Методическая разработка классного часа на тему: "75 лет битве под Москвой"
Методическая разработка классного часа на тему: "75 лет битве под Москвой"
Классный час, посвященный Дню воинской славы России (5 декабря 1941 г. - день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой). В данной разработке можно найти материалы о вологжанах защитниках Москвы".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему: "75 лет битве под Москвой"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Морозовская школа»
Классный час на тему: «75 лет Московской битвы»
Методическую разработку подготовила учитель истории – Дрюма Светлана Александровна
Морозово, 2016 год
Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс Классный час, посвященный Дню воинской славы России (5 декабря 1941 г. - день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой)
Цели: восстановление исторической памяти, углубление знаний детей об истории Великой Отечественной войны; формирование положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.
Подготовительная работа:
- распределить выступления между учащимися класса
Оформление:
- фотографии, карты, плакаты, посвященные Великой Отечественной войне, портрет Г.К. Жукова, И.С. Конева, земляка вологжанина
5 декабря - Дню воинской славы России, день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. В 2016 году наша страна отмечает 75-летие Московской битвы. К сожалению, сегодня практически не осталось тех, кто участвовал на этой страшной войне, но мы должны быть благодарны тем, кто, не жалея себя, защищал свою страну. Сегодня мы вспомним наших земляков, проявивших мужество и отвагу на той далекой войне. Но вначале мы вспомним некоторые имена и даты той далекой войны.
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Враг рвется к Москве.
3. Операция «Тайфун».
4. Защитники столицы.
5. Заключительная беседа
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Враг рвется к Москве
Ведущий 1. Как известно, перед нападением на СССР Гитлер завоевал почти все страны Западной Европы. Он мечтал о создании всемирного тысячелетнего рейха. Но для этого нужно было завоевать еще и Советский Союз, чтобы захватить его богатые ресурсы. Так был разработан план Барбаросса. Вот какие задачи ставил Гитлер в этом плане: «Необходимо напасть на Россию молниеносно и захватить ее ресурсы, не считаясь с возможной гибелью миллионов людей в этой стране. Нам надо взять у России все, что нам нужно. Пусть гибнут миллионы». «Россия должна быть уничтожена», - объявил Гитлер (сл.2)
Максимум 5 месяцев отводил Гитлер на всю операцию. Предполагал даже закончить ее за 3 недели. Все свои силы Гитлер бросил на осуществление этого плана. Казалось, не было в мире силы, которая остановит гитлеровскую машину. Но блицкрига, молниеносности не получилось. Солдаты, партизаны, старики, женщины, дети, люди всех национальностей поднялись на борьбу с фашизмом. В первые месяцы войны успех сопутствовал врагу, и наша армия с боями отступала, сдавая город за городом, село за селом... А в конце сентября вражеские полчища подошли настолько близко к Москве, что остро встал вопрос о ее обороне. Не 3 недели, а долгие 5 месяцев немцы шли к Москве, встречая яростное сопротивление.(сл 3)
Операция «Тайфун»
Ведущий 2. Вот тогда-то немецко-фашистское командование и составило план взятия Москвы. Этот план фашисты назвали «Тайфун». Это многозначительное название должно было подчеркнуть стремительность и разрушительную силу наступления. По этому плану Москва должна быть окружена, захвачена и затоплена.
Ведущий 4. В течение октября шли упорные бои, наши части даже в окружении продолжали сопротивление, сдерживая крупные силы врага и тормозя его продвижение.
На защиту столицы поднялся весь народ.
Ученик (Рассказ о пионере-герое Толе Шумове) (сл. №4)
Ученик рассказывает о «Русском Гавроше» как его назвал поэт Александр Артёмов. (Сл. №8) Лёня родился в простой деревенской семье. Отец – Сергей Абрамович работал в лесничестве. Мать – Матрёна Афанасьевна была колхозницей. В сентябре 1941 года Лёня должен был пойти в 8 класс. Но школьный учитель ушёл на фронт, а в начале октября Межутино заняли немцы. Юный патриот создал в деревне подпольную пионерскую организацию, в которую вошли его сверстники. Они начали с мелких пакостей фашистам: воровали заводные ручки для автомашин, прокалывали шины. Потом Лёня с товарищами перешёл к более серьёзным делам. Они выкрали у квартировавшего в Межутино фошистского офицера карту местности, которая очень нужна была партизанам. В другой раз засыпали соль и перец в бочки с бензином, которым фашисты заправили колонну автомашин, предназначенных к отправке на фронт. Они надолго застряли в Межутино, пока немцы не «выяснили», что автомобили не заводятся по причине «некачественного топлива», похитили ящик с гранатами. Потом у немцев пропало несколько винтовок, автомат. Гитлеровцы согнали всех жителей Межутино на ток. Фашистский офицер заявил «Если не будет возвращено оружие, если не будут выданы те, кто его взял, всех жителей деревни расстреляем». Что же делать? И Лёня решился. Он добровольно пришёл в штаб и заявил, что оружие украл он. Паренька подвергли страшным пыткам. «Где партизаны? Кто был вместе с тобой?», - кричал переводчик. Лёня никого не выдал. Наступила последняя для него ночь. О чём он думал тогда?. На клочке бумаги сумел написать: «Мама, папа и друзья мои. Не огорчайтесь. Не я первый умираю за Родину. Жалко мал срок и мало сделал». Утром Лёню вывели из штаба, солдат сунул ему в руки лопату. Он должен был вырыть сам себе могилу. Юный герой был расстрелян. Так мужественно он отдал свою жизнь за Родину. Ему было всего 14 лет. Немногие в его возрасте сделали больше, чем он. Несомненно, Лёня Засыпкин совершил подвиг. Поразительно только то, что этот подвиг не был отмечен наградой.
А подвигу забвенья нет. Есть память – чистая, как слёзы. Четырнадцать мальчишеских лет - И над могилою – берёзы. А был и галстук на груди, И сердце песенное было. И землю эту, и дожди Душа открытая любила. Вот говорят теперь: «Увы, Он мог поэтом стать по праву». Но мы не отдали Москвы, И в том его есть доля славы. Но мы спасли российский край От своры Гитлера, и в этом Его заслуга есть, считай. Хотя он и не стал поэтом.
Во многих городах нашей великой Родины были установлены памятники детям-партизанам. (сл. 9)
Сотни тысяч москвичей строили укрепления, уходили в ополчение, тушили «зажигалки» - 1610 фугасных и 110 тысяч зажигательных бомб было сброшено на Москву! Со всех концов страны шли в Москву эшелоны с продовольствием, подкреплением, техникой. К концу октября - началу ноября противник стал выдыхаться. Его наступление на Москву было остановлено железной стойкостью и волей наших воинов. (сл. № 3,5,7) А 7 ноября 1941 г. в Москве, как всегда, состоялся праздничный парад. Прямо с парада воинские части уходили на фронт. (сл. №14)
Ведущий 1. Новое наступление на Москву началось 15 ноября. Враг приблизился к Москве в некоторых местах на 60 км. У немцев было в 2 раза больше солдат и офицеров, в 2,5 раза больше артиллерии и в 1,5 раза больше танков. Ближе всего немцы подошли к Москве в районе деревни Крюково (23 км). Немецкие солдаты пытались разглядеть в бинокли улицы Москвы. Гитлеровское командование было уверено, что советские войска обессилены и у них нет резервов. Но они жестоко ошиблись. С 12 октября оборону Москвы возглавил маршал Г.К. Жуков. За 1,5 месяца он сделал все, чтобы отбросить немцев от города. Наши войска накопили силы, пополнились подоспевшими из Сибири резервами. (сл. № 13)
Ведущий 2 5 декабря наши войска начали контрнаступление. Подобно снежной лавине, советские войска обрушились на немцев, шаг за шагом освобождая подмосковные земли от врага. Весь мир узнал о наступлении советских войск и о зверствах, которые чинили нацисты на оккупированной территории: разрушенные храмы, сожженные заживо красноармейцы и просто жители, виселицы, трупы женщин, стариков, детей. Но увидел мири первые колонны пленных гитлеровцев, огромные кладбища брошенной и разбитой военной техники, увидел первое поражение нацистской военной машины. Миф о непобедимости немецкого солдата погиб в снегах под Москвой. Ударные дивизии группы армий «Центр» были разгромлены и отброшены от Москвы на 100 и более километров.
Ведущий1 . В битве под Москвой германской армии было нанесено первое за эту войну поражение: она потеряла около 500 тысяч солдат, 1300 танков, 2500 орудий и другую технику. Но и наши потери были огромны: в полях под Москвой пало около миллиона наших бойцов и командиров. Уже после войны, в своих мемуарах, прославленный полководец Жуков, руководивший сотнями важнейших операций, в том числе и взятием Берлина, писал: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю - битва за Москву... В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома Германии... Я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице... Мы все в неоплатном долгу перед ними!..»
.
Защитники столицы
Ведущий2. Долгие месяцы продолжалась битва за Москву. На защиту столицы поднялся весь народ: солдаты, офицеры, женщины, дети, старые и молодые - каждый считал своим долгом остановить врага. Они не говорили о подвигах и героизме. Они просто совершали подвиги. Вспомним их имена.
Ведущий 1. . Генерал М.Ф. Лукин - человек редкой храбрости и хладнокровия. Его дивизия попала в окружение, но не сдалась в плен, а продолжала упорно сражаться, отвлекая на себя большие силы гитлеровцев. Одна дивизия Лукина сковала 28 вражеских дивизий! Находясь в окружении, генерал постоянно поддерживал связь со штабом, передавал донесения: «Войска держатся и будут держаться до последнего солдата и до последнего патрона».
Ведущий 2 28 пехотинцев из дивизии генерала Панфилова и их политрук Клочков в течение 4 часов отбивали атаки 50 немецких танков. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва», - сказал политрук. Им удалось уничтожить 18 машин. Они задержали наступление немцев и не дали немецким танкам прорваться к Москве. Почти все они погибли, как и генерал Панфилов. Все стали Героями Советского Союза.
Ведущий 1 Зоя Космодемьянская - десятиклассница московской школы № 201. В октябре 1941 г. она ушла добровольцем в партизаны. Во время одной из операций Зоя пробралась в село, где был штаб крупной немецкой части. Зое удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню, где находились 20 лошадей и оружие. На следующий день Зоя решила уничтожить конюшню, в которой находилось 200 лошадей. Но немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. После страшных пыток и истязаний фашисты казнили Зою. Во время казни, на которую фашисты согнали всех жителей села, Зоя крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье - умереть за свой народ!»
Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Рассказ о Герое Советского Союза Викторе Таллалихине, Сл № (15, 16,17)
Ведущий2. Маршал Победы - так назвали Георгия Константиновича Жукова. В самые трудные для Москвы дни Жуков возглавил оборону столицы. Именно он смог собрать в один кулак все силы Красной Армии, сумел вдохнуть в бойцов веру в победу, именно он смог развеять миф о непобедимости немецкого солдата. Все главные сражения Великой Отечественной связаны с именем Жукова: Ленинградская, Московская, Сталинградская и Курская битвы. Украина, Белоруссия, Европа, и, наконец, Берлин. Именно Г.К. Жуков 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии.
Его называли последним русским генералом, который делал то, чего ждали от него Бог, народ и совесть.
Георгий Константинович Жуков похоронен на Красной площади, у Кремлевской стены.
Ведущий 1. Защитником города был и наш земляк – вологжанин Иван Степанович Конев. Ученик рассказывает (сл. № 10)
заслуги Ивана Степановича Конева. Он дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом «Победа» и многими другими высшими военными советскими, а также одиннадцатью иностранными орденами. Вологжане гордятся своим выдающимся земляком, который, начав жизненный путь у нас на Севере, в глухом в прошлом Никольском уезде, вырос от" рядового солдата до Маршала Советского Союза, крупного военного деятеля советской школы.
Документы свидетельствуют:
Сражение под Москвой было одной из самых кровопролитных и больших битв в истории человечества. В битве за безымянные высоты, за переправы через речки, за города и села Подмосковья полегли сотни тысяч солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор не известны.
Ученик рассказывает историю медали « За оборону Москвы», (сл. №19)
Медалью “За оборону Москвы” награждались все участники обороны Москвы:
все военнослужащие и вольнонаемный состав Советской Армии и войск НКВД, участвовавшие в обороне Москвы не менее одного месяца за время с 19 октября 1941 года по 25 января 1942 года;
лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне Москвы не менее одного месяца за время с 19 октября 1941 года по 25 января 1942 года;
военнослужащие частей Московской зоны ПВО и частей МПВО, а также лица из гражданского населения - наиболее активные участники обороны Москвы от воздушных налетов противника с 22 июля 1941 года по 25 января 1942 года;
военнослужащие и гражданские лица из населения города Москвы и Московской области, принимавшие активное участие в строительстве оборонительных рубежей и сооружений оборонительного рубежа Резервного фронта, Можайского, Подольского рубежей и Московского обвода. Медаль также вручалась партизанам Московской области и активным участникам обороны города-героя Тулы
4. Заключительная беседа
Классный руководитель. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Эти слова Александра Невского хорошо усвоили многочисленные агрессоры. После Второй мировой войны им стало ясно, что завоевать наш народ силой не удастся - любое вторжение только укрепит единство народа. Но можно разрушить народ изнутри. Для этого нужно просто отнять у него память. «Идет война народная, священная война» - высокие, зовущие на подвиг слова. Она, эта война, продолжается. Ныне идет такая война. Эта война с нашей памятью. Все чаще в газетах и на телевидении вместо «Великая Отечественная» произносится - «Вторая мировая». Появляются авторы, которые порочат имена Александра Матросова, Зои Космодемьянской, героев-панфиловцев. А ведь дело здесь не в именах. Подвиг Матросова повторили более 200 бойцов! А допросы и пытки мужественно вынесли тысячи партизанок! Да и панфиловцы - что бы там ни было, но их было только 28 - против 50 танков! И они 4 часа сдерживали эти танки винтовками и гранатами. А за 4 часа танки могли бы доехать до Москвы.
Все эти приемы рассчитаны на молодежь - людей старшего поколения на этом не проведешь. Примерные ответы детей:
- Нужно уважать прошлое своей страны, пытаться понять его.
- Нужно изучать свою историю, и, если были ошибки, не повторять их.
- Если будут порочить имена героев, никто не захочет совершать подвиги, страну легко завоюют.
- Народ, который плюет на историю своей страны, не ценит ее защитников, становится рабом других народов.
- Если мы сейчас будем порочить поступки дедов и прадедов, то наши внуки и правнуки будут презирать нас еще больше, вообще откажутся от нас.
- Если народ забывает предыдущую войну, презирает ее героев, начинается новая война, и в этой войне победы уже не будет, потому что не будет новых героев.
Классный руководитель. Что же делать, чтобы будущее не выстрелило в нас из пушки?
Примерные ответы детей:
- Не читать, не слушать всяких сплетен о Великой Отечественной войне.
- Не верить кому попало, разбираться самим.
- Нужно наказывать тех, кто плохо говорит о Великой Отечественной, о наших героях.
- Изучать историю войны, читать воспоминания участников сражений.
- Хранить благодарную память о защитниках Отечества.
- Защищать память о Великой Отечественной войне, не позволять втаптывать ее в грязь.
- Нужно создать сильную армию, мощное оружие, тогда никакие пушки из будущего не будут страшны.
Классный руководитель. Запреты и наказания не помогут делу. Каждый человек имеет право на свое мнение. А сильная армия и мощное оружие помогут только тем, кто будет хранить победные традиции своего народа. Поэтому, мне кажется, нужно изучать эти традиции, изучать историю Великой Отечественной войны, помнить имена и подвиги героев. Помнить о том, что когда-то касалось всех нас... Только за одно то, что перенес русский солдат на своих плечах, он достоин священной памяти своего народа! Без сна и отдыха, голодные и в страшном напряжении, на лютом морозе и все время в снегу, под ураганным огнем немцев, передовые роты шли вперед. Вообще, Московская битва, так или иначе, касалась всех нас: если бы она была проиграна, мы сейчас жили бы с вами совсем в другом государстве, да и жили бы вообще, неизвестно.
5. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Оставит ли след в вашей памяти сегодняшний классный час? Что особенно запомнилось? (Ответы детей.)
Литература:
1. Безыменский Л. Укрощение «Тайфуна». М., 1987.
2. Битва под Москвой: Военно-исторический очерк. М.,1989.
3. Гуркин В.В. О людских потерях на советско-германском фронте в 1941 -1945 гг. // Новая и новейшая история. 1992. № 3.
4. «И врагу никогда не добиться, / Чтоб склонилась твоя голова...»: методическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г. М.: МИИО, 2006.
5. Мягков М.Ю. Битва под Москвой в документах группы армий «Центр» // Вторая мировая война. Актуальные проблемы. М., 1995.
6. Николаев И. Единственный (О маршале Жукове в 1941 году - оборона Москвы) // Звезда. 2000. № 5. С. 119-142.
7. Хаупт В. Сражения группы армий «Центр». М.: Яуза; Эксмо, 2006.