В статье пойдёт разговор о самом первом проекте, как построить свою работу с детьми и родителями так, что проект стал интересным, познавательным, полезным и важным элементом учебной деятельности, начиная с 1 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проектная деятельность – это не новшество, но это в данной реалии требование Государственного Стандарта. Проектная деятельность – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой учащиеся развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
В системе Эльконина-Давыдова, в которой я работаю, проекты уроков были всегда. Но как к этому подвести ребят и их родителей? С чего начать, эту достаточно трудную работу? Как оформить? Как оценить? Были проблемы.
Честно говоря, когда только начали работать по ФГОС, 1 класс мы не трогали, потому что сами не могли определиться, как быть с этой проектной деятельностью. Целый год составляли программы, строили планы, пробовали элементы проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности. И со 2 класса решись! Проводили родительские собрания, на методических объединениях решали вопросы, разбирали что получается, а где возникают трудности, и как это всё преодолеть. Пропускали всё через себя.
Вот пройдя 4 года, и создавая разные учебные, творческие проекты, монопроекты и долговременные, я пришла к выводу, что нельзя рубить сплеча и сказать: «Вот сегодня мы создаём проект!»
Сегодня я расскажу, как я построила свою работу с детьми и родителями так, что проект стал интересным, познавательным, полезным и важным элементом учебной деятельности, начиная с 1 класса.
Моя первая встреча с родителями началась с вопроса: «Валентина Михайловна, а что у нас, правда будут проекты и даже ребята будут их защищать?» Был ужас в глазах родителей, а особенно тех, чьи старшие дети через это прошли. Я улыбалась и пока оставила этот вопрос без ответа.
Моя работа с первоклассниками – это множество творческих заданий ежедневно. Детям скучать не приходится. И вот 2 сентября я даю детям и их родителям такое задание: «В целях сплочения классного коллектива проводится мероприятие «Давай познакомимся!». Вместе с ребенком выбрать из семейного альбома и принести в класс фото ребенка». Ребята приносили фотографии, и мы знакомились с каждым через фото. Ребенок мог рассказать, когда фото сделано, с кем он, что вокруг. Тем самым ребенок раскрепощался, и в такой беседе мы узнавали много нового. Был оформлен стенд «Давай познакомимся!» А ещё договорились, что если кто-то забудет, кого как зовут, то можно подойти и вспомнить, прочитать имя. И вот первый успех! Я ни разу не слышала, что бы обращения были в никуда или обращения «Эй, девочка, мальчик!»
Когда фото были собраны, дети и родители получили второе творческое задание: «Расскажу о себе». Просьба подготовить с ребёнком рассказ о себе: увлечения, любимые игры, игрушки, книги, достоинства, недостатки. Этот рассказ должен быть написан или напечатан на листе А-4. Ребёнок должен уметь рассказать о себе по тексту». Ребенок перед классом рассказывал о себе, что он хотел и сколько мог. Текст так же был вывешен на стенде.
Затем интересно было узнать, а чем каждый ребенок дополнительно занимается? Я предложила дома подумать над рисунком о своем занятии. И снова мы рассказывали, чем увлекаемся, и что хотели изобразить на рисунке.
В классе обратили внимание на то, что есть Майкл, Азиз, Гордей, Алсу, Аделина, Влада. Что означают эти имена? Есть ли интересная история, связанная с именем? Какие знаменитые люди носят такое же имя? Эти вопросы стали следующим творческим заданием для ребят и их родителей. На динамической паузе, переменах, в группе продленного дня выслушивали всех ребят. Так, например: Алсу после её рассказа многие стали называть Алсушкой, ей так приятнее и её так называют только самые близкие люди. Одну девочку теперь мы зовём Софьей, а другую Соня, и это оказалось принципиально. Обязательно все принесённые листочки с текстом помещаем на стенд, что бы видели и могли по возможности ещё раз прочитать.
Следующий, заключительный этап работы «Имя своими руками». Ребёнок должен попробовать выразить своё имя различными способами, и предоставить фотоотчёт о проделанной работе. Было интересно увидеть, как и с помощью чего дети могли представить своё имя. Здесь я не приводила примеров, что бы не создать шаблонов. Результаты были чудесными! Если ребёнок увлекался конструктором, то и имя выложили из него. «Своё имя» пекли, выжигали, вязали, клеили, лепили, составляли из огурцов, машинок, игрушек.
После проделанной работы провели классный час. С детьми ещё раз проговорили, что мы делали, для чего делали, что получилось. Попробовали сделать вывод.
А затем – родительское собрание. Начинаю собрание с обращения родителей на стенды, которые были украшены работами детей с их поддержкой. И пытаемся, как взрослые ответить на те же вопросы, что и дети на классном часе.
- Для чего мы это делали?
- С помощью чего мы это сделали?
- Что получилось в итоге?
- Какой вывод можно сделать?
И тут я задаю вопрос: «Уважаемые родители, как Вы думаете, что мы с вами создавали?» О, удивление! Никто из родителей не догадался, что это и есть ПРОЕКТ! Спрашиваю, скажите, кому из детей или Вас было сложно выполнять задания? А кому было интересно? Оказывается, что это легко, интересно. Кто-то давно не перелистывал семейный альбом, кто-то научил ребёнка впервые держать прибор для выжигания, которым пользовался в детстве сам. Были признания, что давно так много времени не проводили в совместной работе с детьми. Согласитесь, это дорогого стоит! В конце собрания раздаю родителям листы для оформления папки проекта. Мы с первого проекта учим правильно и оформлять. Почему эти листы раздала родителям? Это по времени начало октября, и не все первоклашки могут правильно и много написать, даже печатными буквами, а оформить проект надо правильно. Рядом с теми вопросами, что были вначале родительского собрания на доске, появляются важные для проекта слова: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, РЕЗУЛЬТАТ, ВЫВОД. На следующий день мы с детьми снимали со стенда те листочки, что стали результатом каждого задания и вставляли в папку, которую начали оформлять родители на собрании. В глазах детей я видела гордость за проделанную работу и главное результат.
Этот проект шёл весь сентябрь, а с середины ноября мы начали новый уже групповой проект «Новый год шагает по планете». И родители, и дети с радостью и огоньком в глазах окунулись в новый проект! Это было очень весело, увлекательно и познавательно.
И если теперь я предлагаю проект, то это множество идей, как от детей, так и от родителей.
И в конце своего выступления, хочу напомнить, что учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Спасибо за внимание и сотрудничество.