Центр повышения квалификации
«Московский областной центр интернет-образования»
«Мы помним имя твоё, солдат Баланда!»
(внеклассное мероприятие по географии, 11 класс)
Выполнила: учитель географии
МОУ «Лицей №1», г. Подольск
Фролова Е.М.
18.05-26.06.2015
Орехово-Зуево
Ход мероприятия.
Учитель: Афганистан-государство на восточном фланге Юго-Западной Азии, не имеет выхода к морю. Одно из беднейших стран мира. Афганистан-южный сосед Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана. На западе граничит с Ираном, на юге и востоке – с Пакистаном. Восточная часть граничит с Китаем. Площадь составляет 652.2 тыс.кв.км (слайд).
Исламское государство с президентской формой правления (слайды).
Ваше поколение произносит название этой страны как название любого государства на карте мира. А ведь именно Афганистаном связны трагические события в жизни людей нашего государства.
Сегодня наше мероприятие посвящено Владиславу Баланде, выпускнику 1981 года, погибшему в Афганистане при выполнении интернационального долга.
Цель нашего мероприятия – рассказать о жизненном пути нашего выпускника, .
Для этого класс был разделен на 4 группы, каждая из которых получила задание:
Встретиться с мамой Владислава (Ниной Васильевной), взять у неё интервью и пригласить на наше мероприятие.
Розыскать выпускницу 1987 года – Аллу Дороженко, написавшую стихотворение «Память» в честь Владислава.
Встретиться с классным руководителем В. Баланды – Л.А Дамриной.
Встретиться с ветеранами, членами организации «Боевое братство» в городе Подольске.
Подготовить презентацию «Мы помним имя твоё, солдат Баланда».
1 ведущий: Война приносит огромное страдание всем народам мира. Она уносит миллионы жизней, рушит людские судьбы. В то же время война – проявление мужества и храбрости.
2 ведущий: В декабре 1978 года между СССР и демократической республикой Афганистан был заключен договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Афганское руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании военной помощи в вооруженной борьбе с антиправительственной оппозицией. Наша страна откликнулась на просьбу Афганистана – в эту страну, измученную кровопролитием, был направлен ограниченный состав Советских войск. Ввод войск оправдывается некой «внешней агрессией» против Афганистана.
(Слайд)
1 ведущий: 25 декабря 1979 г. «ограниченный контингент советских войск» вступил на территорию Афганистана. Не всем об этом было известно. Даже некоторые члены советского руководства узнали об этом только из газет. Советское руководство так до конца и не сумело объяснить мировой общественности, кто же именно пригласил на «ограниченный контингент», численность которого временами достигала 120 тысяч человек. (слайд)
2 ведущий: Как правило, служить в Афганистане отправляли на год, прошедших полугодовую подготовку в учебной части. Условия жизни были тяжёлыми: бессонные ночи, ночевки в палатках, летом пятидесятиградусная жара. Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире, больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей.
(слайд)
1 ведущий: Они учились в обычных школах. Там не учили воевать, не учили прятаться от взрывов, не учили ходить в штыковую. Многие из них не знали, что эту страну никто и никогда не смог завоевать. Им сказали «надо», и они пошли. В эту кровь, грязь и смерть этой никому не нужной войны.
2 ведущий: Девять лет продолжалась война в Афганистане. Официально это называлось «выполнением интернационального долга». Много наших ребят полегло в афганской земле. Свой долг они выполняли с честью. По официальным данным, за годы войны в Афганистане мы потеряли убитыми более 15 тысяч, 36 тысяч было ранено, пропало без вести более 300 военнослужащих.
(слайд «Потери СССР»)
Учитель: Сегодня мы чтим память павших на Афганской войне солдат.
1 ведущий: Они долго воевали в Афганистане – 9 лет, 1 месяц, 21 день. Мы всю жизнь будем помнить эту «помощь братскому народу». 9 лет военкоматы приносили домой похоронки. 9 лет на кладбищах возводились пирамидки со звездами. Шурави – так называло местное население наших воинов. Около 15 тысяч «шурави» покоятся на кладбищах бывшего Советского Союза…
2 ведущий: Сегодня мы вспоминаем о нашем выпускнике Владиславе Баланде, геройски погибшем в Афганистане.
(слайды, посвященные детским и юношеским годам Владислава)
Детские и юношеские года Владислава Баланды.
1 ведущий: Многие юноши нашей страны пошли на эту войну, выполняя интернациональный долг перед Родиной. В их рядах был и выпускник нашей школы – Владислав Баланда.
2 ведущий: Владислав родился 25 августа 1964 года в городе Щербинка. Мальчишкой он ничем не отличался от своих сверстников.
1 ведущий: С 1-го по 10ый класс учился в средней школе №1 города Подольска. Его классными руководителями были Спаскова Мария Павловна и Дамрина Лилия Алексеевна. Он видел и понимал сущность человека куда лучше, чем взрослые. В классе его просто любили. Что-то в нем было такое… Он привлекал ребят своей чистотой и честностью.
2 ведущий: Учился Владислав хорошо, правда были у него тройки по алгебре и литературе. За 10 лет учебы в школе участвовал во многих общественных мероприятиях. Вежливость, скромность, тактичность и разносторонние интересы помогали ему приобретать много новых друзей.
В 1978 году Владислав вступил в ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи (ВЛКСМ).
1 ведущий: В 1981 году Баланда Владислав Александрович получает экзаменационную карточку водителя. Эти экзамены он сдает на «отлично» и «хорошо». Затем руководил отрядом юных инспекторов дорожного движения.
2 ведущий: В 1979 году Баланда вступает в добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. А 6 октября он призывается в армию.
1 ведущий: Родина посылает его в самую горячую точку…. В Афганистан.
2 ведущий: Но даже занятый военной службой, Владислав никогда не забывал о родном доме. Он много писал из Афганистана своим родителям, друзьям, школе:
Стихотворение Владислава из одного из писем
Привет из Ферганского края
Где песчаные вьюги метут
Где за 40 секунд поднимают
И в столовую с песней ведут
Что касается службы солдатской
Слишком много не буду писать
Потому что тебе все равно меня не понять
Ты с Таней ходишь на танцы
Я с друзьями в наряды хожу
Ночью ты отдыхаешь в постели
Я по роте дневальным стою
Говоришь ты с начальником сидя
Я же в струнку тянусь перед ним
Ты идешь из кабинета спокойно
Я иду из него строевым
Ты под музыку плавно танцуешь
Я бегу дополнительный кросс
Косы русые ты заплетаешь
Я сижу на губе без волос
А когда молодые ребята
Вечерами целуют девчат
Я стою на посту, вспоминая
Прижимая к груди автомат
(20.11 1982 г. Владик)»
2 ведущий: Так Баланда прослужил в части более года. 1 декабря 1983 года, он в составе колонны доставлял груз по маршруту Хайратон – Баграм. Вся колонна попала под сильный огонь.
1 ведущий: В ходе боя гвардии рядовой Баланда был смертельно ранен, но, превозмогая боль, сумел вывести автомобиль с дороги, чтобы не было затора.
Майор с солдатами – сослуживцами Владислава – доставили гроб с телом. Гроб поставили перед домом…
2 ведущий: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17.05.1984 года рядовой Баланда В.А награждён орденом «Красной Звезды» (посмертно).
1 ведущий: Владислав Баланда погиб, защищая Родину, свой народ. Но память о нём до сих пор живет в сердцах учителей и учащихся нашего лицея.
2 ведущий: В 1987 году образовательное учреждение школа №1 возглавила директор Вера Ивановна Либкина. Она стала инициатором и организатором открытия мемориальной доски Владислава Баланды. Доска расположена на фасаде лицея так, что невозможно пройти мимо, не задержав на ней взгляда. В праздничные и торжественные даты лицеисты возлагают цветы.
Учитель: Сейчас участники групп(нашего мероприятия) расскажут нам об итогах своей исследовательски-поисковой деятельности: о встречах, об интервью, которые дополнят наши знания о Владиславе Баланде.
Выступление учащихся.
1 выступление: Первой группе предоставляется слово для рассказа о выполнении задания. О встрече и беседе с мамой Владислава – Ниной Васильевной. (слайд с фотографией Нины Васильевны).
2 выступление: О встрече с классным руководителем Владислава – Лилией Алексеевной Дамриной. (слайд с фотографией Дамриной).
3 выступление: О встрече и беседе с выпускницей лицея 1987 года, Аллой Дороженко, посвятившей своё стихотворение Владиславу. (слайд с фотографией Аллы Дороженко).
Зачитывается стихотворение «Память».
4 выступление: О встрече с членом ветеранов «Боевой братство», Нарыжным Игорем Николаевичем. (слайд с видеосъемкой интервью учеников с Нарыжным И.Н.)
1 ведущий: Мы еще многого не сказали об Афганистане, что болит на душе каждого из нас. Сколько будут одолевать фронтовые раны тех, кто воевал в Кундузе и Кандагаре, пока будут ходить к обелискам матери и дети погибших в Афганистане воинов, тем эта останется для нас живой.
Каждое время рождает свои песни, которые остаются, волнуя и тревожа о событиях афганской жизни. Стихи и песни воинов-интернационалистов вошли в наши дома, гитара рассказала о мужестве ребят сдержано и проникновенно, о том грузе под номером 200, означающем на языке Министерства обороны «имеющегося в наличии трупа военнослужащего».
(Исполняется песня «Молодые ветра»).
Учитель: С каждым годом всё дальше и дальше от нас героический подвиг Владислава Баланды. Наш долг хранить память о нём, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему отечеству и передавать это следующим поколениям.
А сейчас я хочу задать вам вопрос: так нужна ли народу историческая память о солдатах, выполнявших свой долг? Должны ли мы относиться к ним с уважением?
(Ответы учеников).
Учитель: Ребята, вы проделали большую исследовательскую работу, которая будет в дальнейшем использоваться при проведении классных часов для учащихся нашего лицея.
Литература
Традиционные документы на печатной основе (книги, статьи)
1. Громов Б. В. Ограниченный контингент. М., Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1994- 352 с.
2. Гай Д., Снегирев В. Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны. М., ИКПА, 1991- 380 с.
3. Крюкова, Н. С. Урок мужества / Н. С. Крюкова // Досуг в школе. — 2007. — № 3. — С. 3—4. 371.
4. Ляховский А. А. Трагедия и доблесть Афгана. М. ГПИ ИСКОНА, 1995 - 650 с.
Ресурсы интернет
1. www.vlib.by
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. http://elenkav.ucoz.ru/