kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка интеллектуально – развивающей игры «Жизнь в морях и океанах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуально – развивающая игра

«Жизнь в морях и океанах»

Данный материал  имеет экологическую направленность и может быть полезен  как педагогам дополнительного образования детей, так и учителям школ, ведущим  занятия по экологии. Проведение игровой программы «Жизнь в морях и океанах» позволяет обобщить ранее приобретённые детьми знания, стимулирует их к выполнению интеллектуальных и творческих заданий, доставляет детям радость от общения друг с другом.

Цель: Обобщение знаний о море  и его обитателях.

Задачи:
- активизировать знания детей о море и подводном мире;

- формировать умение размышлять;

- закреплять коммуникативные навыки;

- развивать смекалку, творческие способности, умение работать в команде;
-воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира, взаимовыручку, бережное отношение к природе.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, загадки, логическая задача, тесты, творческие задания, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Время игры: примерно 1 час

Реквизит:

  1. Маршрутный лист для каждой команды
  2. Задания к конкурсам
  3. Ручки
  4. Ноутбук
  5. Проектор
  6. Экран

Ожидаемые результаты проекта

• Владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски».

• Иметь представления о особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида.

• Знать о взаимосвязи с другими обитателями.

• Сформировать п навыки экологически грамотного поведения в природе.

Ход игры.

Всего в нашей игре 6 станций.  На каждой из них вы командой будете выполнять определённые задания.

У каждой команды будет свой маршрутный лист, в котором указаны все станции и выделена та станция, с которой нужно будет начинать вой путь.

После того, как вы пройдёте все станции, собираетесь в актовом зале, маршрутные листы сдаёте жюри.

По окончании игры, жюри подводит общекомандные результаты. Команда–победитель выявляется по наибольшему количеству набранных баллов. Участникам выдаётся грамота за 1 – 3 место или свидетельство за активное участие в мероприятии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интеллектуально – развивающей игры «Жизнь в морях и океанах» »

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей –

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий












Методическая разработка

интеллектуально – развивающей игры



«Жизнь в морях и океанах»











Выполнила

Полянская Ольга Владимировна

педагог – организаторЦДЮТЭ,

эколого – биологический отдел









Рыбинск, 2015



Интеллектуально – развивающая игра

«Жизнь в морях и океанах»



Данный материал  имеет экологическую направленность и может быть полезен  как педагогам дополнительного образования детей, так и учителям школ, ведущим  занятия по экологии. Проведение игровой программы «Жизнь в морях и океанах» позволяет обобщить ранее приобретённые детьми знания, стимулирует их к выполнению интеллектуальных и творческих заданий, доставляет детям радость от общения друг с другом.


Цель: Обобщение знаний о море  и его обитателях.

Задачи:
- активизировать знания детей о море и подводном мире;

- формировать умение размышлять;

- закреплять коммуникативные навыки;

- развивать смекалку, творческие способности, умение работать в команде;
-воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира, взаимовыручку, бережное отношение к природе.


Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, загадки, логическая задача, тесты, творческие задания, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Время игры: примерно 1 час

Реквизит:

  1. Маршрутный лист для каждой команды

  2. Задания к конкурсам

  3. Ручки

  4. Ноутбук

  5. Проектор

  6. Экран


Ожидаемые результаты проекта

• Владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски».

• Иметь представления о особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида.

• Знать о взаимосвязи с другими обитателями.

• Сформировать п навыки экологически грамотного поведения в природе.





Ход игры.

Всего в нашей игре 6 станций. На каждой из них вы командой будете выполнять определённые задания.

У каждой команды будет свой маршрутный лист, в котором указаны все станции и выделена та станция, с которой нужно будет начинать вой путь.

После того, как вы пройдёте все станции, собираетесь в актовом зале, маршрутные листы сдаёте жюри.

По окончании игры, жюри подводит общекомандные результаты. Команда–победитель выявляется по наибольшему количеству набранных баллов. Участникам выдаётся грамота за 1 – 3 место или свидетельство за активное участие в мероприятии.































  1. Станция «1000 и 1 факт»


В соленой воде морей и океанов обитают сотни видов животных. Живые существа обнаружены даже вблизи горячих подводных термальных источников и на дне глубочайших океанических впадин. Вам представлены интересные факты о морских обитателях, факты загадочной и удивительной жизни не похожих друг на друга аборигенов Мирового океана.

Задание. Вам предложены 10 морских обитателей и 10 фактов о них.

Задача Сопоставить факт и морского обитателя.

Время работы на станции: 5 минут.

Количество баллов – 10 , 1 балл за каждый правильный ответ.



  1. Станция «Знаете ли вы?»

Задание представлено в виде небольшого теста. Количество заданий можно уменьшить. (см. приложение)

Время работы на станции: 5 минут.

Количество баллов – 11 , 1 балл за каждый правильный ответ.


  1. Станция «Морские животные. (самые… самые…)

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Моря и океаны занимают более 70% поверхности земного шара. Эта среда необыкновенно богата разнообразными растительными и животными организмами. Здесь живут все группы живых существ – от одноклеточных до позвоночных, от многочисленных моллюсков до млекопитающих. Жизнь в океане присутствует во всех его частях: от поверхности до самых больших глубин. Многие из вас самостоятельно читали научно-популярные книги о морских животным, смотрели отрывки из фильмов.

А теперь, чтобы закрепить полученные знания, расширить кругозор, проверить свою начитанность и эрудицию мы с вами проведем викторину « Морские животные. Самые… самые…».


Задание: представлено в виде мультимедийной презентации, составленной из 21 слайда. Слайды со 3 по 19 разработаны для командной работы. На каждом слайде предложено задание на сообразительность. Ответом служит название животного.

Задача: правильно назвать животное, обитающее в Мировом Океане.

Время работы на станции: 5 минут.

Количество баллов – 17 , 1 балл за каждый правильный ответ.

  1. Станция «Планета Океан»

Вот почтовые конверты
Для азартных игроков,
На смекалку мы проверим
Наших юных моряков!

Задания к викторине представлены в виде обитателей мирового океана (распечатаны обитатели, а на обратной стороне представлен вопрос). Игроки сами выбирают самостоятельно выбирают вопрос и обдумав дают ответ.

Всего 9 баллов, 1 балл за каждый правильный ответ.

  1. Станция «Рыбий календарь»



Задание определить, в какое время, какая рыба идёт на нерест

Всего 18 баллов, 1.5 балла за каждый правильный ответ


  1. Станция «Океаны и их обитатели».


Обитатели моря — несколько сотен разновидностей животных, растений и одноклеточных организмов, чье существование неразрывно связано с морской стихией. Открытое море – место, где резвятся дельфины и без компаса находят дорогу морские черепахи. Спустившись под воду можно обнаружить микроскопически маленькие одноклеточные водоросли, тучи крошечных рачков, стаи рыб и кальмаров, а также целый комплекс обитателей моря живущих в приповерхностных слоях воды.

Задание: представлено в виде карт с изображением четырёх Океанов и животных, которые в них обитают

Задача: правильно определить место обитания животного, и по описанию назвать океан

Время работы на станции: 5 минут.

Количество баллов – 8 , 1 балл за каждый правильный ответ о животных

4, 1 балл за каждый правильный ответ о названии океана.

Всего баллов 12.

















Заключение.

Жизнь человека всегда была тесно связана с животными. Чело­век охотится на них, приручал и одомашнивал, почитал и поклонялся им, и в то же время истреблял, разрушал места обитания.

Мы сейчас знаем: если численность особей в каком-нибудь виде достигла определённого минимального количества, этот вид обречён на вымирание. Для многих видов роковая цифра - 2 тысячи. Для других она может быть чуть выше или несколько ниже. Но, так или иначе, список животных, численность которых подошла к роковой черте, неуклонно растёт. Уже почти 400 видам и подвидам грозит гибель. А ведь ни один вид, исчезнув, не может возникнуть заново.

Люди не могут воссоздавать или оживлять животных. Но они могут не допустить, чтобы десятки видов целиком исчезли с лица Земли.

Не допустить этого - дело совести человечества.


Подведение итогов, награждение победителей



































ПРИЛОЖЕНИЕ

Станция «1000 и 1 факт»







У золотой рыбки память 3 секунды





Срок жизни черепах похож на срок жизни людей. Некоторые из них живут более 100 лет.





У млекопитающих кровь красная, у насекомых жёлтая, у омаров синяя







Дельфины спят с одним открытым глазом.





Сфотографировать живого гигантского кальмара люди сумели только в 2006 году. Живут эти полутонные чудовища на глубине от 200 метров до километра.






Императорские пингвины могут нырять на глубину до 500 метров и способны задерживать дыхание на 18 минут.





Голубые киты – самые шумные животные в мире. Их мелодичное пение может оглушить человека. Без вреда для слуха человек может выдержать 85 децибелов, на рок-концерте громкость звука – 100 децибелов, голубые киты поют на 188 децибелов и их можно услышать за 800 километров.






Щупальца гигантской арктической медузы могут достигать в длину 36 метров




Осьминог может протиснуться в любую щель, в которую пролезет его глаз





Известны 7 организмов, которые не стареют: алеутский морской окунь, расписная черепаха, болотная американская черепаха, коробчатая каролинская черепаха, красный морской ёж, моллюск циприна исландская и сосна остистая межгорная. Самая старая обнаруженная сосна имеет возраст более 5000 лет, самый старый моллюск – более 500, остальные животные из этого списка – более 200 лет. При этом все экземпляры не имеют никаких признаков старения и угасания функций организма.




























Станция «Знаете ли вы?»


Вопрос 1:

В Англии и США ее называют рыба-гитара, в Австралии – акула-банджо, во Франции – морская скрипка. А как ее называют ученые?


  • Голубая акула

  • Гитарный скат


Вопрос 2:

По свидетельству Горация, древние римляне во все века были большими любителями мяса именно этой рыбы. Разводили этих чудовищ в особых бассейнах, бросая им на съедение строптивых рабов. Кто это?


  • Речной угорь

  • Мурена


Вопрос 3:

Рассказов об этих небольших, но очень прожорливых хищных рыбках очень много. Однако достоверных случаев гибели людей от них мало. Так, известен случай, когда косяк этих рыб в несколько минут обглодал до костей 180-килограммовую свинью. Как называют этих хищниц?


  • Пираньи

  • Арапайма


Вопрос 4:

Эта удивительная морская рыба, по словам Аристотеля, поражает добычу своеобразным оглушающим устройством и выделяет «нечто вроде яда или эликсира». Назовите ее.


  • Спинорог

  • Электрический скат


Вопрос 5:

В 1665 г. лорд де Рошфор, наблюдая за этим морским чудовищем, сделал следующую запись в своей книге «Естественная история Антильских островов»: «Среди жадных до человечины чудовищ одно из самых страшных – бекюн». Так в Вест-Индии называли эту рыбу. А как называем ее мы?


  • Барракуда

  • Европейский морской черт


Вопрос 6:

Эту рыбу, как только впервые поймали, зоологи сразу же окрестили «ожившим палеозойским ископаемым». Какая рыба скрывается за этим образным выражением?

  • Латимерия

  • Химера

Вопрос 7:

Натуралист-путешественник ХVIII в. академик Иван Лепехин писал в своих дневниках, что на Волге и ее притоках железницу «никто из русских не употребляет, и ее добывают для себя только мордва и чуваши, а русские рыбаки с трудом ее от другой рыбы отбирают, или опять бросают в воду, или вылавливают на снедь птицам». Какая рыба скрывается за старинным названием – железница?


  • Каспийская сельдь черноспинка, или бешенка

  • Сельдь иваси, или дальневосточная сардина


Вопрос 8:

Горчак, тилапия, трехиглая колюшка, пинагор – всех этих рыб объединяет... Что?


  • Цвет

  • Забота о потомстве


Вопрос 9:

Значение этой рыбы для человека очень велико. По общему размеру уловы ее в Атлантике уступают только уловам сельди. Ее мясо заготовляют в охлажденном, мороженом и соленом виде. Из нее делают консервы, а печень используется для вытопки медицинского жира, богатого витамином D. Что это за рыба?


  • Мерланг

  • Треска


Вопрос 10:

Ежегодно весной или осенью к берегам Северной Европы (от Норвегии до Франции) приплывали на нерест огромные стаи этой ценной промысловой рыбы. Если она не приходила на нерест, то это считалось Божьим наказанием за грехи местных жителей. О какой рыбе идет речь?


  • Морская сельдь

  • Судак


Вопрос 11:

Их фигурки из золота, серебра, стекла носили древние греки на шее как амулеты, их воспевали в своих произведениях Филоксен, Плиний и другие классики античной литературы, их изображения красовались на монетах греческих колоний Ольвии и Пантикапеи. Кто эти животные?


  • Рыбы

  • Рептилии







Вопрос 12:

Платон, Цицерон, Аристотель упоминают об этой рыбе в своих работах. Знаменитый римский врач Гален даже рекомендовал ее для лечения ревматизма и подагры, а мусульманские врачи Средневековья для лечения эпилепсии. Как называется эта рыба?


  • Морской ангел

  • Электрический скат, или торпедо


Вопрос 13:

В озерах, болотах Индии и Филиппинских островов водится эта небольшая рыбка, способная при пересыхании водоемов проползать по суше сотни метров и даже забираться на деревья. Ее название с малайского на русский переводится как древолаз. А как оно звучит по-малайски?


  • Анабас

  • Сибас


Вопрос 14:

Какие рыбы при пересыхании водоемов способны впадать на несколько месяцев в спячку и при этом оставаться живыми?


  • чешуйчатники – лепидоспрен протоптерус

  • Австралийский рогозуб, или неоцератод

  • Мурена


Вопрос 15: Американский и африканский

Названия каких рыб совпадают с названиями русских городов?


  • Калуга

  • Сельдь

  • Елец

  • Судак


Вопрос 16:

Какая рыба не погибает, вмерзая в лед?


  • Серебряный карась

  • Ротан-головешка, или даллия


Вопрос 17:

Ловят этих рыб при помощи специального барабана и лопаты. Звуки барабана имитируют падение дождевых капель. Поддавшись на обман, рыбы просыпаются и издают громкий чмокающий звук, выдавая место своего укрытия. Остается извлечь двухметровую рыбину оттуда. Как же она называется?


  • Африканский чешуйчатник, или протоптерус

  • Дисковый скат


Вопрос 18:

Телескоп, вуалехвост, комета, львиная голова, жемчужина... Существует более 12 разновидностей так называемой золотой рыбки. А кто является их родоначальником?


  • Китайский серебряный карась

  • Золотистый карась


Вопрос 19:

Слышат ли рыбы звуки и могут ли они говорить?

Какая рыба считается самой болтливой?


  • Нет, рыбы не слышат звуки и не могут говорить

  • Слышат и говорят рыбы в основном с помощью плавательного пузыря; тригла, или морской петух


Вопрос 20:

За то, что эти рыбы защищаются от врагов с помощью острых, как ланцет, шипов на хвосте, их называют... Как?


  • Рыбы-хирурги

  • Рыбы-ножи


Вопрос 21:

Икра рыб является ценным пищевым продуктом. И названий у нее много – зернистая, паюсная, ястычнaя, тарама, галаган, кетовая. А что означают все эти названия?

Зернистая икра – т.е. цельная; ястычная – в оболочках;

  • у паюсной – икринки раздавленные

  • галаган – судака или кефали

  • кетовая – лососевых рыб

  • тарама – это икра воблы

Вопрос 22:

Этот продукт получают из костей, кожи и плавательных пузырей осетров, севрюг, белуг и сазанов. Он широко используется в текстильной промышленности, кондитерском деле и медицине для приготовления желатина. Как называется этот ценный продукт?


  • Рыбий жир

  • Рыбий клей


Вопрос 23:

Эта крупная хищная рыба может атаковать промысловые лодки и даже большие суда, развивая скорость более 100 км/ч. Столкновение с ней четырехмачтовой американской шхуны «Элизабет» в 1948 г. чуть было не закончилось трагически для людей. Кто она?


  • Рыба-меч

  • Рыба-пила

Вопрос 24:

Плавники этих рыб используют в пищу, из зубов делают сувениры и лекарства. Кожа, называемая шагренью, идет на изготовление футляров и т.п. Что это за рыбы?


  • Акулы

  • Скаты


Вопрос 25:

Какая рыба имеет хвостовой плавник, превышающий длину ее собственного тела?


  • Акула-лисица

  • Семижаберник, или пепельная семижаберная акула


Вопрос 26:

Эта хрящевая рыба, имеет удлиненный носовой рострум, усаженный по бокам зубовидными выростами. Как она называется?


  • Мозаичный скат

  • Рыба-пила


Вопрос 27:

Область распространения этих рыб ограничивается водами Коморского архипелага, где они живут на глубине 150–390 м. Находка первого экземпляра стала подлинной сенсацией, т.к. ученые считали этих рыб исчезнувшими более 100 млн лет назад. Как называются эти рыбы?


  • Двоякодышащие

  • Кистеперые – латимерия халумне


Вопрос 28:

Обладая острыми зубами, они стаей нападают в первую очередь на раненых рыб, кайманов и даже крупных млекопитающих, оказавшихся в воде. Через считаные минуты от жертвы остается только скелет. Кто эти хищники?


  • Пираньи

  • Тигровые рыбы голиаф


Вопрос 29:

Существование этой рыбки полностью зависит от двустворчатых моллюсков, в мантийную полость которых самка при помощи длинного яйцеклада откладывает икру. Как эта рыбка называется?


  • Горчак

  • Зеленушка, или ласточка





Вопрос 30:

Этих растительноядных рыб, питающихся побегами камыша, рогоза и тростника, используют для предотвращения зарастания водоемов, главным образом оросительных каналов Средней Азии, растениями. Как они называются?


  • Белый амур

  • Толстолобик

  • Капрос


Вопрос 31:

В Карибском море местные жители используют эту рыбу для ловли морских черепах. К хвосту рыбы привязывается веревка, и как только появляется черепаха, ловец выпускает рыбу. Как она называется?


  • Рыба-присоска

  • Рыба-прилипала


Вопрос 32:

В момент опасности эта рыба раздувается, наполняясь водой, и выглядит как колючий шар или мяч. Ее шипы могут вызвать весьма болезненные, трудноизлечимые раны. Кто это?


  • Иглобрюх

  • Луна-рыба


Вопрос 33:

Три первых луча спинного плавника у этой рыбы отделены и преобразованы в специальные «удилища». Двигая ими, она привлекает других рыб, которые подплывают ближе и оказываются у нее в брюхе. Что это за рыба?


  • Морской черт, или рыба-удильщик

  • Луна-рыба


Вопрос 34:

Какие рыбы вынашивают икринки во рту?


  • Апогон

  • Тилапия

  • Пинагор


Вопрос 35:

Какая рыба рождает одного живого детеныша?


  • Скат манта

  • Акула





Вопрос 36:

Передняя часть головы этой рыбки вытянута в трубку, а хвост изогнут крючком и не снабжен плавником. Вынашивает икринки в сумке у себя на брюшке самец. Как называется рыбка?


  • Морской конек

  • Морская звезда


Вопрос 37:

Какие рыбы «несут яйца»?


  • Тресковые

  • Некоторые акулы и скаты


Вопрос 38:

Эта вкусная рыба названа в честь средиземноморского острова. Близ него был организован и ее первый промысел. Как она называется?


  • Сардина

  • Сайра


Вопрос 39:

Эти рыбы дышат не только жабрами и при отсутствии атмосферного воздуха могут в воде утонуть. Кто они?


  • Лабиринтовые: гурами, макроподы и др.

  • Бычковые



























Верные ответы:
  1. Гитарный скат

  2. Мурена

  3. Пираньи

  4. Электрический скат

  5. Барракуда

  6. Латимерия

  7. Каспийская сельдь черноспинка, или бешенка

  8. Забота о потомстве

  9. Треска

  10. Морская сельдь

  11. Рыбы

  12. Электрический скат, или торпедо

  13. Анабас

  14. Американский и африканский чешуйчатники – лепидоспрен протоптерус, Австралийский рогозуб, или неоцератод

  15. Калуга, Елец, Судак

  16. Ротан-головешка, или даллия

  17. Африканский чешуйчатник, или протоптерус

  18. Китайский серебряный карась (Золотистый карась)

  19. Слышат и говорят рыбы в основном с помощью плавательного пузыря; тригла, или морской петух

  20. Рыбы-хирурги

  21. Зернистая икра – т.е. цельная; ястычная – в оболочках; , у паюсной – икринки раздавленные, галаган – судака или кефали, кетовая – лососевых рыб, тарама – это икра воблы

  22. Рыбий клей

  23. Рыба-меч

  24. Акулы

  25. Акула-лисица

  26. Рыба-пила

  27. Кистеперые – латимерия халумне

  28. Пираньи

  29. Горчак (Зеленушка, или ласточка)

  30. Белый амур, Толстолобик

  31. Рыба-прилипала

  32. Иглобрюх

  33. Морской черт, или рыба-удильщик

  34. Апогон, Тилапия, Пинагор

  35. Скат манта

  36. Морской конек

  37. Некоторые акулы и скаты (Тресковые)

  38. Сардина

  39. Лабиринтовые: гурами, макроподы и др. (Бычковые)







Станция Морские животные. (самые… самые…) (слайд 1)

(слайд 2) Цель и задачи мероприятия:

  • Развивающая: развитие познавательного интереса, приобщение учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой .

  • Образовательная: развитие общих учебных умений, расширение кругозора учащихся, использование полученных знаний .

  • Воспитательная: развитие экологического сознания и мышления у учащихся, повышение мотивации к географии.

Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана, монитор, экран, презентация.

Моря и океаны занимают более 70% поверхности земного шара. Эта среда необыкновенно богата разнообразными растительными и животными организмами. Здесь живут все группы живых существ – от одноклеточных до позвоночных, от многочисленных моллюсков до млекопитающих. Жизнь в океане присутствует во всех его частях: от поверхности до самых больших глубин. Многие из вас самостоятельно читали научно-популярные книги о морских животным, смотрели отрывки из фильмов.

А теперь, чтобы закрепить полученные знания, расширить кругозор, проверить свою начитанность и эрудицию мы с вами проведем викторину « Морские животные. Самые… самые…».


(слайд 3) ВОПРОС 1. Самое крупное животное

Блювал или голубой кит  весит до150 тонн, - это самое крупное млекопитающее на Земле. Его пасть вмещает более тонны воды. Новорожденный синий кит весит целых 6,5 т, как 7 легковых автомобилей.

***

(слайд 4) ВОПРОС 2. Самое большое скопление кораллов

Большой Барьерный риф, гряда коралловых рифов и коралловых островов, расположенная вдоль северо-восточного побережья Австралии. Тянется по краю материковой отмели на 2300 км. Большинство рифов находится под водой и обнажается только во время отливов. Некоторые рифы превратились в коралловые острова, обычно имеющие форму подковы.

***

(слайд 5) ВОПРОС 3. Самое острое обоняние

Самое острое обоняние, как предполагают ученые, у акул . Они определяют присутствие одной части крови млекопитающего в 100 млн. частей воды и даже способны почувствовать запах страха других рыб. Органы обоняния акулы находятся в ее ноздрях, пара которых расположена перед глазами на конце рыла. Носителем информации о запахах в море является вода. Во время движения акулы ее обонятельные органы постоянно омываются водой, и рецепторы извлекают и передают в мозг для анализа информацию о запахах, присутствующих в среде.


***

(слайд 6) ВОПРОС 4. Самое крупное беспозвоночное

Среди беспозвоночных самыми крупными являются кальмары . Самый крупный из найденных экземпляров семейства кальмаров гигантских имел длину 18 м, но большая ее часть (12 м) приходилась на конечности (обнаружили у побережья Новой Зеландии в 1880 году). В настоящее время есть предположения, что некоторые виды гигантских кальмаров очень глубоководны и в то же время достигают длины более 30 м, что делает их самыми длинными животными в мире.

***

(слайд 7) ВОПРОС 5. Единственная ядовитая морская звезда

Морская звезда с названием "терновый венец" носит на себе больше тысячи ядовитых шипов и питается коралловыми полипами. Обитает она на коралловых рифах Красного моря и и тропической части Индийского и Тихого океана. Если наступить на такую звезду то ее яд вызывает сильнейшее воспаление.

***

(слайд 8) ВОПРОС 6. Самое южное животное

Тюлень Уэдделла примечателен во первых тем, что он – живёт южнее всех млекопитающих (при температуре, бывает, ниже 70 градусов). А во вторых – ныряет глубже всех тюленей (на глубину до 600 метров) и может находиться под водой больше часа. В Антарктиде, предположительно, водится более 800 тысяч тюленей Уэделла. Тюлени Уэдделла могут вырастать в длину до 3 м и достигать веса 600 кг.

***

(слайд 9) ВОПРОС 7. Рыба-чемпион по стрельбе

Рыба брызгун, из Таиланда - чемпион по стрельбе. Она попадает в мелких насекомых струей воды с расстояния до 1,5 м. А если промахивается, то немедленно повторяет выстрел. Токсотес питается не только водными обитателями. Он любит полакомиться насекомыми, желательно – летающими. Но как раздобыть их? Токсотес придумал оригинальный способ, за который его и прозвали брызгуном. Заметив добычу, рыбка медленно и аккуратно, почти не шевеля плавниками, приближается к поверхности. Одновременно готовит свою водяную «катапульту»: набирает в рот воды мощным насосом, запирает губы, оставляя только маленькое отверстие-бойницу. Потом – прицеливается, плюет. Мошка не успевает сообразить, что же это такое было, как оказывается в воде, в мокрой пасти.

***

(слайд 10) ВОПРОС 8. Самый лучший ныряльщик

Кожистая черепаха .  Помимо того, что она самая крупная черепаха, она еще и самая быстрая рептилия. Максимальный зафиксированный вес составлял 916 кг., а рост 3 м. При этом они умудряются развивать скорость до 35 км/ч. Экспериментально установлено, что рептилия в естественной среде обитания может погружаться под воду на глубину 1280 м. Для такого затяжного ныряния животное способно скрываться под воду на 70 минут, хотя типичная продолжительность погружения составляет 3-8 минуты. Черепаха питается моллюсками, ракообразными, медузами, которые в избытке могут встречаться в морских глубинах.

***

(слайд 11) ВОПРОС 9. самой большой раковиной среди двустворчатых моллюсков обладает гигантская морская тридакна , обитающая на коралловых рифах Индийского и Тихого океанов.

Распространённый в Тихом океане вид имеет раковину, длина которой иногда достигает двух метров. Вес достигает 400 килограмм. Края мантии постоянно выступают между створок раковины и снабжены оптической системой — небольшими светопреломляющими конусами, погружёнными узким концом глубоко в тело моллюска, сложенными из прозрачных клеток и проводящими свет в глубины тканей для водорослей-симбионтов.


***

(слайд 12) ВОПРОС 10. Единственные морские млекопитающие, заселяющие весь мировой океан от Арктики до Антарктики.

Касатки. Просто, в зависимости от количества кормов, плотность заселения различна. Держатся эти зубатые киты стаями, что позволяет им легче добывать пропитание, которое, в основном, состоит из стайных видов рыб. Касатки, кружа вокруг косяка, ультразвуками и пузырьками сбивают рыб в плотный ком — начинается пиршество для всей стаи. Но есть звери, предпочитающие мясную диету. Это, как правило, небольшие группы от двух до десяти особей. Эти животные промышляют птицами, дельфинами, тюленями и небольшими китами.

***

(слайд 13) ВОПРОС 12. Самая скоростная рыба

Парусник. Обитает в тропических, субтропических и умеренных водах океанов Отличительной особенностью парусника является высокий и длинный первый спинной плавник, похожий на парус. Парусник является активным хищником и может развивать скорость до 100 км/ч Взрослый вырастает в длину до 3,5 метров при массе около 100 кг

***

(слайд 14) ВОПРОС 13. Самое крупное морское ракообразное

Гигантский японский краб. Обитает только в Тихом океане в районе островов Хонсю и Кюсю. Его размеры и правда впечатляют: небольшое тело, редко превышающее 60 см. в диаметре, находится на 10 ногах. Длина между вытянутыми конечностями может достигать 4 м. Масса взрослого краба достигает 20 кг. Считается, что продолжительность жизни превышает 100 лет.

***

(слайд 15) ВОПРОС 14. Самая купная рыба

 Китовая акула , питающаяся планктоном и распространенная в южных частях Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Самый крупный экземпляр, согласно точным измерениям, проведенным учеными, имел 12,65 м в длину, 7 м в обхвате самой толстой части тела и вес 15 - 21 т. Эта акула была поймана около о. Баба, вблизи Карачи, Пакистан, 11 ноября 1949 г.

***

(слайд 16) ВОПРОС 15. Самая свирепая рыба.

Самым свирепым хищником считается не тигр или лев, а рыба тунец. Нападая на стаи рыб, она разрывает на части вдесятеро больше рыбы, чем может съесть сама.

***

(слайд 17) ВОПРОС 16. Самое ядовитое морское животное

Кубомедуза. Все медузы обладают стрекательными клетками и все они ядовиты. Однако далеко не каждая из медуз может причинить человеку вред, прикосновение к большинству из существующих видов не опасно для таких крупных существ, как люди. 

   Но в тропических водах Тихого и Индийского океанов обитают очень опасные медузы из отряда кубомедуз, которых называют морскими осами. Одна кубомедуза с 60 щупальцами, при том, что длина каждого из них составляет 4,5 метра, обладает достаточным количеством яда, чтобы убить 60 взрослых людей



***

(слайд 18) ВОПРОС 17. Самая плодовитая рыба

Луна-рыба достигает свыше 3 м в длину и веса 1410 кг. Короткое, сильно сжатое с боков тело этой рыбы приближается к форме диска Это самая плодовитая рыба: одна самка выметывает до 300 млн. икринок. Нерестится в тропических водах Атлантического, Индийского и Тихого океанов. 

***

(слайд 19) ВОПРОС 18. Самое крупное ластоногое. Самым крупным из 34 известных видов ластоногих является южный морской слон, обитающий на субантарктических островах. Самцы имеют длину от кончика надутого «хобота» до края хвостовых ласт 5 м, вес — 2—3,5 т.

***

Наши вопросы закончились. Пока идет подсчет очков, посмотрите небольшой фильм о жизни животных.

(слайд 20) Просмотр документального фильма о жизни морских животных «Магия океана»

http://www.youtube.com/watch?v=kF0S8M9g34g&feature=related


































Станция Планета Океан

Цель: расширение знаний о представителях фауны Мирового океана.

  1. Каждые 24 часа 50 минут устрица открывает и закрывает свою раковину. Чем обусловлен именно такой режим? Приливами и отливами (фазами Луны).

  2. В какой части Мирового океана можно встретить абсолютно прозрачных обитателей? Там, где не проникает свет, т. е. на глубине.

  3. Глубоководные обитатели научились приспосабливаться к недостатку освещенности: так диаметр глаза кальмара достигает 40 см, некоторые рыбы повышают способность улавливать свет за счет особой формы хрусталика и т. п. А теперь скажите: зачем необходимы глаза морским обитателям, живущим еще глубже – там, куда не проникает ни один луч солнечного света? Чтобы видеть тех обитателей, которые сами излучают свет. (А таковых на глубинах свыше 300 м насчитывается до 50%!)

  4. Весьма интересной особенностью поведения дельфинов является полное отсутствие агрессивности по отношению к человеку. Ученые склонны объяснить это не проявлением интеллекта, а проявлением инстинкта, заложенного еще 100 млн лет назад, когда их предки вернулись в Океан. В чем была особенность «приема», оказанного Океаном? Полное отсутствие естественных врагов

  5. Этот океан можно назвать океаном долгожителей, т. к. многие рыбы и моллюски живут в нем в 2—4 раза дольше. О каком океане идет речь? Северный Ледовитый (Из – за холодной воды обменные процессы замедляются, и мидия Баренцева моря живёт 25 лет, а черноморская – только 6)

  6. Самым грандиозным сооружением на Земле является Великая Китайская стена, заметная из космоса, а какого единственного живого обитателя Океана можно наблюдать оттуда? Это – Большой Барьерный риф (протяжённостью 2300 км, в котором обитает более 400 видов кораллов, 7 видов черепах и 1500 видов рыб). Он ведь тоже как живой, т.к. состоит из кораллов

  7. По масштабам использования биоресурсов Океана водоросли занимают весьма незначительный процент, первое место (80—85%) занимают рыбы, 5% – млекопитающие, а кто с 10—15% удерживает 2-е место? Моллюски (мидии, головоногии)

  8. Естественная смерть для обитателей Океана на самом деле не естественна. В 9 999 999 случаях из 10 млн его обитателям уготована... Какая кончина? В желудке другого обитателя

  9. Этих моллюсков называют спрутами. Цвет кожи – темно-зеленый, но если животное рассержено, оно становится кирпично-красным. Имеет самые большие глаза – почти 50 см. в диаметре. Двигается животное втягивая в себя воду, а потом выстреливая ею. При опасности выпускает струю «чернил» - черной жидкости, которая скрывает от врага. Животное беспозвоночное, тело вытянутое, до 10-15м. длиной и весом 4-6 тонн, имеет 7 щупалец. Кальмар














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка интеллектуально – развивающей игры «Жизнь в морях и океанах»

Автор: Полянская Ольга Владимировна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "методическая разработка игра"
    ["seo_title"] => string(33) "mietodichieskaia_razrabotka_ighra"
    ["file_id"] => string(6) "342745"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1473274527"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства