Цель: повышение у детей уровня толерантности через совершенствование эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер.
Задачи:
улучшить адаптивность детей;
сохранить психологического здоровье;
формировать позитивное отношение к самому себе и окружающему миру;
развивать коммуникативную, интерактивную и социально-перцептивную стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;
развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях и умение находить конструктивный выход из нее;
формировать терпимость к различным мнениям;
обучать приемам снятия эмоционального напряжения.
Материалы и оборудование: ладошки разного цвета, музыкальное оформление «Звуки природы», «Музыка счастья», листы бумаги, карандаши на каждого участника, шаблоны домовых, «Парус настроения».
Основные приемы:
игровые ситуации, требующие оказания помощи персонажу;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых свойств предметов;
телесно-ориентированные техники;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять нервнопсихическое напряжение, обогатить эмоциональное поле ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: повышение у детей уровня толерантности через совершенствование эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер.
Задачи:
улучшить адаптивность детей;
сохранить психологического здоровье;
формировать позитивное отношение к самому себе и окружающему миру;
развивать коммуникативную, интерактивную и социально-перцептивную стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;
развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях и умение находить конструктивный выход из нее;
формировать терпимость к различным мнениям;
обучать приемам снятия эмоционального напряжения.
Материалы и оборудование: ладошки разного цвета, музыкальное оформление «Звуки природы», «Музыка счастья», листы бумаги, карандаши на каждого участника, шаблоны домовых, «Парус настроения».
Основные приемы:
игровые ситуации, требующие оказания помощи персонажу;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых свойств предметов;
телесно-ориентированные техники;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять нервнопсихическое напряжение, обогатить эмоциональное поле ребенка.
Упражнение «Цветные ладони»
Ведущий держит три вырезанные из бумаги и накленные на картон ладони — синюю, красную, желтую. Участники группы хаотично передвигаются по классу. Каждый из ребят должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами: если ведущий поднимает красную ладонь — надо пожать руку; синюю ладонь — дотронуться до плеча; желтую ладонь — поздороваться спинками.
Игра «Четыре стихии»
Играющие сидят в кругу. Ведущий объясняет условия: «на слово «земля» все должны опустить руки вниз, на слово «вода» — вытянуть руки вперед, на слово «воздух» — поднять руки вверх, на слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах.
Встреча с домовыми
Ведущий. В нашей школе живут домовые. Днем они тихо дремлют в укромных уголках, а вечером, когда мы все расходимся по домам, они вылезают, зажигают свечку и садятся вокруг нее. Они рассказывают друг другу разные истории. Причем все наши домовые абсолютно разные, как и мы с вами. Одни любят веселые истории, другие грустные. Третий домовой любит сердитые истории. Четвертый любит страшные истории. Пряниками не корми — дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат, да шерстенка дыбом становится.
Сейчас я вам покажу этих домовых, а вы угадаете, кто из них кто (приложение 1).
А теперь возьмите листы бумаги, шаблоны домовых (приложение 2) и обведите его каждый у себя на листе, а затем дорисуйте лицо самого понравившегося вам домового.
Вопросы по завершении рисования
Какие лица вы изобразили?
Каких домовых получилось больше?
В какие цвета вы их разукрасили?
Покажите эту эмоцию на своем лице.
Детские рисунки (приложение 3).
Этюд «Цветок» (под музыку «Звуки природы»)
Ведущий предлагает детям в соответствии с его рассказом разыграть этюд.
Ведущий. Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок на солнце. Подставляет он теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою головку вслед за солнцем.
Упражнение «Ассоциации»
В бланке закрасить слово тем цветом, с каким оно ассоциируется. Использовать нужно синий, зеленый, желтый, красный, черный, серый, сиреневый, коричневый цвета (приложение 4).
Проводится общий анализ результатов: что в большей степени тревожит детей, а что радует (по тесту Люшера). Возможно использование других слов (паттернов).
Упражнение «Будь внимательным»
Ведущий говорит, что именно дети должны показать, но при этом показывает неправильно. Например: говорит «нос», а показывает рот. В конце игры отмечаются самые внимательные. Они получаю медальки «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ» (приложение 5).
Упражнение «Необычный домик»
Ведущий. На прошлом занятии вы познакомились с домовыми. А сегодня от них пришло письмо. Прочитаем его, ребята? (Приложение 6.)
На общем листе ватмана каждый рисует необычный дом для домовых. В итоге получается город домовых. (На следующий день каждый ребенок получает от домовых сладкий подарок.)
Игра «Картошка»
Дети передают по кругу «горячую картошку» (небольшой мячик), задача каждого — не уронить мяч. В случае если он падает, игра начинается сначала.
Игра «Ток»
По цепочке передается рукопожатие.
Упражнение «Заселение домовых в дома»
Ведущий. Вчера вы нарисовали целый город домовых, а сегодня мы с вами должны решить, какого домового в какой домик поселить. (Дети расселяют уже знакомых им домовых в дома.)
Но к нам в город пришли еще четыре домовых, и им так понравились ваши дома, что и им захотелось остаться жить здесь. Вот Усталый домовой, какой домик он займет? А это Любопытный, в какой дом мы его поселим? Это Обиженный и домовой Сказочник — какие дома подходят им больше всего? Вот мы и расселили всех наших домовых. Давайте еще раз назовем их по именам, я буду показывать домового, а вы говорите их имена (приложение 7).
Саморасслабление «Отдых на берегу моря»
Проводится под музыку «Звуки природы».
Игра «Разведчики»
В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.
Игра «Море волнуется — раз...» (групповая работа)
Выбирается самая красивая групповая фигура.
Монотипия (тест Роршаха)
На листе бумаги, согнутом пополам, рисуются цветовые пятна и закрываются второй половиной листа. Затем нужно разгладить их поступательными и круговыми движениями. Открыть и рассмотреть со всех сторон, дорисовать до образа. Затем все рисунки выставляются на доску (приложение 8).
Игра «Отгадай, кто мы»
Дети тянут листочки с названиями животных и должны изобразить их, а остальные угадывают, кто это (жираф, собака, поросенок, кот, лиса, волк, медведь, заяц и др.).
Графическая музыка
Под музыку все закрывают глаза, ребенок проводит на бумаге линии, правой рукой — любимым цветом, затем левой рукой — нелюбимым цветом. Нужно найти в этих линиях образы, обвести их карандашами и разукрасить (приложение 9).
Упражнение «Хочу»
Ведущий кончиком карандаша очень медленно рисует в воздухе какую-либо букву. Дети должны угадать букву, а угадав, записать ее на листок, из букв будет получено слово (улыбка, радость, дружба и др.).
Игра «Передай другому»
Дети стоят в кругу и по очереди подмигивают друг другу; щелкают пальцами; хлопают в ладоши. Все эти движения передаются по кругу.
Рисуем зоопарк
Ведущий. Сегодня к нам на занятие пришел домовой по имени Любопытный. А пришел он к вам с большой просьбой: он хочет открыть самый необычный в мире зоопарк и путешествовать с ним по всему миру. А вас он просит нарисовать животных для его зоопарка, но не тех, которые живут на нашей планете, а тех, которые живут на других планетах, необычных, невероятных. Поможем домовому, нарисуем ему зверей? (Приложение 10.)
Игра «Цветные карандаши»
Выходят шесть детей, им раздаются цветные карандаши. Один водящий в течение двадцати секунд смотрит и запоминает, у кого какого цвета карандаши. Затем отворачивается. Ведущий собирает карандаши, а водящий должен раздать карандаши как можно точнее, не ошибившись с цветом.
Релаксация «Волшебный сон»
Проводится под музыку, которая называется «Музыка счастья».
Упражнение «Соберем рюкзак в поход»
Дети по кругу продолжают фразу: «Я положил в рюкзак...», каждый следующий ребенок должен повторить, что положил предыдущий, и добавить свое, последний называет все вещи.
Упражнение «Мусорное ведро»
Детям предлагается выбросить обиду, гнев, страх в мусорное ведро. Для этого на листочках ребята продолжают фразы: «Я обижаюсь...», «Я злюсь на...», «Я боюсь...», сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик.
Упражнение «Волшебный стул»
Ребенку, который садится на «волшебный стул», говорят только добрые и приятные слова.
Игра «Воздушный шарик»
Дети стоят в кругу и легонько толкают шарик друг другу. Их задача: не допустить, чтобы шарик упал на пол.
«Сочиняем сказку»
Ведущий. Сегодня к нам на занятие пришел домовой Сказочник. Он знает много разных волшебных сказок. Но он решил попросить вас сочинить для него новую волшебную сказку. Выполним просьбу Домового?
Итак, по кругу каждый придумывает события, которые будут происходить в сказке.
Групповой рисунок
Детям предлагается нарисовать придуманную сказку, ее героев, дома, предметы, животных, все, что присутствовало в сказке (рисунок вывешивается). (Приложение 11.)
Упражнение «Приветствие по кругу»
Каждый участник по кругу передает фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Привет», «Здравствуйте» и др.
Упражнение «Что изменилось?»
Участники становятся в две шеренги друг напротив друга. Игроки первой команды поворачиваются спиной ко второй. Каждый участник второй команды делает по три изменения в своей одежде. Первая команда поворачивается лицом ко второй. Каждый ищет изменения в одежде стоящего напротив. Затем участники меняются ролями.
Упражнение «Солнышко»
Детям предлагается нарисовать солнышко, а от него три лучика, на каждом лучике написать свои лучшие качества. Затем листок передается по кругу (он подписан), и каждый по желанию добавляет лучики и пишет лучшие качества этого человека.
Игра «Путаница»
Водящий должен распутать «узелок» из ровесников, не разорвав цепи.
Упражнение «Я — взрослый»
Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий дает инструкцию: «Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди вас окружают. Эти люди очень вас любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость или искренность, за честность или за что-нибудь еще».
Желающим предлагается рассказать о себе — «взрослом», каким он станет.
Игра «Маленький принц»
Пришедший в гости домовой Художник, предлагает представить, что у каждого из детей есть своя планета, и просит ее нарисовать (приложение 13).
Обсуждение
Какого размера эта планета?
Кто на ней живет?
Какой характер у ее жителей?
Можно ли добраться до этой планеты?
Упражнение «Ладошка»
Ведущий. Положите свою левую ладошку на лист бумаги, раздвиньте пальцы и обведите ее. На каждом пальце напишите что-нибудь хорошее о себе («я — красивый», «я — добрый», «я — умный» и т.п., рисунки вывешиваются).
Упражнение «Половинка к половинке»
Участники группы садятся в круг, им предлагается улыбнуться друг другу. Затем каждый по очереди говорит половину того слова, которым он хотел поприветствовать группу («при-вет», «здо-рово»). Рядом сидящий произносит вторую половину слова, а затем половинку своего приветствия соседу слева.
Упражнение «Я положил в мешок»
По кругу один ребенок называет, что он положил в мешок (фрукты, овощи, игрушки и т.п.), следующий называет то, что назвал предыдущий, и добавляет свое.
«Закодируй слово»
Ведущий. Сегодня к нам на занятие пришел домовой Художник и предлагает сыграть с ним в увлекательную игру. Перед вами лист бумаги с 10 клетками. Я буду называть по порядку слова, а вы будете делать к каждому рисунок в квадрате, в конце игры нужно вернуться к началу и подписать каждый рисунок тем словом, которое я называла.
Слова: 1) дорога, 2) дом, 3) река, 4) мост, 5) радость, 6) время, 7) солнце, 8) прыгать, 9) ночь, 10) семья.
Упражнение «Закончи слово»
Детям надо по кругу закончить слово, начинающееся со слогов: по, на, за, ми, му, че, до, пры, ну, за, но, мо, ма, ру, ва, ра, па.
Упражнение «Цепочка»
Каждый участник берет лист бумаги, прикрепляет его впереди стоящему на спину и рисует карандашом на нем рисунок (рисунки рассматриваются и отправляются домовому Художнику).
Упражнение «Бывает — не бывает»
Если бывает, надо хлопнуть в ладоши.
поезд летит по небу
кошка хочет есть
человек вьет гнездо
почтальон принес письмо
яблоко соленое
бегемот залез на дерево
шапочка рубиновая
дом пошел гулять
туфли стеклянные
на березе выросли шишки
волк бродит по лесу
волк сидит на дереве
в кастрюле варится чашка
кошка гуляет по крыше
девочка рисует дом
ночью светит солнце
зимой идет снег
рыба поет песни
корова жует траву
мальчик виляет хвостом
хвост бежит за собакой
кошка бежит за мышкой
петух играет на скрипке
ветер качает деревья
писатели пишут книги
строитель строит дом
водитель ведет троллейбус
лодка плавает по небу
собака гуляет по крыше
Упражнение «Тропический ливень»
Подул легкий ветерок (дети потирают ладонь о ладонь),
Закапали первые капли дождя (щелчки пальцами).
Дождь забарабанил еще сильнее (легкие постукивания по груди пальцами рук).
Дождь зашлепал по лужам (удары ладонями по коленям).
Пошел град (топанье ногами).
Затем все производится в обратном порядке и заканчивается словами: «Все стихло». Каждое новое движение передается по кругу, то есть каждый следующий начинает выполнять движение, когда его закончит сосед.
Упражнение «Моя вселенная»
На листе бумаги нарисованы семь кругов, в центре – еще один круг. В семи кругах нужно написать:
мое любимое занятие;
мой любимый цвет;
мой лучший друг;
мое любимое животное;
мое любимое время года;
мой любимый сказочный друг;
моя любимая музыка.
А в центральном круге пишутся имя и фамилия ребенка. Затем дети по желанию зачитывают, что их окружает, дарит радость и является их вселенной.
Упражнение «Рисую спиралью»
Ведущий. Сегодня к нам опять пришел домовой Художник. Он решил устроить выставку ваших работ. Поможем ему? Но рисунки будут нарисованы необычным способом – это главное условие того, чтобы рисунок домовой Художник взял на выставку. Мы с вами будем рисовать спиралеобразными линиями. Вот посмотрите несколько работ домового Художника» (приложение 14).
Методика «Самооценка»
Участникам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я» (анализ самооценки участников занятия).
Игра «Передай мишку»
Участники встают в круг. Руки скрепляют в замок за спиной. Первый участник зажимает между грудью и подбородком игрушку и таким образом передает ее стоящему слева. Если игрушка падает, то все начинается сначала. Если долгое время не удается пройти круг, тех, кто роняет игрушку, выводят из игры, остаются самые ловкие.
Упражнение «Доскажи»
Ведущий. Сегодня к нам на занятие пришел домовой Сказочник. Он решил проверить, насколько хорошо вы знаете сказки. Он выбрал из сказок словосочетания, например «живая вода», «шапка-невидимка», но пока шел к нам, второе слово из каждого словосочетания потерял. Давайте поможем домовому и вспомним окончание каждого выражения.
Скатертьсамобранка
Коверсамолет
Василиса Прекрасная
Иванушкадурачок
Царевналягушка
Крошечкахаврошечка
Иван Царевич.
Бабаяга
Гусилебеди
Волшебная палочка
Хрустальный башмачок
Лягушкапутешественница
Сапогискороходы
3мей Горыныч
Избушка на курьих ножках
Мечкладенец
Сивкабурка
Добрый молодец
Кощей Бессмертный
Чудоюдо рыбакит
Конекгорбунок
Жарптица
Мышканорушка
Мертвая вода
Курочка ряба
Соловейразбойник
Дед Мороз
Игра «Переправа»
Перед участниками раскладывается веревка (река). Их задача: переправиться через нее в роли какого-либо животного, а все остальные должны угадать, кто это.
Упражнение «Ладонь»
Ведущий. Обведите на листе свою левую ладонь. Каждый пальчик превратите в человека и дайте ему имя.
Упражнение «Назови противоположное»
Ведущий. Я буду поочередно каждому из вас называть слово. Вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение. Старайтесь отвечать быстро и правильно.
Начало — конец
Бедный — богатый
Тепло — холодно
Верх — низ
Добрый — злой
Больной — маленький
Мокрый — сухой
Низкий — высокий
Веселый — грустный
Чистый — грязный
Потолок — пол
Медленный — быстрый
Больной — здоровый
Молодой — старый
Жара — холод
Мягкий — твердый
Легкий — тяжелый
Война — мир
Охладить — нагреть
Толстый — тонкий
«Парус настроения»
Ведущий. Сегодня к нам на наше последнее занятие пришли все домовые, которые были у вас в гостях (выставляются рисунки домовых) или тихо наблюдали за нами из своих домиков, любезно нарисованных вами. Они пришли попрощаться и пожелать вам хорошего отдыха и веселых каникул. Они приготовили паруса для нашего корабля, который оправится в страну каникул, страну веселья, отдыха и хорошего настроения! Вот только эти паруса белого цвета, а домовые просят вас закрасить их в те цвета, которые преобладали в вашем настроении в течение всего времени пребывания на нашей площадке.
Ребята разукрашивают паруса корабля (приложение 15), которые разбиты на клеточки по числу участников группы.