Предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.
Планируемые результаты:
Предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Планируемый результат: личностные: положительное отношение к занятиям на кружке..
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)
Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.
Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?
Сдаетесь?
Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений: (слайд 3)
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле - матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково её научное название?
Почва.
Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?
Планируемый результат: регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять границы знаний и незнаний
познавательные:строить речевые высказывания в устной форме, подводить под понятие
коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог,определение общей цели и пути ее достижения
3. Сообщение темы занятия.
- Сегодня нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
Планируемый результат: познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу.
регулятивные: самоконтроль.
личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу.
4. Работа над материалом занятия.
1. - Итак, давайте уточним ключевое понятие урока и ответим на вопрос: что такое почва? (работа со словарём в парах), (слайд 4-5)
Почва – это верхний темный плодородный слой земли.
А что значит «плодородный»?
Что такое плодородие? (слайд 6)
Плодородие – главное свойство почвы.
Разберите это слово по составу.
(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)
Почему же почва плодородна?
Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.
2. - Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?
( В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.)
- Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух.)
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я ... (вода.)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу.
(Глина.)
- Есть ещё один важный компонент почвы – это минеральные соли.(слайд 7)
В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
В почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.
Планируемый результат: познавательные:
анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под правило; установление причинно-следственных связей
личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
5. Физкультминутка.
Ведущий – учитель.(Дети повторяют за ведущим движения)
Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молода!
6.Закрепление полученных знаний.
– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (ответы детей)(слайд 8)
– Только ли человеку нужна почва? (ответы детей) (слайды 9-10)
-Каковы же причины загрязнения почвы? ? (ответы детей) (слайд 11)
-Что нужно делать, чтобы сохранить почву? (ответы детей) (слайд 12)
-Как вы можете объяснить смысл следующих пословиц? (ответы детей) (слайд 13)
- Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Планируемый результат: познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под правило; установление причинно-следственных связей
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях
7.Рефлексия.
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (разгадывание загадок, работа со словарем, практическая работа, объяснение пословиц). Перед каждым ребенком - бабочка. Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего. Объясните, почему.
Учитель. Спасибо за работу. Желаю вам успехов!
Планируемый результат: личностная: формирование реальной самооценки