Эту разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия по русской литературе в рамках предметной недели русского языка и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Праздник поэзии. Поэтическая классика»
Государственное бюджетное учреждение образовательная организация Запорожской области «Новопетровская средняя общеобразовательная школа» Бердянского района
Внеклассное мероприятие
Праздник поэзии «Поэтическая классика»
Номинация «Организация досуга и внеклассной деятельности»
Составила разработку учитель русского языка и литературы Гамей Галина Павловна
2024 г.
Цели мероприятия:
Образовательные:
расширить знания школьников о биографии и творчестве А. С. Пушкина;
совершенствовать навык выразительного чтения;
формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи;
прививать интерес к поэзии.
Развивающие:
развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность;
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
расширять кругозор детей;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.
Воспитательные:
воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
воспитание интереса к миру художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитывать любовь к русской литературе, творчеству выдающихся классиков.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
Сегодня наш праздник посвящен великому русскому поэту, прозаику и драматургу Александру Пушкину, который считается основоположником современного русского литературного языка. В этом году 6 июня мы будем отмечать 225 лет со дня рождения великого поэта. А 10 февраля было 187 лет со дня его кончины. Этот праздник мы посвящаем творчеству и памяти А. С. Пушкина и его последователей.
Страница первая. Великий Пушкин
Первый ведущий. ( Слайд №1)
Вряд ли встретишь современного человека, который бы не знал, кто такой Александр Пушкин. В детстве знакомимся со «Сказкой о царе Салтане», в юности восхищаемся поэзией «Я помню чудное мгновенье», сопереживаем героям «Капитанской дочки». Биография Пушкина — ключ к пониманию его произведений.
Второй ведущий.
Место рождения Александра Пушкина — Москва, дом, расположенный на углу Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка . Отец Сергей Львович — известный в узких кругах остряк и поэт-любитель. Мать Надежда Осиповна — наследница Абрама Ганнибала — знаменитого военного инженера, крестника Петра I, привезенного в Москву из Константинополя.
Первый ведущий . ( Слайды №2-5)
Детство Пушкина проходило в Москве, в имении бабушки Марии Ганнибал в деревне Захарово. Влияние на формирование таланта будущего поэта оказала няня старшей сестры Арина Родионовна: она открыла ему мир народной поэзии — сказок, пословиц и поговорок. Благодаря няне, будущий поэт познакомился с сокровищами народного творчества. А позже многие образы героев народных былин и сказок нарисовал в своих авторских сказках. Все мы знаем образы его сказочной поэмы «Руслан и Людмила». А вступление к этой поэме прекрасно знают все пятиклассники. (Отрывок «У лукоморья дуб зелёный…» читает ученица 5 класса )
Второй ведущий ( Слайд №6)
Информация о Пушкине будет неполной без сведений о его учебе в императорском лицее в Царском Селе, куда его, двенадцатилетнего мальчика, определил отец. Пушкина привлекала словесность, он с упоением читал французских и русских поэтов. Здесь у общительного Александра появились друзья, отношения с которыми он поддерживал до самой смерти: Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Иван Малиновский, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Иван Малиновский В эт1816 году будущий поэт впервые встретился с корнетом Лейб-гвардии Гусарского полка Чаадаевым. Он с восторгом слушал стройного гвардейца, который к своим 22-м годам имел богатую биографию. Чаадаев стал любимым другом и учителем юного поэта. Пушкин очень любил своих друзей. Посвятил им много своих поэтичесуих строк. Дружеское послание «К Чаадаеву» выучили ребята 8 класса. (Ученик читает стихотворение «К Чаадаеву»)
Первый ведущий . ( Слайды №7-9) Еще в лицее Александр был восхищен мужеством русского народа, противостоящего войску Наполеона. Крепостничество воспринимал как злостное попрание свободы личности. Такие взгляды сблизили Пушкина с участниками декабристского движения (он не вступал в их тайные общества), а в 1819 году привели в «Зеленую лампу» — литературно-театральную группу. Прогрессивные настроения поэта отразились в поэме «Руслан и Людмила», стихотворениях автора «Вольность», «К Чаадаеву», эпиграммах на Аракчеева. За такое вольнодумие Пушкина сослали на юг империи.
Годы жизни Пушкина в крымский, кишиневский и одесский периоды — время вызревания и реализации творческих планов. Ссылку поэт перенёс нелегко, чувствовал себя как в заточении. Именно в это время он написал такой известный поэтический шедевр как «Узник». Это стихотворение хорошо знают все шестиклассники. (Ученик читает стихотворение «Узник»)
Второй ведущий ( Слайд №10-12)
Анна Петровна Керн – одна из самых замечательных красавиц своего времени, женщина, имя которой навсегда связано в нашем сознании с именем величайшего русского поэта. Впервые Пушкин увидел Анну в 1819 году в Петербурге в гостях у ее тетки Елизаветы Олениной. Анне Петровне к тому времени исполнилось 19, она была уже два года как замужем за генералом Е. Ф. Керном, который был старше ее на 35 лет и которого она не только не любила, но даже не испытывала к нему никакого уважения. Второй раз Анна Петровна явилась Пушкину спустя шесть лет. Это было в Тригорском – имении, находившимся по соседству с Михайловским, где Пушкин отбывал свою ссылку.
И Пушкин влюбляется снова. Здесь общество было не такое блестящее, как Петербурге, да и Пушкин в ту пору был уже очень известен. Анна Петровна любила и знала его стихи. Немудрено, что на сей раз она выслушивала комплименты гораздо благосклоннее. Но он уже и не болтал такого вздора, как в их первую встречу. Наконец, однажды он подносит ей первую главу «Евгения Онегина», где между страниц лежит листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье». Это стихотворение нам прочитает ученица 9 класса. (Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» читает ученица 9 класса).
III. Страница вторая. М. Ю. Лермонтов – поэтический наследник А.С. Пушкина
Третий ведущий ( Слайды №13-14)
Также на уроках литературы мы знакомимся с поэтическим преемником А.С. Пушкина – М.Ю. Лермонтовым. Так распорядилась судьба, что о Лермонтове Россия узнала сразу после гибели А.С. Пушкина. Его кончина стала началом поэтической славы М. Ю. Лермонтова. Начинающий поэт горячо откликнулся на гибель Пушкина, написав эмоциональное стихотворение «Смерть поэта», в котором рассказвл о виновниках смерти великого поэта. Смелость Лермонтова поразила даже царя Николая I. Расплатой за такую «дерзость» стала тоже ссылка. Но Лермонтов должен был уехать не на юг России, а на Кавказ, где в то время шла война с горцами. Это было равноценно смертному приговору.
Мы знаем, что Лермонтова воспитывала бабушка, для которой он был самым дорогим человеком. Поэтому она долго хлопотала перед царём о возвращении любимого внука. Ей это удалось. Лермонтов снова в России. Но вскоре новая ссылка. Её причиной для второй ссыки стала дуэль с французом Барантом, о которой не было своевременно доложено начальству. Состоявшийся незамедлительно суд определил Лермонтову трехмесячную гауптвахту, лишение всех титулов и чинов, и ссылку на Кавказскую войну в звании рядового. Но Николай I проявил к поэту благосклонность и послал его воевать в чине корнета.
Третий ведущий ( Слайды №15-16)
Интересно, что в воспоминаниях друзей М. Ю. Лермонтова сохранился день написания такого известного стихотворения как «Тучи». В. А. Сологуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут… поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!». Несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочёл его. Когда он кончил, глаза были влажные от слёз…» Было это в 1840 году, в день отъезда поэта на Кавказ — во вторую ссылку, когда за дуэль М. Ю. Лермонтов получил назначение в полк, который находился в самом центре боевых действий и нёс тяжёлые потери в сражениях. Это своеобразное прощание поэта с Родиной, юностью.
( Чтение стихотворения «Тучи» учеником 7 класса)
Четвёртый ведущий ( Слайды №17-18) Тема одиночества – основная в творчестве Лермонтова. Ей посвящено и стихотворение “Утёс”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”; в романтической поэзии “пустыня” символизирует глубокое одиночество.
Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно. Стихотворение “Утёс” написано всего за несколько недель до трагической гибели Лермонтова на дуэли в 1841 году. Поэт создал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу. Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти автора.
( Чтение стихотворения «Утёс» учеником 6 класса)
Третий ведущий ( Слайды №19-20)
Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утёс) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.
“Утёс” – лирическое стихотворение. Относится к пейзажно-философской лирике: в нем автор рисует картину природы, которая на самом деле выражает состояние человеческой души. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, их духовный мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.
Четвёртый ведущий ( Слайды № 21-22) Лермонтова можно назвать новатором в области любовной лирики по нескольким причинам. Во-первых, герой Лермонтова пребывает не только в любовных переживаниях, терзая душу вопросами о взаимности его чувств, но и в философских рассуждениях, задумываясь над чувствами вообще. Во-вторых, героини стихотворений характеризуются по-разному. Это значит, что они перестают быть абстрактными образами, наделяются индивидуальными чертами. В-третьих, поэты-предшественники (исключением был лишь А. С. Пушкин) сосредотачивались внутри одной темы — любовной. Лермонтов же обогащает её, расширяет повествование внешними обстоятельствами, а роль лирического героя больше не сводится к роли носителя только любовных чувств.
Третий ведущий ( Слайды №21-22)
Образец любовной лирики -стихотворение «Нищий», в котором положение нищего, просящего подаяние у церкви, сравнивается с безнадежной любовью самого поэта. Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.
Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками. Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”. К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.
(Стихотворение «Нищий» читает ученица 8 класса)
Заключительное слово учителя
Сегодня мы свами прикоснулись волшебному миру поэзии величайших русских поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Поэзия – это искусство, которое способно передать эмоции и чувства. Изучайте эту неисчерпаемую сокровищницу.