kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отношения между педагогом и детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однако, даже самый справедливый учитель не застрахован от конфликтов с учениками. Почему учителя делают так много ошибок? С чем это связано? Может, все списать на особенности личностных качеств педагогов? На самом деле, объяснение нужно искать в объективной сложности процесса восприятия. Одной из характерной особенностью педагогической деятельности заключается в том, что учитель узнает личность  ученика в процессе становления.

Просмотр содержимого документа
«Отношения между педагогом и детьми.»

Отношения между педагогом и детьми.

Спросим у любого родителя, о каком учителе для своего ребенка он мечтает? В перечне качеств, которыми должен обладать идеальный учитель, обязательно присутствует справедливость.

Однако, даже самый справедливый учитель не застрахован от конфликтов с учениками. Почему учителя делают так много ошибок? С чем это связано? Может, все списать на особенности личностных качеств педагогов?. На самом деле, объяснение нужно искать в объективной сложности процесса восприятия. Одной из характерной особенностью педагогической деятельности заключается в том, что учитель узнает личность ученика в процессе становления.

Обучающийся все время меняется, поэтому ,изучая его, учитель сталкивается с противоречиями между предыдущим сложившимся мнением о нем с новыми фактами его поведения.

Другая особенность отношений учителя и ученика. Их общение практически никогда не бывает «чистым», т. е. учитель очень редко общается с учеником один на один. Как правило, их общение происходит на фоне группы ровесников, а это свидетельствует о том, что обучающийся в этой ситуации проявляет себя не только как такого, но и выступает носителем групповых норм, объектом группового влияния. Итак, общение педагога происходит не с данным конкретным учеником, который имеет определенные индивидуальные особенности, а с продуктом такого влияния.

Человек в своей деятельности среди других людей всегда реализовывает два смысла: смысл для себя и смысл для других. Смысл для себя-это непосредственно то, что человек хочет то, что ему нужно, именно ради этого и выполняется эта деятельность. Смысл для других реализуется в виде заботы об обосновании собственного логического поведения в глазах окружающих, в виде последовательности понятных действий.

Иногда между этими двумя смыслами может возникнуть конфликт. Иногда, пробуя реализовать смысл для себя, человек должен совершить на глазах у окружающих действия, которые, как он думает, покажутся ему непонятными, сумасшедшими потому, что для них настоящий смысл, ради которого совершены действия, оказываются неочевидными.

Один из самых сильных факторов, который заставляет людей совершать против смысла для себя-групповые нормы.

Групповые нормы-это общие правила поведения, которых придерживаются члены той или иной группы. Они есть обязательными для всех, кто входит в состав данной группы, а нарушитель бывает сурово наказан нареканиями, угрозами, полного отторжения группой.

Для школьников ориентация на групповые нормы –значимая и самая большая мера коррекции их поведения.

Мать одного из восьмиклассника побывала в такой ситуации. Ее сын и другие мальчишки «доставали молодого учителя: они придурялись, шумели на уроке, раскачивались на стульях». Все это сопровождалось смехом. Учитель старался наладить дисциплину, но ему не удавалось. Тогда она пошла и пожаловалась на мальчиков директору школы, как мать одного из виновников данной ситуации.

Мать, узнав о случившемся, поговорила с сыном дома и поняла, что тот полностью раскаялся в содеянном, что ему жаль этого молодого учителя. Каково же было ее возмущение, когда через несколько дней она увидела, как ее сын с другими мальчишками наблюдал за одним из своих товарищей, который дразнил молодого учителя.

Как же человек мог так быстро измениться? Ведь совсем недавно он был переполнен чувствами вины и сожаления, а сейчас на все замечания и доводы уперто молчит или хвалебно болтает. Мать не может понять одного: тогда она говорила со своим сыном дома, один на один, в домашней, безопасной для него обстановке, а сейчас за ними наблюдают и слушают большое количество людей. В этот момент мать не просто ведет беседу со своим сыном, а и с членом группы мальчиков, для которой подобное отношение к учителю-норма проявления мужества и противостояние взрослому миру. В своем нынешнем поведении мальчик реализует не тот смысл для себя, который полностью искренне проявился в недавней беседе с мамой, а смысл для других-для группы, которая для него есть значимой. В сущности, мама, обвиняя своего сына в предательстве, тоже предала его: так как она открыла глаза мальчикам на противоположную сторону его личности, которую, как раз-таки он очень хотел спрятать от них.

Так вот, мать в данной ситуации повела себя по отношению к сыну так же не честно, как и он по отношению к ней. Только для него мамино предательство, может, даже опаснее ,чем для нее, так как он рискует быть отторгнут группой, осмеян. Своим поведением мать поставила перед сыном еще одну сложную задачу: объяснить после ее ухода своим ровесникам, как же он все-таки относиться к тому, что все «достают» молодого учителя. Один из возможных вариантов объяснения: дома он просто прикидывался, дурачился, чтобы от него «отстали родители». Можно быть уверенным в том, что после такого случая подросток буде менее откровенным с матерью в будущем и родной дом для него станет менее безопасным местом, нежели раньше.

Подобные явления характерны в учительской практике. Как часто преподаватель старается заставить ученика, который провинился, прилюдно извиниться перед кем-нибудь!

Слова прощения в такой момент навряд ли будут искренними ,и воспитательный момент будет негативным. Если же мы хотим повлиять на ситуацию, главным фигурантом которой выступает той или иной ученик на фоне значимой для него группы, то лучше влиять не на данного конкретного ученика, а на всю группу; и если уже обвинять, то не конкретного школьника, а групповую норму.

С учеником лучше поговорить индивидуально. При этом нужно понимать, что изменить групповую норму наскоком невозможно. Самым эффективным способом для этого - организация значимой для деятельности, на грунте которого возникают другие нормы. В одном и случаев может быть подготовка к предметной неделе и т.д.

Социальной психологии известно еще одно явление – внутренне-групповой фаворитизм. Сущность его заключается в тенденции давать преимущество членам своей группы на противовес тем, кто относиться к другой группе. Это зависит в первую очередь процессов восприятия. Часто мы воспринимаем действия членов другой группы как непонятные, неправильные с точки зрения тех, кто относится к нашей группе.

Может быть, много людей оказываются в ситуации, когда между учителем –предметником и классным руководителем возникают споры по поводу оценки за семестр или год одного из учеников. Классный руководитель, не соглашаясь с принципом выставления оценок предметником, просит учителя пересмотреть свое отношение к ученику еще раз опросить его и скорректировать оценку. Часто это происходит и-за того, что классный руководитель идентифицирует себя со своим классом, чувствует свою принадлежность к этому обществу и принимает отношения ученика с другим учителем искривлённо.

А кто не сталкивался с явным сопротивлением класса, который возникает, когда вы начинаете работать вместо другого учителя химии, у которого с учениками были хорошие отношения? Школьники не воспринимают вас. Дело в том, что предыдущего учителя дети воспринимали как представителя «своей» группы, тогда как вы репрезентуете «чужую». И это будет продолжаться до тех пор, пока вы не найдете способ стать «своим». Нужно вести себя так, чтобы в этой группе у вас нашлось свое место.

Сложность отношений учителей и учеников объясняется еще и тем, что они по-разному воспринимают одни и те же явления, покуда принадлежат к другим социальным группам. Для учащихся причиной сложностей делового общения с учителями наиболее значимыми оказалось недоверие, чрезмерная суровость, пренебрежение к мнению учащихся. Кроме того, учащиеся обращают внимание и на то, насколько отношение учителей к общей деятельности , какую социальную дистанцию между собой и учениками они считают необходимым соблюдать.

Если между учителями и учениками во время делового общения возникают определенные сложности, то причины учителя первоочередно видят в том, что у детей уровень развития коммуникативных умений низкий, также низким есть и уровень воли, культуры и интеллекта, не развита речь, слабое здоровье; а у них самих(учителей) плохо развиты коммуникативные умения(«не могут заставить», «не могут сказать так, чтобы меня сразу слушали» и т.д.)Ученики группы эту причину поставили на последнюю позицию.

Таким образом, при возникновении сложностей в отношениях между учителями и школьниками первые начинают искать пути изменений и развития детей ,а друзья интересуются прежде всего тем, как педагоги к ним относятся, не обращая внимание на изьяны в своём воспитании и развитии коммуникативных умений.

Итак, чтобы подвести итог о существовании многих факторов, которые преграждают точному восприятию ситуации общения в системе «учитель-ученик», можно обобщить: во-первых, ученика нельзя рассматривать как изолированную индивидуальность, он всегда есть субъектом, который активно взаимодействует с окружением, в котором учитель занимает только и множеств мест, во-вторых, родители и дети по-разному воспринимают одни и те же проблемы, поступки, конфликты.

Таким образом, в любой ситуации взаимодействия мы не можем гарантировать свою полную объективность в ее оценке и утверждать, что правильно понимаем причины тех или иных поступков ученика, адекватно строя отношения с ним.

Одним из самых эффективных способов построения такого взаимодействия с учениками, при которых можно расчитывать на взаимоуважение и взаимодействие, становится активная деятельность к подаче понятных детям норм и правил, на которые будут базироваться отношения, и неуклонное их выполнение.

Например, одноразово обозначив правила поведения учащихся в кабинете химии, нет смысла позже дифференцировать участников нарушений на правых или виновных, кто у кого списал, в чем причина опозданий на урок и т.д. Во всех случаях уже было совершено нарушение данных норм и правил, позиция учителя ко всем нарушителям должна быть одинакова и вовремя им известна.

Это позволяет обеим сторонам избежать неопределенности в отношениях и возможности манипулировать друг другом. Именно такое построение взаимодействий воспитывает чувства ответственности. При это очевидно, что наиболее понятными и эффективными нормами и правилами будут те, которые отрабатывались с детьми.

Вернемся к рассуждению об идеальном учителе. Совсем не на того учителя нужно равняться, который считает, что точно может определить мотивы того или иного поведения ребенка. Наиболее привлекательным есть педагог, который, ваимодейсвуя с учеником, понимает, что ошибается и, к тому же, имеет право ошибаться и поэтому имеет готовность признать свою ошибку и извиниться перед учеником. Такой учитель не считает для себя унизительным обговорить с учеником как с равноправным партнером в общении возможность своей ошибки и проговорить с ним способы преодоления ее последствий.

Таким образом, мы видим, насколько сложен и неоднозначен процесс восприятия и как тяжело учителю достичь взаимопонимания с учеником. На этом пути педагог постоянно должен искать способы решения задач с неожиданными условиями и множествами изменений. Не в этом ли заключается настоящее творчество, без которого не мыслим профессиональный рост учителя?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Отношения между педагогом и детьми.

Автор: Аметова Лутфие Меметовна

Дата: 06.03.2018

Номер свидетельства: 460867

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Консультация для воспитателей «Формирование дружеских отношений между детьми во время игр» "
    ["seo_title"] => string(105) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-formirovaniie-druzhieskikh-otnoshienii-miezhdu-diet-mi-vo-vriemia-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "207286"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430390358"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Родительское собрание на тему "Как воспитать доброго и вежливого ребенка""
    ["seo_title"] => string(80) "roditiel_skoie_sobraniie_na_tiemu_kak_vospitat_dobrogho_i_viezhlivogho_riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "418366"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1495646999"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Консультация "Создание благоприятной атмосферы в группе""
    ["seo_title"] => string(62) "konsul-tatsiia-sozdaniie-blaghopriiatnoi-atmosfiery-v-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "275010"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452506879"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Консультация для педагогов "Технология развивающего диалога как профилактика жестокого обращения с ребёнком""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_piedaghoghov_tiekhnologhiia_razvivaiushchiegho_dialogha_kak_"
    ["file_id"] => string(6) "412621"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493675411"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) ""Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении". "
    ["seo_title"] => string(71) "sovriemiennyie-formy-raboty-s-roditieliami-v-doshkol-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "212882"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948021"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства