Открытое мероприятие по теме: «Стихотворная речь. Рифмы» 2 класс. Проектная деятельность.
Учитель: Ирхина Ирина Владимировна
Место работы: г. Курск, ул. Радищева 54, МБОУ «Лицей № 6»
Цель: нацелить на выполнение проектной работы
Задача: сформировать у обучающихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи
Планируемые результаты: учащиеся научатся выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами; работать в парах, группах; участвовать в обсуждении; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- Организационный момент
П. Речевая разминка
- Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг!.. Прекрасный цветок гвоздики, как прекрасный огонек, горит в цветнике. Что вы почувствовали? Вам захотелось показать его кому-то? Позовите с нужной интонацией своих друзей.
- Прочитайте об этом стихотворение:
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонек?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денек.
( Е.Серова)
- Каким тоном будем читать это стихотворение? (Радостным, восторженным). Верно. Но в каждой строке это чувство выражается по-особому.
- Каким тоном надо прочитать первую строчку? (Приглашая посмотреть цветок и порадоваться ему вместе) Вторую? (Радостно-вопросительным тоном). Третью и четвертую (С восхищением).
- 2 -
- Какие слова мы выделим голосом при чтении каждой строки? Где сделаем паузы?
- Прочитаем это стихотворение выразительно.
Ш. Введение в тему занятия. Знакомство с особенностями стихотворной речи.
- Прочитайте текст:
Жаркий летний день. Красные махровые гвоздики, как огоньки, горят среди других цветков.
- Сравните два текста. Что в них общего? (Оба – о гвоздике)
- Правильно. У них общая тема: описание гвоздики. Эти тексты близки по содержанию.
- Чем отличаются тексты? (Один – стихи, второй – проза)
- Чем же отличается стихотворная речь от прозаической? ( Созвучием строк).
- Как называется такое созвучие, кто догадался? (Рифмой)
- Какие слова рифмовались в стихотворении? (погляди-ка и гвоздика; огонек – денек)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, какая тема урока, чем будем заниматься?
- Итак, стихи от прозы отличаются рифмой. А еще чем?
(Их можно просчитать, прохлопать, а прозаическую речь нет.)
- Сделайте вывод, что еще есть в стихотворении? (Ритм)
- Какое из описаний гвоздики выразительнее, ярче, в каком более отчетливо выражены чувства, настроение, отношение к цветку? (В стихотворении)
- Чем же еще отличается стихотворная речь от прозаической?
- И, наконец, последнее. В каком из описаний более подробно говорится о летнем дне и о цветке гвоздики? (В прозаическом тексте)
- Чем же еще отличается стихотворный текст от прозаического? (Краткостью, точностью).
- Обобщим сказанное. Перечислите отличительные признаки стихотворной речи.
1У. Работа по учебнику Канакиной 2 класс с. 8-9 - Прочитайте название проекта. (Рифма)
- 3 -
- С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.
- Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова. Но самое главное – надо уметь рифмовать.
- Что такое рифма?
- Для чего нужны рифмы?
- Прочитаем определение в учебнике.
У. РАБОТА В ГРУППАХ
- Выполним упражнение 1.
- Прочитаем стихотворение.
- Как вы поняли значение слова рифмовать?
- В группах поработайте и выпишите рифмующиеся слова из данного упражнения.
- Проверим. Оцените свою деятельность.
- Выполним упражнение 2, 3
- Исследуйте эти скороговорки и попробуйте использовать результаты исследования в упражнении 3.
- Проверим результаты ваших исследований
(К доске выходят по 1 человеку от каждой группы и читают свои варианты рифмовок)
У1. Физкультминутка
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе темной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Сесть и встать,
И два прыжка…
Вместе весело всегда.
(Е.Гайтерова)
- 4 -
УП. Продолжение работы по теме урока.
Упражнение 1
Игра «Доскажи словечко»
- Слон шагает по дороге,
Вот так хобот!
Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный … (рост)
- До чего красив павлин!
У него порок один:
Вся павлинья красота
Начинается с … (хвоста)
- На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?... (стрекоза)
Упражнение 2
Игра «Сочини последнюю строчку и сравни с авторской»
Раздаются карточки, где отсутствует последняя строчка.
Карточка 1
Снегирек
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик – он промок,
Ветерок, подуй слегка,
(Обсуши нам снегирька)
- Обсудите с группах концовку. Прочитайте начало стихотворения. О чем можно сказать в последней строке?
К какому слову надо подобрать рифму? Закончите стихотворение. Сравните с тем, как закончил автор.
Карточка 2
Скучный дождь
Надоело, надоело –
Смотришь в небо, солнца ждешь,
А на землю то и дело
(Сыплет скучный серый дождь)
- 5 -
УШ. Подготовка к выполнению проекта
- Какой проект мы должны сегодня с вами выполнять?
- Прочитайте задания в учебнике 4, 5, 6 страница 9.
- Распределите работу в группах. Определите, кто будет создавать рифмованные строки, кто будет редактором текстов, кто будет выполнять иллюстрации.
- Назначьте срок, к которому будут готовы все работы.
1Х. Подведение итогов
- Выделите ценности сегодняшнего урока. Нужен ли нам такой урок? Что понравилось? Чему научились? Что узнали нового? Какие сделали открытия?
- Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
Х. Домашнее задание
- Мы с вами встретимся через 10 дней.
- Подготовьте презентации составленных словариков и поэтических строк. Проиллюстрируйте свои работы. Индивидуальные работы тоже принимаются.
Х. Рефлексия
- Оцените свою работу в группах.