Коммунальное учреждение
«Общеобразовательная школа I – III ступеней № 15
имени М. С. Батраковой
города Енакиево»
Сценарий воспитательного мероприятия
«Путешествие в страну Вежливых слов»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Чернышова Е. Е.
-2015-
Открытое внеклассное мероприятие
«Путешествие в страну Вежливых слов»
Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
• познакомить детей с понятием «вежливость», показать необходимость
употребления в речи «вежливых» слов;
• развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь
учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения
сравнивать, анализировать, делать выводы;
• воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное
отношение к людям.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну
Вежливости», плакаты с вежливыми словами, карточки с заданиями, солнышки,
тучки, памятка «Как ведут себя вежливые люди»
Литературный ряд: стихотворение «Доброта», рассказ «На перемене», стихотво-
рение «Добрые слова», слова о доброте и вежливости.
Игры: «Будь внимателен», «Волшебный цветик-семицветик»
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова».
Ход открытого внеклассного мероприятия
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их
поприветствуем:
Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Мы спешим сказать вам - «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Мы спешим сказать вам - «Радости!»,
Удач, успехов и везенья! -
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
- Садитесь!
- Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частич-
ку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и
улыбнитесь!
II. Вступительное слово.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о чём-то очень важном. А о чём, вы узнаете
после просмотра фильма. 1) Просмотр ролика «Ералаш» («День вежливости») 2) Обсуждение ситуации. - Как вели себя дети в школе? - Какие слова употребляли в своей речи?
III. Сообщение темы и цели
- Вот об этом и будем сегодня говорить. Для того, чтобы стать вежливым, вы должны
как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится
радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. Эти слова живут в необычной
стране. Ёё нет на карте, однако она существует. В этой стране может жить каждый. И
называется эта страна…
Дети:
Страна Вежливых слов.
Слайд 1
- Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливых слов. Мы с вами
посетим:
Слайд 2
1. Море Вежливости.
2. Аллею Приветствий.
3. Улицу Внимательности и Любезности.
4. Парк Важных слов.
5. Дворец Извинений.
6. Остров «Размышляй-ка».
- Итак, все готовы? Отправляемся!
IV. Путешествие в страну Вежливых слов.
1. Учитель:
- Первое море, которое мы должны переплыть – Море Вежливости . Слайд 3
- А как вы думаете, что такое вежливость?
Ответы детей.
-Давайте прочитаем, что такое вежливость?
Слайд 4
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой
общаться.
- Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи?
Дети:
- Вежливым.
- Но всегда ли частое употребление «вежливых» слов, является показателем вежли-
вости человека?
Дети :
- Нет.
- А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене.
На перемене
На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И,
неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна
Васильевна остановила Игоря и спросила:
- Что нужно сказать?
- Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.
- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать
вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?
Дети:
- Нет.
- Почему?
Ответы детей.
- Как нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.)
- А что значит правильно?
Дети:
- Подходящее, в данной ситуации по смыслу.
- Давайте сделаем вывод?
Слайд 5
- Дополните предложение:
Для того,чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять «Вежливые
слова», но и употреблять их … (правильно).
- Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому.
Может кто-то из вас знает как?
- В XVI веке вежливого человека называли «вежа», что означает - всезнающий.
Именно от слова «вежа» произошло наше слово «Вежливость».
- Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому в XVI веке
вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку.
- Ребята, что же надо делать, чтобы быть вежливым?
Дети:
- Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать
старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать малень-
ких детей.
- Ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Море Вежливости.
2. - Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на Аллею
приветствий.
Слайд 6
- Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое
общение?
Дети :
- Со слова «Здравствуйте».
- Правильно, люди начинают знакомиться со слова «здравствуйте». Это самое обыч-
ное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, кото-
рое характеризует человека как вежливого и приветливого.
- А что же значит простое, обыкновенное слово «здравствуйте»?
- У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами
приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
Слайд 7
- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни
«здравствуйте», ни «до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли
выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не
было), сказал им:
- Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым
человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и реши-
ли говорить при встрече друг другу слово«Здравствуйте» – это значит будьте здоровы.
«Здравствуйте»– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор
люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово «здравствуйте» –
это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
- А какие еще волшебные слова вы знаете?
Дети:
- Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности,
очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста.
- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими
«волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может
подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Ученик 1:
Слова «До свиданья!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»
Щедро дарите.
Ученик 2:
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Ученик 3:
Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
3. - А сейчас, ребята, я предлагаю вам пройтись по Аллее Внимательности и
Любезности и немного отдохнуть. Слайд 8.
Физкультминутка.
Игра «Будь внимателен»
- Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я
назову «волшебное слово».
Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки!
Будьте добры , похлопайте в ладоши!
Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны , руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны , садитесь на свои места.
4. Учитель:
- Отправляемся дальше. Мы посетим замечательный Парк Важных слов. Слайд 9
- А какие слова являются важными в нашей жизни, мы сейчас и узнаем, разгадав
несложный кроссворд.
Кроссворд
Какое первое слово вы должны сказать, когда встретили друзей, учителей, при-
шли в школу? (здравствуйте)
Вы шли по школьному коридору и нечаянно толкнули кого-то. Что надо сказать?
(простите)
Кто-то сделал вам доброе дело, его вы хотите отблагодарить, какое слово скажите?
(благодарю)
4) Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово. (пожалуйста)
5) Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину, какое слово вы
скажите? (извините) .
6) А какое слово показывает, что вы благодарны и хорошо воспитаны? (спасибо)
7) Его вы говорите при прощании со своим лучшим другом? (пока)
5. - Ну, а мы двигаемся дальше во Дворец Извинений. Слайд 10.
- Ребята, давайте поиграем в игру“Волшебный цветик-семицветик”.Эта игра поможет
научиться просить прощение. А те, кого обидели, должны научиться прощать.
Ученик берет бумажный цветок и объясняет детям условия игры. Оторвав
лепесток и, делая вид, что бросает его, говорит:
Лети, лети, лепесток Через запад – на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли Быть, по-моему, вели…
– Вели, чтобы Саша сказал доброе слово Юле.
Игра продолжается пока не закончатся лепестки.
Учитель:
- А вы заметили, ребята, как произносятся “волшебные слова”?
Дети.
- Вежливо, с улыбкой.
6. -Как незаметно время ушло в пути.Впереди осталась всего одна остановка Остров
«Размышляй-ка». Слайд 11.
- Перед вами слова, у которых есть начало – это первый столбик, но нет продолжения –
это второй столбик, где окончания слов разбросаны. Ваша задача: правильно соеди-
нить слово.
Добро вость
Отзывчи та
Веж бовь
Лю ливость
Внима ность
Скром катность
Дели танность
Воспи тельность
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на
вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Вежливых слов для вас
всегда открыты.
- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшеб-
никами для окружающих людей, будем дарить им немного радости, счастья и тепла
и мы сами станем от этого счастливее!
V. Итог занятия .
- В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы
сегодня говорили?
Дети :
- О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах.
- А чтобы не забыли то, о чём мы сегодня говорили, я вручаю вам ПАМЯТКУ
«Как ведут себя вежливые люди». Памятку мы повесим в наш классный уголок.
Памятка
Как ведут себя вежливые люди:
Надо вежливо обращаться к другим людям.
Правильно вести себя в чужом доме.
Быть гостеприимным хозяином.
Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не
подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.
Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты
лучше всех и все умеешь делать сам.
От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить
вперед, уступить место.
Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
В ваших отношениях друг к другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем
случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.
Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.
Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
VI. Рефлексия .
- Вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными»
словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или
тучками?
- Прикрепите свои жетончики.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!