kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Питание и здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На здоровье влияет очень много фактов.Полезно или вредно? Что мы кушаем?

Просмотр содержимого документа
«"Питание и здоровье"»

Классный час «Питание и здоровье», 8 класс

Лекция-рассуждение для учащихся 6-9 классов на тему «Питание. Мифы и реальность»

Задачи:

1. Показать значение питания для здорового образа жизни.

2. Охарактеризовать различные теории питания.

Ход классного часа

Природа - враг болезни.

Гиппократ

 

Болезни излечивает природа - врач только помогает ей.

Платон

Классный час проводится в виде лекций-рассуждений диетологов.

I. Вводная беседа.

На здоровье влияют многие факторы, причем как положительно, так и отрицательно. К вредным для здоровья факторам относят: курение, алкоголизм, наркоманию, загрязнение окружающей среды, стресс, малоподвижный образ жизни и пр. К положительным или целебным факторам можно отнести: воздух, свет, солнце, температура, вода, движение, покой, массаж, лечебная гимнастика, магнетизм, электричество и рациональное питание.

Ведя образ жизни, согласованный с законами природы, можно предупреждать болезни, препятствовать их возникновению и, только обратившись к такой жизни, ты будешь в состоянии побороть вредные привычки и пороки и компенсировать вредные влияния среды.

Гармоничность взаимосвязей с природой обусловливается также и рациональным питанием. Наша пища связывает нас с природой! Человек - универсальный потребитель, он может есть и пить все, что попадается ему под руку, ногу, попадается на глаза, на язык и т. п. Как же все-таки питаться, чтобы быть здоровым? Сколько по этому поводу написано, сколько предложено теорий и методов питания! А эта извечная проблема: как похудеть?!

«Мы наказываемся нашими плохими привычками, мы вознаграждаемся хорошими». (Поль Вернон.)

Диетология - учение о рациональном питании здорового и больного человека.

Почему так много в последнее время разных диет, направлений питания?

Потому что перед человеком в нынешних условиях стоит сложная задача выбора наиболее оптимального способа сохранения здоровья путем выбора типа и образа питания.

Уменьшилась доля физического труда, произошло уменьшение энергозатрат, снижение калорийности пищевого рациона, уменьшение поступления с пищей белков, жиров и углеводов, уменьшение поступления витаминов и минеральных солей.

Задание. Начертить таблицу и заполнить ее по ходу лекции, делая для себя выводы.

Теория питания

Положительные факторы

Отрицательные факторы

Приемлемо ли это для меня? Почему?

1.

2.

3.

и т. д.

 

 

 

II. Лекционный материал.

Вегетарианство.

Основной принцип: «Я никого не ем». Вегетарианцы могут относиться к старовегетарианцам, которые не только не едят мяса, но также не едят и продукты, произведенные животными; младовегетарианцы позволяют себе употреблять молоко и яйца.

Согласно представлениям вегетарианцев, потребление животных продуктов противоречит строению и функции пищеварительных органов человека, способствует образованию в организме токсичных веществ, отравляющих клетки, засоряющих организм шлаками и вызывающих хронические отравления.

Вегетарианство - философское учение, которое зиждется на своеобразной нравственной и этической основе. У вегетарианцев в крови меньше холестерина, что снижает риск развития атеросклероза. Они в меньшей степени подвержены онкологическим заболеваниям.

К вегетарианской диете люди переходит постепенно, на протяжении 8-10 лет, поначалу исключая из диеты красное мясо, затем белое, потом рыбу, а уже затем молоко и яйца.

У старовегетарианцев возможен дефицит незаменимых факторов питания (белков, ненасыщенных жирных кислот, некоторых витаминов), а, следовательно, возможен дисбактериоз, гиповитаминоз и белковая недостаточность. С годами может развиваться дефицит железа, цинка, кальция, витаминов В2, В|2, незаменимых аминокислот.

Полезно или вредно?

Старовегетарианство не подходит для длительного питания. Только на короткий период времени в виде разгрузочных диет. Что касается младовегетарианцев, то опытом их питания можно воспользоваться любому здоровому человеку. С молоком и яйцами они вводят в организм большинство ценных пищевых веществ.

Посты.

За период постов не развиваются белково-витаминные дефициты. В период поста организм «отдыхает» от жирных блюд, копченостей, мяса, соленой рыбы и т. п.

Переход на вегетарианское питание не рекомендуется в период роста организма, при беременности, кормлении грудью.

Концепция питания предков.

Концепцию питания предков проповедуют приверженцы сыроядения и сухоядения. Приверженцы концепций враждуют между собой.

С позиции научной медицины опыт питания сыроедов может быть принят лишь на короткий срок в качестве лечебного питания при колитах, заболеваниях печени и почек, ожирении, гипертонии, подагре и сахарном диабете. Доказано, что термическая обработка пищи повышает усвояемость и безопасность продуктов питания. При этом улучшаются ее вкусовые качества.

Сухоядение, как разновидность концепции питания предков, противоречит всем принципам рационального питания. Главный недостаток - обезвоживание организма.

Для оценки концепции питания предков важно знать, что, по мнению антропологов, доисторический человек не был исключительно мясоедом или вегетарианцем. Он питался смешанной пищей и был всеяден.

Концепции питания предков в наше время - это своеобразные теории в питании, требующие осторожного к себе отношения.

Концепция раздельного питания Герберта Шелтона.

Данная концепция основана на совместимости или несовместимости пищевых продуктов.

Согласно ей нельзя одновременно есть белковую и крахмалистую пищу. Мясо, рыба, яйца, сыр, молоко, творог несовместимы с хлебом, мучными изделиями и кашами. Объясняется это тем, что белки перевариваются в кислой среде в нижнем отделе желудка, а крахмалы - в верхних его частях под действием фермента слюны и требуют щелочной среды. В кислой среде желудка активность ферментов слюны угнетается, и переваривание крахмала прекращается.

Кислые продукты (помидоры, ягоды, кислые фрукты, уксус, майонез) не следует сочетать с белковой и крахмалистой пищей, поскольку они, по мнению сторонников Г. Шелтона, разрушают пепсин желудка. В результате белковая пища загнивает, а крахмалистая не усваивается.

Сахар и сладкие фрукты сторонники раздельного питания рекомендуют есть отдельно от всего остального. Сахар усваивается в кишечнике, не задерживаясь в желудке. Если фрукты есть на десерт, то они, оставаясь в желудке, вызывают брожение и гниение, что способствует возникновению гастрита.

Анализ этой концепции позволяет без труда определить ее поверхностный характер и незнание авторами физиологии пищеварения. В ней доминируют механистические представления.

Приведем основные доводы против концепции раздельного питания. В природе не существует чистых белков, жиров или углеводов.

Большинство продуктов питания содержат в себе несколько компонентов. Даже в мясе, которое считается важным источником белка, последний составляет менее пятой части. Жира в нем намного больше, чем белка. В злаковых растениях много углеводов, но и немало белка. Поэтому трудно доставить организму с пищей белки или углеводы в чистом виде. В желудок поступают одновременно и белки, и жиры, и углеводы.

Переваривание и всасывание пищи происходит в основном не в желудке, а в кишечнике. Пищеварительные соки содержат набор разных ферментов и готовы к перевариванию многокомпонентной пищи. Одновременное поступление в кровь аминокислот, жирных кислот и глюкозы облегчает организму синтез собственных белков, жиров и углеводов. Конечно, смешанная пища переваривается дольше. Но для организма это более целесообразно, так как всосавшиеся вещества поступают в кровь постепенно. При раздельном питании какой-то пищевой фактор, например глюкоза, поступает в кровь быстро и в большом количестве, что затрудняет его усвоение, способствует перегрузке ферментных систем, ответственных за данный процесс.

Наконец, пища в желудке задерживается, по меньшей мере, на несколько часов. Поэтому никакого значения не имеет, съели ли вы вначале белки, а в конце обеда углеводы, или все было сделано наоборот. В желудке под влиянием перистальтики все содержимое - и пища, и желудочный сок - тщательно смешается, а перевариваться в нем начнут лишь белки. За короткое время в кислой среде желудка не произойдет никакого гниения углеводов. В такой среде не может разрушиться и пепсин. Наоборот, пепсин лучше «работает» именно в кислой среде, а при щелочной реакции его активность резко снижается. Хорошо известно, насколько труднее переваривается белковая пища в желудке у людей с пониженной кислотностью желудочного сока.

Однако есть в системе раздельного питания и рациональное зерно.

Правда, это общеизвестные рекомендации, а не открытие авторов данной системы. Они пропагандируют умеренность в питании, рекомендуют больше съедать фруктов, молока, овощи совмещать с жирами. Возражений против этих советов быть не может.

Концепция индексов пищевой ценности.

Сущность этой теории заключается в том, что ценность пищевых продуктов или рациона для организма пытаются выразить путем сложения количественных величин, характеризующих химические составные части продукта. Однако всякий раз эти попытки приводят к тому, что качественно неоднозначные компоненты рациона выступают в таком индексе как взаимозаменяемые. Это создает опасность формирования неполноценных рационов, так как во главу угла ставится не сбалансированность питания по основным пищевым веществам, а количество несчитанных индексов.

Согласно принципам очковой диеты все продукты оцениваются только по одному признаку - содержанию в них энергии без учета их химического состава. Каждый продукт наделяется определенным количеством очков. В очковой диете белки, жиры, углеводы и спирт выступают как взаимозаменяемые факторы питания. Число очков, отданное разным продуктам, резко отличается от соотношения калорийности этих продуктов. Подчас выведенные соотношения необъяснимы. Например, 20 г свиного сала заслужили 0 очков, жареный гусь - 0 очков, 20 г -сливочного масла - 1 очко, а 2 груши - 23 очка, 10 г шоколада - 54 очка, стакан кефира - 13 очков.

Авторы теории, кроме подсчета энергетической ценности, выраженной в очках, других характеристик пищевых продуктов не признают, считая эти качества второстепенными. Согласно очковой диете, человеку ежедневно необходимо в среднем энергии на 70 очков, что соответствует 2100 ккал (1 очко = 30 ккал). Однако если принять во внимание, что 20 г свиного сала очков не получают, то согласиться с подобным переводом очков в калории невозможно.

В любую теорию должен быть заложен здравый смысл и разум, чего явно не хватает концепции индексов пищевой ценности. Умозрительное заключение, что человеку необходимы только калории, противоречит общепринятым законам рационального питания. Длительное соблюдение очковой диеты неизбежно сопровождается неадекватным питанием и ведет к нарушениям обмена веществ в организме.

Отсутствие сбалансированного питания, игнорирование количества и качества потребляемых белков, жиров и углеводов приводит к появлению болезней нарушенного обмена веществ. Из-за высокой очковой ценности человеку, в соответствии с данной концепцией, приходится ограничивать себя в овощах, фруктах, черном хлебе. Но с позиции научной диетологии именно эти продукты питания должны играть существенную роль в суточном рационе. Произвольное и неверное определение пищевой ценности продуктов является антинаучным и вредным для организма.

Диеты и здоровье.

В последние годы особенно среди молодежи популярными становятся различные редуцированные диеты. Нередко эти рационы питания по-настоящему аскетичны. Ни одна из известных диет, призванных сделать нас стройными, ничего общего со здоровым образом жизни не имеет. В обращении с такими рационами всегда следует придерживаться правила разумной осторожности.

Основная цель, которую преследуют сторонники редуцированных диет, - это быстрая потеря массы тела. Все хотят стать стройными, красивыми, притом, как правило, очень быстро. Но осуществить это желание и остаться здоровым под силу не каждому.

Почти все диеты позволяют добиться снижения массы тела. Но беда в том, что оставаться на подобной диете в течение многих лет практически невозможно. Человек возвращается к обычному питанию и быстро восстанавливает исходную массу тела. Потом опять диета и вновь похудание. Такие «маятниковые» колебания массы тела не способствуют сохранению здоровья. У здорового человека масса тела должна оставаться постоянной и, конечно, нормальной.

Не стоит гнаться и за какой-нибудь общепринятой нормой. Лучше стремиться к массе тела, которую вы в состоянии удержать и при которой хорошо себя чувствуете. Помните: все «чудодейственные» диеты, обещающие резкое снижение массы тела, разрушают кожу и фигуру. Чем «выворачивать наизнанку» отработанные механизмы жизнедеятельности организма с помощью противоречащих психологии человека диет, лучше периодически поститься и вести активный образ жизни.

Автор: М. В. Лысогорская, канд. психол. наук




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Питание и здоровье"

Автор: Кудинова Елена Ваильевна

Дата: 26.08.2019

Номер свидетельства: 518390

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект НОД по валеологии для детей старшего дошкольного возраста "Здоровое питание – здоровый ребенок"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_nod_po_valieologhii_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_zd"
    ["file_id"] => string(6) "406818"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491376920"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Родительское собрание по теме "Здоровое питание - здоровые дети" "
    ["seo_title"] => string(69) "roditiel-skoie-sobraniie-po-tiemie-zdorovoie-pitaniie-zdorovyie-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "222786"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436802087"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Сценарий "Правильное питание - здоровое питание" "
    ["seo_title"] => string(50) "stsienarii-pravil-noie-pitaniie-zdorovoie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108834"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403872483"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Разработка классного часа на тему; "Здоровое питание""
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-klassnogho-chasa-na-tiemu-zdorovoie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "266785"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450251794"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Школьное меню и его соответствие принципам рационального питания "
    ["seo_title"] => string(76) "shkol-noie-mieniu-i-iegho-sootvietstviie-printsipam-ratsional-nogho-pitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "175969"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424346136"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства