kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

По родным просторам тундры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие знакомит детей с культурой, бытом и традициями наров Севера

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«По родным просторам тундры»

«По родным просторам тундры»



Форма проведения: познавательно - игровая программа

Дата проведения: 02.11.10

Количество участников: 20 человек

Цель: Пробуждение интереса и любви к родному краю

Задачи:

- знакомство детей с природой родного края

- воспитание бережного отношения к природе

- создавать радостную атмосферу

- воспитывать чувство коллективизма, умение сопереживать

- развивать умение рассуждать, объяснять, понимать.

Методы и приемы: беседа, поисковые вопросы, использование видеоматериала, элементов соревнования, деление на команды, прослушивание записи звуков природы, творческое задание.

Материалы и оборудование: мультимедийный комплекс, магнитофон, кассета со звуками природы (пение птиц, звуки дождя, вой ветра, шелест листьев), иллюстрации со следами животных, фотографии объектов природы (грибов, ягод, рыб) .

Ход мероприятия

Педагог. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому северному краю, где живут коренные жители: ненцы, коми-зыряне, селькупы и где живем мы с вами. Есть такая легенда:

Чтец:

Ямальский край- заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены



Хозяйка тундры: Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край Ямальский всех вас приглашаю

Добро пожаловать, дорогие друзья! Кому как не мне, Хозяйке тундры, хорошо знать землю моих предков, моих народов: ненцы, коми-зыряне и селькупы. Трону одну струну и задумаюсь: что волнует мои народы. Трону другую струну и думаю: возможно, ли спасти природу, ее мудрую гармонию. Трону третью струну – течет полноводная река Обь, рыба над струями плещет. А небо, небо белой ночи, звенит от полета уток, гогота гусей, лепета лебедей. Живая музыка белой ночи, неужели вас не заворожит. Тронешь струну и задумаешься: как обо всем этом вам рассказать. Может сказки помогут. Ведь в них душа народа! Трогаю струну волшебного журавля и решаю: сказка, пой о жизни моего края! Лейся песня!

\звучит мелодия ненецкой песни/

Педагог: И привела нас, ребята, песня на берег реки Пур, притока великой сибирской реки Оби.

Чтец: В тайге поскрипывают ели,

Смола стекает, словно мед.

Вдруг шика, сорванная ветром,

Как птенчик на ладонь порхнет.

Дождь прибежит с далеких сопок,

И зажелтеет зверобой.

А сколько тут звериных тропок-

Побродим по тайге с тобой!

И поглядим, кто в дуплах, норах,

Кто гнезда на вершинах вьет,

Кто в синих прячется озерах

И в речках медленных живет.

Педагог: Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами киски-рожки.

С виду кроток но не верь:

Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Над шапками кустарника дерево плывет.

На чьей же голове оно уютно так растет.

Откроет нам поляна лесного великана. (Лось)

Что за зверь зимой холодный

Ходит в чаще злой, голодный. (Волк)

Чуток, строен и высок, гордо голову несет,

От рогов густая тень. Вот красивый зверь…(Олень)

Юркий маленький зверек

С ветки прыг, на ветку скок. (Белка)

Есть в реке работники - не столяры, не плотники,

А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобр)

Трусоват лесной красавец.

Догадались. Это… (Заяц)

Длинный хвостище, а сама хитрища. (Лиса)

Словно елка, весь в иголках. (Еж)

Ребята, какие еще звери живут в наших лесах. (бурундук, соболь, куница, горностай) Скажите, а чьи это следы.

Хозяйка тундры: Ребята, слышите, какая музыка звучит в лесу. Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Вот послушайте, как поют птицы.

/звучит запись пения птиц./

Чтец: Я, ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю-

Ни ловушками, ни в сети.

Не держу их дома в клетки.

Никогда гнезда не трону.

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Не обидел в жизни я.

Педагог: Ребята, какие птицы ночуют, зарывшись в снег. (Тетерева, куропатки, рябчики) Судя по названию, это птица не боится холода, все время зябнет, но на самом деле все наоборот. (Зяблик) Как называется птица, которая прячет кедровые орешки. (Кедровка) А какие птицы обитают в наших краях? (Глухарь, куропатка, тетерев, гагара, поползень, дятел, филин, кукушка, журавль).

Чтец:

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живем.

Будет день такой, что любо!

Сразу тундра ожила.

И спешат навстречу людям

И заботы и дела.

Пастухи поедут в стадо,

Ладит снасти зверолов,

А рыбацкая бригада

Привезла большой улов.

Педагог: Назовите, пожалуйста, рыб, которые водятся в реках нашего края. (Муксун, нельма, осетр, щёкур, сырок, пыжьян, язь, плотва, налим)

Хозяйка тундры: Что это. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. ( Болото) А какое полезное ископаемое добывают на болоте. (Торф) Торф- хорошее топливо. Издавна люди топили ими печи. А сейчас он горит в топках электростанций, Торф является еще отличным удобрением. Словом, это- ценнейшее сырье, которое дает нам болото. А какие ягоды можно встретить на болоте и в тундре. (Клюква, брусника, морошка, черника, голубика, рябина, шиповник, костяника.)

/Хозяйка тундры показывает детям рисунки разных лесных ягод и предлагает назвать их./

Педагог: Ребята, а вы можете отличить съедобный гриб от ядовитого. А какие основные отличие (Ответы детей). Давайте немного поиграем. Я буду называть грибы, если гриб съедобный – вы хлопаете, а если ядовитый топаете.

Хозяйка тундры: Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Нор звериных птичьего гнезда

Разорять не нужно никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом

К сожалению, людям не всегда удается сохранить природу. Вы знаете, что в нашем краю добывается газ, нефть. Много буровых вышек возвышается над тундрой. И в этих районах совсем нет зверей, вырубаются деревья. Назовите, пожалуйста, месторождения, принадлежащие нашему краю.

Кто не бывал в тундре Ямала,

Я приглашаю вас сюда.

Сейчас она не снежная пустыня-

Полюбите наш край наверняка.

Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит нас неласковая вьюга,

В любой зайдете чум – вас ждут всегда

Гостеприимство и забота друга.

Суров мой Север лишь на первый взгляд:

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

Педагог: Вот мы с вами и совершили путешествие по Ямальскому краю. Надеюсь, вы полюбите землю, на которой живете, еще сильнее.









































  1. Тема занятия: Изучение культуры, быта, традиций народов Севера. Орнамент и его значение

Ход мероприятия

Педагог. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому северному краю Какие малочисленные народности коренных жителей живут на нашей ямальской земле? (Ханты, ненцы, селькупы) -А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды деятельности коренных народов? (Оленеводство, рыболовство, звероводство.) - Как называется жилище коренных народов севера? (Чум – основное жилище коренных народов севера, населяющих ЯНАО.) - Как называется верхняя одежда для женщин коренного населения? (ягушка) (слайд) - Как называется верхняя одежда для мужчин? (малица) (слайд) - Как называет зимняя обувь из оленьих шкур? ( пимы) (слайд)

Назовите города ЯНАО (Салехард, Ноябрьск, Надым, Новый Уренгой, Губкинский, Муравленко)

Вопрос для всех команд: - Назовите главный город нашего края (Салехард)

Педагог2: - Ребята, а вы знаете какой из городов старше, Салехард или Новый Уренгой? Правильно, значит Новый Уренгой моложе Салехарда?

Чтец:

Ямальский край- заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены

Народы, проживающие на территории Ямала, особенно внимательно и бережно относятся к растениям и животным, изучают их повадки, образ жизни каких зверей вы знаете

Педагог: Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах.. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами киски-рожки.

С виду кроток но не верь:

Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Что за зверь зимой холодный

Ходит в чаще злой, голодный. (Волк)

Чуток, строен и высок, гордо голову несет,

От рогов густая тень. Вот красивый зверь…(Олень)

Юркий маленький зверек

С ветки прыг, на ветку скок. (Белка)

Трусоват лесной красавец.

Догадались. Это… (Заяц)

Длинный хвостище, а сама хитрища. (Лиса)

Словно елка, весь в иголках. (Еж)



(Рысь) (Медведь)

(бурундук, соболь, куница, горностай)

Педагог: Ребята, какие птицы ночуют, зарывшись в снег. (Тетерева, куропатки, рябчики) Судя по названию, это птица не боится холода, все время зябнет, но на самом деле все наоборот. (Зяблик) Как называется птица, которая прячет кедровые орешки. (Кедровка) А какие птицы обитают в наших краях? (Глухарь, куропатка, тетерев, гагара, поползень, дятел, филин, кукушка, журавль

Педагог: Назовите, пожалуйста, рыб, которые водятся в реках нашего края. (Муксун, нельма, осетр, щёкур, сырок, пыжьян, язь, плотва, налим)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
По родным просторам тундры

Автор: Верна Наталия Ивановна

Дата: 20.02.2022

Номер свидетельства: 600724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Итоговая проверочная работа  «По родным просторам» 4 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "itoghovaia-provierochnaia-rabota-po-rodnym-prostoram-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1430086074"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Сценарий спортивно-познавательного досуга  для детей 6-7 лет  «ЯМАЛ - мой край родной!»"
    ["seo_title"] => string(77) "stsienariisportivnopoznavatielnoghodosughadliadietiei67lietiamalmoikrairodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "260746"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448993766"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по ок.миру на тему "Природная зона - тундра". "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-ok-miru-na-tiemu-prirodnaia-zona-tundra"
    ["file_id"] => string(6) "109968"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405330693"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Классный час "Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир, труд!" "
    ["seo_title"] => string(66) "klassnyi-chas-samyie-doroghiie-dlia-nas-slova-mama-rodina-mir-trud"
    ["file_id"] => string(6) "218333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433762850"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Внеклассное мероприятие " День матери" "
    ["seo_title"] => string(43) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dien-matieri-5"
    ["file_id"] => string(6) "198354"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428397292"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства