формировать у учащихся дружеские отношения друг к другу.
Метапредметные результаты:
а) Коммуникативные:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;
- формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;
- формирование умение работать в группах, в парах
б) Познавательные:
- формировать умение находить необходимую информацию ( в словаре);
- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;
в) Регулятивные:
- формировать умение определять цель учебной деятельности;
- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
г) Личностные:
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- формировать умение ценить и принимать базовые ценности («настоящий друг»)
Ход классного часа
Мотивация к учебной деятельности.
Игровое упражнение «Найди себе подобного».
1 шаг. Дети под музыку «Улыбка» встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
2 шаг. Учитель даёт задание: найди «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
3 шаг. Дети определяют за какой стол они сядут.
4 шаг. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один» (ученик садится к любой группе).
-Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
-Почему вам удалось справиться с заданием?
-Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
-Так и в жизни многие испытания нам помогают преодолеть близкие, друзья.
-Наш классный час посвящён важной теме. Прочитайте эпиграф, вы согласны?
«Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для нас всех таящее.
И любая беда – не беда.
Если рядом друзья настоящие».
-Почему мы будем говорить о дружбе?
-А почему нет дружбы?
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
-Иметь друга – это настоящий подарок судьбы, так как не все люди могут иметь друзей, некоторые просто путают понятия «знакомый», «приятель», «друг».
-Ребята поднимите руку, кто из вас имеет настоящих друзей?
-А как вы думаете, что же такое дружба?
-Из какого источника можно узнать?
-При каких условиях может возникнуть дружба?
-У некоторых ребят возникли затруднения с ответами на эти вопросы, почему?
Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, какая цель нашего занятия?
Узнать что такое дружба.
Что значит быть настоящим другом.
Определить правила дружбы.
-Сформулируйте тему?
Открытие нового знания
-О дружбе размышляли во все времена. Поэт Л. Измайлов написал хорошее стихотворение «Монолог о дружбе», послушайте его. (читает ученик)
Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Слово “дружба” что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино, Может быть, хороший пас в футболе? Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит. Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты, А дружок даёт ему списать. Разве это дружба, если двое Вздумали уроки прогулять, А спросила мама: “Вы не в школе?” – Оба дружно начинают врать.
- Вы согласны с автором, что именно это дружба? Так надо дружить? (Дети высказывают свои мнения)
- А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте составим модель слова ДРУГ. (в группе на листочках записать положительные качества, с последующей фиксацией на доске, лексическое уточнение некоторых слов).
-Что значит бескорыстный?
-Послушаем стихотворение А. Барто.(читает ученик)
Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок, Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка Не жалел и пирожка — Откусить мне дал когда-то, А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята, Больше к другу. Не влечет.
-Что же такое бескорыстная дружба?
-Дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что-нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.
-А что может разрушить дружбу? (в группе на листочках записать, с последующей фиксацией на доске, лексическое уточнение некоторых слов).
-Что такое дружба и как её надо беречь говорят и пословицы. У вас на столах есть начало пословицы, найдите её продолжение.
-Прочитайте пословицы какие у вас получились и объясните, как вы их понимаете.
-А какие ещё пословицы вы знаете?
Физминутка
-Когда-то давным-давно в одном городе существовал обычай у людей: здороваться друг с другом. Когда на большой площади звучали удары старинных часов, люди прислушивались…Один удар – все кланялись друг другу при встрече, два удара – пожимали руку, три- обнимались. Представим сейчас, что мы в том далёком городе, слышим звон часов и здороваемся по обычаю тех людей.(звучат удары, дети приветствуют друг друга)
-Много мы с вами говорили о дружбе, дружеских отношениях. Давайте попробуем сформулировать правила дружбы. Обсудите в командах и выскажите свои предложения.
(Дети работают в командах).
Основные законы дружбы
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу.
7. Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками.
8. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить- значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чём-то не прав, скажи ему первый об этом.
9. Не ссорься с одноклассниками, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
- Молодцы, я надеюсь, что отныне вы будете строить отношения по правилам, будете знать кто настоящий друг, что такое настоящая дружба!
(Девочки рассказывают 2 часть стихотворения “Монолог о дружбе”)
Ну, а может дружба – это если друг твой болен И не может в школу приходить, – Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот, Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год… Если друг твой что-то, к сожаленью, Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, обидится он вдруг, Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот кто спорит, Тот, кто не обманет, не продаст. Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на Земле объединяет Всех детей – и белых, и цветных.
Включение нового знания в систему знаний.
-У вас на столе лежат бумажные человечки. Я предлагаю в группе смоделировать дружный коллектив класса.(каждая группа защищает свою модель)
Рефлексия
-Ребята, у вас на партах лежат колоски. Мы из них составим сейчас пшеничные букеты. -Когда пшеница созревает, она какая становится? (желтая) -А когда еще не созрела? (зеленая) -Подумайте, вы уже научились дружить, колоски созрели для настоящей дружбы? Если да, то возьмите колосок желтого цвета, если кто-то не созрел, а только учится дружить, быть настоящим другом, зеленым. Теперь составим букеты. ( дети прикрепляют колоски к доске по командам, смотрим каких больше) -Какая была цель занятия? Достигли? (ученик читает стихотворение)
Сколько света в этом мире, Молод он в красе своей! И становится все шире, Все прочнее круг детей. Дружба– это свежий ветер! Это радости привет, Ничего на белом свете Лучше крепкойдружбынет! И особенно приятно, Что вблизи и вдалеке, Словодружбавсем понятно На любом материке! Пусть с веселым переливом Смотрит радуга в окно! Детство быть должно счастливым. Детство мирным быть должно!