kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое мероприятие по теме: «Стихотворная речь. Рифмы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое мероприятие по теме: «Стихотворная речь. Рифмы»         2 класс. Проектная деятельность.

Учитель: Ирхина Ирина Владимировна

Место работы: г. Курск, ул. Радищева 54, МБОУ «Лицей № 6»

Цель: нацелить на выполнение проектной работы

Задача: сформировать у обучающихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи

Планируемые результаты: учащиеся научатся выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами; работать в парах, группах; участвовать в обсуждении; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  1. Организационный момент

П. Речевая разминка

- Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг!.. Прекрасный цветок гвоздики, как прекрасный огонек, горит в цветнике. Что вы почувствовали? Вам захотелось показать его кому-то? Позовите с нужной интонацией своих друзей.

- Прочитайте об этом стихотворение:

    Погляди-ка, погляди-ка!

    Что за красный огонек?

     Это тонкая гвоздика

     Жаркий празднует денек.

               ( Е.Серова)

- Каким тоном будем читать это стихотворение? (Радостным, восторженным). Верно. Но в каждой строке это чувство выражается по-особому.

- Каким тоном надо прочитать первую строчку? (Приглашая посмотреть цветок и порадоваться ему вместе) Вторую? (Радостно-вопросительным тоном). Третью и четвертую (С восхищением).

 

                               - 2 -

- Какие слова мы выделим голосом при чтении каждой строки? Где сделаем паузы?

- Прочитаем это стихотворение выразительно.

Ш. Введение в тему занятия. Знакомство с особенностями стихотворной речи.

- Прочитайте текст:

   Жаркий летний день. Красные махровые гвоздики, как огоньки, горят среди других цветков.

- Сравните два текста. Что в них общего? (Оба – о гвоздике)

- Правильно. У них общая тема:  описание гвоздики. Эти тексты близки по содержанию.

- Чем отличаются тексты? (Один – стихи, второй – проза)

- Чем же отличается стихотворная речь от прозаической?               ( Созвучием строк).

- Как называется такое созвучие, кто догадался? (Рифмой)

- Какие слова рифмовались в стихотворении? (погляди-ка и гвоздика; огонек – денек)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, какая тема урока, чем будем заниматься?

- Итак, стихи от прозы отличаются рифмой. А еще чем?

(Их можно просчитать, прохлопать, а прозаическую речь нет.)

- Сделайте вывод, что еще есть в стихотворении? (Ритм)

- Какое из описаний гвоздики выразительнее, ярче, в каком более отчетливо выражены чувства, настроение, отношение к цветку? (В стихотворении)

- Чем же еще отличается стихотворная речь от прозаической?

- И, наконец, последнее. В каком из описаний более подробно говорится о летнем дне и о цветке гвоздики? (В прозаическом тексте)

- Чем же еще отличается стихотворный текст от прозаического? (Краткостью, точностью).

- Обобщим сказанное. Перечислите отличительные признаки стихотворной речи.

1У. Работа по учебнику Канакиной 2 класс с. 8-9                                  - Прочитайте название проекта. (Рифма)

 

                        - 3 -

- С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.

- Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова. Но самое главное – надо уметь рифмовать.

- Что такое рифма?

- Для чего нужны рифмы?

- Прочитаем определение в учебнике.

У. РАБОТА В ГРУППАХ

- Выполним упражнение 1.

- Прочитаем стихотворение.

- Как вы поняли значение слова рифмовать?

- В группах поработайте и выпишите рифмующиеся слова из данного упражнения.

- Проверим. Оцените свою деятельность.

- Выполним упражнение 2, 3

- Исследуйте эти скороговорки и попробуйте использовать результаты исследования в упражнении 3.

- Проверим результаты ваших исследований

(К доске выходят по 1 человеку от каждой группы и читают свои варианты рифмовок)

У1. Физкультминутка

     На болоте жабы жили

     И друг с другом так дружили!

     Прыгали они по кочкам,

     Спали вместе темной ночкой.

     А проснувшись поутру,

     Начинали вновь игру:

     Сесть и встать,

     И два прыжка…

     Вместе весело всегда.

                    (Е.Гайтерова)

 

 

                     - 4 -

УП. Продолжение работы по теме урока.

Упражнение 1

Игра «Доскажи словечко»

  1. Слон шагает по дороге,

Вот так хобот!

Вот так ноги!

     Под слоном прогнулся мост.

     У слона огромный … (рост)

  1. До чего красив павлин!

У него порок один:

Вся павлинья красота

Начинается с … (хвоста)

  1. На ромашку у ворот

     Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это?... (стрекоза)

Упражнение 2

Игра «Сочини последнюю строчку и сравни с авторской»

 Раздаются карточки, где отсутствует последняя строчка.

Карточка 1

                Снегирек

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок,

Ветерок, подуй слегка,

(Обсуши нам снегирька)

- Обсудите с группах концовку. Прочитайте начало стихотворения. О чем можно сказать в последней строке?

К какому слову надо подобрать рифму? Закончите стихотворение. Сравните с тем, как закончил автор.

Карточка 2

    Скучный дождь

Надоело, надоело –

Смотришь в небо, солнца ждешь,

А на землю то и дело

(Сыплет скучный серый дождь)

 

                                        - 5 -

 

УШ. Подготовка к выполнению проекта

- Какой проект мы должны сегодня с вами выполнять?

- Прочитайте задания в учебнике 4, 5, 6 страница 9.

- Распределите работу в группах. Определите, кто будет создавать рифмованные строки, кто будет редактором текстов, кто будет выполнять иллюстрации.

- Назначьте срок, к которому будут готовы все работы.

1Х. Подведение итогов

- Выделите ценности сегодняшнего урока. Нужен ли нам такой урок?  Что понравилось? Чему научились? Что узнали нового? Какие сделали открытия?

- Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

Х. Домашнее задание

-  Мы с вами встретимся через 10 дней.

- Подготовьте  презентации составленных словариков и поэтических строк. Проиллюстрируйте свои работы. Индивидуальные работы тоже принимаются.

Х. Рефлексия

- Оцените свою работу в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое мероприятие по теме: «Стихотворная речь. Рифмы» »

Открытое мероприятие по теме: «Стихотворная речь. Рифмы» 2 класс. Проектная деятельность.

Учитель: Ирхина Ирина Владимировна

Место работы: г. Курск, ул. Радищева 54, МБОУ «Лицей № 6»

Цель: нацелить на выполнение проектной работы

Задача: сформировать у обучающихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи

Планируемые результаты: учащиеся научатся выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами; работать в парах, группах; участвовать в обсуждении; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  1. Организационный момент

П. Речевая разминка

- Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг!.. Прекрасный цветок гвоздики, как прекрасный огонек, горит в цветнике. Что вы почувствовали? Вам захотелось показать его кому-то? Позовите с нужной интонацией своих друзей.

- Прочитайте об этом стихотворение:

Погляди-ка, погляди-ка!

Что за красный огонек?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денек.

( Е.Серова)

- Каким тоном будем читать это стихотворение? (Радостным, восторженным). Верно. Но в каждой строке это чувство выражается по-особому.

- Каким тоном надо прочитать первую строчку? (Приглашая посмотреть цветок и порадоваться ему вместе) Вторую? (Радостно-вопросительным тоном). Третью и четвертую (С восхищением).


- 2 -

- Какие слова мы выделим голосом при чтении каждой строки? Где сделаем паузы?

- Прочитаем это стихотворение выразительно.

Ш. Введение в тему занятия. Знакомство с особенностями стихотворной речи.

- Прочитайте текст:

Жаркий летний день. Красные махровые гвоздики, как огоньки, горят среди других цветков.

- Сравните два текста. Что в них общего? (Оба – о гвоздике)

- Правильно. У них общая тема: описание гвоздики. Эти тексты близки по содержанию.

- Чем отличаются тексты? (Один – стихи, второй – проза)

- Чем же отличается стихотворная речь от прозаической? ( Созвучием строк).

- Как называется такое созвучие, кто догадался? (Рифмой)

- Какие слова рифмовались в стихотворении? (погляди-ка и гвоздика; огонек – денек)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, какая тема урока, чем будем заниматься?

- Итак, стихи от прозы отличаются рифмой. А еще чем?

(Их можно просчитать, прохлопать, а прозаическую речь нет.)

- Сделайте вывод, что еще есть в стихотворении? (Ритм)

- Какое из описаний гвоздики выразительнее, ярче, в каком более отчетливо выражены чувства, настроение, отношение к цветку? (В стихотворении)

- Чем же еще отличается стихотворная речь от прозаической?

- И, наконец, последнее. В каком из описаний более подробно говорится о летнем дне и о цветке гвоздики? (В прозаическом тексте)

- Чем же еще отличается стихотворный текст от прозаического? (Краткостью, точностью).

- Обобщим сказанное. Перечислите отличительные признаки стихотворной речи.

1У. Работа по учебнику Канакиной 2 класс с. 8-9 - Прочитайте название проекта. (Рифма)


- 3 -

- С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.

- Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова. Но самое главное – надо уметь рифмовать.

- Что такое рифма?

- Для чего нужны рифмы?

- Прочитаем определение в учебнике.

У. РАБОТА В ГРУППАХ

- Выполним упражнение 1.

- Прочитаем стихотворение.

- Как вы поняли значение слова рифмовать?

- В группах поработайте и выпишите рифмующиеся слова из данного упражнения.

- Проверим. Оцените свою деятельность.

- Выполним упражнение 2, 3

- Исследуйте эти скороговорки и попробуйте использовать результаты исследования в упражнении 3.

- Проверим результаты ваших исследований

(К доске выходят по 1 человеку от каждой группы и читают свои варианты рифмовок)

У1. Физкультминутка

На болоте жабы жили

И друг с другом так дружили!

Прыгали они по кочкам,

Спали вместе темной ночкой.

А проснувшись поутру,

Начинали вновь игру:

Сесть и встать,

И два прыжка…

Вместе весело всегда.

(Е.Гайтерова)



- 4 -

УП. Продолжение работы по теме урока.

Упражнение 1

Игра «Доскажи словечко»

  1. Слон шагает по дороге,

Вот так хобот!

Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный … (рост)

  1. До чего красив павлин!

У него порок один:

Вся павлинья красота

Начинается с … (хвоста)

  1. На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это?... (стрекоза)

Упражнение 2

Игра «Сочини последнюю строчку и сравни с авторской»

Раздаются карточки, где отсутствует последняя строчка.

Карточка 1

Снегирек

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок,

Ветерок, подуй слегка,

(Обсуши нам снегирька)

- Обсудите с группах концовку. Прочитайте начало стихотворения. О чем можно сказать в последней строке?

К какому слову надо подобрать рифму? Закончите стихотворение. Сравните с тем, как закончил автор.

Карточка 2

Скучный дождь

Надоело, надоело –

Смотришь в небо, солнца ждешь,

А на землю то и дело

(Сыплет скучный серый дождь)


- 5 -


УШ. Подготовка к выполнению проекта

- Какой проект мы должны сегодня с вами выполнять?

- Прочитайте задания в учебнике 4, 5, 6 страница 9.

- Распределите работу в группах. Определите, кто будет создавать рифмованные строки, кто будет редактором текстов, кто будет выполнять иллюстрации.

- Назначьте срок, к которому будут готовы все работы.

1Х. Подведение итогов

- Выделите ценности сегодняшнего урока. Нужен ли нам такой урок? Что понравилось? Чему научились? Что узнали нового? Какие сделали открытия?

- Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

Х. Домашнее задание

- Мы с вами встретимся через 10 дней.

- Подготовьте презентации составленных словариков и поэтических строк. Проиллюстрируйте свои работы. Индивидуальные работы тоже принимаются.

Х. Рефлексия

- Оцените свою работу в группах.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытое мероприятие по теме: «Стихотворная речь. Рифмы»

Автор: Ирхина Ирина Владимировна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Игровые задания и упражнения для развития творческого мышления младших школьников"
    ["seo_title"] => string(88) "ighrovyiezadaniiaiuprazhnieniiadliarazvitiiatvorchieskoghomyshlieniiamladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "297145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456149349"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства