм загрязнения являются выбрасывание бытовых отходов в природные бассейны, однако ещё большую угрозу представляют промышленные, сельскохозяйственные и транспортные отходы. Промышленные отходы иногда зарывают в землю, а это крайне опасно – яды смешиваются с подземными водами, которые потом попадают в наши озёра, реки, моря и океаны. Туда же попадают и пестициды, минеральные удобрения, смывающиеся с полей.

VI. Эксперт.

Загрязнение радиоактивными веществами.

Учёные очень обеспокоены последствиями загрязнения окружающей среды радиоактивными соединениями, ведь такие вещества сохраняют излучения на протяжении многих тысяч лет.

Авария на АЭС в Украине, Японии показали человечеству, насколько опаснее природных катаклизм могут быть катастрофы, порождённые человеком, а изучение причин возникновения катастроф, привело учёных к неутешительным выводам: землетрясения, наводнения, засухи, ураганы в большинстве случаев были так или иначе связаны с деятельностью людей.

VII. Эксперт.

Природопользование.

Учёные стали искать пути выхода из этой ситуации. Ведь экологические проблемы связаны как с ростом численности населения и увеличением масштабов производства, так и с несовершенством технологических процессов, а часто и с экологической безграмотностью. Поэтому необходимо не только изучать пути экономного использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности, но и разрабатывать меры по восстановлении, и охране окружающей среды.

На протяжении последних десятилетий, благодаря усилиям географов и экологов, возникла комплексная наука «природопользование». Природопользование – научная и производственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов.

Она содержит знания и закономерности природных и общественных наук, является смежной наукой (дисциплиной). Исследования в области природопользования проводят учёные разных специальностей.


VIII. Эксперт.

Рациональное и нерациональное природопользование.

Выделяют рациональное (т. е разумное, продуманное, правильное) и нерациональное (неразумное) природопользование. При условии нерационального природопользования легкодоступные природные ресурсы используются в большом количестве, но перерабатываются не полностью, что приводит к их быстрому истощению, образованию большого количества отходов и сильному загрязнению природы. Нетрудно догадываться, что взаимоотношение общества и природы до недавнего времени были построены на основе нерационального природопользования. Иначе не возник бы экологический кризис и связанные с ним последствия.

Достижения науки и техники позволяют создать безотходное производство, в результате чего снижается затрата природных ресурсов и сводится к минимуму загрязнение окружающей среды. При условии рационального природопользования предполагается не только разумное освоение и охрана природных ресурсов от истощения и загрязнения, но и возобновление ресурсов.

IX. Эксперт.

Необходимость международного сотрудничества в решении экологических проблем.

В конце XX века были изобретены промышленные технологии, дающие мало отходов и загрязнений, разработаны эффективные очистительные сооружения и способы безотходного ведения сельского хозяйства.

Много государств внимательно следят за тем, чтобы открытия, позволяющие сохранить природу, как можно скорее использовать. Правительства разных стран стараются вместе спасти планету от загрязнений, опустынивания и исчезновения лесов. Примером таких договорённостей может служить подписание в 1990 году руководителями 92 стран документов о полном прекращении производства фреонов до 2000 года. Много развивающихся стран сначала отказалось присоединиться к ним, поскольку понесли бы значительные убытки. После продолжительных переговоров и споров богатые государства создали специальный фонд для покрытия денежных убытков развивающихся стран, договор всё-таки вступил в силу. Если в дальнейшем страны мира научатся строго выполнять «Правила Зелёного общежития», то у землян есть шансы успешно выйти из экологического кризиса.


X. Эксперт.

Ведущие международные организации по вопросам охраны природы.

В мировой практике международного сотрудничества по вопросам охраны природы большую роль играют международные, межправительственные и общественные организации. Например, такая организация, как «Международный союз по охране природы» (МСОП) свою основную задачу видит в разработке научных основ охраны и восстановления дикой природы. На протяжении последних десятилетий под эгидой ООН были созданы десятки органов, центров и программ по охране окружающей среды: «Международная комиссия по охране окружающей среды и развития (МКОСР), «Глобальный фонд окружающей среды» (КФО), «Всемирная метеорологическая организация» (ВМО)…

Крупнейшая общественная экологическая организация планеты – «Гринпис» (англ. – «Зелёный мир»). Эта организация действует почти во всех странах мира и есть довольно богатой и влиятельной. Она существует за счёт добровольных пожертвований, как отдельных людей, так и больших компаний. Члены «Гринпис» нередко выходят победителем в борьбе с предприятиями, сбрасывающими отходы в водоёмы, браконьерами. Россия является участницей многих международных конвенций, связанной с охраной окружающей среды…

  1. Закрепление.

Учитель – классный руководитель.

1. Спрогнозируйте, что может ожидать человечество в будущем, если

отношение к окружающей природе:

а) во всех странах остаётся таким, как сейчас;

б) станет значительно хуже;

в) изменится, учитывая законы природы, будет направлено на достижение

гармонии с ней.

2. Разработайте рекомендации по решению вопросов экологических

проблем планеты

  1. Подведение итогов. Экспертная группа из 3 человек подводит итоги.

1. На Земле почти не осталось мест, не изменённых хозяйственной деятельности человека. Люди изменили виды целых природных зон и сознательно вмешались в природный круговорот веществ и энергии. Всё это приводит к возникновению антропогенных природных комплексов и ряда негативных изменений в природе, последствия которых отражаются на самом человеке.

2. Основной экологической проблемой Земли является комплексное загрязнение окружающей среды. Создавшаяся катастрофическая ситуация вызывает необходимость коренной перестройке отношения человека и природы.

3. В наше время самой актуальной задачей является переход всех стран мира к рациональному природопользованию методам хозяйствования, основанным на достижениях науки и техники, предусматривающих продуманное и экономное использование природных ресурсов, восстановления экологического равновесия и комплексную охрану окружающей среды.

4. Учитель – классный руководитель.

– В вопросах применения методов рационального природопользования много развитых стран достигли значительных успехов. В развивающихся странах проблемы охраны природы решаются очень медленно из-за нехватки средств. Однако мировая общественность уже пришла к пониманию необходимости международного сотрудничества по вопросам решения экологических проблем планеты.

Идея украшения, исцеления, озеленения, очищения Земли должна стать главной государственной идеей, смыслом существования и национальной гордостью каждого народа.

Мы верим – настанет час, когда страны будут гордиться не заводами, не задымленными горизонтами, а своими свежими листьями, росой и ночной прохладой, запахами своих туманов и освежающих болот.

Мы верим, что школьники будут писать по слогам:

Воздух – наш отец.

Вода – мать.

Земля – дом.

Роса – национальное сокровище.

5. Как человек должен относиться к природе?



































Приложение




«Природа, единая книга, каждая из страниц которой наполнена глубоким смыслом» Гёте


«В природе нет ничего ненужного».

Монтель


«Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам»

Герцен


«Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник».

И.А. Тургенев


Это надо знать


На всех жителей Земли отпущено 30 миллионов кубических километров пресной воды. Чтобы вырастить горстку пшеничных зёрен для выпечки одной булки, надо затратить 200 литров воды. Для производства суточной нормы пищевых продуктов на одного человека требуется 6 тонн воды.


За последние сто лет в результате развития индустрии концентрация углекислого газа в атмосфере Земли увеличилась на 12-14­%, снизилась освещённость планеты в целом. В крупных городах концентрация вредных веществ в атмосфере превышает предельно допустимые нормы в 10 раз и более. В лесу воздух содержит бактерий в 300 раз меньше, чем в городе. Летом деревья улавливают на свои кроны 50% пыли, содержащейся в воздухе.


Один гектар леса в год способен поглотить 5-10 тонн углекислого газа и выделить 10-20 тонн кислорода. За один час участок леса в один гектар поглощает весь углекислый газ, выделенный при дыхании 200 человек.


На земле ежеминутно рождается более 200 новых едоков и исчезает 10 гектаров почвы, способной дать жизнь растениям. Ветер и эрозия делают своё дело. Из оставшихся на планете ещё не освоенных земель лишь четверть пригодна для сельскохозяйственного использования.








Вода ласкала и лечила,

Людей кормила, как могла,

И в горле свежестью горчила,

И горечь сладкою была.


Недавно рыбою и птицей,

Залив был весел и богат.

Теперь глядит пустой глазницей,

И на рассвет, и на закат.


Кипел он пеною кровавой,

В смертельной муке рвался ввысь,

Когда химической отравой,

Морские травы налились…


Не смог он справиться с недугом,

Не помогло, что он в Крыму

На берегу гниёт севрюга

Баркас ненужный никому.


Оборваны живые узы,

Мертва морская бирюза.

Лишь ядовитые медузы,

Как отравителей глаза.

В. Орлов


Кромсали лёд, меняли рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенье

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны.

Леса без птиц, и земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

Роберт Рождественский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Природа не прощает ошибок

Автор: Щерблюк Надежда Владимировна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Природа не прощает ошибок».Классный час во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(58) "priroda-nie-proshchaiet-oshibok-klassnyi-chas-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "229817"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441890810"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Классный час на тему:"Природа не прощает ошибок""
    ["seo_title"] => string(54) "klassnyi-chas-na-tiemu-priroda-nie-proshchaiet-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "252390"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447361845"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Природа не прощает ошибок" "
    ["seo_title"] => string(31) "priroda-nie-proshchaiet-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "110176"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405664422"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Классный час по экологии "Природа не прощает ошибок" "
    ["seo_title"] => string(58) "klassnyi-chas-po-ekologhii-priroda-nie-proshchaiet-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "127952"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415389298"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Разработка классного часа на тему: «Природа не прощает ошибок»"
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotka_klassnogho_chasa_na_tiemu_priroda_nie_proshchaiet_oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "421164"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496989706"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства