Внеурочное мероприятие посвящено актуализации знаний обучающимися правил безопасного поведения на улице, что особенно актуально в канун предстоящих летних каникул, предназначено для обучающихся 5-х классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4. Список используемой литературы ……………………………………. 16
5. Приложения ……………………………………………………………..16
Введение. Актуальность и цели работы.
Современные города уже мало соответствуют естественным возможностям человека и из-за их размеров стало неэффективно передвигаться пешком. Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя. Быть пешеходом – это очень ответственно. Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей. И риски также присутствуют у обеих сторон. Однако пешеходы – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. По сравнению с водителями, они физически не защищены, и дорожно-транспортные происшествия с их участием зачастую становятся трагедией – как правило, пешеход получает тяжелые травмы, в том числе несовместимые с жизнью. И очень часто участниками таких происшествий являются дети.
По данным ГИБДД России, в стране наблюдается устойчивое снижение общего количества ДТП с участием детей-пешеходов, однако еще остается недопустимо высоким. Так, в 2013 году оно составило 19516 случаев.
Поэтому очень важно, чтобы обучаемые - ученики 5 класса - получили объективные представления о правилах безопасного поведения пешеходов на улице. Именно от качества этих знаний зависит дальнейшее формирование их компетентностно-деятельностных функций – умение правильно вести себя на улице, в том числе и на проезжей части в различных ситуациях.
При разработке мероприятия мы учитывали, что созданный учеником образ объекта не всегда соответствует реальности, поскольку полученная с помощью книг и объяснений учителя информация окрашивается его индивидуальным восприятием, настроением, эмоциональным отношением к объекту изучения. Каждый из воспитанников индивидуален, и поэтому образ одного и того же предмета значительно отличается у разных учащихся, как и оценки значимости отдельных его элементов.
Для проведения занятия была выбрана новая форма мультимедиа урок. Это такая форма организации коллективного обучения, в которой основным методом в достижении образовательных, развивающих и воспитывающих целей является визуализация изучаемого материала посредством непрерывного применения обучающего мультимедиа продукта. Этот обучающий мультимедиа продукт представляет собой адаптированную к учебному занятию по целям, содержанию и времени презентацию, содержащей рисунки, фотографии и схемы с пояснительными надписями, фрагменты анимации и видео. Особенности использования этой педагогической технологии позволяют достичь следующих целей:
- сформировать у обучаемых объективные представления об объекте изучения на основе визуального восприятия информации;
- довести учебный материал с высоким уровнем понимания, осмысления и запоминания;
- сделать это эффективно в условиях жесткого лимита учебного времени, отводимого на занятие;
- активизировать познавательную деятельность и активность обучаемых в плане развития логического мышления, умения анализировать информацию и делать адекватные учебным целям занятия выводы.
Таким образом, цели данной методической разработки можно сформулировать следующим образом.
1. Оказать помощь воспитателям в подготовке и при проведении занятий по указанной теме таким образом, чтобы достичь учебных, воспитательных и развивающих целей за счет реализации оптимального сочетания классических методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных технологий.
2. Определить основные направления деятельности воспитателя при подготовке учебных материалов, аудитории и материального обеспечения к занятию.
Организационно-методические указания.
При подготовке к занятию руководителю занятия необходимо решить следующие задачи:
- определить перечень учебной и методической литературы, которую предстоит изучить для усвоения или повторения учебного материала;
- разработать план проведения занятия с распределением учебного времени по его элементам;
- разработать сценарий отработки каждого элемента занятия с учетом его специфики, метода отработки, объема учебной информации и отводимого времени;
- в соответствии с этим разработать и оформить обучающую презентацию;
- проверить возможности, техническое состояние и работоспособность компьютерной техники, мультимедиа проектора, экрана, средств затемнения аудитории и управления презентацией;
- провести личную тренировку в проведении занятия в реальных условиях (проиграть урок).
При определении перечня литературы предпочтение необходимо отдавать современным источникам, указанным в рабочей учебной программе. При этом акцентировать внимание на материал, определяемый содержанием учебных вопросов: на данном занятии – это факторы, влияющие на безопасность пешехода, выработка оптимального алгоритма безопасных действий пешехода в различных ситуациях. В нашем случае была использована следующая литература:
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Л.А. Михайлов. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. – СПб.: Питер, 2008.
Правила дорожного движения 2014. - ЭКСМО, 2014.
При отработке плана проведения занятия педагог, учитывая учебные цели, определяет:
- структуру занятия с распределением учебного времени по его элементам;
- метод организации и проведения контроля знаний и качества подготовки к занятию;
- метод осуществления мониторинга активности работы суворовцев на занятии, состязательности между отделениями;
- объем информации каждого учебного вопроса и наиболее сложные для восприятия суворовцев элементы, требующие качественного иллюстрирования с помощью фотографий, схем, видео или анимации;
- моменты, отработка которых позволяет применить проблемный метод их изучения;
- элементы учебного материала, требующие ссылок на другие дисциплины обучения в плане реализации межпредметных связей;
- элементы учебного материала, соприкасающиеся с военным делом в плане профессиональной ориентации суворовцев;
- содержание учебного материала, который должен быть законспектирован обучаемыми – это определяет текстовую часть слайдов обучающей презентации;
- примеры повседневной жизни воспитанников или личного опыта, которые целесообразно привести в заключительной части занятия.
Разработкасценария обучающей презентации занятия производится на основании составленного плана занятия, определенного на каждый элемент занятия времени и наличия иллюстративного материала. Слайды сопровождения строятся таким образом, чтобы воспринимаемая визуально информация всегда имела воздействие на обучаемых в учебном, воспитательном, эмоциональном плане. Слайды не должны иметь ничего лишнего и второстепенного, соответствовали принципу «Лучше меньше, но лучше». Таким образом, обучающая презентация будет включать в себя:
- заставки (в начале и конце занятия) – с обязательной символикой принадлежности к Вооруженным Силам России, Екатеринбургскому суворовскому военному училищу;
- титул – тема и наименование занятия, учебные цели, стоящие перед суворовцами;
- содержательную часть комбинированного контрольного опроса;
- слайды с наименованиями учебных вопросов;
- логически связанные слайды с иллюстративной информацией, позволяющей обучаемым после ее анализа выстроить алгоритм безопасных действий в различных ситуациях;
- слайд, содержащий задание на самостоятельную подготовку.
Техническое состояние и работоспособность ТСО как правило проводится при личной тренировке в реальных условиях - при проигрыше урока. Руководитель занятия проигрывает урок полностью в пустой аудитории, при этом периодически, останавливая время, оценивает качество слайдов обучающей презентации с различных ракурсов и удаленности в плане качества восприятия. При необходимости он вносит коррективы в размеры шрифтов, цветовое наполнение слайдов, время демонстрации видеоматериалов, уровень звука видео, а также в план расположения обучаемых за столами, освещение аудитории, Уточняется время, отводимое на анализ и обсуждение установленного преподавателем учебного материала суворовцами. Проверяется удобство размещения и функциональность системы оценки работы суворовцев.
Проиграв занятие, преподаватель с учетом сделанных поправок оформляет план проведения занятия и представляет его на утверждение.
Основная часть.
«Пешеход. Безопасность пешехода»
Цели занятия.
Учебные:
- довести до обучаемых, кто является пешеходом, его обязанности и правила безопасного поведения;
- сформировать у обучаемых объективные представления о порядке действий пешехода на проезжей части в различных ситуациях.
Воспитательные:
- воспитывать у обучаемых чувство ответственности за личное здоровье и жизнь, здоровье и жизнь окружающих.
Развивающие:
- развивать самостоятельность и логику мышления, умение анализировать информацию, делать правильные, практически ориентированные выводы.
Метод занятия: иллюстративно-объяснительный
Время: 1 учебный час (45 минут)
Место проведения: учебный класс
Учебно-материальное обеспечение:
- компьютер;
- мультимедиа проектор;
- экран;
- бланки для выполнения тестовых заданий.
Литература, используемая при подготовке к занятию:
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Л.А. Михайлов. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. – СПб.: Питер, 2008.
Правила дорожного движения 2014. - ЭКСМО, 2014.
Вводная часть занятия – 7 минут:
- доклад дежурного о готовности взвода к занятию, приветствие;
- проверка наличия личного состава, готовности к занятию;
- объявление темы, наименования и целей занятия;
- оформление бланков теста и решение тестового задания.
При проведении первых элементов занятия воспитатель пристальное внимание уделяет выполнению подчиненными воинских элементов и положений Строевого Устава ВС РФ. Отработка элементов происходит на фоне заставки, содержащей символику Вооруженных Сил РФ (слайд 1) – это является напоминанием обучаемым о принадлежности к государственной силовой структуре и способствует повышению требовательности к себе и дисциплинированности.
Объявление темы и наименования занятия сопровождается слайдом, на котором последовательно, параллельно озвучиванию, они воспроизводятся (слайд 2). Цели занятия воспроизводятся также графически, ставятся педагогом перед обучаемыми – о чем они должны получить представление, чему должны научиться, что усвоить.
При решении тестового задания вопросы теста с вариантами ответов на него появляются на слайдах последовательно (слайды 6 – 10); на выбор варианта ответа дается 15-20 секунд. Вопросы по своему содержанию должны соответствовать изученному ранее материалу и иметь однозначное толкование. По окончанию работы бланки остаются на столах – они будут собраны по окончании занятия дежурным по классу.
«Пешеход и его безопасность» – 10 минут.
Вступлением к изучаемому материалу служит краткий фрагмент мультфильма, демонстрирующий обучаемым ситуацию на пешеходном переходе. Ученики 5-7 классов очень хорошо воспринимают фрагменты мультипликационных фильмов, в которых знакомые им герои действуют в различных условиях применительно к проблематике занятия. Это актуализирует учебный материал, оживляет обстановку, мотивирует обучаемых к творческой работе. В нашем случае они, обсуждая просмотренный фрагмент, анализируют действия героев мультфильма, определяют причины происшествия, делают правильные выводы, составляют алгоритм возможных безопасных действий.
Важную роль при этом играет система оценки работы обучаемых. У преподавателя на одной из панелей магнитно-маркерной доски имеется выполненный на формате А1 список класса по отделениям, достаточно хорошо читаемый из аудитории. Для оценки работы педагог использует магнитные маркеры двух цветов – красные и желтые. При правильном, точном и лаконичном ответе напротив фамилии отвечающего помещается красный; если ответ не полный или не точный – желтый. Приоритет при выборе отвечающих преподавателем отдается тем, кто быстрее поднимет руку после озвучивания вопроса и сделает это правильно, в соответствии с правилами поведения учащихся на уроке. Необходимо отметить, что количество магнитных маркеров должно быть достаточным, так как система оценки должна работать на протяжении всего занятия.
Такой метод работы позволяет экономить учебное время, визуализировать качество работы обучаемых, способствует созданию атмосферы состязательности среди отделений, помогает педагогу адекватно результатам работы обучаемых подвести итоги и выставить оценки в журнал по окончанию занятия.
После обсуждения видеофрагмента руководитель, используя слайд 13, ставит вопрос перед аудиторией: кто же является пешеходом? Учащиеся высказывают свои версии. После их ответов, используя эффект последовательной анимации, преподаватель показывает лиц, являющихся пешеходами, озвучивает и выводит на экран точную формулировку. После этого на слайде 14 показываются лица, относящиеся к пешеходам. Учащиеся комментируют картинки, то есть описательно дают свои ответы, кто же относится к пешеходам. После их ответов преподавателем озвучиваются и выводятся на слайд точные формулировки, которые воспитанники и записывают в тетрадь.
В завершении отработки первого вопроса преподаватель ставит учащихся перед вопросом: какие опасности могут угрожать пешеходу, когда он находится на проезжей части, и от чего зависит его безопасность? Обсудив ответы, руководитель занятия в качестве вывода выводит на экран слайд 15, озвучивает его, а обучаемые записывают вывод в тетрадь.
Такой метод отработки учебного материала позволяет поддерживать педагогу непрерывный контакт с аудиторией, активизировать познавательную деятельность, способствует развитию логического мышления обучаемых, помогает выделять наиболее подготовленных суворовцев, отличающихся широким кругозором и быстротой мышления, учит обучаемых грамотно и лаконично строить фразы устного ответа.
«Правила безопасного поведения пешехода» – 25 минут.
Отработку вопроса целесообразно начать с определением проблемы перед классом: где же должны передвигаться пешеходы в населенном пункте, если проезжая часть предназначена для движения транспорта?
Ответы обучаемых помогают выбрать верное определение: пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам.Им запрещается движение по проезжей части! Это первое правило безопасного поведения пешеходов демонстрируется руководителем занятия на слайде 16, при этом в качестве дополнительного материала кратко объясняется положение ПДД о пешеходных дорожках.
Объясняя материал, преподаватель должен подвести обучаемых к другой проблеме, которую они же и должны озвучить: а как же быть пешеходу, если надо пересечь проезжую часть? Для решения проблемы преподаватель демонстрирует ученикам короткий видеофрагмент из мультфильма о правилах пересечения проезжей части. После этого проводится краткий анализ действий героев мультфильма, который завершается выводами о правилах действий пешеходов по пересечению проезжей части в различных ситуациях. Преподаватель обобщает ответы учеников, демонстрируя слайд 17: пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин, на зеленый сигнал светофора. На этом же слайде он демонстрирует классу главный признак регулируемого пешеходного перехода - пешеходный светофор.
После того, как воспитанники запишут правило в тетрадь, преподаватель вновь ставит класс перед вопросом: а что еще может обозначать место пешеходного перехода? Безусловно, ученикам знаком дорожный знак «Пешеходный переход». Выслушав и кратко обобщив ответы, руководитель занятия демонстрирует обучаемым фрагмент обучающего мультфильма о пешеходных переходах. После этого, демонстрируя слайд 19, он показывает и озвучивает очередное правило безопасного поведения пешеходов: на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что водители останавливаются, чтобы их пропустить, и переход будет безопасен.
Таким же образом, поддерживая непрерывную связь с обучающимися и используя слайды 21 - 27, руководитель занятия демонстрирует и доводит до учеников положение об островках безопасности, правила движения пешеходов по загородным дорогам и необходимость использования при этом в темное время суток световозвращающих элементов, правила поведения пешеходов при выходе из дома, подъезда, в местах остановки общественного транспорта.
После этого преподаватель объявляет конкурс на саамы краткий и точный вывод из материала второго вопроса. Выслушав 3 – 4 воспитанников, класс отдает предпочтение самому удачному ответу. Преподаватель, обобщая высказывания, озвучивает выводы для записи в тетрадь :
- проезжая часть в населенных пунктах является зоной повышенной опасности для пешехода;
- обеспечить безопасность и исключить ДТП пешеходу возможно только строгим соблюдением правил безопасного поведения на проезжей части.
Заключительная часть занятия – 3 минуты.
В заключительной части руководитель занятия:
- напоминает тему, наименование и цели занятия, отмечает полноту достижения целей, дает оценку активности суворовцев и дисциплине на занятии;
- объявляет оценки обучаемым в зависимости от количества и цвета набранных баллов на доске, отмечает лучших;
- определяет задание на самоподготовку, которое состоит из изучения параграфа учебника и выполнения задания в рабочей тетради (слайд 29);
- на фоне заключительной заставки прощается с классом (дает команду ЗКВ на окончание занятия).
Заключение.
Применение мультимедиа материалов сопровождения занятия подразумевает значительную интенсификацию умственной деятельности обучаемых в восприятии, обработке и усвоении информации. Соответственно, снижается порог утомляемости, и если не принять должных мер, происходит «перегрузка»: внимание обучаемых снижается, усвоение информации замедляется, и через некоторое время обучаемый уже не работает, а только присутствует в аудитории.
Исходя из этого, при использовании обучающей презентации целесообразно после каждого отработанного вопроса «отрывать» обучаемых от экрана и конспекта. Практика показывает, что быстро и хорошо «проветривает» мозг смена направления информации - с приема на отдачу. Этому может способствовать просьба преподавателя сделать краткий и основной вывод из представленной и обработанной информации, вопрос о практической значимости изученного способа действий в той или иной области деятельности, просьба кратко высказать свое отношение к изученному факту и т.п. Затраты учебного времени на такие моменты невелики, но эффект «разгрузки» и снятия напряжения в процессе познавательной деятельности имеет место.
В любом случае педагог не должен терять контакта с классом, постоянно ориентироваться в работе на ее реакцию, ее настроение и работоспособность. Каков бы ни был по уровню качества материал презентации, он всего лишь средство, орудие, которым действует преподаватель на сознание обучаемых. И от того, насколько умело он им пользуется, зависит успешность познавательной деятельности обучаемых и качество образовательного процесса в целом.
В заключение можно отметить, что подготовка к проведению урока, включающая в себя монтаж обучающей презентации, требует значительных затрат времени. Безусловно, здесь имеется прямая зависимость от уровня подготовки педагога, навыков в такой работе, информационного и технического обеспечения. Необходимо помнить, что временные затраты окупятся повышением качества обучения, уровнем освоения учебного материала, более высокими результатами мероприятий итогового контроля.
Вместе с тем, создав сборник дидактических материалов для сопровождения уроков по ОБЖ, преподавателю не стоит останавливаться на достигнутом.
Во-первых, необходимо периодически «проигрывать» занятия, причем не на мониторе ПК, а на большом экране в классе, критически оценивая иллюстрации. Порой с удивлением можно обнаружить, что шрифт или иллюстрация, ясно воспринимаемые на мониторе ПК, с трудом читаются с задних рядов класса и, естественно, требуют переработки.
Во-вторых, нельзя забывать, что процесс совершенствования созданного мультимедиа обучающего продукта бесконечен и принцип «лучшее – враг хорошего» - не для педагога. «Фильтруя» поток информации, который в наше время увеличивается с каждым днем и становится все доступнее, необходимо использовать все новое и полезное для повышения доступности восприятия, понимания и наглядности мультимедиа материалов.
И третий, немаловажный пункт. Педагог должен совершенствоваться сам, не останавливаясь на уже имеющихся навыках создания мультимедиа обучающих продуктов. Технические средства, информационные и коммуникационные технологии порой обгоняют нас, людей, в своем развитии. Знания педагога в этой области, умение грамотно и эффективно использовать современные разработки программного обеспечения будут способствовать не только повышению качества усвоении учебного материала, но и мотивации обучаемых к учебе, росту авторитета педагога, формированию уважительного отношения коллег.
Воспитатель курса В. Учайкин
Список используемой литературы
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Л.А. Михайлов. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. – СПб.: Питер, 2008.
Правила дорожного движения 2014. - ЭКСМО, 2014.
Щипин Ю.К., Телепин А.М. Применение мультимедийного сопровождения - путь повышения эффективности лекций. Информационные модели экономики: / Сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции. - М.: МГАПИ, 2003.
Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2005.
Долинер Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.
В.К. Симанович, М.Ю Порхачев, В.С. Кошкаров.Мультимедийная лекция. Учебное пособие - Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2010. - 54 с.