Данный классный час разработан, с целью обогащения знаний учащихся о государственных символах Адыгеи, воспитания патриотических и гражданских качеств.
Классный час проходил в виде беседы с элементами исследовательской работы. За несколько недель до проведения классного часа учащиеся получили задания исследовательского характера, выучить стихотворения, написать сообщения об исследовании, нарисовать рисунки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Овеянные славой флаг наш и герб»
Республиканский творческий конкурс
Внеклассное мероприятие
Вид работы: классный час
«Овеянные славой флаг наш и герб»
Дзагова Сусанна Алиевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ МО «Кошехабльский район» ЦДО ДД
Тел. 8 918-423-60-84
(Игра – путешествие)
Данный классный час разработан, с целью обогащения знаний учащихся о государственных символах Адыгеи, воспитания патриотических и гражданских качеств.
Классный час проходил в виде беседы с элементами исследовательской работы. За несколько недель до проведения классного часа учащиеся получили задания исследовательского характера, выучить стихотворения, написать сообщения об исследовании, нарисовать рисунки
Участники:
классный руководитель, учащиеся, юные поэты школы.
Цели:
Оказать помощь учащимся в развитии индивидуальных интересов. Познакомить с историей Российской Государственной символики.
Способствовать формированию у детей умения и навыков общения и сотрудничества.
Организовать психологически комфортную ситуацию для самооткрытия и творческого самовыражения учащихся, проявлению их фантазии.
Наметить пути и способы дальнейшего развития классного коллектива, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в нем полезным, значимым и необходимым.
сформировать представление учащихся о традиционных символах государства, познакомить с историей их возникновения; воспитывать чувство гордости, патриотизма, значимости символики для нашего государства и для нашей республики.
способствовать развитию нравственных ценностей детей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).
воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа.
Подготовительная работа:
Дети дома выполняют рисунки на тему: «Овеянные славой флаг наш и герб».
Учащиеся совместно с библиотекарем школы подготавливают сообщения об истории символики РФ и Адыгеи.
Готовится место для выставки рисунков.
Проводится с детьми тщательная словарная работа.
Изготавливаются из бумаги разные гербы, на которых пишутся следующие незаконченные предложения для самопредставления: «Я полагаю, что…», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…», «Я думаю …»
Готовится поэтическая страница.
Повторяется с учащимися гимн РФ и Адыгеи.
Классным руководителем подбирается слайд-шоу об истории символики.
Плакат-эпиграф:
Страна, которая не сберегает свои святыни, не ценит свой государственный герб и флаг, не учит новые поколения понимать, ценить и уважать государственные символы, рискует будущим своего народа.
-Плакаты с изображением Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации и Адыгеи.
-Запись гимна Российской Федерации и Адыгеи.
-Выставка книг по истории символов России.
Оформление, оборудование и инвентарь:
выставка рисунков и аппликаций
DVD проигрыватель и слайд-шоу об истории символики
на классной доске прикрепляются: тема классного часа, словарные слова по теме, схема-опора для участников самопредставления.
Кабинет украшен лентами, шарами, флажками зеленого цвета которые соответствуют цвету родного флага, а также флажки цвета Российского флага.
мультимедийная установка, компьютер, магнитофон, плакат « Овеянные славою флаг наш и герб », плакаты с изображением символики РФ и Адыгеи, карта РФ.
Ход проведения.
Эмоциональный заряд на предстоящую игру – путешествие.
Учитель:
Ребята! Вы, любите историю, исторические рассказы, фильмы? И, конечно же, вы любите путешествовать. Сегодня я предлагаю отправиться в необычное и интересное путешествие. Все, что встретится нам на пути, мы должны запомнить и, вернувшись домой, рассказать обо всем родителям.
Любое путешествие – это не только приключения, но и испытания, а испытания – это всегда трудности, которые необходимо преодолевать самим и помогать друг другу. Разве можно почувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группа, которой нужна твоя помощь?
Нам нужно хорошо понять и почувствовать друг друга. Итак, отправляемся в путь. А вы не забыли взять с собой фантазию, выдумку, хорошее настроение?
Представьте себе, мы с вами оказались в исторической книге «Символы России и Адыгеи», для того, чтобы передвигаться, необходимо перелистывать страницы этой книги.
Учитель:
Везде орел, везде с ним слава.
Везде он гордый , впереди-
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди.
Государственный Герб России
Учитель:
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. Сегодня мы познакомимся с некоторыми Государственными символами и их историей. А что такое символы? (герб, эмблема, гимн, флаг)
Символы государства - это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнаётся во всём мире. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века. Я думаю, нам потребуется не один классный час для того, чтобы глубоко разобраться в этих вопросах, но мы сегодня постараемся охватить самое главное.
Ученик:
Символы России - это бескрайние просторы полей и белые березы наших лесов, Московский кремль с торжественным боем курантов, Знамя победы. Москва - это тоже символ России. Символами моей малой Родины- Адыгеи я считаю ее высокие горы с заснеженными шапками вершин, горные реки с быстрыми водами, яблоневые сады и бескрайние поля с богатым урожаем.
Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце Х1 века, то есть более 900 лет назад. Геральдика зародилась в Европе в Х11 в. причинами ее возникновения были развитие европейского рыцарства, появление нового вооружения, начало крестовых походов, а затем и рыцарских турниров. Рыцарское вооружение, скрывавшее воина за доспехами, требовало опознавательных знаков, помещавшихся на шлеме и щите. Эмблемы указывали на принадлежность к сословию. Первые гербовые изображения были очень простыми.
Учитель:
Герб – это отличительный знак государства, который изображается на флагах, монетах, печатях. Герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном щите, над орлом три короны, две малые и одна большая, в лапах орла – скипетр и держава. На груди гордой птицы находится красном щит, в середине которого - серебряный всадник в синем плаще, на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника- серебряное копье, которым он поражает дракона. Из истории России известно, что серебро-это металл, символизирующий силу, мощь, здоровье. Именно этим металлом украшали купола русских храмов, из серебра выливали Святые кресты. Именно серебро выступало в произведениях русского фольклора как чудо- металл, несущий людям добро и благополучие. Впервые герб появился на печати Ивана III в 1497г., но на нем не было корон, булавы и скипетра. С давних пор орел был символом мудрости, могущества, власти: ведь орла считают царем птиц. Двуглавый орел на гербе русского государства 15в. символизировал освобождение Руси от монголо-татарского ига. Его истоки кроются в незабываемых событиях 1380года – года Куликовской битвы – года победы русского народа над монголо-татарами. Именно тогда сформировалось национальное сознание русского народа как самоотверженного, смелого, решительного, способного отстоять свою свободу, народа, отмеченного особым духом патриотизма. Короны, булава и скипетр появились на гербе в 17веке. Тогда три короны означали единство трех царств Астраханского, Казанского, Сибирского, которые вошли в состав России. Всадник, поражающий дракона, олицетворяет готовность нашего народа дать отпор врагу и защитить Родину.
Герб хорошо передает географическое положение России: одна голова орла обращена на Запад – в Европу, другая смотрит на Восток – в Азию. Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее суверенитет, единение народов европейской и азиатской частей современной России. Современный государственный герб свидетельствует о том , что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.
В декабре 2000 года Государственная Дума приняла законы о государственной символике РФ – гербе, флаге и гимне. Таким образом, в третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами.
- А теперь, скажите, пожалуйста, где мы можем увидеть герб, где он может изображаться?
(Ответы ребят).
-на знамени
- на печатях
-на государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах, вузовском дипломе, правительственных наградах)
- на фасадах зданий руководителей нашего государства
-на пограничных столбах
Итак, первая страница, её мы преодолеем, когда вы сможете создать герб.
Ребятам дается 8 минут для выполнения задания.
Учитель:
Друзья, время на подготовку истекло. Продемонстрируйте, пожалуйста, что вы приготовили. Происходит показ и защита.
Государственный Флаг России
Ученик: Флаг России Белый цвет берёзка, Синий неба цвет. Красная полоска Солнечный рассвет. (В. Степанов) Флаг родной В синем небе над Москвою Реет флаг наш дорогой. В каждой русской деревеньке Ты увидишь флаг родной. Флаг российский наш окрашен В белый, синий, красный цвет. Он трепещет в небе ясном, И его прекрасней нет. Белый символ мира, правды И душевной чистоты. Синий верности и веры, Бескорыстной доброты. Боль народа, кровь погибших Отражает красный цвет. Будем Родину любить мы И хранить её от бед. (С. Зайцева) Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях органов государственной власти. Изображение Государственного флага наносится на российские воздушные суда, космические аппараты, корабли и суда пограничной службы.
Воины всегда шли под флагом, давали присягу, целуя край флага. Флаг ставили на завоеванную землю, на самое высокое здание в городе. Нести флаг доверяли лучшим, это особая честь. Любое мероприятие государственной важности начинается с поднятия государственного флага и под звуки гимна. У победителей соревнований часто наворачиваются слезы на глазах, когда вверх взмывает флаг их родной страны.
Каждый человек знает, что в людом бою - впереди государственный флаг. Наши предки, которые совершали немало трудовых, воинских и иных подвигов во славу Отечества, защищали наш флаг и герб.
-А теперь немного из истории возникновения российского флага:
История российского флага насчитывает более трёх столетий.
В эпоху Петра почти десятилетие на рубеже XVII-XVIII вв. бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России, как на суше, так и на море. Народная молва связывает бело-сине-красный флаг с горизонтальным расположением полос с именем Петра Великого. Он был утвержден в 1700 году царским указом. Флаги сохраняли свое значение и почитались как исторические. Петр I даровал бело-сине-красный флаг сухопутной армии и торговому флоту. Для военных судов в Петровскую эпоху был утвержден Андреевский флаг - голубой косой крест на белом поле. Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания. Андреевский флаг стал флагом военного флота Российской империи. Бело-сине-красные цвета российской символики оставались и при императорах Александре III и Николае II. Белый цвет олицетворяет свободу, синий - Богородицу (покровительница России), красный – державность (смелость, великодушие).
Андреевский флаг стал флагом военного флота Российской империи. 1917 г. окрасил Россию в красный цвет. Флаг СССР представлял собой красное или алое полотнище с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой. Великая Отечественная война – самая разрушительная в истории нашей страны. В конце войны, 30 апреля 1945 г., советский красный флаг поднялся в небе над Берлином – столицей Германии. Чтобы сохранить память о подвиге нашего народа, Красное Знамя Победы хранится в Музее Вооруженных сил в Москве. Каждый год 9 мая оно участвует в праздничном параде на Красной площади. Это знамя – наша гордость и святыня. Поэтому признание его в качестве одного из символов России закономерно.
Современный флаг полностью соответствует эпохе Петра Великого, а статус государственного он приобрел после указа президента РФ.
В период перестройки, в 1991 году России был возвращен ее исторический трехцветный флаг.
А еще у нашего флага есть свой праздник. Ребята, кто знает, когда мы отмечаем День государственного флага РФ? (Ответы ребят).
-Правильно, ребята, 22 августа 1991 года Верховный Совет РФ постановил считать «исторический флаг» официальным флагом России.
-Ребята, как вы считаете, как нужно обращаться с государственным флагом? (Ответы ребят).
-Правильно, долг каждого гражданина– оберегать честь нашего флага. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона (Конституционные законы о гербе, гимне и флаге были подписаны В.Путиным 25 декабря 2000 г.), а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Ребята рассказывают подготовленные сообщения, рассказы об истории символики.
Защита рисунков.
Учитель:
А теперь прикройте глаза ладошками… Сейчас произойдет чудо. Только надо, чтобы мы все этого захотели. Итак, наша классная комната превращается в картинную галерею (классный руководитель раскрывает планшет с рисунками).
Просмотр слайд-шоу об истории символики.
Некоторые ребята подготовили сообщения, которые нам сейчас расскажут, а наши юные художники опишут свои произведения искусства.
Государственный Гимн России
Исполнение гимна РФ под фонограмму.
Учитель:
-Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь, салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго. Как вы думаете, ребята, что эта за песня? (Ответы ребят).
Учитель:
- Совершенно верно, ребята, это - гимн. (Пояснения учителя). Гимн это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн.
Наши предки пели песни, но песни имели очень глубокий смысл, они воспевали князей и их воинов которые защищали русскую землю от врагов, с появлением христианства в Древней Руси стали исполнять хвалебные гимны, прославляя Бога и святых. Гимны отражали историю страны, характер ее жителей. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Слова других рассказывали о любви к своей тихой и уютной стране.
Ученик:
Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но, вместе с тем, достаточно легко воспроизводима и запоминаема.
Учитель:
Гимн считается самым молодым символом РФ. В толковом словаре вы найдете сообщение о том,что гимн (музыка и слова, созданные для воспевания и прославления Родины) – «торжественная песнь». Из истории нам известно, что Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны.
Учитель (ставит фонограмму с музыкой гимна РФ):
Ребята, а вы знаете, что это за музыка?
Учитель:
- Совершенно верно, ребята, это - гимн. (Пояснения учителя). Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. В русском государстве до XYIII века во время царских церемоний и событий исполнялись православные церковные песнопения. Первым официальным гимном России была «Молитва русских», слова Жуковского Василия Андреевича на музыку неизвестного автора. Что интересно, два последних куплета к ней дописал молодой Александр Пушкин. В августе 1833 года император Николай I высказал пожелание, чтобы Россия, подобно западноевропейским государствам, имела свой национальный гимн, и поручил А. Ф. Львову, который слыл хорошим музыкантом, сочинить его мелодию. В 1833 году А. Ф. Львов написал музыку на слова В. А. Жуковского «Боже, Царя храни!»:
Боже, Царя храни.
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя храни».
С 1917 года в России гимны менялись: сначала исполнялась «Русская Марсельеза», затем «Интернационал». В 1944 году, по заданию И. В. Сталина,
композитор А. В. Александров и поэты С. Михалков и Г. А. Эль-Регистан написали гимн «Союз нерушимый».
Учитель:
- Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (следуют ответы учащихся)
-Сегодня гимн России звучит на слова С. Михалкова и музыку А. В. Александрова. Он был принят 25 декабря 2000 года указом президента РФ. Впервые он был исполнен в новогоднюю ночь с 31 декабря 2000 г. на 1 января 2001 г.
Ученик:
Его подписал Президент Российской Федерации В.В. Путин. Текст нового гимна написан С.В. Михалковым. Известно, что он должен звучать в особо торжественных случаях. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. Сердце замирает от гордости за наших героев- победителей спортивных олимпиад, чемпионатов мира по футболу, баскетболу и хигурному катанию, лауреатов международных и государственных премий в области науки и искусства, когда в их честь звучит торжественная мелодия гимна России. Именно с исполнения гимна , мелодия которого гордо несется над всей страной, начинается каждый Новый год.
-Давайте проверим, насколько хорошо Вы знаете гимн нашей
страны. (Каждой группе ребят раздаются построчные слова одного куплета. Надо правильно собрать куплет или припев.) (Следуют ответы учащихся)
-Скажите, пожалуйста, когда официально используется гимн? (Ответы учащихся)
-вступление на должность президента и руководителей органов государственной власти
- при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы
- во время церемоний встреч и проводов глав или официальных представителей иностранных государств
-во время проведения воинских ритуалов
- во время торжественных мероприятий и праздников
Давайте споем гимн нашей страны, но запомните, гимн исполняется и слушается только стоя.
Государственный флаг Республики Адыгея
-Ребята, наша большая Родина – Россия, а как называется наша малая Родина? Да, Адыгея – это частица нашей великой Родины – России.
Учитель
Ребята, мы с вами живем в одной из красивейших республик России. Наша малая родина – Адыгея, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов
Ученик:
Адыгея моя! Край любимый навеки, Где поют даже камни И нивы, и реки. Где цветы на лугах, словно пламя цветут, Где дороги широкие К счастью ведут. (К.Жанэ)
Учитель
Республика Адыгея - это территория мира, согласия, созидания. Она является образцом мира и стабильности на Северном Кавказе, субъектом успешно решающим экономические, социальные и национальные проблемы. Сегодня мы вспомним и закрепим навыки понимания государственной символики Адыгеи, как важного элемента межкультурного общения между представителями разных народов. Государственные символы Адыгеи в образном и лаконичном виде несут идею исторической преемственности основных ценностей, на которые ориентируется республика. Республика Адыгея один из живописных уголков РФ, расположена в центральной части Северо-Западного Кавказа, в бассейнах рек Кубани, Лабы и Белой. Площадь Адыгеи-7790 квадратных километров.
Учитель
Адыги, давшие название республике- древнейшие обитатели Северо-Западного Кавказа. Письменные известия о предках адыгов имеются у древнегреческих писателей, начиная с V-VI вв. до н.э. В те далекие времена на территории Адыгеи проживали меоты- предки адыгов. По письменным источникам, в разные времена предки адыгов носили этнонимы: меоты, зихи, касоги. Путь к провозглашению Республики Адыгея в составе Российской Федерации был трудным и сложным. Адыгский народ преодолел все трудности и создал свое национально-государственное образование, реализовал свое право на национальное самоопределение.
Ученик.
27 июля 1922 года была образована Адыгейская автономная область в составе Краснодарского края. 5 октября 1990 года область стала самостоятельным субъектом РСФСР и провозглашена Адыгейская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.
Верховный Совет Республики Адыгея 24 марта 1992 года постановил ССР Адыгею впредь именовать Республика Адыгея в составе Российской Федерации и утвердил герб, флаг и гимн Адыгеи.
Учитель: -Ребята, как называется столица нашей республики? -Правильно,столица нашей республики-Майкоп Ученик: Будь вечно молод, город наш Майкоп столица славной Адыгеи! Учитель: -Ребята,назовите главу нашей республики? (Тхакушинов Асланчерий Китович) Место рождения человека это его малая Родина. Для многих из нас это Республика Адыгея. Адыгея тоже имеет свои символы.
Государственный Герб Республики Адыгеи
Ученик:
Вот герб адыгов, созданный веками, В нем отразилось всё Простор и ширь полей, И солнца луч восходит над горами, Чтоб обогреть теплом своих детей. Ученик: На герб внимательнее только посмотри. Племён двенадцать звёздочек лучистых Живут в согласии, наперекор судьбе, И смелый Нарт, огонь несущий людям, Летит, как птица, к счастью и мечте. Ученик: Стол с хлебомсолью и колосья хлеба Трудом народа созданы не зря Гостеприимством славятся адыги, Их дом всегда открыт для вас, друзья! Ученик: Звезда сияет ярко символ дружбы, Ведь Адыгея мирная земля. Народов много. Счастливо и дружно Живут на ней мы все одна семья! Гордимся мы землёй адыгской нашей, Прекрасней нет на свете той земли! Так скажет каждый, кто бывал здесь хоть однажды, И это правда, что ни говори!
Учитель:
Герб Республики Адыгея принят Парламентом Республики 24 марта 1994 года . В мировой истории и литературе адыги известны как смелые наездники. «Всю жизнь проводим на коне, песни слагаем на коне, перестук копыт коня – звук нашего сердца» - говорили адыги. Поэтому на Гербе Республики Адыгея центральной фигурой является всадник с факелом в руке. И, не просто всадник, а нарт Саусоруко, который, как известно, добыл огонь и принес его людям, чтобы спасти их от верной смерти. Центральная фигура герба – Саусоруко на своем верном коне Тхожие, символизирует молодую Республику Адыгея, которая преодолев все препятствия и трудности, устремилась в своем развитии вперед и ввысь, неся всем народам, проживающим в республике, мир, свет, добро.
Ученик:
О гостеприимстве, доброте и щедрости адыгов не вспоминает только тот, кто никогда не был в Адыгее. «Есть три качества, которые в этих краях дают человеку право на известность – храбрость, красноречие и гостеприимство» - писал Дж. Лонгворт, проживший год среди адыгов.
На переднем плане герба расположен традиционный адыгский стол Iанэ с хлебом и солью – символ гостеприимства и устойчивости жизненного уклада.
Зеленое поле, высокие горы и море, которые мы видим на Гербе, говорят о красоте, богатстве и щедрости земли, на которой живут адыги. Початки кукурузы, колосья пшеницы и листья дуба показывают плодородие нашей земли, а голова быка символизирует развитие животноводства у адыгов.
От солнца, восходящего над землей, отходят лучи, которые освещают 12 золотых звезд, символизирующих единство 12 разных племен адыгов.
На ленте, обрамляющей Герб Адыгеи, написано с одной стороны на адыгейском языке «Адыгэ Республик», с другой стороны на русском языке «Республика Адыгея». Между этими надписями вверху нарисована пятиконечная звезда, символизирующая дружбу адыгов со всеми народами пяти континентов.
Ученик:
Золотые буквы «РФ» символизируют связь с Российской Федерацией. Указ о гербе республики был подписан Президентом Республики Адыгея А.Джаримовым в 1992 году.
( На экране –флаг республики Адыгея)
Не менее интересна судьба другого символа РА- государственного флага.
Ученик
. Каков же он - флаг Адыгеи? Давайте немного обратимся к истории. Исторические документы содержат много сведений о существовании различных флагов у адыгских племен, которые им дарили русские цари, султаны Турции в знак особого расположения. Но самым дорогим остается знамя 1830 года, именно под этим флагом они отстаивали свою свободу.
В 1830 году шотландец Д. Уркорт подарил общее знамя, которое стало национальным флагом всех адыгов и абазин. Им стало зеленое полотнище с тремя перекрещенными стрелами и двенадцатью звездами полукругом над ними (по числу крупнейших племен).
Учитель:
-Ребята, я думаю, всем интересно будет узнать, как появился флаг адыгов. Популярные сегодня среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из исторической ситуации XIX века. Историк Р. Трахай в своей книге “Черкесы” пишет: “...Петербургская Конвенция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черкесы подчинилась “Великому свободному собранию”. Вся страна была разделена на 12 округов. Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Турцию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобилизацию. Символом черкесского единства служил национальный флаг 1830 года зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами по количеству основных племен и округов Объединенной Черкесии...” А еще мне кажется, ребята, вам будет интересно узнать о том, как было встречено знамя адыгами, тем более имея под рукой воспоминания англичанина Эдмунда Спенсера “Путешествие в Черкесию”, которое вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 году. На первой странице книги есть цветная иллюстрация черкесского знамени. Автор пишет: “...После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолепных, красивых, статных воинов поскакали навстречу и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужественный вождь Херсис Султун-оглу развернул великолепное национальное знамя, которое он получил из Стамбула, разрисованное прекрасными руками черкесской княжны, занимавшее высокое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого национального флага, тысячи мечей взлетели в воздух и единый, несмолкаемый возглас радости исторгся из душ этой огромной массы Людей. Никогда не было такого величайшего выражения энтузиазма, ни столь твердой решимости, выраженной народом защищать их отечество. Их общая опасность пробудила в их душах впервые осознание необходимости объединения, союза, этого первого и столь необходимого элемента нужного им успеха победы: Каждый мужчина перед всей своей страной поклялся никогда не подчиняться русским, не входить с ними ни в какие-либо торговые отношения, не поддерживать никакие отношения с ними ни под каким предлогом. Отношения, которые существовали между вождями и племенами, теперь были прекращены. И те черкесы, которые опустошали территорию друг друга, теперь предстают взявшими друг друга за руки, объединенными теснейшими узами братства, дружбы...”
Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по разному. Одни объясняют исходя из исламской символики зеленый фон и звездочки, другие считают связанной с политической организацией адыгейских племен в первой половине XIX века. 12 адыгских племен и стрелы — их боевое единство. Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под землей. Но в национальном флаге можно увидеть более глубокий символ, для объяснения которого мы обратимся к истории. Знакомство с малоазийскими археологическими материалами эпохи бронзы время Хеттского царства дает возможность предположить, что композиционная и смысловая основа “адыгэ быракъ” /флага/ была возрождена черкесами XIX века из древней адыгско-хаттской символики. Зеленый цвет флага республики Адыгея в современной трактовке - символ жизни, вечности. 12 золотых звезд соответствуют 12 основным племенам адыгского народа, а три перекрещенные стрелы - единство, союз этих племен.
Ученик
Флаг был утверждён 24 марта 1992 года законом Республики Адыгея. Этот флаг стал общепризнанным символом всех адыгов как на Родине, так и за ее пределами. Национальный флаг адыгов является одним из старейших не только в России, но и на территории СНГ, сохранившись на протяжении почти 186 лет в неизменном виде. Старше его только российский триколор.
Ученик
Флаги- символ праздника, они создают соответствующее приподнятое настроение, люди встречая государств, размахивают флажками. И особое единение, и более трепетное отношение к флагу возникает во время спортивных состязаний. Во всех учреждениях, организациях, организациях на официальных церемониях и торжественных мероприятиях, где действует законодательством, предусмотрено поднятие флага, наряду с Государственным флагом Республики Адыгея, поднимать и устанавливать Государственный флаг Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации располагать слева по отношению к фасаду, Государственный флаг Республики Адыгея – справа
Учитель: Герб Республики Адыгея, несущий в себе глубочайший смысл, как нельзя точно отражает особенности и специфику жизни горских народов.
-Знаете ли вы великого адыгейского писателя Исхака Машбаша? А какие его произведения вы можете назвать? А какие читали? А Умара Тхабисимова? А какие нибудь его песни вы слышали? (Ответы). А какую их совместную работу вы можете назвать? (Ответы). Верно, ребята, это гимн Республики Адыгея.Прошу встать под гимн.(звучит запись гимна)
-Садитесь,пожалуйста.А в каких торжественных случаях вам приходилось слушать гимны России и Адыгеи в нашей школе? Правильно, ребята, на торжественных линейках Первого сентября и 25 мая на последнем звонке. При звуках гимна у многих начинает взволнованно биться сердце. А какие чувства вы испытываете, когда звучит гимн? (Ответы).
Государственный Гимн Республики Адыгеи
Гимн Адыгеи– это торжественная песнь о красоте, величии нашей малой Родины. Гимн прославляет могущество и единство нашей республики.
Ученик.
25 марта 1992 года был утвержден государственный гимн Адыгеи. Текст к нему написал народный писатель Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР, Республики Адыгея И.Ш.Машбаш, а музыку - народный артист Адыгеи и России, лауреат Государственной премии Республики Адыгея У.Х. Тхабисимов, уроженец Кошехабльского района, аула Ходзь. В год 450-летия добровольного вхождения Адыгеи в состав Российского государства по-новому зазвучат слова гимна нашей республики:
( На экране – портреты И.Машбаша и У.Тхабисимова. Их сменяют слайды с изображением исторических мест РА в г. Майкопе: площадь Ленина, площадь Дружбы, АГУ, Дом правительства РА. Громко звучит мелодия адыгейского гимна. На сцену выходят учащиеся в русских и адыгейских костюмах с флагами РФ и РА . Под звуки русской мелодии одна группа учащихся исполняет русскую «Кадриль», их сменяет другая группа с исполнением «Лезгинки»
Ученик:
Задорная кадриль и быстрая Лезгинка- это тоже символ дружбы и взаимопонимания двух братских народов. И пусть этот символ будет вечен! А гимн республики Адыгея исполняется только на мирной земле моей малой Родины! Хочется громко –громко криктуть: Мира тебе и благоденствия, голубого неба и яркого солнца на долгие лета, моя родная земля!
После исполнения фрагмента мелодии гимна Адыгеи, ученик выразительно читает отрывок из этого символа:
Славься, живи, Адыгея,
Милая сердцу страна,
Наши народы согрела
Добрым согласьем она.
Гордо с душою свободной Вместе с Россией иди,
Солнце твое над тобою,
Бури невзгод позади.
Работа со схемой-опорой для самопредставления.
Учитель:
Следующую страницу нашей книги вы наверно заметили на доске - это незаконченные предложения: «Я полагаю, что…», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…», «Я думаю …».
Все страны мира имеют свои государственные символы. Отличаются они друг от друга и своим видом, и своим значением. К ним надо относиться с уважением, чтить их. Посягательства на герб и флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, ее населению.
Символы Российской Федерации и Адыгеи подлежат защите как внутри страны, так и за ее пределами, их оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа государства.
И я предлагаю вам закончить эти предложения так, как вы считает нужным для защиты наших государственных символов.
Поэтическая страница.
Учитель:
К нам в гости пришли юные поэты нашей школы, они сочинили и выучили стихи к нашему мероприятию, посвященному символике РФ и Адыгеи.
Давайте их внимательно послушаем.
(Стихи)
Ученик:
Взвейся в небо, флаг России гордый!
В лучезарном небе вознесись!
Триколором – красным, синим, белым,
Гражданин России, ты гордись!
По указу он Петра родился
Триста долгих лет тому назад.
Трижды был сменен, но возродился
Славный стяг. Я этому так рад!
Символ Веры он, Любви, Надежды,
Святость Бога и Земли Любовь.
За него не раз сыны Отчизны
Проливали алую, как лента, кровь.
Триколором, триединством связан,
Братской дружбою народов из славян.
Государственным, народным назван,
Самым лучшим стягом из знамен.
Ученик: Герб России У России величавый На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он России дух свободный. (В. Степанов)
Ученик
Я знаю, Адыгея так мала.
На пёстрой карте, возле гор Кавказских,
Вот вся она под кончиком указки –
Земля, что целым миром мне была:
Лихой джигит, пришпоривший коня,
Объедет всю её к исходу дня,
Но ты приедешь с доброю душой –
Тебе она покажется большой .
Ученик
Вот герб адыгов, созданный веками,
В нем отразилось всё
Простор и ширь полей,
И солнца луч восходит над горами,
Чтоб обогреть теплом своих детей.
Ученик 2
На герб внимательнее только посмотри.
Племён двенадцать звёздочек лучистых
Живут в согласии, наперекор судьбе,
И смелый Нарт, огонь несущий людям,
Летит, как птица, к счастью и мечте.
Ученик 3
Стол с хлебом солью и колосья хлеба
Трудом народа созданы не зря
Гостеприимством славятся адыги,
Их дом всегда открыт для вас, друзья!
Ученик 4
Звезда сияет ярко символ дружбы,
Ведь Адыгея мирная земля.
Народов много. Счастливо и дружно
Живут на ней мы все одна семья!
Гордимся мы землёй адыгской нашей,
Прекрасней нет на свете той земли!
Так скажет каждый, кто бывал здесь хоть однажды,
И это правда, что ни говори
Киримизе Жанэ «Моя Адыгея»
Что тебе дороже- так меня спросили.
Чья земля красивей для тебя на свете?
Нет земли роднее, нет земли красивей
Милой Адыгеи- людям я ответил.
А какие реки для тебя светлее
Вода, утоляет какая жажду?
Милой Адыгеи нет воды вкуснее.
Горных рек прохлада веет над полями.
Где поэт, признайся, девушки красивей,
Где смелей, стройнее и славней джигиты?
На земле адыгской, на земле счастливой-
Солнцем озаренной и росой омытой.
Учитель
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы живете в республике Адыгея , которая имеет богатую и славную историю, чтили ее символы и гордились своей республикой.
Танец дружбы
Ученик: Гимн Лиги Мира Республики Адыгея Светит ли солнце,дует ли ветер Дождь проливной или ветер с грозой. Я неразлучных вижу два друга: Флаг наш Российский и флаг наш родной. Берег левый,берег правый,а меж них река Лаба. Адыгея и Россия вместе будут на века! (Дж.Чуяко)
Возвращение домой.
Учитель:
Дорогие друзья! Вот и заканчивается наше путешествие, и мы закрываем последнюю страничку нашей книги. Ребята рассказали, откуда появились основные эмблемы современной России и Адыгеи, ее Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
Учитель:
Ребята, на этом мероприятии Вы продолжали знакомиться с историей создания государственных символов России и Адыгеи.
Учитель: В заключение мне хотелось бы отметить, что все символы России и Адыгеи воплотили в себе историю и традиции русского и адыгского народов, историю нашего государства и нашей республики. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своей страны, своей республики. Государственные символы достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас. Ученик: Гимн Лиги Мира Республики Адыгея Светит ли солнце,дует ли ветер Дождь проливной или ветер с грозой. Я неразлучных вижу два друга: Флаг наш Российский и флаг наш родной. Берег левый,берег правый,а меж них река Лаба. Адыгея и Россия вместе будут на века! (Дж.Чуяко)
Надеюсь, что у вас сложится уверенность в том, что история, величие и честь государства воплощаются, прежде всего, в его символах. Они вызывают в гражданах уважение и любовь к своей Родине. В завершение хотелось бы услышать ваши размышления над такими вопросами, как «Из чего состоит символика нашей страны и Республики Адыгея?», «Зачем нужна символика?», «Что чувствуете вы, когда слышите гимн России и Адыгеи?» Приведите примеры из художественных произведений, фильмов, жизненных ситуаций, где бы государственный символ - флаг или знамя имел большое патриотическое значение. Выскажите свое мнение по данным эпизодам.
Учитель:
Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, ответьте на такие вопросы:
- Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем классном часе?
- Что расскажете дома об игре – путешествии?
- А что было самым главным? Почему?
- Что вы запомнили важного и интересного для себя?
- Что могло бы пригодиться вам в жизни?
- А за что вы можете поблагодарить своих одноклассников?
Ученики отвечают по желанию на один или несколько вопросов.
(Ответы - размышления учащихся)
Учитель:
Наше мероприятие подошло к концу. Хочется верить, что знания, полученные вами на нем, не пройдут бесследно. До новых встреч, друзья, на страницах истории.
Анализ внеклассного мероприятия на тему:
«Овеянные славою флаг наш и герб»
Необходимой частью развития личности является воспитание любви и уважения к родной стране, ее законам и символам. Уже в старших классах в соответствии с образовательными программами учащиеся знакомятся с государственными символами и их значимостью, историей их возникновения. Поэтому одной из главных задач данного внеклассного мероприятия является воспитание любви к Отечеству, чувства гордости и уважения к его государственным символам. Чтобы занятие проходило организованно и интересно, было содержательным, я использую ИКТ, мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение, поэтические тексты, выступления учащихся.
В ходе подготовки занятия и во время его проведения я активизирую познавательную деятельность учащихся через их непосредственное участие: подготовку материала к составлению сценария, подготовку сообщений, чтение наизусть, исполнение танцев. Кроме того в качестве домашнего задания, полученного заранее, они готовят развернутый ответ на вопросы, что помогает развитию не только устной, но и письменной речи учащихся.
Следует отметить, что данное мероприятие было составлено на основе материала, помещенного в учебнике, а также дополнительной литературы. Апробировалось, с доработкой в соответствии с уровнем развития уровня классного коллектива. На протяжении всего занятия в классе царила атмосфера ответственности, торжественности, гордости за свое Отечество. Заметно расширились представления об истории родной страны, ее государственных символах.
Считаю, что полученные на данном мероприятии знания о государственной символике учащимися найдут дальнейшее развитие на уроках истории, обществознания, литературы и будут способствовать воспитанию у учащихся патриотизма.
Литература
1. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина Россия. М.: Триада фарм, 2002.
2. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. М.: Высшая школа, 1974.
3. Романовский В.К. Символы Российской государственности. М.: Русское слово, 2002.
4. Государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея.
Герб. Флаг. Гимн. Майкоп: Адыг. Издат, 2006. 72 с
5. Закон Республики Адыгея О госу
Список используемой литературы.
1.Атлас. География Адыгеи, Майкоп-2000г.
2.Бузаров А.Ш. География Республики Адыгеи. Майкоп, 2006г.
3. Беджанов М.Б. На пути национального возрождении Майкоп 1999г.
4.Меретукова К.Х. Адыгейский топонимический словарь- Москва, 2005г.
5.Очерки истории Адыгеи Майкоп,2000г.
6.Хутыз К.К. Адыгея в многонациональной семье народов Северного Кавказа Майкоп-1991