Тема «Мы этой памяти верны…» (Слайд 1)
(К 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне)
Цели мероприятия:
воспитание у учащихся патриотических чувств к своей Родине, гордости за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отечественной войны, готовности к жертвенным поступкам во имя величия и процветания Республики Беларусь;
формирование четкого представления о страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человечества;
расширение представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.
Задачи мероприятия:
Образовательные
Погрузить учащихся в атмосферу военного времени.
Расширить знания о событиях 1941-1945 гг.
Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
Воспитательные
Воспитывать у учащихся памяти о людях, победивших фашизм.
Воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, благодарности ветеранам ВОВ и чувства гордости за них.
Воспитывать благородство, милосердие и сострадание.
Воспитывать преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.
Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.
Развивающие
Развивать интерес к изучению истории страны.
Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Форма организации – литературно-музыкальная композиция.
Оборудование: мультимедийная установка, сделанные из бумаги голуби, раздаточный материал с пословицами.
Ход мероприятия
Организационный момент
Вступление (На экране – видео «Журавли летят» - Слайд 2)
Учитель:
- Мне кажется, порою, что солдаты с кровавых не пришедшие полей...
Ученица (продолжает песню «Журавли»: музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова)
3. Работа над темой мероприятия
- Как вы думаете, чему посвящена эта песня и почему сегодняшний классный час мы начинаем с нее? (Ответы учащихся)
Учитель:
- Великая Отечественная война! Эти слова знает и помнит каждый гражданин нашей страны. В этом году исполнилось 75 со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 2020 год – это год Памяти и Славы; год благодарности поколений нашим отцам и дедам за мирное небо, за спокойствие, за свободу. И мы этой памяти верны!
- А что вы знаете о далеком 41 годе? (Ответы учащихся)
Сообщение учащегося 1:
22 июня 41 года вся страна содрогнулась от ужасающего слова – война. Все пространство наполнилось страхом, яростью. От мала до велика все поднялись на борьбу за свой дом, свою улицу, свою страну – свою Родину.
Память о войне… Её не сотрёшь с годами… Она вечна. И пока мы помним ушедших от нас, они рядом, они с нами. А значит, жива связь поколений.
Исследуя жизнь людей, сражавшихся за наше счастье, невольно ловишь себя на мысли, что несмотря на нечеловеческие испытания, они в чем-то были счастливее нас, нынешних. У них была цель, высокая и великая – Победа. И они пришли к ней. Все. Даже те, кто остался в земле.
Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений. Ведь ветераны Великой Отечественной войны с удовольствием рассказывают о том, как это было. Окружающие нас люди старшего поколения — это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике.
Но как это много для нас, живущих под мирным небом; для нас, не знающих, что такое война; для нас, которые не слышали взрывов, не видели сожженных деревень, разрушенных городов.
Учитель:
- А ведь тогда, в 41-ом, люди тоже жили под мирным небом, мечтали, любили – жили!
Для тех, кто пережил военную пору, память о ней остается на всю жизнь. Рассказы о Великой Отечественной войне, как легенды, будут передаваться от одного поколения другому. Эхо грандиозных сражений под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге, на Витебщине, в Бресте и Могилеве будет звучать в веках так же, как, скажем, отзвуки битвы на Бородинском поле. И не случайно, видно, теперь, спустя много лет, мы вновь возвращаемся к теме войны, ведь мы этой памяти верны.
- А что такое война (Слайд 3)? (Ответы учащихся)
Сообщение учащегося 2:
(Учащийся читает стихотворение А.Твардовского)
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Учитель:
- Ребята, к какому роду относится слово «война»?
- Действительно, слово «война» женского рода. Какое несоответствие в этом! Девочка, девушка, женщина... Это слова тоже женского рода, и они рождают новые поколения, они несут мир Земле.
- А что же несет война человечеству? (Ответы учащихся)
- Прошло 75 лет после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
-Но почему мы и сегодня, спустя почти 75 лет, вспоминаем эту войну? (Ответы учащихся)
- И мы этой памяти верны. Говорят, время лечит.
- Как вы понимаете это выражение? (Ответы учащихся)
- На самом деле время лишь притупляет боль, затягивает раны. Но шрамы в душе и на сердце остаются. У времени есть своя память-история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
- Нет сомнения, что у времени своя память.
Сообщение учащегося 3:
(Учащийся читает стихотворение)
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память.
Здесь, в этой стране,
Где непомнящих нет,
Попробуем это представить.
- Прошло после той страшной войны 75 лет, но она живет в каждом нашем доме, в воспоминаниях наших дедушек и бабушек.
- Сколько лет длилась Великая Отечественная война? (Ответы учащихся)
- Это много или мало?
Учитель:
- Четыре долгих года шла на нашей земле самая страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года по радио в нашей стране раздалась тревога:
Слайд 4 (Звукозапись «Голос Левитана»)
- На войну поднялись все – от мала до велика.
Слайд 5 Звучит музыка «Священная война» (музыка А.Алесандрова, слова В.Лебедева-Кумача).
Учитель:
- Как вы думаете, что изменило то далекое утро в жизни людей? (Ответы учащихся)
Сообщение учащихся 4-8:
(Учащиеся читают стихотворение «Той первой ночью» Н. Браун)
1.Ещё той ночью игры снились детям,
Но грозным рёвом, не пустой игрой,
Ночное небо взрезав на рассвете,
Шли самолёты на восток.
Их строй
Нёс, притаясь, начало новой ноты,
Что, дирижёрским замыслам верна,
Зловещим визгом первого полёта
Начнёт запев по имени — война.
2. Но дирижер не знал, что в этом звуке,
Где песнь Победы чудилась ему,
Звучат народа собственного муки,
Хрипит Берлин, поверженный в дыму.
Той первой ночью, в ранний час рассвета,
Спала земля в колосьях и цветах,
И столько было света,
Столько цвета,
Что снились разве только в детских снах.
3. Той ночью птицы еле начинали
Сквозь дрёму трогать флейты и смычки,
Не ведая, что клювы хищной стаи
Идут, уже совсем недалеки.
Там где-то стон растоптанной Европы,
А здесь заставы день и ночь не спят.
Притих в лазурной дымке Севастополь.
Притих под белой ночью Ленинград.
4. Штыки постов глядятся в воды Буга.
Ещё России даль объята сном…
Но первой бомбы вой коснулся слуха,
И первый гром — и первый рухнул дом.
И первый вопль из детской колыбели,
И материнский, первый, страшный крик,
И стук сердец, что сразу очерствели
И шли в огонь, на гибель, напрямик.
5. И встал в ту ночь великий щит народа
И принял в грудь ударов первый шквал,
Чтоб год за годом, все четыре года,
Не утихал сплошной девятый вал…
… Всё отошло. Заволоклось туманом.
И подняла Победа два крыла.
Но эта ночь, как штыковая рана,
Навек мне сердце болью обожгла.
Учитель:
- Прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память… И ей мы верны.
- А что такое память? (Ответы учащихся)
Слайд 6
«Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» (Словарь В.И.Даля)
Хранить как святыню знания о прошлом, каким бы оно ни было, и помнить о подвигах, совершенными нашими предками, – долг нас, потомков.
- Что, на ваш взгляд, можно считать подвигом? (Ответы учащихся)
Сообщение учащегося 9:
Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!» (Слайд 7 с памятником Брестским пограничникам) Да, они стояли насмерть. Даже получив разрешение на отход, бойцы 28-го отдельного пулеметного батальона не оставили своих позиций. Бетонное укрытие — дот за номером 28 бил врага до последнего патрона. Еще восемь дней этот клочок земли был наш! «Восемь дней? Днем больше — днем меньше... Какая тут разница?» — может, бросит кто-то. Но те солдаты знали цену каждой пяди родной земли, они платили за нее своими жизнями. В комсомольском билете рядового бойца А. Соболева позже была найдена записка: «Пусть враг помнит: русские не сдаются, а придется - умирают героями».
Учитель:
- Память – это признание. Память – это мгновения. Память – это верность живых. И сколько бы воды ни утекло в Лету – реку Времени, мы всегда будем величать эту войну «Великой». И мы всегда будем помнить о том, что произошло в далеком 41 году.
- Прошло 75 лет. Но почему мы вновь и вновь вспоминаем об этой страшной войне? (Ответы учащихся)
- Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь. Давайте помнить об этом всегда.
- В нашей стране, да и по всему миру, воздвигнуты памятники в честь воинов, освободивших мир от коричневой чумы – так называли немецко-фашистскую армию.
- Какие памятники, отражающие героические страницы в истории Беларуси, вам известны? (Ответы учащихся)
Слайд 8 Монумент Победы в Минске
Слайд 9 Государственный мемориальный комплекс "Хатынь"
Слайд 10 Мемориальный комплекс "Дальва"
Слайд 11 Мемориальный комплекс "Курган Славы"
Слайд 12 Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"
Слайд 13 Мемориальный комплекс "Бресткая крепость-герой"
Слайд 14 Мемориальный комплекс "Буйничское поле"
Сообщение учащегося 10:
(Учащийся читает стихотворение о Хатыни)
Учитель:
- В народной памяти, народной мудрости есть много высказываний о войне. Я предлагаю вам собрать пословицы на тему «Скажем, НЕТ войне!», озвучить их, чтобы не забывать тех трагических событий, чтобы помнить тех, кто погиб на той «Великой» войне, чтобы увековечить имена и выживших, и погибших – всех тех, благодаря кому мы сегодня живем под мирным небом, чтобы никогда не было на нашей прекрасной планете войн, разрушающих человечество.
Слайд 15 (Видеть, крепости, к войне, узнать, одолеет, не бывать, горевать)
Раздаточный материал для учащихся:
Войну хорошо слышать, да тяжело...
Если хочешь мира, будь готов...
Без смелости не возьмёшь и...
Кто оружием умело владеет, тот врага...
Враг хотел пировать, а пришлось...
В бою побывать – цену жизни...
Дружно за мир стоять – войне...
Слайд 16 ( «Варианты пословиц»):
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Если хочешь мира, будь готов к войне.
Без смелости не возьмёшь и крепости.
Кто оружием умело владеет, тот врага одолеет.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
В бою побывать – цену жизни узнать.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Учитель:
- Ребята, а что является символом памяти о погибших и выстоявших в той войне, уважением к их подвигу? (Ответы учащихся)
- В нашем обществе принято чтить память героев, не пришедших с войны, минутой молчания. Прошу вас почтить минутой молчания погибших на той войне. Прошу всех встать. (Минута молчания) Прошу садиться.
- Знаете ли вы, какая птица является символом мира? (Ответы учащихся)
- Верно, это голубь. А вы знаете, почему? (Ответы учащихся)
- Удивительные птицы – голуби. Издревле именно они считаются символом мира, гармонии, умиротворения. «Голубь — птица мира» — это изречение сегодня знакомо каждому человеку, а вот почему и кто так назвал голубей, думаю, знает далеко не каждый. Интересно, откуда это пришло, ведь голуби, по сути, мало чем отличаются от всех прочих птиц?
Сообщение учащегося 11:
Началось всё ещё с древних времён. Люди считали, что у голубя нет желчного пузыря, и поэтому он является чистым и добрым. Многие народности почитали его как священную птицу, символ плодородия. В Библии белый голубь принёс Ною оливковую ветку, рассказавшую о примирении стихий и окончании потопа. Существуют множество народных поверий, в которых фигурирует эта птица.
А в 1949 году на Всемирном конгрессе мира, проходившем в Париже и в Праге, за символ взяли именно эту птицу с картины Пабло Пикассо, несущую в клюве оливковую ветвь.
Слайд 17 (Голубь,1949 — Пабло Пикассо)
Сообщение учащегося 12:
Это изображение голубя было выбрано Луи Арагоном в мастерской Пабло Пикассо для плаката Первого Всемирного Конгресса сторонников мира, прошедшего в 1949 году, и стало широко известным как «Голубь мира». Свою дочь, родившуюся в это же время, Пикассо тоже назвал — Палома, что по-испански означает голубка.
На самом деле во всём птичьем мире сложно найти другую птицу, подходящую на эту роль. Возможно, лебедь бы подошёл, но за ним прочно закрепился другой символ – символ любви и верности. Ну а другие птицы вряд ли бы подошли, ибо воробей слишком суетливый, ворона слишком мрачная, павлин чересчур помпезный.
За голубями можно наблюдать часами. И физически, и морально отдыхаешь в кругу этих пернатых. Это одни из тех птиц, которые привязаны к людям и к которым люди привязаны.
Учитель:
- У вас на партах лежат сделанные из бумаги голуби. Я предлагаю вам развернуть их и написать на этих символических голубях ваши пожелания. Возможно, в них вы сможете выразить то, чего бы не хотели допустить для мира и спокойствия в нашей прекрасной стране – Беларуси. Я предлагаю выпустить их в воображаемое бескрайнее голубое небо. Это будет нашим с вами призывом к миру и памяти отстоявшим мир на Земле.
Слайд 18 Звучит песня «День Победы» композитора Д.Тухманова и поэта В.Харитонова. (Учащиеся класса выходят с голубями и прикрепляют к плакату этот символ мира. Плакат с нарисованным солнцем и голубым небом заранее вешается на доску).
Слайд 19
Мы всегда будем помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне, будем с уважением относиться к ветеранам Великой Отечественной войны.
Слайд 20
Я желаю Вам быть добрыми людьми и патриотами Республики Беларусь!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Раздаточный материал для учащихся:
Войну хорошо слышать, да тяжело...
Если хочешь мира, будь готов...
Без смелости не возьмёшь и...
Кто оружием умело владеет, тот врага...
Враг хотел пировать, а пришлось...
В бою побывать – цену жизни...
Дружно за мир стоять – войне...
Сообщение учащегося 1:
22 июня 41 года вся страна содрогнулась от ужасающего слова – война. Все пространство наполнилось страхом, яростью. От мала до велика все поднялись на борьбу за свой дом, свою улицу, свою страну – свою Родину.
Память о войне… Её не сотрёшь с годами… Она вечна. И пока мы помним ушедших от нас, они рядом, они с нами. А значит, жива связь поколений.
Исследуя жизнь людей, сражавшихся за наше счастье, невольно ловишь себя на мысли, что несмотря на нечеловеческие испытания, они в чем-то были счастливее нас, нынешних. У них была цель, высокая и великая – Победа. И они пришли к ней. Все. Даже те, кто остался в земле.
Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений. Ведь ветераны Великой Отечественной войны с удовольствием рассказывают о том, как это было. Окружающие нас люди старшего поколения — это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике.
Но как это много для нас, живущих под мирным небом; для нас, не знающих, что такое война; для нас, которые не слышали взрывов, не видели сожженных деревень, разрушенных городов.
Сообщение учащегося 2:
(Стихотворение А.Твардовского)
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Сообщение учащегося 3:
(Стихотворение)
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память.
Здесь, в этой стране,
Где непомнящих нет,
Попробуем это представить.
Сообщение учащихся 4-8:
(Стихотворение «Той первой ночью» Н. Браун)
1.Ещё той ночью игры снились детям,
Но грозным рёвом, не пустой игрой,
Ночное небо взрезав на рассвете,
Шли самолёты на восток.
Их строй
Нёс, притаясь, начало новой ноты,
Что, дирижёрским замыслам верна,
Зловещим визгом первого полёта
Начнёт запев по имени — война.
2. Но дирижер не знал, что в этом звуке,
Где песнь Победы чудилась ему,
Звучат народа собственного муки,
Хрипит Берлин, поверженный в дыму.
Той первой ночью, в ранний час рассвета,
Спала земля в колосьях и цветах,
И столько было света,
Столько цвета,
Что снились разве только в детских снах.
3. Той ночью птицы еле начинали
Сквозь дрёму трогать флейты и смычки,
Не ведая, что клювы хищной стаи
Идут, уже совсем недалеки.
Там где-то стон растоптанной Европы,
А здесь заставы день и ночь не спят.
Притих в лазурной дымке Севастополь.
Притих под белой ночью Ленинград.
4. Штыки постов глядятся в воды Буга.
Ещё России даль объята сном…
Но первой бомбы вой коснулся слуха,
И первый гром — и первый рухнул дом.
И первый вопль из детской колыбели,
И материнский, первый, страшный крик,
И стук сердец, что сразу очерствели
И шли в огонь, на гибель, напрямик.
5. И встал в ту ночь великий щит народа
И принял в грудь ударов первый шквал,
Чтоб год за годом, все четыре года,
Не утихал сплошной девятый вал…
… Всё отошло. Заволоклось туманом.
И подняла Победа два крыла.
Но эта ночь, как штыковая рана,
Навек мне сердце болью обожгла.
Сообщение учащегося 9:
Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!» (Слайд с памятником Брестским пограничникам)
Да, они стояли насмерть. Даже получив разрешение на отход, бойцы 28-го отдельного пулеметного батальона не оставили своих позиций. Бетонное укрытие — дот за номером 28 бил врага до последнего патрона. Еще восемь дней этот клочок земли был наш! «Восемь дней? Днем больше — днем меньше... Какая тут разница?» — может, бросит кто-то. Но те солдаты знали цену каждой пяди родной земли, они платили за нее своими жизнями. В комсомольском билете рядового бойца А. Соболева позже была найдена записка: «Пусть враг помнит: русские не сдаются, а придется - умирают героями».
Сообщение учащегося 10:
(Стихотворение о Хатыни)
Сообщение учащегося 11:
Началось всё ещё с древних времён. Люди считали, что у голубя нет желчного пузыря, и поэтому он является чистым и добрым. Многие народности почитали его как священную птицу, символ плодородия. В Библии белый голубь принёс Ною оливковую ветку, рассказавшую о примирении стихий и окончании потопа. Существуют множество народных поверий, в которых фигурирует эта птица.
А в 1949 году на Всемирном конгрессе мира, проходившем в Париже и в Праге, за символ взяли именно эту птицу с картины Пабло Пикассо, несущую в клюве оливковую ветвь.
Сообщение учащегося 12:
Это изображение голубя было выбрано Луи Арагоном в мастерской Пабло Пикассо для плаката Первого Всемирного Конгресса сторонников мира, прошедшего в 1949 году, и стало широко известным как «Голубь мира». Свою дочь, родившуюся в это же время, Пикассо тоже назвал — Палома, что по-испански означает голубка.
На самом деле во всём птичьем мире сложно найти другую птицу, подходящую на эту роль. Возможно, лебедь бы подошёл, но за ним прочно закрепился другой символ – символ любви и верности. Ну а другие птицы вряд ли бы подошли, ибо воробей слишком суетливый, ворона слишком мрачная, павлин чересчур помпезный.
За голубями можно наблюдать часами. И физически, и морально отдыхаешь в кругу этих пернатых. Это одни из тех птиц, которые привязаны к людям и к которым люди привязаны.
13