Общешкольное мероприятие "Мы - за здоровый образ жизни!"
Общешкольное мероприятие "Мы - за здоровый образ жизни!"
Мероприятие проводится в форме путешествия по станциям здоровья. Все ученики школы делятся на команды и по командному маршрутному листу отправляются в путешествие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общешкольное мероприятие "Мы - за здоровый образ жизни!"»
Методическая разработка
мероприятия по профилактике употребления ПАВ
для учащихся 4-6 классов на тему «Путешествие по станциям здоровья»
Автор: Магомедова Светлана Станиславовна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ №79 г. Сочи
Форма мероприятия: игра-путешествие по станциям
Цель мероприятия: в игровой форме провести пропаганду здорового образа жизни, с целью повышения эффективности профилактической работы с учащимися 4-6 классов (возраст 10- 12 лет)
Задачи:
вовлечение учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья;
подведение учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам, повышение мотивации на здоровый образ жизни;
пропаганда здорового образа жизни, пропаганда знаний о вреде курения табака;
правовое просвещение учащихся и родителей о государственных мероприятиях, проводимых в рамках профилактики употребления ПАВ;
развитие творческих способностей учащихся и педагогов, расширение кругозора.
объединение всех педагогов, членов Штаба воспитательной работы, членов Совета старшеклассников, занимающихся профилактической работой для подготовки и проведения Единого творческого мероприятия в школе.
Организаторы мероприятия: заместитель директора по воспитательной работе, медработник школы, учитель биологии, учителя физкультуры, учителя начальных классов, библиотекарь, члены Совета Старшеклассников.
Участники мероприятия: ученики 4-6 классов, приглашенные родители.
Время проведения мероприятия: 1 час 20 минут
Предварительная работа:
Проведение классных часов, с приглашением родителей по темам профилактики употребления ПАВ: «Вредные привычки. Как не попасть в зависимость», «Хорошие или плохие вещества», с просмотром видеофильмов, социальных роликов и мультфильмов (с учетом возрастных особенностей учащихся: «Тайна едкого дыма» на официальном сайте obshee-delo.ru, в разделе «Фильмы - мультфильмы», «История одного обмана» в разделе «Фильмы»).
Оформление классных выставок рисунков и плакатов по темам классных часов.
Распределение обязанностей, назначение ответственных за подготовку, оформление и организацию работы на станциях.
Подготовка необходимого оборудования для работы команд на станциях, художественное оформление актового зала по теме мероприятия и тематическое оформление станций.
Ход мероприятия:
Оформление актового зала: Надпись крупными буквами «Мы – за здоровый образ жизни!»; плакаты с фотографиями Олимпийских чемпионов, известными людьми, призывающими к систематическим занятиям спортом, физкультурой, с призывами не курить, вести здоровый образ жизни; рисунки и плакаты учащихся по теме мероприятия.
Команды учеников собираются в актовом зале для объявления темы мероприятия и получения маршрутных листов.
Вступительное слово заместителя директора по воспитательной работе:
- Перед сегодняшним мероприятием в каждом классе прошли классные часы на темы «Мы – за здоровый образ жизни». Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в жизни – это здоровье. Сегодня вы командами пройдете по станциям здоровья, покажете свои знания, узнаете много нового. Время работы на каждой станции 10 минут. Так, как станции находятся в кабинетах рядом с актовым залом, время на переходы 1-2 минуты. В маршрутных листах, которые вы сейчас получите, для каждой команды указан порядок прохождения по станциям. Там же есть графа, в которой будут выставляться оценки вашей работы на станциях. По окончании мероприятия, жюри в составе директора школы, заместителя директора по воспитательной работе и Лидера школы подсчитает полученные вами баллы и подведет итоги мероприятия. Классы-победители будут награждены Дипломами, а самые активные члены команд, отмеченные преподавателями в маршрутных листах, получат грамоты. Желаю всем командам интересного путешествия и активной работы!
(выдаю маршрутные листы)
Прохождение по станциям. На работу каждой станции отводится 10 минут. Переход от станции к станции по звонку.
Станция №1 «Здоровый образ жизни»(отв. медработник школы)
Оформление доски: надписи «Здоровье – это жизнь!», «Здоровье дороже денег», «Здоровье не купишь, его разум дарит», памятки и плакаты по теме станции
Медработник: В словаре даётся такое понятие «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и учиться и отдыхать! Какие же правила необходимо соблюдать, чтобы быть здоровым, вести здоровый образ жизни? У меня на столе разложены таблички с правилами. Вам необходимо выбрать и разместить на доске с помощью магнитов, наиболее важные из них.
(ребята выполняют задание)
Молодцы! Действительно, здоровый образ жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Приведу данные Всемирной организации здравоохранения о том, сколько «весит» здоровый образ жизни. Итак, здоровье определяется:
образом жизни – 50%;
внешними условиями, экологией – 20%;
генетическими, наследственными факторами – 20%;
медициной, организацией здравоохранения – 10%.
Таким образом, получается, что, как минимум, наполовину здоровье зависит от того, что контролировать вполне в наших силах. Ведь образ жизни – это повседневный способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в силу привычек и бытовых обстоятельств.
Давайте подробнее рассмотрим каждую из них.
Двигательная активность. Человеческий организм предназначен для действий. Подталкивают человека на активность его потребности. У здорового организма обязательно присутствует и потребность в движениях. А если не присутствует? Значит, что-то не так с человеком, что-то разладилось, «забуксовало». Когда человек перестает стремиться к движениям, его организм постепенно привыкает к бездействию и не хочет выбираться из состояния парализующей дремоты. Бездействие – как болото, оно засасывает попавшего туда путника, и чем глубже засасывает, тем сложнее оттуда выкарабкаться. Этому способствует массовое увлечение молодежи компьютерными играми, Интернетом и т. п.
Напоминаю вам об основных правилах занятий физическими упражнениями: соответствие физических нагрузок возможностям человека, постепенность их наращивания или снижения, регулярность занятий. Потребность в движениях заложена в человеке физиологически. Физические упражнения позволяют задействовать организм в том, на что он первоначально рассчитан природой.
Физическая нагрузка приводит к тому, что мобилизуется не только опорно-двигательная, но и другие системы организма, они начинают более слаженно и активно работать, а это приводит к улучшению обменных процессов на клеточном уровне, обеспечению целостности жизнедеятельности нашего тела. Повышение двигательных возможностей организма, уровня владения своим телом, телесных ощущений, возникающих при занятиях физическими упражнениями, приводит к улучшению качества жизни в целом.
Душевное состояние. Наша подверженность болезням и возможности организма существенно зависят от душевного состояния. С одной стороны, народная мудрость совершенно справедливо гласит, что «в здоровом теле здоровый дух», но, с другой стороны, и душевное благополучие позволяет телу становиться более здоровым!Поддержанию здоровья способствует активная жизненная позиция, увлеченность тем, что делает человек. Тот, кто тратит большую часть времени и сил на отдых, обычно довольно быстро начинает «чахнуть» – ведь чтобы хорошо отдохнуть, сначала нужно как следует устать! Иначе не получится, это физиологический закон: глубокому, полноценному расслаблению предшествует напряжение. Но здесь, как и во всем другом, так же важно не бросаться в крайности, а найти «золотую середину».
Улучшению психологического состояния способствуют занятия физическими упражнениями, которые, как правило, сопряжены с радостью и другими положительными эмоциями. Ни с чем несравнимые двигательные ощущения, комфортное общение, эстетика движений, бодрящая музыка, удобные тренажеры в зале или красота природы на воздухе - все это создает положительный эмоциональный фон, необходимый для психологического благополучия.
Занятия физическими упражнениями улучшают внешнюю привлекательность человека. Ведь, тренируя свое тело, человек корректирует фигуру, начинает более свободно и красиво двигаться, становится более ловким и уверенным в себе.
Приведу несколько афоризмов о физической активности:
- «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь» (Гораций);
- «Для сохранения здравия, а наипаче для предупреждения нормальных болезней нет ничего лучше упражнений телесных и движений» (М. Мудров).
Режим дня. Эффективная жизнедеятельность нашего организма во многом зависит от режима – стабильного чередования сна и бодрствования, приема пищи, работы и отдыха.
1. Целесообразно организовывать режим таким образом, чтобы в нём время гармонично распределялось между следующими видами деятельности:
учеба/работа;
личные интересы, уход за собой;
увлечения, хобби, тренировки, саморазвитие;
общение с близкими людьми.
2. Следует помнить о том, что лучший вариант отдыха – это не пассивное бездействие, а переключение с одного вида активности на другой.
3. В любом режиме должно отводиться достаточно времени для сна.
Благодарю вас за внимание и активную работу на станции здоровья! Надеюсь все, полученные знания, вы будете применять в своей жизни!
Станция №2 «Спортивная»(отв. учитель физкультуры 4-6 классов, ему помогают члены школьного спортивного клуба)
Оформление станции: надписи «В здоровом теле – здоровый дух!», «Береги здоровье смолоду», «Здоров будешь - всего добудешь».
- Здоровье – это когда человек сильный, крепкий и никогда не болеет. Но для этого каждый человек с детства должен заниматься спортом, закаляться, правильно питаться: не переедать, есть фрукты и овощи, пить чистую воду. Сегодня мы с членами школьного спортивного клуба проверим, как вы выполняете эти правила, какие вы сильные, ловкие и выносливые.
Каждый должен свою силу, свою ловкость показать,
Быть здоровым, быть весёлым – никогда не унывать!
- Сейчас мы проведем с вами соревнования по прыжкам на скакалке двумя ногами вместе. Необходимо прыгать наибольшее количество раз за одну минуту. Каждый считает и запоминает свой результат. Время пошло!
(ребята прыгают, и считаю про себя)
- Теперь представьте, что у вас лишний вес - надевайте отяжеляющие пояса, (ребята выполняют задание).
- Проведем эксперимент: выполним то же самое упражнение – прыжки на скакалке за одну минуту и посмотрим, как изменится ваш результат.
(ребята прыгают, и считаю про себя)
- Какие выводы можно сделать после проведенного эксперимента?
(ребята отвечают)
- Молодцы, правильный вывод сделали! А в заключении хочу напомнить вам об основных правилах оздоровительных занятий, чтобы занятия спортом действительно укрепляли здоровье:
Ищите и находите в тренировках мышечную радость! Занятия физическими упражнениями полезны тогда, когда сопровождаются приятными ощущениями от легкой усталости и положительными эмоциями от самого процесса их выполнения.
Выбирай такие виды занятий и такие упражнения, которые интересны и увлекательны именно для тебя, соответствуют именно твоим особенностям!
Занимайся осознанно – старайся понять, что, как и для чего ты делаешь. Тренировка – не дрессировка. Голова на плечах имеется для того, чтобы думать, находить смысл в своих действиях. Так что не забывайте включать ее, когда тренируешься. Будь умным – это весьма полезно для здоровья.
Контролируй свое состояние, следи за самочувствием, консультируйся у специалистов (тренера и врача). Вредных видов спорта нет. Но зато бывает вред от несоответствия вида спорта (требований, которые он предъявляет к организму) возможностям конкретного человека. Тренировки без учета индивидуальных особенностей человека или во время болезни могут быть опасными для здоровья.
Старайся заниматься регулярно и систематически (по разумной системе). Эффект от тренировок накапливается, если занимаешься длительное время. Бессистемные тренировки только «встряхивают» организм, разово ускоряют обменные процессы в нем, но их укрепляющий и оздоравливающий эффект невелик.
Определяй соответствующую твоим возможностям нагрузку и наращивай ее постепенно, по мере возрастания возможностей организма. Делать упражнений столько, сколько нужно – это искусство. Меру можно и нужно научиться чувствовать, это дается с опытом. Пока собственного опыта недостаточно, следует обращаться за консультацией к тренерам, инструкторам, учителям.
Старайся разнообразить занятия. Разносторонняя подготовка – залог здоровья. Стремись регулярно плавать, кататься на велосипеде, на коньках и лыжах, выполнять несложные гимнастические упражнения, на доступном уровне играть в теннис, волейбол, баскетбол, футбол и т. д. – все это в комплексе даст огромный запас возможностей для поддержания своей физической формы на всю жизнь.
Члены школьного спортивного клуба:
Быть здоровым и красивым
Помогает в жизни спорт.
Ловкость, мужество и силу
Он всем людям придает.
Тот, кто дружит с тренажером,
Со скакалкой и с мячом,
Тот свернет любые горы,
Тем все беды нипочем!
Учитель выставляет оценки команде в маршрутном листе, отмечает тех у кого был лучший результат.
Станция №3 «Здоровое питание»(отв. учитель начальных классов, руководитель проекта «Разговор о правильном питании», ему помогают ученики старших классов)
Учитель: Ребята, вы пришли на станцию «Здоровое питание».
Сейчас к вам придут гости (входят 2 старшеклассника, одетые в белые медицинские халаты)
1 ученик:
У кого здесь бледный вид, У кого живот болит, Заболела голова? Ну-ка все сказали А-А-А (дети говорят)
Вам не надо докторов, Из вас каждый здесь здоров.
2 ученик:
Но хочу предупредить, Нужно руки с мылом мыть. Чтоб микробы в вашем теле, Поселиться не посмели.
Ешьте нужные продукты, Рыбу, овощи и фрукты, Вот полезная еда, Витаминами полна!
- Мы проведем с вами игру «Корзина полезных и вредных продуктов» Перед вамикарточки с продуктамивразброс и две корзинки. Вам необходимо за 2 минуты набрать корзину «полезных» и корзину «вредных» продуктов. Начинайте! (звучит веселая музыка)
Учитель:От того, как мы питаемся, зависит и наш внешний вид, и настроение, и работоспособность, и состояние здоровья в целом.
Пищевые продукты и их количество, употребляемые за сутки, называют пищевым рационом. Вот требования, предъявляемые к нему:
Энергетическая ценность рациона должна покрывать энерготраты организма, но не превышать их (сколько энергии растратил – столько и должен получить с продуктами).
Надлежащий химический состав, оптимальное количество сбалансированных между собой питательных веществ. Пища должна быть богата белками, содержать умеренное количество углеводов и жиров, достаточно витаминов и минеральных веществ, а также некоторое количество клетчатки.
Хорошая усвояемость. Некоторые виды продуктов, например, мясные копчености, перевариваются настолько тяжело и медленно, что организм вынужден тратить на их усвоение едва ли не больше энергии, чем они могут дать.
Разнообразие за счет широкого ассортимента продуктов и различной кулинарной обработки. Нужны как растительные, так и животные продукты, как прошедшие термическую обработку, так и свежие.
Способность пищи создавать чувство насыщения (зависит от объема, состава, кулинарной обработки). Следует учитывать, что насыщение тесно связано с объемом находящейся в желудке еды. Поэтому, если мы поглощаем что-то высококалорийное (например, шоколад и другие сладости), энергию-то они дают с избытком, а вот места в желудке занимают мало и всасываются быстро, поэтому их хочется еще и еще. Как следствие, возникает переедание, появляется лишний вес, нарушается обмен веществ.
Завершая разговор о здоровом питании, процитирую вам 2 афоризма:
«Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит в середине: не увлекайся, но оказывай должное внимание» (И. П. Павлов);
«Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливать, а не подавлять» (Цицерон).
Станция №4 «Здоровое дыхание»(отв. учитель биологии)
Оформление станции:Плакаты и памятки с изображением легких курящего и некурящего человека, таблицы с процентным содержанием вредных веществ, письма учащихся МОУ СОШ №79 написанные в рамках акции «Мама, папа, НЕ КУРИ!»
Учитель биологии: На этой станции мы проведем с вами опыт о вреде курения, и вы ответите на мои вопросы. Поможет мне демонстрировать этот опыт Лидер школы Мелконян Гагик. В руках у Гагика пластиковая бутылка, на бутылке надпись «ЛЕГКОЕ». В крышке бутылки – отверстие. Зажигаем сигарету, вставляем в отверстие бутылки и начинаем имитировать курение: сжимать и разжимать бутылку. Как видите, часть дыма выходит наружу, а часть попадает внутрь бутылки. Постепенно бутылка наполняется едким дымом и перестает быть прозрачной. Теперь открываем бутылку и выпускаем дым. Чувствуете, как он неприятно пахнет. И это еще половина беды, давайте посмотрим, какие вещества содержатся в этом дыме, и какое влияние они оказывают на здоровье человека. Работа по таблице.
- С целью утвердиться среди сверстников, некоторые подростки демонстративно прибегают к курению, не осознавая, что за первой выкуренной сигаретой может развиться привыкание к сигаретам, что само по себе влечет за собой развитие всевозможных сердечно–сосудистых заболеваний, а в молодом, физиологически еще не сформированном организме, это всевозможные расстройства нервно–психической системы: раздражительность, неуравновешенность, склонность к депрессиям, расстройство сна. И порой, чтобы «заглушить» это состояние, или по тем же самым мотивам, подростки начинают употреблять наркотики и спиртные напитки, уже не давая себе отчета в том, что ступили на неверный путь. С одной стороны – это быстрое изнашивание организма; молодые 16-20 летние юноши и девушки выглядят хуже, чем 50 летние.
- На данном этапе у вас есть другая цель: получить образование, участвовать в спортивных достижениях и решить вопрос правильного выбора профессии.
- А теперь вопросы к вам.
1 вопрос. Во всех помещениях школы размещен знак Расскажите, все, что вы о нем знаете: как называется, что означает, когда и для чего размещен.
(дети отвечают)
- Это «Знак о запрете курения», который был утвержден приказом Минздрава России 12 мая 2014 года «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и порядке его размещения». Знак размещается у каждого входа на территорию, центрального входа, внутри помещений объектов, где курение табака запрещено, в местах общего пользования, в том числе туалетах, в гостиницах, кафе, ресторанах, внутри транспортных средств. Допускается сопровождение знака надписями «Не курить!» «Курить запрещается!».
2 вопрос. Каким нормативным документом утвержден запрет на курение табака на отдельных территориях в помещениях и на объектах.
(дети отвечают)
- Это Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Закон принят Государственной думой 12 февраля 2013 года. В статье №12 данного Закона дан перечень всех объектов, на которых запрещено курение табака, места и правила размещения Знака о запрете курения, какие предусмотрены штрафы в случае отсутствия данного знака. В нашей школе этот знак размещен на входе на территорию школы, на центральном входе, во всех зданиях школы, в библиотеке, в столовой и туалетах, на спортивной площадке и в спортивном зале.
3 вопрос. Какой документ принят общественностью города Сочи по запрету курения табака в городе Сочи.
(дети отвечают)
- Это «Хартия города Сочи «Сочи без табака!». Ежегодно в нашей школе проводится ряд мероприятий в рамках этой Хартии.
Учитель: Молодцы ребята! Показали очень хорошие знания. Ставлю вам высокую оценку и отмечаю самых активных учеников.
Станция № 5 «Художественная»(отв. учитель ИЗО)
Оборудование: на каждую команду по листу ватмана формата А-1, набор фломастеров, гуашевые и акварельные краски, кисти, карандаши.
Учитель: «Ребята, за 10 минут вам необходимо на листе ватмана нарисовать плакат, который отражает и призывает молодежь вести здоровый образ жизни. Время пошло!»
(ученики выполняют задание)
После окончания мероприятия все плакаты вывешиваются для всеобщего обозрения в актовом зале школы на выставку «Мы – за здоровый образ жизни!»
Подведение итогов.
Все команды собираются в актовом зале, сдают маршрутные листы жюри. Пока жюри подводит итоги, ученики и родители смотрят видеоролик, снятый Советом старшеклассников «Мы - за здоровый образ жизни!»
Жюри объявляет и награждает Дипломами команды, занявшие 1, 2 и 3 место. Награждает Грамотами самых активных участников мероприятия, вручает благодарственные письма лучшим организаторам и оформителям станций.
Литература.
Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015.
Антинаркотическое воспитание в школе. Эффективные меры профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками. Департамент образования и науки Краснодарского края, Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального образования. – Краснодар, 2010.
Методические рекомендации для педагогов при подозрении на употребление учащимися психоактивных веществ.
Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами и формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях…. – Краснодар, 2006.
Программа ЦПДК г. Сочи «Жизненные ориентиры».
Программа «Будь активным!» Методическое пособие по реализации благотворительной программы (CAF Россия, 2013).