kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Окно в шахматный мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

проверить знания детей о шахматах,  фигуры и их игровые возможности, развивать логическое мышление, прививать интерес к игре в шахматы, способствовать популяризации шахмат.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Окно в шахматный мир»»

«Окно в шахматный мир»

Цель: проверить знания детей о шахматах, фигуры и их игровые возможности, развивать логическое мышление, прививать интерес к игре в шахматы, способствовать популяризации шахмат.

  Оборудование: 2 шахматных набора, большая шахматная доска и шахматные  фигуры, высказывания о шахматах знаменитых людей, 2 скакалки, 2 шарфа, ребусы, канат, памятные сувениры для награждения, костюм для ведущего.

Ход программы:

  Ведущий (в костюме шахматного короля): - Добрый день, дорогие ребята!  Сегодня я приглашаю Вас в шахматный мир, где мы будем отгадывать загадки и играть в игры. Послушайте сначала рассказ о том, как появилась игра в шахматы.

   2000 лет назад в Индии жил один воинственный падишах. Он завоевал все земли вокруг, очень устал и состарился. Тогда решил богач вернуться домой. После месяца отдыха он заскучал. Созвал падишах своих мудрецов и приказал им придумать какое–нибудь развлечение. Через некоторое время мудрецы пришли к нему и стали развлекать танцами, музыкой, фокусами. Но скоро и это надоело их хозяину. И вот один из слуг показал своему повелителю деревянную коробочку с красивыми резными фигурками, которые очень были похожи на войско падишаха. Он расставил их на доске и рассказал правила игры. Падишах сначала рассмеялся, но попробовал играть. Это оказалось интересно и не так – то просто! С тех пор  все знатные люди Индии стали учиться игре в шахматы.

   А ещё через несколько столетий русские купцы приплыли на кораблях – ладьях в Индию, чтобы поторговать. Они продавали свой товар и покупали товар, которого не было в России. И среди разных изысканных вещей попались и шахматы. Так они и приплыли к нам в страну и стали распространяться с невиданной скоростью.

    В шахматы любили играть многие знаменитые люди: писатели, полководцы, художники, политики. Давайте прочитаем несколько вывешенных высказываний о шахматах: «Шахматы, этот чудесный дар Востока, не только являются благороднейшей и прекраснейшей из всех игр, но и способны доставить величайшее духовное наслаждение, будучи расположенными на стыке игры, искусства и науки» Зигберт Тарраш. «…Мы, военные, высоко ценим шахматы за то, что они дисциплинируют человека, способствуют воспитанию воли, развивают память, быстроту сообразительности, приучают логично мыслить…» Родион Малиновский, маршал СССР [1]. Что вы узнали из них?

- Посмотрите. Это изображение шахматной доски и фигур. Назовите, какие фигуры вы знаете. Молодцы. Одной из самых подвижных фигур является конь. Он, в отличии от других фигур, может перескакивать через препятствия.

1 конкурс «Скачки». Воспитанникам предлагается разделиться на 2 команды и построиться в колонну. Затем они делятся на пары. Одного человека в паре запрягают, используя скакалку, как коня, а второй человек в паре будет наездником, который держит в руках края скакалки. Так они по команде бегут до указанного места, разворачиваются и возвращаются к команде, где запрягают следующего игрока. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит передвижение всех пар.

2 конкурс «Ребусы». Каждой команде предлагаются ребусы, в которых зашифрованы названия шахматных фигур. Даётся 5 минут на их отгадывание. Побеждает команда, которая за 5 минут правильно отгадает ребусы (приложение 1).

3 конкурс «Жмурки». – Есть такая дорогая фигура – ферзь. Дорогая, потому что ни одна фигура не может ходить так, как она. А ходит ферзь в любом направлении и на любое расстояние.

  В каждой команде выбирается «ферзь». Ему завязывают глаза. Игроки команды-противника становятся вокруг него. По команде ведущего дети разбегаются по залу, хлопая в ладоши, а «ферзь» должен их ловить. Игроки из команды «ферзя» могут с мест подсказывать направление движения. Выигрывает та команда, чей «ферзь» «больше срубит фигур».

4 конкурс «Самые внимательные».  Перед каждой командой стоит шахматный набор. Необходимо расставить чёрные и белые фигуры, используя образец. Побеждает та команда, которая быстро и правильно расставит фигуры на доске.

5 конкурс «Перетягивание каната». – Вы заметили, каких шахмат больше всего в игре? Верно, пешек. Это обыкновенные солдаты, которых даже фигурами не называют. Чтобы получить звание фигуры, пешка должна добраться до противоположного края доски. Тогда она может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Хорошей защитой от противника является пешечная цепь. Это позиция, когда пешки выстраиваются в колонну по диагонали. Сейчас мы представим себя пешками, и каждая команда выстроится в колонну для перетягивания каната. Побеждает команда, которая перетянула канат на свою сторону.

 6 конкурс «Король едет на слоне». – Когда-то у этой фигуры был хобот, но он всё время перевешивал набок, и слон падал. Однажды при падении хобот отвалился, а название фигуры осталось. Посмотрите, как выглядит  и как ходит слон. (Показ на образце шахматной доски). В Индии каждый богатый человек имел слона, на котором выезжал на прогулки. Вот и наши короли хотят отправиться погулять. Игроки каждой команды делятся на тройки. Двое игроков скрещивают руки, сцепляются ладонями, на которые садится третий игрок. Его надо донести до отметки  впереди, а назад вернуться бегом без сцепки. Побеждает команда, которая не уронит короля и раньше вернётся на место.

7 конкурс «Шахматное лото». Каждой команде предлагается набор шахматного лото. Под изображением каждой фигуры надо положить её название и подпись с направлением хода. Побеждает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием (приложение 2).

Подведение итогов. Победители играют большими шахматами. Выигравшим вручаются призы.

Приложение 1 к сценарию конкурсно-развлекательного мероприятия «Окно в шахматный мир».

Ребусы.

  1. КОРО (ВА) +(СО)ЛЬ

  2. ЬЛДАЯ

  1. ПЕШКА

  1. КО (ШКА) + (ЛАДО) НЬ

  1. С,,, ОН

                       Приложение 2 к сценарию внеклассного мероприятия «Путешествие в страну шахматного короля».

Шахматное лото.

 Задание: к изображению каждой фигуры подберите правильное название и выберите направления её ходов.

Король

Ферзь

Слон

Конь

Ладья

Пешка

Лошадь

. Дама

ходит по горизонтали и вертикали по прямой

ходит буквой г, перепрыгивает через фигуры

ходит в любом направлении, но только на одно поле

ходит только вперёд по прямой, а берёт фигуры по диагонали

ходит в любом направлении на любое расстояние

ходит по диагонали только белого или только чёрного цвета

Список литературы:

  1. Костров В.В., Давлетов Д.А.Шахматный учебник для детей и родителей.- В двух частях.-2 часть.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.-128 с.

Вопросы шахматной викторины.

  1. 1.Какая фигура всегда остаётся на доске до конца игры?

  2. А)Ферзь

  3. Б)Король

  4. В)Пешка

  5. 2.Каким столовым прибором называется одновременное нападение на две и больше фигуры?

  6. А)Ложка

  7. Б)Вилка

  8. В)Нож

  9. 3. Что означает зевок в шахматах?

  10. А) Шахматист хочет спать

  11. Б)Шахматисту не хватает воздуха

  12. В)Шахматист просмотрел отличный ход или нечаянно потерял фигуру.

  13. 4.В какой стране придумали шахматы?

  14. А) В Китае

  15. Б) В России

  16. В) В Индии

  17. 5.Как звали богиню, покровительницу шахмат?

  18. А) Артемида

  19. Б) Афродита

  20. В) Каисса

  21. 6.Что получает король в конце игры?

  22. А)Щелчок по носу

  23. Б) Шах

  24. В) Мат

  25. 7.Как называется система записи шахматной партии?

  26. А)Нотная грамота

  27. Б)Нотация

  28. В) Шифровка

  29. 8.Как называются самые крупные шахматные соревнования на планете?

  30. А) Турнир

  31. Б) Соревнование

  32. В) Олимпиада

  33. 9.Как называется острая нехватка времени у игрока?

  34. А) Цугцванг

  35. Б) Цейтнот

  36. 10.Как называется самое высокое звание, которое дают шахматистам?

  37. А) Мастер

  38. Б) Кандидат в мастера

  39. В) Гроссмейстер

  40. 11.В каком случае шахматы называют быстрыми или активными? Когда на партию для каждого игрока отводится:

  41. А) 2,5 часа

  42. Б)1 час

  43. В)30 минут

  44. 12.Как по-другому можно назвать шахматную партию?

  45. А) Комбинация

  46. Б) Оборона

  47. В) Игра, поединок.

  48. 13. Фигуры, какого цвета всегда начинают партию первыми?

  49. А) Чёрные

  50. Б) Белые

  51. 14.Как называется одновременный ход короля и ладьи?

  52. А) Манёвры

  53. Б) Ловушка

  54. В) Рокировка

  55. 15.Какие фигуры разного цвета никогда не встречаются в игре?

  56. А) Ладьи

  57. Б) Слоны разнопольные

  58. В) Пешки

  59. Проверьте ответы:

  60. 1.Король всегда остаётся на доске до конца игры. 2.Вилка - так называется нападение одной фигуры на две или несколько. 3.Если игрок просмотрел отличный ход или потерял нечаянно фигуру, это невнимание к игре называется зевок. 4. Шахматы придумали в Индии . 5.Покровительницу шахмат, греческую богиню звали Каисса. 6. В конце игры король получает мат (шах, это ещё не конец игры). 7. Система записи шахматной партии называется нотация. Если игра идёт по переписке, то такая запись называется цифровой нотацией. 8.Самые крупные шахматные соревнования на планете называются Олимпиадой. 9.Острая нехватка времени – Цейтнот (цугцванг – когда игроку приходится делать невыгодный для него ход). 10. Самым высоким званием для шахматиста является звание Гроссмейстера. 11. Быстрыми или активными называются шахматы, когда на игру даётся очень мало времени - 30 минут. 12. Шахматную партию по - другому можно назвать Игра или поединок. 13.Игру всегда начинают только фигуры белого цвета. 14.Одновременный ход короля и ладьи называется Рокировка. 15.Разнопольные слоны не могут атаковать друг друга.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Окно в шахматный мир»

Автор: Аббасова Мадина Энверовна

Дата: 19.03.2019

Номер свидетельства: 503722

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение"."
    ["seo_title"] => string(87) "urok-priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "258153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448453751"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства