Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение Иркутской области «Заларинский агропромышленный техникум» Методическая разработка классного часа «Моя профессия - продавец» Подготовила мастер п/о: Васильева Т.А. 2016 год Введение Процесс выбора и определения своей профессии на будущее очень сложно так как проблема профессионального самоопределения настолько сложна, что удовлетворительное ее решение крайне затруднительно для подавляющего большинства людей. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует разностороннего информационного и организационного обеспечения.Cформировать профессиональное самоопределение является основным критерием эффективности работы по профориентации, которая реализуется посредством различных мероприятий соответствующей направленности. Живая профориентация обучающихся – это разговор, глубокий. С определением ценностей, и желания человека. Чтобы определить свое призвание – нужно услышать уникальную музыку в своей душе, понять как она звучит. У каждого человека свое призвание, не похожее на призвание соседа или брата. Оно всегда свое. Для того чтобы обучающийся не ошибся в выборе профессии я попытался разработать внеклассное мероприятие: Классный час «Моя профессия» Цели проведения: - формирование нравственной и эстетической культуры будущего специалиста; - развитие у учащихся (будущих выпускников) осознанное понимание значимости данных понятий и правил в реальной трудовой деятельности; - воспитание уважения к окружающим, привитие коммуникативных навыков общения, необходимых для успешной адаптации в трудовом коллективе. Задачи: - Aктивизировать личное участие в формирование своего будущего; - Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности. - Создать условия для повышения готовности подростков к социально профессиональному определению. Ожидаемый результат: B процессе классного часа обучающиеполучают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно, принимать решение, работать в команде. Получают глубокое представление о профессиях и специальностях техникума, что дает обучающимся возможность более четко сформировать свой профессиональный выбор Тип мероприятия: классный час. Методы обучения: ролевая игра; работа в микрогруппах, самостоятельная работа обучающихся. Межпредметные связи: «Товароведение непродовольственных товаров», «Технология розничной торговли», «Санитария и гигиена», «Деловая культура». Оборудование: - технические средства: мультимедийная система, звуковые колонки, микрофон; - раздаточный материал: карточки-задания, образцы товаров, бланки протоколов для жюри. Время проведения: 45 минут. Место проведения: лаборатория специальной технологии по профессии: «Продавец, контролер-кассир». План подготовки мероприятия: 1. Разработка сценария проведения ролевой игры. 2. Проведение конкурса стенных газет, посвященных данной профессии. 3. Подготовка образцов товаров для проведения конкурса «Торговые ситуации». 4. Подбор номеров художественной самодеятельности. 5. Оформление слайд-шоу для демонстрации. Ход мероприятия: Организационный момент. 1. Ознакомление участников с правилами проведения ролевой игры. 2. Работа в микрогруппах. 3. Опрос зрительного зала. 4. Оценка жюри, подведение итогов. План мероприятия Мастер п/о: Добрый день, дорогие друзья гости нашего мероприятия! Вы пришли получить знания и научиться мастерству по профессии «Продавец» .Я не сомневаюсь, что большинство из вас по зову сердца выбрали эту профессию, знаю, что многие мечтают работать в крупных супермаркетах, гипермаркетах, торговых центрах, куда на работу попасть совсем непросто, а нужно выдержать «кастинг», т.е. доказать свое профессиональное мастерство. Наша цель: Cегодня мы постараемся выяснить, насколько вы готовы к профессиональной деятельности, проверим уровень развития ваших коммуникативных способностей, умение находить правильный выход из различных ситуаций, не только на производстве, но и в быту, и, конечно же, выбрать лучших знатоков своего дела! Наш классный час пройдет в форме «ролевой игры», в ходе которой, вы дадите представление профессии, сдадите своего рода «тест» на профпригодность и попытаетесь найти решение в различных конфликтных ситуациях При подготовке к классному часу учащимся группы было предложено разделиться на 3 группы, каждая из которых, должна представить свой магазин. Игра состоит из 3 этапов: 1этап - «Визитная карточка». 2этап - Конкурс профессионального мастерства 3этап - Решение торговых ситуаций. Представление жюри: Правила : Каждый конкурс оценивается по 5 балльной системе, в случае неполного или неверного ответа дополнительные баллы может заработать другая команда. Учитывается творческий подход, участие всех членов команды. Мастер п/о: Первый наш конкурс - «Визитная карточка». Предварительно командам было дано домашнее задание. Нужно было придумать название магазина, девиз, а так же отразить свою профессию в форме визитной карточки. Время выступления до 5 минут. (На экране): первый конкурс - «Визитная карточка». а). название команды б). девиз в). вопрос: мое представление о профессии. Мастер п/о: Так как вы играете роль продавца, то лидеры в командах - это заведующие магазинами. Прошу представить свой магазин. Выступает команда «Гермес». (Заведующий представляет магазин) Наш магазин имеет название «Гермес»! Как известно из античной истории, Гермес - бог торговли, мы всегда ощущаем его присутствие и надеемся на большие успехи в бизнесе! Звучат «Сиртаки» (В это время из-за кулис выходит «Гермес» и присаживается к членам команды) (музыка тише) Наш девиз: «Мы выбрали сами профессию нашу, народу служить - вот долг продавца»! Мастер п/о: И сейчас ваш ответ на вопрос: Мое представление о профессии (обучащиеся...) Продавец - это главное действующее лицо магазина, он встречает, обслуживает и провожает покупателя, от него зависит ваше настроение. А лучше скажем стихами! (обучащиеся ...) Приятно, когда нас с улыбкой встречают, Поняв нашу просьбу, товар предлагают, И быстро обслужат, не портя нам нервы, - Вот это и есть мастерство, классный сервис. Торговый работник - лицо магазина, Ему быть приветливым необходимо. От такта, культуры его поведения Зависит, с каким мы уйдем настроением! Мастер п/о: Спасибо за выступление, слово предоставляется второй команде, которая представляет свое домашнее задание и ответ на вопрос «Встреча покупателя». Заведующий: Наш торговый центр очень крупный, поэтому мы назвали его «Мега - сити»! Девиз: «Клиент доволен и у нас поет душа!» (вместе). Встреча покупателя - важный элемент в процессе торгового обслуживания, поэтому наши продавцы встречают покупателя с хорошим настроением. Мастер п/о: А сейчас, слово предоставляется III команде. Заведующий: Наш гипермаркет называется «Залари ». В поселке Залари много магазинов! Масса рабочих мест! Ведь показатель количества торговых площадей на одного жителя города - самый высокий в крае! Профессия «Продавец» дает возможность выживать в новых экономических условиях не только специалиста данной профессии, но и многим учителям, врачам, инженерам! Наш девиз: «Чтобы жить и выживать - продавцами нужно стать»! Мастер п/о: А пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы проведем «Разминку»: я буду говорить словосочетания, а ваша задача поддержать меня словами «У нас!»: -Лучшая группа - У нас! - Мастер отличный - У нас! - Классный директор - У нас! - Лучшая специальность - У нас! - Светлые классы - У нас! - Дружные парни - У нас! - Супер девчонки - У нас! - Классно учиться - У нас! Мастер п/о: Просим уважаемое жюри подвести итог первого конкурса. Максимальная оценка 5 баллов. Идет оглашение результатов первого конкурса. Мастер п/о: А теперь переходим ко 2 конкурсу «Профессиональное мастерство». Я поочередно буду задавать вопросы. Каждая команда получит по 5 вопросов, правильный ответ оценивается в 1 балл. Прошу членов жюри и статистов внимательно следить за ответами: Первое задание. Расставить правильно ударение. На экране предложение: вы читаете его, правильно или нет - оценивает жюри: Вопрос команде ТЦ «Гермес» - Нет ничего красивее персидского ковра (Один член команды вслух читает, применяя правильно ударение). Вопрос команде «Мега - сити» - На столе стояли красивые торты. Вопрос команде «Залари» - Купите вкусные тефтели. Второе задание. Необходимо правильно поставить окончание. Задание команде «Гермес»:в магазине купили 5 кг (макароны); (В магазине купили 5 кг.макарон). Задание команде «Мега - сити»: в магазине купили 2 кг (томаты); (В магазине купили 2 кг.томатов). Задание команде «Залари»: в магазине продается жалюзи (розовый). (В магазине продается розовое жалюзи). Третье задание. Найти ошибку в товарной накладной. (На экране варианты заполнения накладной) Команды по очереди дают ответы. Четвертое задание для «заведующих магазинами». Вопрос команде «Гермес»: в течение, какого времени должна быть проведена сплошная приемка товаров по качеству? Вопрос команде «Мега сити»: в течение, какого времени можно заменить качественную обувь? Вопрос команде «Залари»: в течение, какого времени проводится сплошная приемка стеклопосуды по количеству? Пятое задание. Вопрос-эстафета: продолжите предложение. (Общее время - 1 мин.) Вопрос команде «Гермес»: Какими качествами должен обладать настоящий продавец? (например, ответ: грамотный - доброжелательный - честный - аккуратный и т.д.) Вопрос команде «Мега - сити»: Что привлекает покупателя в магазине? ( Ответ: ассортимент - цены - качество товаров -...) Вопрос команде «Залари»: Перечислите виды дополнительных услуг в магазине. (Ответ: подгонка по фигуре, доставка товаров на дом, бесплатная установка сложно-технических товаров...) Мастер п/о: Жюри подводит итоги второго конкурса, а сейчас конкурс среди зрителей. У них есть возможность получить награды! За каждый правильный ответ, наши уважаемые зрители получают жетон. В конце викторины, мы определим победителя по количеству набранных жетонов. Мастер п/о задает вопросы: 1.Почему консервированные оливки имеют разный цвет: зеленый и черный? (Особая технология производства насыщает их раствором кислорода и они приобретают черную окраску). 2.Какая ягода считается самой полезной, с точки зрения британских ученых. Имеет свойства противодействия раку и сердечным заболеваниям, улучшает умственную способность? (смородина). 3.Названия христианских праздников, которые отмечаются в августе. В эти дни в магазинах и на рынке «сметают» с прилавков 3 вида продовольственных товаров. (Спас - Яблочный(19), Медовый(14), Ореховый(29)). 4.Назовите пословицы и поговорки о хлебе. Хлеб всему голова. Хлеб - в пути не тягость. Хлеб да вода - богатырская еда. Хлеб - соль ешъ, а правду режь. Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай. Хлеба ни куска - ив горле тоска. Хлебу мера - деньгам счет. 5.Этот продукт появился на Руси в IX веке и назывался «медовым хлебом»? (пряники), а позже в этот продукт стали добавлять пряности. 6.Французский химик Пастер изобрел метод консервирования, который назывался...( пастеризация) 7.В городе Мамонова Калининградской области этому товару установлен памятник. На мраморном столе - банка с данным товаром, а надпись гласит: «Это жемчужина в короне рыбной промышленности».(шпроты) 8.Как звали египетскую царицу, владеющую знаниями о влиянии ароматов на женскую привлекательность? (Клеопатра) 9.Сыр - полезный и вкусный продукт. В какой стране он пользуется наибольшей популярностью? (Франция, каждый француз употребляет до 25 кг.сыра, добавляет в супы, любые блюда). Мастер п/о: Просим наше жюри оценить предыдущий конкурс. Подводятся итоги второго конкурса - слово жюри, заполняют протокол. Мастер п/о: Переходим к заключительному этапу - команды готовы? Команды получают конверты с заданиями. Можно дать не только устный ответ, но и применить свои театральные способности - разыграть сценку. Для этого можно использовать театральный реквизит. Каждой команде дается по 4 минуте. 1конверт: Покупатель принес в магазин недоброкачественное сливочное масло с просьбой заменить его на качественное, но продавец отказывается, мотивируя тем, что срок годности не истек и имеется сертификат соответствия. Объясните кто прав и почему. 2конверт: Покупатель просит отрезать ему 1,2м. ткани от остатка длиной 1,7 м. Продавец отказывается по той причине, что остаток невозможно будет продать. Найдите правильное решение. 3конверт: Покупатель в пятницу приобрел пару сапог, а в субботу принес вместе с чеком, гарантийным талоном, с просьбой заменить сапоги на другую, более дорогостоящую модель. Продавец отказывается выполнять эту просьбу, просит покупателя обратиться в магазин в понедельник. Объясните, кто прав и почему. Мастер п/о: А теперь слово предоставляется нашим конкурсантам. (Идет выступление команд по очереди.) Mастер п/о: Сейчас настало время подвести итог последнего конкурса и всей игры. Для подведения итогов конкурса на сцену приглашается наше уважаемое жюри. Звучат фанфары Оглашаются результаты, награждаются участники. Мастерп/о: Сегодня вы подтвердили свою любовь к профессии, знания, а также продемонстрировали лучшие качества продавца. Закончить классный час нам хотелось бы словами знаменитого поэта: Э.Асадова «Что такое счастье?» Звучит фоновая музыка Что же такое счастье? Одни говорят - это страсти, Карты, вино, увлечения – Все острые ощущенья. Другие верят, что счастье В окладе большом и власти, В глазах секретарш плененных И трепете подчиненных. Третьи считают, что счастье - Это большое участие: Забота, тепло, внимание, И общность переживаний. По мнению четвертых, это – С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться. Есть и такое мнение, Что счастье - это горение, Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета. А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста От кочки и до Казбека В зависимости от человека. Мастер п/о: На этом наше мероприятие подходит к концу. Помните - вы будущие профессионалы, вам жить и созидать в новом веке, вам строить будущее страны! Используемая литература: 1.Правила торговли. Сборник законодательных актов и нормативных доку- ментов(сокращенное издание). Из-во Элит, Москва, 2007г. 2.Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами. Из-во Академия, Москва, 2000г. 3.Практикум делового человека: Поведение и поступки. - Ростов-на-Дону: Из-во Рост. Ун-та, 1993г. 4.Скоркина Н.М., Игровые праздники и тематические вечера, Из-во «Учи-тель-Аст», Волгоград, 2002г. 5.Кузнецова Э.Г., «Занимательные сценарии», из-во «Аквариум», г. Киров,2000г. |