kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по внеурочной деятельности ТЕМА: Слово одно, а значений несколько.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучению русского языка уделяется большое внимание. ФГОС предусматривают углубленное изучение норм речи, раскрытие понятий "речь", "язык" и умелое пользование словарным запасом. Русская речь плавная, певучая, она достойна всеобъемлющего изучения. Русский язык - основа всех курсов наук. Детям необходимо показать прелесть окружающего мира, прочувствовать вместе с ними и рядом с ними свежесть ветра, силу мороза, жару знойного лета, полюбоваться искрящимся снегом или первыми листочками, постоять под сенью ветвистых деревьев в школьном дворе…Задача учителя – вести детей по дороге познания, учить видеть прекрасное на расстоянии вытянутой руки, в ближайшем окружении, испытывать счастье познания  мира.  И в осуществлении этой задачи поможет знание русского языка.                                                                         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по внеурочной деятельности ТЕМА: Слово одно, а значений несколько. »





ФГОС. Внеурочная деятельность.


1класс. Занятие кружка «Удивительный мир слов»

Учитель начальных классов «МОУ СОШ №1»

города Валуйки Белгородской области

Дмитриева Л.Е.

ТЕМА: Слово одно, а значений несколько.

Проблема: Выяснить, сколько значений может быть у слова.

Задачи: Познакомить с многочисленными словами, выделять их в тексте , в речи.

Планируемые результаты:

Личностные: придерживаются в поведение социальных норм, проявляют уважение к иному мнению.

Предметные: научаться употреблять многозначные слова, использовать их для построения предложений, связного текста; овладевают речевой техникой в ситуациях учебного и бытового общения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: наблюдать в речи и самостоятельного употреблять многозначные слова.

Коммуникативные: участвовать в совместной работе, адекватно выбирать слова в соответствии с целью высказывания.

Материальное обеспечение: индивидуальные карточки, таблицы, флажки, плакат «Словарь хорошего настроения»

Ход занятия


1. Организационный этап. Мотивация (самоопределение, переход из перемены в пространство деятельности).

1). Приветствие.

Потрите свои ладошки. Почувствовали тепло? А теперь в группах соедините ладошки, объедините тепло и хорошее настроение, пожелайте успешной работы. 2). Чтение с плаката высказывания о русском языке А. Толстого:

« Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня под колыбельную».

С чем сравнивает писатель русский язык?


  1. Актуализация и пробное действие.

1). Чтение стихотворения учителем.

О каком море говорится в стихотворении?

Всему название дано:

И зверю и предмету

Вещей кругом полным – полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами, и под нами.

И всё, что, что в памяти у нас –

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,



На улице и дома

Одно давно привычно нам,

Другое – незнакомо.

Слова, слова, слова …

Язык и стар, и вечно нов

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно.

(Ответ-рассуждение)

А знакомит нас со всеми словами в русском языке раздел «Лексика», которую можно сравнить с морем, а, возможно, и с океаном слов.

И мы сегодня отправляемся в научную экспедицию по стране слов «Лексика».

В ней много городов. В некоторых мы уже побывали. Вспомним, кто живет в этом городе? (На карте поочерёдно открываются города: Синоним, Антоним, Фразеологизм.)

Из словаря хорошего настроения выберите и назовите слова - синонимы. Они очень дружны.

Назовите второй город (Антоним) и назовите жителей в нем.

Приведите примеры антонимов.

Назовите третий город (Фразеологизм) и назовите жителей в нем.

( Фразеологизм - устойчивое выражение).

Составьте фразеологизмы с помощью карточек, где записана первая часть фразеологического оборота и картинок. Работают в 4 группах

1группа. Голоден как ... волк

Труслив как …. заяц

Здоров как ……бык

Надут как …… индюк

Болтлив как ……сорока

Хитер как…….. лиса

Нем как …….рыба

Упрям как….. осёл

Изворотлив как …. уж

Колючий как….. ёж

Грязный как …… свинья

Мокрый как …..курица

В стране «Лексика» живут пословицы и поговорки. Соедините части пословиц.

Без труда ……..не вытащишь и рыбку из пруда.

Век живи…….. век учись.

Объясните их значение.

Зачем же нам надо знать и уметь определять лексическое значение слов, применять в своей речи? (Чтобы речь была красивой, интересной). Над этим мы будем работать сегодня на уроке.

3.Целеполагание и построение проекта занятия.

Но на карте есть ещё один незнакомый город. Как называется – мы узнаем на сегодняшнем занятии.

Какие же ещё задачи в ходе экспедиции будем решать? (Узнаем название города,

познакомимся с его жителями и, если они дружелюбны, добры, то подружимся).


4.Реализация проекта занятия.

1).Чтобы войти в новый город, надо прочитать стихи и объяснить значение слов.

Ученики читают стихи И. Токмаковой «В чудной стране» и объясняют значение слов язычок, глазок, горлышко, ножка. Поводим к тому, что эти слова имеют не одно значение.

1ученик. В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

2уч. Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко

3уч. И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

4уч. Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

5уч. А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране …

Ты почему не веришь мне?


А какие ещё значения у этих слов? Так сколько же значений у каждого слова? Называют их многозначные слова, и живут они в городе «Омоним».

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Так что же это за слова – омонимы? (Многозначные слова). Молодцы! Первую главную задачу мы выполнили.

Многозначные слова могут обозначать и предметы, и действия предметов, и признаки предметов.

6. Включение в систему знаний и работа по эталону.

А сейчас мы будем исследовать многозначные слова, т.е. узнавать их лексическое значение.

Работа в группах.

1 группа – слово - золотой, 2 группа – слово звезда, 3 группа – язык, 4 группа – бежать.

План.

Определите все значения слова.

Составьте несколько предложений с ними, правильно употребив их в речи.

Сколько значений у них?

1гр. Золотой предмет цвета золота.

Золотой – хороший человек.

Золотой, осенний, жёлтый лист.

2гр. Звезда - самосветящееся небесное тело.

Талантливый человек.

Морская звезда.

Украшение (награда).

3гр. Язык – мясистый орган во рту, служащий для подкладки зубам пищи и распознавания её вкуса.

Язык у колокола.

Язык пламени.

Словесная речь человека по народности (русский, английский и т.д.)

Пленный.

4гр. Бежать – передвигаться быстро (живые существа).

Бежит ручей.

Бежит время.

Бежит по венам кровь.

Бегут облака.

Бежит машина.

Так как же называются все эти слова?

Мы выполнили вторую задачу.


7. Работа в системе практического повторения добытой информации.

А третья задача - научиться употреблять, определять и различать в речи омонимы.

Следующий этап нашей работы в городе «Омоним» - разрешение проблемной ситуации. Вы заблудились. Вот вам навигаторы, приборы, указывающие путь (картинки).

Найти место встречи, решить лексическую задачу, отчитаться и сесть на место.

1 рисунок - ХВОСТ (у животного, причёска, хвост звезды, самолёта).

2 рисунок - ТРУБА (печная, труба сливная, музыкальный инструмент).

3 рисунок - РУЧКА (у человека, для письма, дверная).

4 рисунок - ЛУК (холодное оружие, овощ).

Вывод: надо знать значение слов, чтобы не заблудиться в их океане.


8. Театрализация, исполнительская рефлексивная реализация проекта.

А сейчас у нас культурная программа. Мы будем читать стихи, рассказы, диалоги с многозначными словами (омонимами).

  1. Посмотрите инсценировку из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова, укажите в нем омонимы.

1).Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

-Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку!- добавил Сашка.

- И я люблю! – сказал Матвей.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это - вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.

- Как это - про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! – изумился Матвей.


2). Лисички.

- Кто вы?

- Мы лисички – дружные сестрички.

- Ну а вы - то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной лапой?

Нет, ещё со шляпкой!


3). Колокольчики.

Колокольчик зазвонил,

Отдыхать нас поманил.

На лужайку мы бежим,

Чтоб набраться много сил.


Колокольчик там растет,

Удивительно цветет.

Мы не будем рвать цветы.

Не нарушим красоты.


4).За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно? (Г. Бойко)


5). Вот шофер какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил – вертел баранку.

А зачем крутил – вертел?-

Лучше взял бы да и съел!... (А. Шибаев)


6).Инсценировка стихотворения А.Л. Барто «Разговор с дочкой».

- Какое значение имеет в этом тексте слово теплота? (любовь, ласка)

«Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?»

«Ты не поймёшь, ещё мала»,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»-

И тащит одеяло.

-Почему дочка не поняла маму? (она думала, что ей холодно)

- Как же называются многозначные слова?

Выполнили и третью задачу: научились различать и употреблять омонимы в речи.

7).Коллективное чтение стихотворения Н. Рыленко «Слова».

Важно, чтобы слова были добрыми, честными. Ведь в каждом слове заключены смысл и большая сила.

1). Подумайте, какие слова имеют в нашей жизни большое значение. ( Стихотворение у каждого обучающегося).

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – воды что напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

Кто заметил фразеологический оборот?

2).Объяснить значение пословицы «Жизнь дана на добрые дела»


3).Рекламный проспект.

Плакат с символикой Олимпиады.

В 2014 году в Сочи – Олимпиада, XXII зимние олимпийские игры.

Талисманы: заяц, медведь, леопард

Какое слово является омонимом (многозначным)?

(Заяц – безбилетный пассажир)

Какие ещё многозначные слова знаете?


9.Рефлексия занятия и самооценка деятельности каждой группы.

Какая информация для вас была открытием?

На какую ступень познания школьной лесенки вы поднялись сегодня?


Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока,

Но это замечательно,

И очень увлекательно

У всех давно известных слов

Вдруг открывать секреты,

Читать, исследовать, искать.

И находить ответы!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дмитриева Любовь Егоровна

Дата: 25.06.2015

Номер свидетельства: 221384

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка открытого внеурочного занятия по программе "Развитие речи" на тему "Словесное рисование". "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-vnieurochnogho-zaniatiia-po-proghrammie-razvitiie-riechi-na-tiemu-sloviesnoie-risovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "104442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402698156"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства