kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практические занятия из опыта работы по профилактике суицидального поведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

«…Самоубийство – мольба

о помощи, которую никто

не услышал…»

Р. Алеев

Современное общественное развитие насыщено множеством проблем, с которыми сталкивается молодежь. Не обладая достаточным жизненным опытом и умением справляться с возникшими жизненными трудностями значительная часть молодого поколения, желая избавиться от них, выбирает путь добровольного ухода из жизни, что не может не вызывать тревоги у общества.

Суицид является второй, наиболее распространенной причиной смертности лиц в возрасте 15-19 лет, после дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и других видов физического вреда здоровью.

По данным Всемирной организации здравоохранения показатель суицидов на 100 тыс. населения в Республике Казахстан составляет 29,9 %. Казахстан находится на 4 месте в мире по количеству, совершенных суицидов. Кроме этого по данным исследования 2007 года Восточно-Казахстанская область находится на 1 месте по республике по количеству суицидов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«практические занятия из опыта работы по профилактике суицидального поведения»

Восточно-Казахстанская область,

Уланский район, п. Огневка



КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина»

ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта Уланского район





Из опыта работы психолога

по профилактике суицидов

среди подростков

















Психолог Варгунина О.П.






2015 год



«…Самоубийство – мольба

о помощи, которую никто

не услышал…»

Р. Алеев

Современное общественное развитие насыщено множеством проблем, с которыми сталкивается молодежь. Не обладая достаточным жизненным опытом и умением справляться с возникшими жизненными трудностями значительная часть молодого поколения, желая избавиться от них, выбирает путь добровольного ухода из жизни, что не может не вызывать тревоги у общества.

Суицид является второй, наиболее распространенной причиной смертности лиц в возрасте 15-19 лет, после дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и других видов физического вреда здоровью.

По данным Всемирной организации здравоохранения показатель суицидов на 100 тыс. населения в Республике Казахстан составляет 29,9 %. Казахстан находится на 4 месте в мире по количеству, совершенных суицидов. Кроме этого по данным исследования 2007 года Восточно-Казахстанская область находится на 1 месте по республике по количеству суицидов.

Каждый день кто-то доходит до самого страшного и непоправи­мого осознания, что больше он здесь жить не будет. Не хочет. Или очень хочет жить, но не знает, как...

В жизни у ребенка, считают психологи, есть два якоря, держась за которые, он живет, - семья и школа. Но когда плохо в школе, не­редко ухудшаются и отношения с родителями. Ну а если в семье у ре­бенка конфликт, то какая может быть учеба. А самоубийство обычно и происходит, когда накладываются несколько проблем.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и про­тестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как пра­вило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе уча­стие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помог­ли бы избежать трагедии.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения ухода от той ситуации, в которой волей-неволей оказываете человек.

Проблема устранения условий, подталкивающих к самоубийству молодежь, является весьма важной. При работе с молодежью, особенно с трудными подростками, внимание должно быть постоянно обращено на возможность совершения суицида с тем, чтобы вовремя и умело его предотвратить.

Необходимо уметь выделять общие признаки душевного дискомфорта у лиц, склонных или уже готовых к суициду с целью предотвращения непоправимой трагедии.

Работа по профилактике суицидов в КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина» ведется в соответствии с утвержденным планом мероприятий.

Учащихся, склонных к суицидальному риску в школе нет.

По своему содержанию и организации профилактическая работа должна объединить меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. Она должна быть непрерывной, последовательной и включать в себя: чёткую организацию повседневной жизни людей; предупреждение и устранение конфликтов между людьми; выявление подростков с повышенным риском суицидальности; своевременное оказание адекватной помощи ребенку, находящемуся в состоянии психологического кризиса; активную эмоциональную поддержку; поощрение его положительных устремлений для облегчения ситуации.

Поэтому проводится совместная работа психолога, учителей и родителей. Применяются разнообразные формы работы: тренинги «Профилактика суицидальных мыслей и побуждений среди учащихся начальных классов», «Я+ОН+ОНИ=МЫ», «Помоги себе сам», «Социально-психологический тренинг», «Как противостоять психологическому насилию», «Пять шагов к успеху», «Профилактика тревожных состояний», беседы на темы «Как найти выход из сложных жизненных ситуаций?», «Легкое решение сложных проблем», диагностика, коррекционная работа, родительские собрания на темы «Высшая мера», «Трудный возраст», «Что такое суицид и как с ним бороться?», организуются выставки рисунков на темы «Я люблю тебя, жизнь», «Как прекрасен этот мир», «Мир глазами детей», конкурсы сочинений на темы «Жизнь - бесценный дар», «За что, я люблю жизнь», «Крылатые слова о жизни».

В диагностике учащихся используются методики: «Выявление суицидального риска у детей»  ( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич), «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер), тест суицидальных наклонностей З.Королёва, проективные методики «РНЖ», «Дом.Дерево.Человек», цветовой тест Люшера.

Проводятся встречи учащихся с медицинскими работниками СВА

п.Асу-Булак.

Большое внимание уделяется профилактике суицидов в неблагополучных семьях, с этой целью психологом школы для каждого ребенка ведется дневник наблюдений, в котором фиксируются все изменения в поведении детей, отслеживается семейная обстановка. Еженедельно психологом школы Варгуниной О.П., заместителем директора по воспитательной работе Самамбетовой Н.П. совместно с старшим лейтенантом УИП УВД Уланского района Максутқызы А., старшим лейтенантом УИП УВД Мамбетовым Б., представителями акимата п. Огневка проводятся профилактические рейды в данные семьи.

Отдельным блоком работы в профилактике суицидов является работа с выпускниками, так как ситуация сдачи ЕНТ является сильным стрессом для ребенка, в случае неоправданных ожиданий может спровоцировать суицидальные попытки. Работа с выпускниками ведется по программе «Психологическая подготовка к ЕНТ», которая включает в себя занятия, направленные на снятие психо-эмоционального напряжения, формирования стрессоустойчивости, развитие умения находить выход из сложных жизненных ситуаций.

Вопросы по проблеме профилактике суицидов рассматриваются на педагогических советах, заседаниях при директоре.

Все учащиеся школы охвачены внеурочной деятельностью.

Суицидальные действия часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются непродуктивной (защитной) реакцией адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попытками разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное человеку в трудной жизненной ситуации, помогут избежать трагедии.

Работа психолога по профилактике суицидальных мыслей и побуждений должна быть направлена на формирование у обучающихся позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

































































Приложение 1.









































































Приложение 2. Социально-психологический тренинг «Учимся говорить нет!» для учащихся 5-7 класс

Цель занятий: формирование у детей эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

Задачи:

предупреждение и снижение тревожности у учащихся;

организация эмоционального поведения учащихся.

Методы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, самовыражение в рисунках, чтение и обсуждение прочитанного, элементы дискуссии, самовнушение и т.д., а также психотерапевтические приемы: эмоциональное реагирование на отрицательные переживания, снятие и уменьшение социальных страхов, поиск и обыгрывание выхода из трудных ситуаций.

Отработка навыков проходит в три этапа: получение знаний, проба применения этих знаний, приобретение стабильных навыков.



Форма проведения:

групповые занятия 30-40 минут,1 раз в неделю, всего 3 занятия. Группа 10-12 человек.

Занятие №1. Учимся говорить “нет!”

Цель: дать понятие о трудном слове “нет!”

Методическое оснащение: Рассказ о Памси (начало); иллюстрации к рассказам; Дракончик Памси.

Ход занятия

1. Повторение

Дети, которым удалось хотя бы раз добиться удачи, используя знания, полученные на занятиях, рассказывают об этом.

2. Работа с текстом

Ведущий читает рассказ о том, как Памси раньше легко говорил “нет!”, когда ему чего-то не хотелось. Но вот появилось такое “нет!”, которое стало говорить сложнее. Это случилось тогда, когда друзья уговаривали его пойти и сделать то, что Памси было неприятно делать (кого-то обидеть или разорить гнездо птиц). Он хотел отказаться, сказав: “Нет!” - но испугался, что с ним не будут больше играть или посчитают трусом.

3. Обсуждение

Обсуждение рассказа ведется по вопросам:

Что мешало Памси сказать “нет!”?

Бывает ли у вас ситуация, когда “нет!” сказать трудно?

Что можно посоветовать Памси?

Зачем нужно научиться говорить трудное “нет!”?

4. Учимся говорить “нет!”

Ведущий сначала задает вопросы на легкое “нет!”:

Вам хотелось бы спать в ледяной пещере?

Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома и не выходить на улицу?

Вы любите очень горькую пищу?

Просто ли было сказать: “Нет!”?

Почему?

А затем ведет следующий разговор:

Но бывают случаи, когда вас зовут обидеть кого-то,

сказать неправду кому-то,

съесть мороженое, когда болит горло, простуда,

покататься на машине с незнакомым человеком.

В этих случаях что-то мешает быть решительным и сказать твердое: “Нет!” Но если не сказать, то…(примеры детей).

Поможет ли вам наша тренировка сделать выбор и сказать: “Нет!”?

Если мы не сможем сказать: “Нет!”, то потом будет гораздо хуже и другим, и нам.

Мы за это в ответе.

5. Домашнее задание

Продолжать учиться говорить трудное “нет!”

Благодарим за участие в тренинге.

Занятие №2. Учимся говорить “нет!”

Цель: Учиться говорить “нет!”, используя знания о выборе и удаче.

Методическое оснащение: Рассказ о Памси (окончание); плакат “Я говорю “нет!”

Ход занятия

1. Повторение

Дети рассказывают о тех случаях, когда им было трудно сказать “нет”, но они это сделали.

2. Работа с текстом

Дети вспоминают о том, что мешало Памси сказать “нет!”. Затем ведущий читает продолжение рассказа, где говорится о том, как Памси обиделся на себя и решил научиться говорить “нет!” своему страху, своей трусости. Он пошел на гору и стал кричать: “Нет!”. Эхо отражало его голос три раза:

“Нет! Нет! Нет!”. Это было “нет”- страху, “нет” — темному уму, “нет” — другим драконам.

3. Обсуждение

Обсуждение рассказа идет по вопросам:

Откуда шел страх Памси?

Как он сделал выбор? Он сделал верно?

Он добьется удачи?

Какие мысли ему помогли?

Какие действия?

Будет ли Памси всегда легко говорить трудное “нет”? Почему?

Сможете ли вы так же поступить и не побояться, что вас будут дразнить и с вами не захотят играть?

4. Работа с плакатом

Дети рассматривают плакат “Я говорю “нет!” , на котором Памси кричит: “Нет!”, а эхо разносит его несколько раз.

5. Домашнее задание

Предложить детям придумать и нарисовать в виде запрещающих знаков, чему бы они хотели научиться всегда говорить “нет”.

Благодарим детей за участие в тренинге.

Занятие №3. Учимся говорить “нет!”

Цель: Закрепление понятия о трудном “нет!”; релаксация.

Методическое оснащение: Плакат “Я говорю “нет!” ; музыка для релаксации.

Ход занятия

1. Проверка домашнего задания

Дети рассматривают рисунки друг друга, на которых нарисовано, чему они хотят сказать “нет!” и обмениваются мнениями.

2. Упражнение-тренинг

Ведущий говорит:

Представьте, что кто-то пытается заставить вас сделать что-то неприятное, опасное, просто плохое.

Что подсказывает вам ваш ум?

Грязные мысли:

Если я скажу “Нет!”, со мной не будут дружить.

А если я откажусь, то они могут дразнить меня.

А вдруг я останусь один, если скажу им “нет”?

Честные мысли:

Это мой выбор!

Я смогу победить свой страх!

Это нужно сказать, и я сделаю это!

Памси смог, и я смогу! Я не испугаюсь!

3. Релаксационный комплекс

Под музыку ведущий спокойно и медленно говорит:

“Сядьте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и медленно. Вдох - сила и погружение, выдох - уверенность и спокойствие. При каждом вдохе силы нарастают. Это приносит удовольствие. Эти силы помогают сделать правильный выбор в любой ситуации. Силы помогут сказать “нет!” в любой ситуации. Ваше тело почувствовало силу. Вообразите, как ваш голос произносит: “Нет!” Все силы, которые вам нужны, находятся в вас. Это ваша сила! Она поможет сделать все так, как нужно! Решайте, когда её использовать. Это ваша сила! Ясные мысли помогут её использовать. Никто не сможет отнять у вас вашу силу. Ваш ясный ум - только ваш! Ваша сила — только ваша сила! Теперь пошевели пальцами, рукой, открыли глаза и сказали вслух: “Я смогу сказать “Нет!”, когда это нужно!




Приложение 3.Социально-педагогическмй тренинг

«Искусство общения» для учащихся 8-11 классов



Цель: развитие коммуникативного компонента личности старших

школьников, создание условий для развития способности к

самопознанию и пониманию другого. 
Задачи:

  1. Создать благоприятную атмосферу в группе.

  2. Развивать адекватную самооценку участников тренинга.

  3. Формировать приемы эффективного взаимодействия партнера по общению.

Структура тренинга

Вводная часть.
Каждому из присутствующих эти занятия принесут пользу. Но в какой степени они нужны каждому из вас, вы определите сами после проведения тренинга. Если мы с вами будем соблюдать все правила, с которыми я вас ознакомлю, то по окончании этих занятий вы научитесь анализировать и прогнозировать поведение как свое, так и партнера, наши занятия неизбежно найдут выражение в повышении качественного уровня межличностного общения. Всем удачи.


Упражнение "Знакомство". Время: 5 минут. Создание благоприятной установки на сотрудничество. Перед проведением упражнения раздаются листики и булавочки, пишутся имена. Чтобы снять напряжение, поближе познакомиться, немного узнать друг о друге ("Меня зовут Иван. Я люблю...").


"Настроение". Время: 5 минут. Создание благоприятной установки на сотрудничество. Взявшись за руки, разбившись на пары, с помощью мимики лица предложить детям изобразить свое настроение на данный момент.


Беседа о видах слушания. Время: 5 минут. Ознакомление с психологическими особенностями первичного восприятия человека. 


"Общение. Слушание" Время: 5-20 минут. Преодоление барьеров общения, формирование адекватной самооценки. Группа разделяется по парам, поворачивается лицом друг к другу. Один из участников должен в течение 2 минут рассказывать о себе (характеризуя себя лишь с положительной стороны). Следующий этап - партнеры меняются местами. Слушающий должен молчать (не кивать головой, не "поддакивать" – пассивный вид слушания).


Беседа-анализ "Осознание трудностей общения". Тренер задает вопрос: "Что сложного было в проработке этого упражнения?" 


"Я - эмоция". Время: 5—20 минут. Формирование адекватной самооценки, развитие наблюдательности. Ведущий раздает листы и предлагает вырезать маски "Я сам с собою" (я дома) — "Я в школе" (тренер может заранее приготовить сам маски). Участникам предлагаем походить в одной и во второй масках, поочередно. "Почувствуйте, в какой вам удобнее, прислушайтесь к себе, к своим чувствам. Если вам хочется с кем-то пообщаться — общайтесь, но без слов. Понаблюдайте, как изменяется ваше поведение, движения". По окончании этого упражнения все садятся и начинают обсуждение: в какой маске легче, как меняются движения в одной и во второй; чтобы вы взяли для себя из двух масок. Ведущий предлагает взять эти маски домой, дорисовать, если это необходимо и раз в неделю примерять ту, в которой удобнее. Помнить, что часто мы общаемся с людьми, носящими ту или иную маску, следовательно, нам нужно повременить с выводами о нашем партнере по общению. Часто маски мы используем для того, чтобы нас не обидели, чтобы чувствовать себя увереннее и т.д. Прислушайтесь к себе.
"Разведчики". Время: 5—8 минут. Снять напряжение, расслабиться, получить эмоциональный заряд. Ребята встают в колонну по одному. Первый водящий – главный разведчик. Ребята идут за ним, точь-в-точь повторяя все движения, которые он делает во время ходьбы. 
"Я слушаю и слышу" Время: 10 минут. Продолжать развивать слуховое внимание. Аутотренинг. Сегодня я... Я могу... При знакомстве мне трудно...
Ритуал прощания. Наша встреча подошла к концу, и сейчас мы разойдемся, но прежде пусть каждый из вас (по цепочке) попрощается с группой и пожелает мысленно что-нибудь хорошее соседу или взявшись за руки и делаем громкий выдох:"Ах!"
Спасибо!


Приложение 4. Методики

  1. 1.Выявление суицидального риска у детей 
    ( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.

Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
• учет перенесенных заболеваний или травмы мозга; 
• влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора; 
• анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.

Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
• можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть; 
• я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни; 
• выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан; 
• я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.

Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения

Объект: учащиеся 5- 11 класса

Форма проведения: индивидуальная и групповая

Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.

Текст методики

  1. Выкормил змейку на свою шейку.

  2. Собрался жить, да взял и помер.

  3. От судьбы не уйдешь.

  4. Всякому мужу своя жена милее.

  5. Загорелась душа до винного ковша.

  6. Здесь бы умер, а там бы встал.

  7. Беду не зовут, она сама приходит.

  8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.

  9. Кто пьет, тот и горшки бьет.

  10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.

  11. Сидят вместе, а глядят врозь.

  12. Утром был молодец, а вечером мертвец.

  13. Вино уму не товарищ.

  14. Доброю женою и муж честен.

  15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.

  16. Кто не родится, тот и не умрет.

  17. Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.

  18. В мире жить - с миром быть.

  19. Чай не водка, много не выпьешь.

  20. В согласном стаде волк не страшен.

  21. В тесноте, да не в обиде.

  22. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.

  23. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.

  24. Болячка мала, да болезнь велика.

  25. Не жаль вина, а жаль ума.

  26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.

  27. Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.

  28. Всякий родится, да не всякий в люди годится.

  29. Других не суди, на себя погляди.

  30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.

  31. Живет - не живет, а проживать - проживает.

  32. Все вдруг пропало, как внешний лед.

  33. Без копейки рубль щербатый.

  34. Без осанки и конь корова.

  35. Не место красит человека, а человек - место.

  36. Болезнь человека не красит.

  37. Влетел орлом, а прилетел голубем.

  38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.

  39. В уборке и пень хорош.

  40. Доход не живет без хлопот.

  41. Нашла коса на камень.

  42. Нелады да свары хуже пожара.

  43. Заплати грош, да посади в рожь - вот будет хорош!

  44. Кто солому покупает, а кто и сено продает.

  45. Седина бобра не портит.

  46. Бешеному дитяти ножа не давати.

  47. Не годы старят, а жизнь.

  48. В долгах как в шелках.

  49. Бранись, а на мир слово оставляй.

  50. Зеленый седому не указ.

  51. А нам что черт, что батька.

  52. Моя хата с краю, ничего не знаю.

  53. Лежачего не бьют.

  54. Что в лоб, что по лбу - все едино.

  55. Все люди как люди, а ты шиш на блюде.

  56. Ученье свет, а не ученье - тьма.

  57. И медведь из запасу лапу сосет.

  58. Жирен кот, коль мясо не жрет.

  59. Выношенная шуба не греет.

  60. Совесть спать не дает.

  61. Вали с больной головы на здоровую.

  62. Мал, да глуп - за то и бьют.

  63. Не в бороде честь - борода и козла есть.

  64. Одно золото не стареется.

  65. Наш пострел везде поспел.

  66. Муху бьют за назойливость.

  67. Надоел горше горькой редки.

  68. Живет на широкую ногу.

  69. Легка ноша на чужом плече.

  70. Не в свои сани не садись.

  71. Чужая одежда - не надежда.

  72. Высоко летаешь, да низко садишься.

  73. Двум господам не служат.

  74. Мягко стелет, да твердо спать.

  75. За одного битого двух небитых дают.

  76. За худые дела слетит и голова.

  77. Говорить умеет, да не смеет.

  78. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.

  79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.

  80. Красив в строю, силен в бою.

  81. Гори все синим пламенем.

  82. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.

  83. Если все время мыслить, то на что же существовать.

  84. На птичьих правах высоко взлетишь.

  85. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.


Бланк ответов


Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания

Алкоголь, наркотики

Несчастная любовь

Противоправные действия

Деньги и проблемы с ними

Добровольный уход из жизни

Семейные неурядицы

Потеря смысла жизни

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

Отношения с окружающими

Обработка результатов

После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

Таблица № 1 (мальчики 5-7 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование
антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

13-15

Более 15

Несчастная любовь

10-12

Более 12

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

12-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

12-14

Более 14

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

11-13

Более 13

Отношения с окружающими

15-18

Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица № 2 (девочки 5-7 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование
антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

9-11

Более 11

Противоправные действия

12-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

15-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

13-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

13-14

Более 14

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

12-14

Более 14

Отношения с окружающими

15-18

Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно




Таблица № 3 (мальчики 8-9 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование
антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-13

Более 13

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-18

Более 18

Добровольный уход из жизни

10-12

Более 12

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

10-12

Более 12

Отношения с окружающими

14-16

Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно




Таблица № 4 (девочки 8-9 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование
антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-12

Более 12

Противоправные действия

13-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

9-11

Более 11

Семейные неурядицы

11-12

Более 12

Потеря смысла жизни

11-13

Более 13

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

11-12

Более 12

Отношения с окружающими

15-16

Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно




Таблица № 5 (мальчики 10-11 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование
антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

8-10

Более 10

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

18-20

Более 20

Добровольный уход из жизни

7-8

Более 8

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

11-12

Более 12

Отношения с окружающими

19-23

Более 23

* Правая граница числового интервала дается исключительно




Таблица № 6 (девочки 10-11 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование
антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

9

Более 9

Несчастная любовь

8-10

Более 10

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

18-20

Более 20

Добровольный уход из жизни

7-8

Более 8

Семейные неурядицы

12-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-13

Более 13

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

11-13

Более 13

Отношения с окружающими

22-25

Более 25

* Правая граница числового интервала дается исключительно

При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни", а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.

Если результат колонки "Добровольный уход из жизни" меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

2 .Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)
Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.
Возраст: 
дети подросткового возраста.
Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.

 

Фактор риска

Не выявлен

Слабо выражен

Сильно выражен

I. Биографические данные

1. Ранее имела место попытка суицида

– 0,5

+2

+3

2. Суицидальные попытки у родственников

– 0,5

+1

+2

3. Развод или смерть одного из родителей

– 0,5

+1

+2

4. Недостаток тепла в семье

– 0,5

+1

+2

5. Полная или частичная безнадзорность

– 0,5

+0,5

+1

II. Актуальная конфликтная ситуация

А — вид конфликта:

1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем)

– 0,5

+0,5

+1

2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой

– 0,5

+0,5

+1

3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями

– 0,5

+0,5

+1

4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность

– 0,5

+0,5

+1

Б — поведение в конфликтной ситуации:

5. Высказывания с угрозой суицида

– 0,5

+2

+3

В — характер конфликтной ситуации:

6. Подобные конфликты имели место ранее

– 0,5

+0,5

+1

7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)

— 0,5

+0,5

+1

8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий

– 0,5

+0,5

+1

Г — эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

9. Чувство обиды, жалости к себе

– 0,5

+1

+2

10. Чувство усталости, бессилия, апатия

– 0.5

+1

+2

11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности

– 0.5

+0,5

+2

III. Характеристика личности

А — волевая сфера личности:

1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений

– 1

+0,5

+1

2. Решительность

– 0,5

+0,5

+1

3. Настойчивость

– 0,5

+0,5

+1

4. Сильно выраженное желание достичь своей цели

– 1

+0,5

+1

Б — эмоциональная сфера личности:

5. Болезненное самолюбие, ранимость

– 0,5

+0,5

+2

6. Доверчивость

– 0,5

+0,5

+1

7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)

– 0,5

+1

+2

8. Эмоциональная неустойчивость

– 0,5

+2

+3

9. Импульсивность

– 0,5

+0,5

+2

10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах

– 0,5

+0,5

+2

11. Низкая способность к созданию защитных механизмов

– 0,5

+0,5

+1,5

12. Бескомпромиссность

– 0,5

+0,5

+1,5

Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

менее 9 баллов — риск суицида незначителен;

9–15,5 баллов — риск суицида присутствует;

более 15,5 балла — риск суицида значителен.

3. Тест «Ваши суицидальные наклонности»

(З. Королёва)1


Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта.

Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.

Интерпретация результатов

Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.

Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.

Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.

Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.

Приложение 5. Разработки родительских собраний

Тема: «Профилактика суицидов у школьников»

Цели и задачи мероприятия:

- рассказать об особенностях подросткового возраста;

- ликвидировать безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья;

- пропагандировать среди родителей нравственные устои семьи, общества;

- раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей и подростков.

Вступление

Уважаемые родители и коллеги! Предметом нашего сегодняшнего разговора будет психическое здоровье школьников и проблема взаимопонимания детей и родителей. В чем же состоит суть проблемы? Из-за постоянной занятости родителей, из-за жестокого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, ушли из практики семейного воспитания неспешные беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо них – привычный родительский лексикон: «Ну что за почерк?», «Опять двойка?», «Мне стыдно за тебя», «У соседей сын как сын, а ты – сплошное недоразумение!». Ваше собственное психологическое состояние, уважаемы родители, в значительной степени определяют уровень вашего общения с детьми, комфортность их пребывания в семейном кругу.

Подростковый возраст

Подростковый возраст характеризуется переходом от детства к взрослому состоянию человека. Главное для подростка в это время – самостоятельное приобщение к миру взрослых, которого он может достичь только через противопоставление себя родителям. Ему важно чувствовать себя автономным и равным с ними, но одновременно он очень нуждается в поддержке и признании старших. Сложность для подростка состоит в том, чтобы с одной стороны, найти и установить правильную дистанцию с родителями, а с другой испытать собственные возможности. Избежать непонимания и конфронтации можно, если семья постепенно приспосабливается к новой ситуации и родители идут навстречу подростку, меняя прежние правила: ребенку разрешается ту музыку, которую хочется, иногда запираться в своей комнате, переставлять там мебель, иметь карманные деньги, в некоторых случаях не ночевать дома. Это позволяет подростку почувствовать себя увереннее и способствует его отделению от родителей.

Хотя бывает и так, что подросток избегает скандалов, ничем не провоцирует родителей и вообще ведет себя очень тихо. Насколько естественно такое поведение? Проблема возникает тогда, когда подросток очень привязан к родителям и избегает отделения от них, ведет себя так, будто выход «в большой мир» представляет для него опасность. Однако подростку просто «не выгодно» расти, если он бессознательно чувствует, что у него связующая роль в семье. Например, он ощущает себя связующим звеном между родителями, которое держит семью.

Почему некоторые подростки склонны вести себя деструктивно, играя со смертью?

Подвергая себя опасности, они, как правило, не ищут смерти как таковой. Суицид – это символическая форма ухода, попытка вырваться из семейной системы, одна из форм отделения от родителей. Этим шагом ребенок говорит: раз вы не дали мне больше любви, не услышали мой крик о помощи (не обратили внимания на мой уход из дома, не изменили правила в семье, не заметили, я стал другим), тогда я уйду из жизни. И нередко лишь после демонстративной попытки суицида в такой семье впервые происходит диалог, родители наконец обращаются к ребенку: давай сядем и поговорим, мы хотим знать, как ты хочешь жить, как хочешь, чтобы мы жили… Остановимся подробнее на подростковом суициде.

Проблема подростковых суицидов

Лев Толстой утверждал, что в раннюю пору жизни человек вбирает в свой разум и своё сердце столько впечатлений, столько важных нравственных истин, сколько не вбирает за все остальные годы, поэтому так важна эта изначальная пора бытия человеческого без фальши.

Уроки порядочности, бескорыстия, бесстрашия щедро дарят взрослые: родители, бабушки, учителя. Мы взрослые должны пробуждать духовность, способность преодолевать тяготы жизни, учить преодолевать трудности.

Мир старших и мир молодых, как и в реальной жизни нерасторжим. Подросткам не терпится стать взрослыми, но конечно, не о морщинках и сединах грезят они, а мечтают вложить свои силы в настоящие дела, т.е. включиться в сложные жизненные события, которыми живут матери и отцы. Капитанами кораблей юности являемся мы – взрослые, а это значит от нас зависит сядет ли иной из этих кораблей на мель, или отправятся они в большое плавание – по курсу доброты и сердечности, мужества и великодушия, готовности к подвигам и борьбе за свои убеждения, к защите того, кто нуждается в этой защите. Своим примером мы должны с ранней поры убеждать, что добро остаётся от добрых, чтоб жить нетленно в бьющихся сердцах: а зло и подлость, не найдя опоры, навеки сгинут и сотрутся в прах! Не забывайте об этом!

Сегодня мы собрались в этом зале, для того, чтобы обсудить очень важную тему, это суицид среди подростков.

Мы взрослые особо заботливо должны относиться к весенней поре человечества, которая называется детством. Именно в этой поре мы закладываем фундамент мировоззрения, характер, жизненные устремления. Проблема детей и подростков не только в общении друг с другом, но и в общении с окружающей их жизнью.

Я хочу зачитать отрывок из произведения Ч.Айтматова “Белый пароход”.

У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал, другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь! В тот год ему исполнилось семь лет, шёл восьмой. Так начинается повесть Ч.Айтматова “После сказки” или Белый пароход. Герой этой повести семилетний мальчик был брошен разведёнными родителями. Его детская мечта была проста – увидеть отца, который по слухам был матросом на пароходе. В минуты отчаяния и тоски, он приходил на берег реки долго мечтал, как он превращается в рыбу и доплывает до отца. Маленький человек не мог перенести предательства близкого единственного человека – деда Мамута однажды возле угасшего очага мальчик наткнулся на смертельно пьяного деда. Старик лежал весь в пыли и грязи, рядом с вырубленными рогами Рогатой матери оленихи. Обрубок головы грызла собака. Больше никого не было. Не было и той сказки деда, которую любил мальчик! Он заставил деда перевалиться на бок и вздрогнул, когда к нему повернулось лицо пьяного старика, запятнанное грязью и пылью, и почудилось мальчику в ту минуту, голова белой, зарубленной давеча топором. Мальчик отпрянул в страхе и, отступая от деда, проговорил - “Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, Ата, я уплыву! А когда придёт отец, скажи ему, что я сделался рыбой”. Старик не отвечал. Мальчик побрёл дальше, спустился к реке и ступил прямо в воду. Никто ещё не знал, что мальчик уплыл рыбой по реке. На дворе раздавались пьяные песни!

Пауза

Причиной трагической кончины жизни этого мальчика эгоизм родителей, их бездушие, безответственность за судьбу ребёнка. Только родители могут и должны учить своих детей преодолевать трудности, жизни, учить мужеству, отваге, душевности закалке. А это можно сделать когда сам живёшь правильно и посвящаешь свою жизнь ребёнку.

Нравственные поступки взрослых формируют лучшие качества личности ребенка, а безнравственное поведение, безнравственные поступки взрослых калечат души молодых, порождают жестокость, цинизм, обман, алкоголизм, т.е. создаёт тупиковую ситуацию для детей.

Все безнравственное от взрослых тяжелым грузом ложится на хрустальную душу ребенка! Выдержит ли его душа такую тяжесть? Не сломается ли он? Зададимся себе этим вопросом.

Можно выделить тех подростков, кто находится в зоне повышенного суицидального риска:

- депрессивные подростки;
- подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
- подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были
свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
- одаренные подростки;
- подростки с плохой успеваемостью в школе;
- беременные девочки;
- подростки, жертвы насилия.

Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного суицидального риска. Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. У молодого человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций или проблем, может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом.

Можно выделить три формы суицида:

 Истинный (когда человек действительно хочет убить себя);

 Аффективный (с преобладанием эмоционального момента);

 Демонстративный (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности).

Первый, в основном, характерен для мужчин, второй и третий - для женщин. Причём, истинный суицид, как правило, "удаётся" самоубийцам.

Из множества различных причин суицидов можно выделить следующие:

1. Конфликт в личной жизни.
2. Одиночество.
3. Воздействие искусства.
4. Неразделённые чувства.
5. Нестандартная ориентация.
6. Разрушение этнических традиций.
7. Генетическая предрасположенность к суициду.
8. Психотравма, депрессия.

Большинство суицидентов словно выставляют перед собой "предупреждающие знаки". Знаки эти - их крик о помощи…..

1. Угроза совершить суицид. Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни. Прямую угрозу не переосмыслить, различным толкованиям она не поддаётся. "Я собираюсь покончить с собой", "В следующий понедельник меня уже не будет в живых"…

Косвенные угрозы, многозначительные намёки уловить труднее. Косвенные угрозы нелегко вычислить из разговора, иногда их можно принять за самые обыкновенные "жалобы на жизнь", которые свойственны всем нам, когда мы раздражены, устали или подавлены.

2. Словесные предупреждения. Не исключено, что ваш родственник или знакомый задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа:

- "Я решил покончить с собой".
- "Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!"
- "Лучше умереть!"
- "Пожил и хватит!"
- "Ненавижу всех и всё!"
- "Ненавижу свою жизнь!"
- "Единственный выход умереть!"
- "Больше ты меня не увидишь!"
- "Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!"
- "Если мы больше не увидимся, спасибо за всё!"

3. Резкие изменения в поведении детей тоже говорят о многом, направленные действия суицидального характера можно определить по следующим параметрам:

а). Питание. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят "в три горла". Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.

6) Сон. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в "сов": допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.

в) Школа. Многие учащиеся, которые раньше учились на "хорошо" и "отлично", начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в "отстающих", теперь нередко исключают из школы.

г) Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.

д) Активность. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.

е) Стремление к уединению. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни.

ж) Тяжелая утрата. К мыслям о самоубийстве человека может подтолкнуть смерть близких: родителей, других родственников, любимых людей. После такой утраты ему приходится не только примириться с потерей любимого человека, но и заделать брешь, которую эта потеря проделала в его жизни.

з) Раздача ценных вещей. Подростки известны своей щедростью, но если они дарят какую-то ценную вещь без всякого повода и если эти подарки особенно дороги для самого подростка, это вызывает подозрение.

и) Приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью "привести свои дела в порядок".

к) Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Как и всякая перемена в настроении, подобные "взрывы" должны настораживать.

л) Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя "на грани риска". Где бы они ни находились - на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях - они везде едут на пределе скорости и риска.

м) Потеря самоуважения. Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.

Таким образом:

1. Суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.

2. Судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины же суицида различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценностью, будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.

3. Подросток, начинающий задумываться о суициде, всё таки надеется, что что-то изменится к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе. А задача друзей и родителей увидеть это изменение в поведении.






Приложение 6. Профилактическая беседа

Рекомендации по проведению беседы:

• разговаривать в спокойном месте, чтобы исключить возможность быть прерванным;

• уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно расположившись напротив, но не через стол;

• пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;

• дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;

• говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы («мгновенный рефрейминг»);

• оказывать первичную психологическую помощь подростку, используя рекомендации таблицы.

Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:

• при выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался);

• желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом;

• в процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать подростку, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы.

Начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать подростка терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (то есть необходимо дать ему возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

Второй этап — установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: «преодоление исключительности ситуации»; «поддержка успехами» и др.

Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: «планирование», то есть побуждение подростка к словесному оформлению планов предстоящих поступков; «держание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

Завершающий этап — окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка подростка. Целесообразно использовать следующие приемы: «логическая аргументация»; «рациональное внушение уверенности».











































1

38



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
практические занятия из опыта работы по профилактике суицидального поведения

Автор: Варгунина Ольга Петровна

Дата: 06.01.2016

Номер свидетельства: 272706

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства