МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по внеурочной деятельности ТЕМА: Слово одно, а значений несколько.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по внеурочной деятельности ТЕМА: Слово одно, а значений несколько.
Изучению русского языка уделяется большое внимание. ФГОС предусматривают углубленное изучение норм речи, раскрытие понятий "речь", "язык" и умелое пользование словарным запасом. Русская речь плавная, певучая, она достойна всеобъемлющего изучения. Русский язык - основа всех курсов наук. Детям необходимо показать прелесть окружающего мира, прочувствовать вместе с ними и рядом с ними свежесть ветра, силу мороза, жару знойного лета, полюбоваться искрящимся снегом или первыми листочками, постоять под сенью ветвистых деревьев в школьном дворе…Задача учителя – вести детей по дороге познания, учить видеть прекрасное на расстоянии вытянутой руки, в ближайшем окружении, испытывать счастье познания мира. И в осуществлении этой задачи поможет знание русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по внеурочной деятельности ТЕМА: Слово одно, а значений несколько. »
ФГОС. Внеурочная деятельность.
1класс. Занятие кружка «Удивительный мир слов»
Учитель начальных классов «МОУ СОШ №1»
города Валуйки Белгородской области
Дмитриева Л.Е.
ТЕМА: Слово одно, а значений несколько.
Проблема: Выяснить, сколько значений может быть у слова.
Задачи: Познакомить с многочисленными словами, выделять их в тексте , в речи.
Планируемые результаты:
Личностные: придерживаются в поведение социальных норм, проявляют уважение к иному мнению.
Предметные: научаться употреблять многозначные слова, использовать их для построения предложений, связного текста; овладевают речевой техникой в ситуациях учебного и бытового общения.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: наблюдать в речи и самостоятельного употреблять многозначные слова.
Коммуникативные: участвовать в совместной работе, адекватно выбирать слова в соответствии с целью высказывания.
1. Организационный этап. Мотивация (самоопределение, переход из перемены в пространство деятельности).
1). Приветствие.
Потрите свои ладошки. Почувствовали тепло? А теперь в группах соедините ладошки, объедините тепло и хорошее настроение, пожелайте успешной работы. 2). Чтение с плаката высказывания о русском языке А. Толстого:
« Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня под колыбельную».
С чем сравнивает писатель русский язык?
Актуализация и пробное действие.
1). Чтение стихотворения учителем.
О каком море говорится в стихотворении?
Всему название дано:
И зверю и предмету
Вещей кругом полным – полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами, и под нами.
И всё, что, что в памяти у нас –
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо.
Слова, слова, слова …
Язык и стар, и вечно нов
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно.
(Ответ-рассуждение)
А знакомит нас со всеми словами в русском языке раздел «Лексика», которую можно сравнить с морем, а, возможно, и с океаном слов.
И мы сегодня отправляемся в научную экспедицию по стране слов «Лексика».
В ней много городов. В некоторых мы уже побывали. Вспомним, кто живет в этом городе? (На карте поочерёдно открываются города: Синоним, Антоним, Фразеологизм.)
Из словаря хорошего настроения выберите и назовите слова - синонимы. Они очень дружны.
Назовите второй город (Антоним) и назовите жителей в нем.
Приведите примеры антонимов.
Назовите третий город (Фразеологизм) и назовите жителей в нем.
( Фразеологизм - устойчивое выражение).
Составьте фразеологизмы с помощью карточек, где записана первая часть фразеологического оборота и картинок. Работают в 4 группах
1группа. Голоден как ... волк
Труслив как …. заяц
Здоров как ……бык
Надут как …… индюк
Болтлив как ……сорока
Хитер как…….. лиса
Нем как …….рыба
Упрям как….. осёл
Изворотлив как …. уж
Колючий как….. ёж
Грязный как …… свинья
Мокрый как …..курица
В стране «Лексика» живут пословицы и поговорки. Соедините части пословиц.
Без труда ……..не вытащишь и рыбку из пруда.
Век живи…….. век учись.
Объясните их значение.
Зачем же нам надо знать и уметь определять лексическое значение слов, применять в своей речи? (Чтобы речь была красивой, интересной). Над этим мы будем работать сегодня на уроке.
3.Целеполагание и построение проекта занятия.
Но на карте есть ещё один незнакомый город. Как называется – мы узнаем на сегодняшнем занятии.
Какие же ещё задачи в ходе экспедиции будем решать? (Узнаем название города,
познакомимся с его жителями и, если они дружелюбны, добры, то подружимся).
4.Реализация проекта занятия.
1).Чтобы войти в новый город, надо прочитать стихи и объяснить значение слов.
Ученики читают стихи И. Токмаковой «В чудной стране» и объясняют значение слов язычок, глазок, горлышко, ножка. Поводим к тому, что эти слова имеют не одно значение.
1ученик. В чужой стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
2уч. Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко
3уч. И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
4уч. Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
5уч. А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране,
В чудной стране …
Ты почему не веришь мне?
А какие ещё значения у этих слов? Так сколько же значений у каждого слова? Называют их многозначные слова, и живут они в городе «Омоним».
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Так что же это за слова – омонимы? (Многозначные слова). Молодцы! Первую главную задачу мы выполнили.
Многозначные слова могут обозначать и предметы, и действия предметов, и признаки предметов.
6. Включение в систему знаний и работа по эталону.
А сейчас мы будем исследовать многозначные слова, т.е. узнавать их лексическое значение.
Работа в группах.
1 группа – слово - золотой, 2 группа – слово звезда, 3 группа – язык, 4 группа – бежать.
План.
Определите все значения слова.
Составьте несколько предложений с ними, правильно употребив их в речи.
Сколько значений у них?
1гр. Золотой предмет цвета золота.
Золотой – хороший человек.
Золотой, осенний, жёлтый лист.
2гр. Звезда - самосветящееся небесное тело.
Талантливый человек.
Морская звезда.
Украшение (награда).
3гр. Язык – мясистый орган во рту, служащий для подкладки зубам пищи и распознавания её вкуса.
Язык у колокола.
Язык пламени.
Словесная речь человека по народности (русский, английский и т.д.)
Пленный.
4гр. Бежать – передвигаться быстро (живые существа).
Бежит ручей.
Бежит время.
Бежит по венам кровь.
Бегут облака.
Бежит машина.
Так как же называются все эти слова?
Мы выполнили вторую задачу.
7. Работа в системе практического повторения добытой информации.
А третья задача - научиться употреблять, определять и различать в речи омонимы.
Следующий этап нашей работы в городе «Омоним» - разрешение проблемной ситуации. Вы заблудились. Вот вам навигаторы, приборы, указывающие путь (картинки).
Найти место встречи, решить лексическую задачу, отчитаться и сесть на место.
1 рисунок - ХВОСТ (у животного, причёска, хвост звезды, самолёта).
2 рисунок - ТРУБА (печная, труба сливная, музыкальный инструмент).
3 рисунок - РУЧКА (у человека, для письма, дверная).
4 рисунок - ЛУК (холодное оружие, овощ).
Вывод: надо знать значение слов, чтобы не заблудиться в их океане.