Открытое внеклассное занятие "Слава хлебу на столе!"
Открытое внеклассное занятие "Слава хлебу на столе!"
воспитывать у учащихся бережное отношение к главному продукту питания – хлебу, чувство уважения к людям, которые выращивают хлеб, закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания.воспитывать у учащихся бережное отношение к главному продукту питания – хлебу, чувство уважения к людям, которые выращивают хлеб, закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое внеклассное занятие "Слава хлебу на столе!"»
Пестречинская специальная коррекционная
общеобразовательная школа – интернат VIII вида.
Внеклассное открытое занятие в 4- м классе
в рамках районного семинара учителей
начальных классов.
Подготовила воспитатель
I-ой квалификационной
категории: Франко О.С.
2015 год
Слава хлебу на столе!
Цели: воспитывать у учащихся бережное отношение к главному продукту питания – хлебу, чувство уважения к людям, которые выращивают хлеб, закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания.
Оборудование: презентация к занятию,зал украшен колосками вырезанными из бумаги, на доске висит плакат с надписью темы занятия. В центре стоит сноп пшеницы, выставка хлебо – булочных изделий, круглый хлеб с солью на рушнике. Большое блюдо с недоеденными кусками хлеба из нашей столовой. 125 грамм чёрного хлеба. Ширма, костюмы и атрибуты к сценке. Музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Воспитатель: сегодня наше мероприятие посвящено хлебу. Мы узнаем как хлеб попадает на наш стол, почему люди говорят: «Хлеб – всему голова».
( Выходят мальчик с девочкой в русском и татарском костюмах, у одного из них хлеб – соль на рушнике, рассказывают стих).
1. Приветствие.
1) Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
2) Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
2. Слово о хлебе.
Воспитатель: а знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и изобрели его египтяне. Хлеб очень полезный продукт . Недаром его на Руси всегда ставили в центр стола и считали главным блюдом. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб никогда не надоедает. Оказывается потому, что в нём много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Это значит, что половину энергии необходимой для жизни, человек получает от хлеба.
Много песен, стихов, пословиц и поговорок сочинил народ о хлебе.
3. Разбор пословиц.
Давайте разберём некоторые из них. ( пояснять детям смысл пословиц)
Нет хлеба – нет обеда.
Хлебушко - пирогу дедушко.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не в тягость.
4. Как хлеб на стол пришёл.
А знаете ли вы, откуда хлеб к нам на стол приходит? Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
( рассказывают дети по слайдам).
а) Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, быстро подготовить её для посева семян.
б) Через некоторое время в поле выходят трактора. Поле засевают зерном.
в) На поле зёрна подрастают, появляются всходы. Лето всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, колосья закачаются, как золотые волны.
г) Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.
д) После этого зерно везут на элеватор, а оттуда на мельницу, там из него делают муку и везут на хлебозаводы и пекарни.
е) На хлебозаводе специальная машина замешивает тесто. Затем тесто делят на равные куски, раскладывают по формам и пекут ароматный хлеб.
5. Выставка хлебобулочных изделий.
Воспитатель: Обратите внимание на эту выставку хлебобулочных изделий. Смолотив из зерна муку, посмотрите какая аппетитная и разнообразная выпечка получается. Давайте, перечислим, что лежит на столе.( дети называют выпечку ).
( на слайде стенд портретов передовиков производства ).
Воспитатель: в нашем районе тоже трудятся хлеборобы. Посмотрите на этот стенд. На этих фотографиях лучшие труженики района. Они очень много трудились, чтобы мы могли каждый день, есть свежий хлеб. За это они были награждены ценными подарками – автомобилями. ( перечислить по фамилиям ).
8. «Кому сказать спасибо».
Вот он –
Прямо с жара, с пыла,
Пышен, мягок и высок!
А кому сказать спасибо
За блестящий,
За хрустящий,
За поджаристый пирог?
Тем, конечно, кто пахал,
Кто ночей не досыпал.
Кто потом зерно
Посеял,
Кто косил, сушил
И веял.
Кто потом
Мешки грузил,
Кто на мельницу возил.
Кто молол,
И кто испёк.
Всем спасибо
За блестящий,
Всем спасибо
За хрустящий,
За румяный
И духмяный,
За поджаристый пирог!
9. Слово о войне.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы живём в свободном Татарстане. Над нами мирное время. Но давайте вспомним голодные годы наших прадедушек и прабабушек. Протянутые руки нищих и больных. В этом году наша страна отмечает 65 – летие Победы В.О.В.
В то время фашисты окружили ( блокировали) город Ленинград. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. Это почти три года. Ежедневно фашисты бомбили и обстреливали город. Еды в городе почти не осталось. Не было света, газа, тепла, не работали магазины, больницы. В это страшное время жители города получали паёк – 125 грамм хлеба на одного человека. Очень много людей погибало от голода. А людям надо было работать, нужно было жить, защищать свой город от фашистов. 27 января 2010 года прошла акция памяти жертвам блокады. Люди возлагали цветы и свечи к памятникам. В храмах проводили молебны в память погибшим. А вечером каждый житель зажёг свечу на подоконнике.
В небольшом музее г. Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Это суточная порция на одного человека. ( демонстрация 125 гр. хлеба).
Так же в музее хранится дневник девочки Савичевой Тани. Там есть такие строки: Женя умерла 28.12.1941г. в 12 часов дня.
Бабушка умерла 25.01.1942г. в 3 часа дня.
Лена умерла 17.03.1942г. в 5 часов утра.
Дядя Вася умер 13.02.1942г. в 2 часа ночи.
Дядя Леша умер 10.06.1942г. в 4 часа дня.
Мама умерла 13.06.1942г. в 7, 30 утра.
Савичевы умерли. Осталась только Таня.
Что же было дальше с Таней, мы сейчас узнаем.
10. Сценка. «Цена хлебу».
( на сцене табурет покрытый скатертью, на нём горит свеча)
Автор. На кладбище среди могил стояла бледная и худая девочка. Она молча смотрела на могилы и о чём то думала. Её увидели проходившие мимо люди.
Люди. Девочка почему ты стоишь тут одна?
Таня. Я не одна, здесь лежит вся моя семья. А моя мама умерла вчера.
Автор. Людям стало жалко девочку. Один человек достал что то из кармана и дал девочке.
Человек. На, угощайся. Держись и всё будет хорошо.
Таня. Спасибо вам, большое.
Автор. Люди продолжили свой путь, а Таня развернула узелок и увидела маленький кусочек хлеба.
Таня. Если бы у меня вчера был такой кусочек хлеба, моя мама была бы живой. Если бы вчера у меня был хлеб…
Автор. Таня положила хлеб, аккуратно отломила от него кусочек и тихо побрела домой, бережно сжимая в руках кусочек чёрствого хлеба. ( Таня уходит за кулисы).
Потом Таню увезли в посёлок Шатки Горьковской области. Но истощённая голодом девочка умерла. Итак, Савичевы умерли все.
( звучит реквием Моцарта).
11. Стих.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
«Хлеб – всей жизни голова».
Не хотим мы видеть чёрных зёрен,
Выжженных войной.
Пусть сияет нам узорный
Золотистых волн прибой.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Никто не должен оставаться равнодушным к нашей истории, говорящей о людях, которым не хватило «крошечки» хлеба, и они умирали. Мы должны это помнить всегда.
12. Рейд в школьную столовую.
Воспитатель. Ребята, а в наше время бережём ли, ценим ли хлеб?
Я вчера специально попросила поваров нашей столовой собрать все недоеденные нами кусочки хлеба. И вот, что получилось. (демонстрация большого блюда с недоеденными кусками хлеба).
Подсчитано если каждый ученик в нашей школе будет не доедать и выбрасывать вот такой кусочек хлеба ( 30 грамм ), то в день мы будем выкидывать 8 буханок хлеба.
Как жалко и обидно за тех, кто трудится до «седьмого» пота, чтобы этот хлеб попал к нам на стол. А во время войны этим выброшенным хлебом можно было спасти жизнь не одного человека.
Я хочу, чтобы вы прочитали и запомнили эти слова:
Хлеб драгоценность,
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.
Мудрые люди советуют не забывать такие слова:
«При сытости помни голод».
Что мы можем сделать, чтобы проявить бережное отношение к хлебу, не только в школе, но и дома?
Давайте ознакомимся с этими правилами: ( дети в слух читают правила).
1) Бери хлеба столько, сколько съешь.
2) Нельзя играть с хлебом.
3) Остатки хлеба посушите и сделайте сухарики.
4) Обращайтесь с хлебом бережно.
Подведение итога.
1) Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай?
( трактористы, комбайнёры, шофёры, агрономы ).
2) Куда зерно везут после уборки? ( на элеватор – особое хранилище для зерна ).
3) Где зерно превращают в муку? ( на мельнице, мелькомбинате, мельзаводе ).
4) Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? ( замесить тесто ).
5) Какой существует старинный обычай встречать гостей? ( с хлебом – солью ).
6) Как нужно относится к хлебу? ( бережно и аккуратно ).
Хлеб и сейчас остаётся главным богатством страны. А труд земледельца самый важный и почётный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь. Берегите хлеб.