Конкурсная программа
«Осень дарит чудеса! Да ещё какие…»
Юшкова Лариса Александровна
Учитель ИЗО и технологии (1категория)
МКОУ «Травянская средняя общеобразовательная школа»
Цель:.Создание единого представления об осени.Воспитание у детей чувство дружбы, взаимопомощи.
Задачи:
Познакомить детей с признаками осени.
Развивать наблюдательность и фантазию;
Воспитывать любовь к природе, способность любоваться осенней природой;
Воспитывать любовь к России и своей малой Родине;
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентации «Чудо осень!», «Осенние приметы», таблички, лист бумага, палочка и баночка, колокольчик для осенней зарисовки.
Для конкурсов и игр:
Ведро картофеля и три ведёрка;
Фрукты и овощи, порезанные на кусочки (яблоко, груша, банан, виноград, киви,мандарин, персик, морковь, свекла, огурец, помидор, лук);
Платки для завязывания глаз во время конкурса;
Кроссворд «За грибами в лес пойдём» (3 шт), простой карандаш;
Силуэт фигуры человека (3 шт), цветные карандаши, фломастеры, ластик.
Визуальный ряд: Выставка поделок из природного материала, рисунков на осеннюю тематику, осенних блюд.
Музыкальный ряд: Исполнение песен учащимися на осеннюю тематику, музыкальное сопровождение во время конкурсов, запись мелодии П.И. Чайковского “Осенняя песня”.
Предварительная подготовка: Оформление зала осенними листьями, шарами. Беседа с учащимися на тему «Осень» (приметы, пословицы, загадки)
домашнее задание:
поделки из природного материала;
осенний стол (приготовить осеннее блюдо);
рисунки на осеннюю тематику (техника любая);
презентация овоща.
Ход мероприятия
В зал под музыку П.И. Чайковского “Осенняя песня” входят участники праздника и рассаживаются. В зале оформлена выставка «Осень дарит чудеса! Да ещё какие…» - это домашнее задание участников. На экране презентация «Чудо Осень!» сопровождается стихами учащихся.
1 ученик:
Вот художник, как художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим -
Кто художник этот?
Все: Осень!
2 ученик:
Дарит осень чудеса, да еще какие!
Разнаряжены леса в шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой рыжие опята,
И паук – ловкач какой! – Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава всонной чаще ночью
Непонятные слова до утра бормочут.
3 ученик:
Нельзя нам на свете прожить без чудес.
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
И грядки с большим урожаем.
4 ученик:
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Какая красивая эта пора:
Пришла к нам опять чудо-осень.
Звучит песня в исполнении учащихся 5 класса
Ведущий: Добрый день ребята, учителя и гости нашего праздника. Мы рады вас встречать в этом нарядном осеннем зале. И мы начинаем нашу конкурсную программу «Осень дарит чудеса! Да ещё какие…». Раз программа конкурсная разрешите представить мне уважаемое жюри:
Директор школы Парадеева Е.И.
Зам. директора по учебной части Павлова Т.Л.
Зам. директора по воспитательной работе Гречкина Л.И.
Руководитель ДО «Фантазия» Кондратьева С.В.
Руководитель ДО «Хозяюшка» Хуршудян Н.П.
Ведущий:И мы начинаем с РАЗМИНКИ – «Доскажи словечко» .Ребята будут читать загадки, а вы добавляйте отгадки. 6. В овощной коллекции -
Свежие тенденции:
Круглый кружевной фасон
Представляет патиссон!
7. Запах разным может быть,
И, конечно, не сравнить
Запах, например, полыни
С ароматом спелой дыни.
8. Для закуски, для салата,
С чесночком для аромата,
Для засолки, наконец,
Пригодится огурец!
9. Он в борще незаменим,
Кетчуп тоже дружит с ним,
Любим мы всем сердцем
Блюда с красным перцем!
10. Он зелёный, круглый, сладкий,
Им стреляют из рогатки,
Супчик из него не плох,
Знаешь, что это? - горох!
1. Наши овощи на грядке
Иногда играют в прятки.
Кто там выставил бочок? -
Вкусный овощ кабачок!
2. Кто, покинув огород,
Возит сказочный народ?
Да, совсем привыкла
Быть каретой тыква!
3. Кто на свете всех полезней?
Кто спасёт от всех болезней?
Кто обидит нас без рук?
Маленький, коварный - лук!
4. Кто на грядке зеленеет,
И желтеет, и краснеет,
Он похож на светофор,
Это круглый помидор!
5. В мире моды овощной
Каждый блещет красотой.
Фиолетовый кафтан
Надевает баклажан!
11. Розовая хрюшка
Отрастила брюшко,
Ей в анфас и в профиль
Нравится картофель! 14. Мама говорит Августе,
Что нашла её в капусте
Ну, тогда щенка для Кузи
Мы поищем в кукурузе!
15. Наши зайцы не грустят,
Кочерыжками хрустят,
Зайцам из-за хруста
Нравится капуста!
12. Кто тут самый музыкальный?
У кого слух идеальный?
Ноты до-ре-ми-фа-соль
Знает каждая фасоль!
13. Нет румян, ну как же быть?
Их в деревне не купить.
Знает тётя Фёкла,
Ей поможет свёкла!
Ведущий:Для следующего конкурса нам понадобятся по 4 человека от каждого класса. Лучше если это будут те, кто хорошо рисует. Конкурс «МОДЕЛЬЕРЫ».
Перед вами два силуэта человека. Необходимо придумать и нарисовать одежду для Мисс и Мистера Осень.
Участники подходят к столам, где приготовлены фломастеры, карандаши, резинка.
А пока представители команд работают, для остальных участников мы предлагаем игру «СОБЕРИ УРОЖАЙ». От каждого класса приглашаются по одному человеку. Задание: с завязанными глазами собрать как можно больше картошки в своё ведро.
Игра проводится 3 раза. В сопровождении звучит музыка.
5 ученик:.
И на горке и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами, и в ряд
В шапках молодцы стоят.
Все: Грибы
Ведущий:Правильно. Следующий конкурс называется «ЗА ГРИБАМИ В ЛЕС ПОЙДЁМ»
Перед вами листок с кроссвордом о грибах вам его нужно разгадать
Участники разгадывают кроссворд. В сопровождении звучит музыка.
6 ученик:
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять…
Прячьтесь лучше, прячьтесь глубже,
Ну а я иду искать.
- Куда же спрятались овощи? Где их искать? Об этом мы узнаем из рассказов ребят.
Итак, объявляется начало следующего конкурса «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОВОЩА».
Участники показывают домашнее задание.
Ведущий: В осеннее ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт. Как узнать, что на утро от осени ждать? Разве, что все можно узнать по приметам!
7 ученик:
Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни на дорожку упадет.
Это первая примета, что от нас уходит лето.
А вторая — куст малины в нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака, словно их накроет тень,
Станет пасмурной река —
8 ученик:
Третья верная примета: осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди, моросящие дожди
Пеленой затянут просинь — значит наступила ОСЕНЬ.
Ведущий: Следующий конкурс нашей программы «ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ». Смотрим презентацию. Кто из вас больше вспомнит примет осени, которые в народе известны с давних пор? Вопрос отдельно каждому классу по очереди. Если знаете ответ, поднимайте руку.
Слайд 1. Дым стелется к - (непогоде). Дым столбом к - (морозу и солнцу).
Слайд 2 Лягушки квакают к - (дождю). Муравьи уползают в муравейник, закрывая в него вход к - ( дождю).
Слайд 3. В лесу много рябины - осень будет (дождливая).
Слайд 4 . Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет (стоять хорошая осень).
Слайд 5. Если орехов много, а грибов нет - зима будет (снежная и суровая)
Слайд 6. Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя).
9 ученик:
По дороге золоченой осень щедрая идет.
Убранный листами клена сундучок она несет.
Сундучок ее с приданым полон солнечных даров:
Много тут брусники рдяной, спелых яблок и грибов.
10 ученик:
Солнце летними утрами грело поле, лес и сад,
И поило их дождями, и растило все подряд!
По дороге золоченой осень в гости к нам идет,
Для мальчишек и девчонок щедрый дар она несет.
Объявляется следующий конкурс «ДАРЫ ОСЕНИ УГАДАЙ НА ВКУС».Из каждого класса потребуется два человека. Задание: с завязанными глазами распознать на вкус овощ или фрукт.
Ведущий:
И объявляется последний конкурс «ОСЕНЬ, СТИХИ ПОСВЕЩАЮ ТЕБЕ»
Участники читают стихи – домашнее задание.
Ведущий:
Пока жюри подводит итоги нашей конкурсной программы мы послушаем песню в исполнении 6 класса.
Звучит песня в исполнении учащихся 6 класса
Ведущий:
Давайте сделаем сейчас зарисовки осени. Нам понадобятся 10 человек.
выходят желающие, тянут карточки, ведущий раздаёт атрибуты
- Вы будете соловьём (свисток)
- Вы будете осенним ветром (пробуем шуршать бумагой)
- Вы будете кукушкой (прокукуем)
- Вы будете дятлом (палочка и баночка)
- Вы будете заблудившейся коровой (му-у, му-у)
- Вы будете заблудившейся овечкой (бе-е,бе-е,бе-е)
- Вы будете пастушком (колокольчик)
- Вы будете волком (у-у-у-у)
- Вы будете дождиком -3 шт. (кап-кап-кап):
- Вы будете вороной -3 шт. (кар-кар-кар)
объясняет правило репортажа – сейчас я буду читать текст, а вы должны проиграть свою роль, не забывайте про атрибуты.
Внимание! Внимание! Репортаж «ЗАРИСОВКИ ОСЕНИ»
Завершается лето…Небо становится серым, но ещё в памяти свежи трели соловья (поёт соловей) и кукование кукушек (кукует кукушка). Осень как бы приостановилась. Опять после летней разлуки прилетели в город вороны (каркают вороны). Они занимают свои зимние квартиры: карнизы, крыши, чердаки. Лишь кое-где в лесу ещё слышится стук дятла, да звон колокольчика (стук дятла, звон колокольчика). Нарушает эту трогательную осеннюю картину заблудившаяся овечка (блеет овечка) словно отвечая ей, протяжно мычит корова (мычит корова). Корова наслаждается последней зелёной травкой. Октябрь- первый холодный месяц. Ветер срывает листву и разбрасывает вокруг (шуршание ветра). По народному календарю, октябрь- месяц грязник. Осеннюю распутицу, бездорожье создаёт осенний холодный дождь (звук дождя). Спокойно вокруг и только где-то вдали слышен вой одинокого волка (вой волка).
Если жюри не хватило времени, можно провести дополнительные конкурсы (см. Приложение)
Слово жюри:
В командном зачёте 1место занял ……класс (приз арбуз)
2 место занял ……класс (приз яблоки)
3 место занял ……класс (приз мандарины)
В личном зачёте награждаются ……….. (приз грамота)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дополнительные конкурсы
Конкурс «Угадай песню»
Вместе с фонограммой участники поют осенние песни. (должны знать слова, мелодию)
Вопросы знатокам осени:
Как называется осенний отлет птиц (миграция).
Время от рассвета до заката (долгота дня).
Стеклянный приют овощей (банка).
Плоды, сваренные в сиропе (варенье).
Результат пчелиного труда (мед, воск).
Чем заканчиваются сентябрь, октябрь и ноябрь (мягким знаком).
Какой сезон длится с 14 по 20 сентября (Бабье лето).
Вьют ли птицы, улетающие в теплые края, там гнезда (нет).
С чего начинается осень (с буквы «о»).
Что означает слово «картофель» (земляное яблоко).
Какие лиственные деревья остаются зелеными до поздней осени (тополя).
Что едят зимой еж и медведь (они спят).
Самая сказочная осень (Болдинская).
Какие птицы раньше всех улетают на юг (ласточки).
Тотальное заполнение погребов (заготовка).
Цветочная композиция (букет).
Деревянная «обитель» квашенной капусты (бочка).
Зерновая пудра (мука).
Куда осенью деваются бабочки (прячутся в укромные места или гибнут от холода).
Назовите перелетных птиц, которые, чтобы миновать горные хребты, поднимаются на высоту 8 тысяч метров (горные гуси).
Пчелиный дом (улей).
Дождливая, ветреная погода (циклон).
Композиция из обезвоженных растений (гербарий).
Что о погоде поют герои фильма «Служебный роман» (у природы нет плохой погоды).
Плоды какого ягодного кустарника бывают черными, белыми и красными (смородины).
Что означает слово «помидор» (золотое яблоко).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Некоторые яркие примеры конкурсных представлений, защиты, презентаций предлагаем ниже.
Овощ Морковь.
Древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже более 4 тыс.лет. Морковь была известна древним грекам и римлянам. Но до 16 века считалась деликатесом. Лишь в 17 веке морковь стали разводить повсеместно. В это же время появились из неё соусы, которые сейчас считаются деликатесными у немцев и французов.
В Германии из поджаренной моркови делали «солдатский кофе», который в некоторых деревнях варят и сейчас.
На территорию России морковь попала в незапамятные времена. В 16 столетии на Руси морковный сок считался целебным: им лечили от болезней печени, сердца.
В древности морковь была беловатого цвета и тонкая. Только тогда, когда древний человек вскопал первый огород, поливал, рыхлил овощ, морковь стала краснеть и толстеть. Морковь потому покраснела, что в ней прибавился каротин. В древнем Риме говорили на латинском языке. Сейчас им пользуются учёные, врачи, аптекари. По латыни морковь —«карота». Вещество, которое окрашивает её в оранжевый цвет, учёные назвали «каротин».
Когда ты съешь морковку, внутри тебя, в твоём теле, каротин превращается в витамин
А это витамин роста. Он нужен ребятам, телятам — всем, кто должен расти. Почему же его назвали по имени морковки — каротия, а не репин, не брюквин, не помидорин, не хурмин? Потому что раньше всего его нашли в моркови. Корнеплоды содержат сахара, жирное масло, азотистые вещества, минеральные соли и различные витамины- провитамин А, витамины В1, В2, С, РР и др.
1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОВОЩА
Выходят Мачеха и Аленка.
Мачеха: Аленка, сегодня у меня праздник! И будет в доме много гостей! У тебя есть ровно час, чтобы везде прибраться , вымыть посуду и приготовить угощение!
(Мачеха уходит) Аленка сидит и перебирает овощи в корзине.
Алена:
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду покажи:
Какой овощ, всех милее,
Всех вкуснее и ценнее?
Что мне выбрать, подскажи.
И на овощ укажи.
Дай совет мне в утешение,
Как приготовить угощение?! Песня на мелодию «Маленькая страна»
Мы назовем морковку нашу-
Главной из овощей,
Ведь без неё не сваришь сразу
Вкусных и свежих щей,
Не приготовить без морковки
Супчика и салат,
Роста прибавит и сноровки
Морковь — витаминов клад.
Припев:
Морковь — сладкий корнеплод,
Деликатесный плод.
В России известен, детям полезен
Сладкий морковный сок!
Музыка. Выходят Эльфы.
Эльфы (по очереди):
Дружный наш, веселый класс
Удивит сегодня вас!
В нашем представлении
Чудо овощ- загляденье!
Есть красавица одна
И румяна, и стройна.
Хоть в землянке век живет
А большой от всех почёт.
Кто проходит близко
Кланяется низко.
Угадай- ка, Алёнка, что это за овощ!
Тут морковки, как матрешки,
Сидят на деревянной ложке!
Из Греции и Рима,
Прибыли к нам примы.
Людей очаровать,
Деликатесом вкусным стать!
2 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОВОЩА
Звучит музыка из телевизионной программы «Что? Где? Когда?». Выносится в зал большой черный ящик. В ящик заранее садится один из участников от класса, исполняющий роль овоща.
Ведущий: Про овощ, который лежит в черном ящике, говорят: «Не по хорошему мил, а по милу хорош!». Он и не сытен, и витаминами беден, но когда нарезанный дольками, лежит на тарелке, свежий, прохладный, сочный, от одного запаха повышается аппетит, не зря римский император Тиберий требовал, чтобы ему всегда к обеду подавали этот свежий овощ, а ведь полторы тысячи лет назад теплиц не было. Но и в ту пору нашлись в Риме настоящие изобретательные мастера. Они придумали укрепить ящики с рассадой на колеса. Колеса поворачивали за солнцем, чтобы на рассаду весь день лился солнечный свет. Это очень нежные создания, любят воду и тепло. А стоит чуть-чуть похолодать и они погибают, ведь история их жизни- это история войны человека с морозом. Их родина Индокитай, Китай, страна вечного лета. Когда он перебирался в Европу, мороз пригрозил ему: «Застану тебя в мае в поле- убью! Застану в сентябре- убью! на север тебе дороги нет!» Но он дерзнул нарушить границу, проведенную морозом, и в этом ему помог человек. Чтобы удержаться на занятой территории, солдат роет окоп, для этого овоща таким окопчиком является парник. но не может он весь век сидеть в парнике, его подросшая рассада должна переселиться в поле. А сражение в поле всегда выигрывает майский заморозок- он начисто уничтожает десант. Однако в последнее время этот овощ не знает потерь. И не потому, что мороз стал добрее, а потому, что у него появилось новое снаряжение- прозрачная полиэтиленовая пленка. Итак, что за овощ лежит в черном ящике?
(Вылезает из черного ящика мальчик в костюме огурца).
Огурец: Я очень хорош в салатах. Без салатов никак не обойтись: в большинстве случаев они просто и быстро готовятся, это легкая и здоровая еда. И напоследок совет для тех, кто хочет сохранить идеальной свою кожу. Потрите лоб и щеки кусочком холодного огурца. Это сразу же освежит и смягчит кожу. Полежи на диване пять минут, положив на веки кусочки огурца и твои уставшие глаза снова станут блестящими.
Во мне не много витаминов,
Но я встречаюсь вам везде.
На даче, дома, в магазинах,
Я подхожу к любой еде.
Я вкусен всегда, аппетитен,
И вы на меня не смотрите.
А вместо того, чтобы смотреть
Вы просто должны меня съесть.