Внеклассное мероприятие «Виталий Бианки»
Аннотация
Внеклассное мероприятие посвящено 120-летию со дня рождения В.В.Бианки. Разработано для учащихся 1-2-ых классов. Целью данного мероприятия является расширение кругозора учащихся по творчеству В.В.Бианки. Дети знакомятся с биографией В.В.Бианки. В мероприятии участвуют две группы: «Бельчата» и «Зайчата». Ученики отгадывают произведения по отрывкам, отвечают на вопросы, лепят из пластилина, узнают лесных жителей по тени и т.д. На данном мероприятии принимают участие и родители. К мероприятию прилагается презентация по творчеству В.В.Бианки. Данный материал можно использовать на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.
Цель: Познакомить детей и родителей с творчеством В.В. Бианки .
Задачи: Углубить знания детей о животном мире через произведения писателя; развивать наблюдательность, логическое мышление, фантазию, инициативу, воображение, импровизационные навыки, двигательную активность детей. Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать к семейному чтению. Формировать коммуникативные навыки, доставить детям радость и удовольствие от игр интеллектуальной направленности, учить использовать полученные знания и умения для проведения развлечения. Создать условие для формирования умения работать в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Оформление: портрет Бианки, выставка книг, рисунки детей по произведениям В.В.Бианки, макеты деревьев.
Материал и оборудование:
Книги В.Бианки, выставка рисунков детей по произведениям В.В.Бианки, эмблемы для членов обеих команд, жетоны за правильные ответы, карточки с заданиями, компьютер, проектор, видео- и аудиозаписи по теме, фотоаппарат, пластилин.
Предварительная работа: Создание выставки книг В.В.Бианки. Подбор фонотеки «Звуки леса». Чтение произведений писателя в свободное время от занятий. Оформление рисунков по произведениям В.Бианки. Подготовка родителей в инсценировки сказки, подбор костюмов.
Ход
Звучит спокойная музыка с пением птиц.
( На фоне музыке) Вед Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.
Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный- Виталий Валентинович Бианки.12 февраля ему исполнилось бы 120 лет и сегодня, поэтому мы собрались здесь, чтобы узнать больше и вспомнить о таком замечательном человеке как В.В.Бианки.
Чтобы лучше узнать о нём, предлагаю вам всем посмотреть презентацию
Презентация. Сообщение ученицы о творчестве В. Бианки. ( по слайдам)
Вед. Теперь вы узнали, каким удивительным был Виталий Валентинович.
Ученики читают стихи:
1ученик Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
2ученик Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
3ученик Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Вед. Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая его книги, мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства. Таким образом узнать и полюбить природу помогут произведения Виталия Валентиновича Бианки.
- Обратите внимание на выставку книг (перечислить названия книг) “Чьи это ноги?”, “Кто, чем поёт?”, “Чей нос лучше?”, “Лесные домишки”. «Мышонок Пик» , «Приключение Муравьишки» и т.д. ) Какие произведения этого писателя вам уже знакомы? Перед вами лишь малая часть тех книг, которые написал В. Бианки . Уже с самого детства отец В. Бианки приучал его записывать все его наблюдения. Потом все эти наблюдения превратились в замечательные сказки и рассказы о природе.
Читайте книги малышам,
Читайте книги своим детям.
Листайте нежно, не спеша,
Волшебные страницы эти
К нам в гости приехали артисты. ( Инсценирование сказки родителями Терентий-Тетерев.)(Приложение 1)
Они приготовили вам небольшую сценку по произведению Виталия Валентиновича Бианки, а какую вы должны будете узнать.
Понравилось ли вам исполнение?
Как называется рассказ? Узнали?
Что больше всего понравилось?
Спасибо нашим артистам. А теперь предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Птичья полечка». Правила игры: звучит музыка, и вы все начинаете танцевать, но как только я хлопну в ладоши, музыка прекратится, а я назову птицу, и если это будет птица, которая зимой зимует с нами, вы останетесь на месте, если улетает, вы присаживаетесь. Итак, начинаем.. (Ворона, соловей, дятел, сорока, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля …)
Молодцы! А сейчас я предлагаю провести Интересные конкурсы. За правильные ответы вы будете получать жетоны Победит та команда, которая получит больше жетонов- (грибочки и морковки) Будьте внимательны.
Перед вами две команды « Зайчата» и «Бельчата».
Нашу игру будет судить справедливое и строгое жюри – родители.
Представление команд.
Бельчата:
Мы бельчата просто класс!
Посмотрите все на нас.
Мы активны и умны,
Знаем все Бианки мы!
Зайчата:
Ну а мы Зайчата!
Дружные ребята.
Хотим вам знания показать.
Бианки будем знать на 5!
И так вперед.
1 задание. Называется .«Кто больше» . Чья команда назовет больше произведения В.В.Бианки.
2 задание. Следующее задание «Угадай по строчкам книгу». Я буду читать из книг В.В. Бианки небольшие отрывки, а вы должны будете узнать и назвать эту книжку, и тогда она появится на экране.
Как.. медвежонок? Какой такой медвежонок?..
–Да смешной такой, хорошенький. Мохнатый весь, чёрненький, а глазки зелёные!
-Батюшки светы! И ты не испугалась?
-И не подумала! Я ему:»Здравствуй, Мишук!» А он, бедненький, напугался – да на дерево от меня. (Аришка- трусишка) [ 15 ]
2. "Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами". ("Первая охота".) [ 5]
3. "Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден". ("Приключение Муравьишки".) [3]
4. "Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению". ("Мышонок Пик".) [ 12 ]
5 "Полетела муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему: - Отдай мне твой хвост Дятел! Он у тебя для красоты только.". ("Хвосты".) [ 8 ]
6. «И видит Береговушка, что это и в самом деле домик. Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок и тонкой березовой кожурки.
- Ух! – говорит Береговушка… - Ни за что не останусь в этой зыбкой постройке! Она качается, и у меня все перед глазами вертится, кружится… Того и гляди, ее ветром на землю сдует». («Лесные домишки».) [ 6 ]
3 задание. Конкурс «Шифровальщик» Вам нужно расшифровать название произведение В.В.Бианки. Каждой команде раздаются карточки с «шифровкой» (Приложение 2)
М Ш Н К П К (Мышонок Пик)
Л С и М Ш Н К (Лис и мышонок)
4 задание. Чтобы узнать, как называется следующий конкурс нужно отгадать загадку
Я иду – она идет
Я стою- она стоит
Побегу она бежит. (тень)
Правильно это тень. И следующих конкурс «Чья эта тень». По очереди угадывают тень животных и птиц и называют из какой сказки изображения: (муравья, гусеницы, кузнечика, совы, медвежонка, мыши, шмеля, уточки, дятла,лисы). (Приложение 3)
5задание. Молодцы. А теперь, я приготовила для вас вопросы о жителях леса. Вопросы для команды «Бельчата»
- Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
- Птица, истребляющая грызунов? (Сова)
- Какой зверь обманывает собак своим хвостом? (Лиса)
- Кого В. Бианки называет косачом? (Тетерева)
Вопросы для команды «Зайчата».
- Кого называют настовичками? (зайчат, родившихся весной)
- Назовите птицу – рыболова из произведения «Чей нос лучше».(Пеликан)
- Скажите, для чего мухе нужен был хвост? (Для красоты)
- Про кого так говорит В. Бианки: «По веткам скакалка, по дуплам сиделка». (Белка)
Задание 6.«В гостях у сказки" Командам раздаются карточки с названием сказки, они вылепливают из пластилина персонажей встречающие в этой сказке, другая команда отгадывает сказку, которую вылепили.(Приложение 4)
«Сова»
«Мышонок пик»
Игра с зрителями Пока ребята лепят я поиграю с вами ,Сейчас я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.
Жук – жучок
Муравей – муравьишка
Гусеница – гусеничка
Паук – паучок
Пчела – пчелка
Муха – мушка
Комар – комарик
Стрекоза – стрекозка
Паутина – паутинка
Крылья – крылышки
Голова – головка
Усы – усики
Загадки зрителям о лесных жителях
1. Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой (Медведь)
2. В одежде богатой,
Да сам слеповатый;
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
3. Быстрой стрелкою летает,
Мошек в воздухе хватает.
Хвостик вилкой, как рогатка,
Это – ...(Ласточка-касатка)
4. Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только... (Стриж)
5. Приглядитесь-ка, какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
6. Птица длиннохвостая,
Непоседа пестрая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
7 Сидит на ветке,
А не птица.
Есть рыжий хвост,
А не лисица. (Белка)
8. Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
А теперь, давайте посмотрим, ребята уже готовы. Кого они слепили? И из каких сказок? (Сова, мышонок Пик) Молодцы, замечательно справились с заданием.
Предлагаю ребятам превратиться в мышат. А двум ребятам стать совами. Мыши выходят играть на полянку. Но вам нужно быть внимательными, неподалеку сидят совы. Я прочту стихотворение, если буду читать про день, то мышки бегают. Как только скажу «мыши двери на засов» мышки- садятся и не шевелятся, а совы вылетают и ловят тех, кто пошевелится (дети выходят в центр).
Утром солнечным у сов
Дверь закрыта на засов.
Совы спать весь день не прочь (сова стоит возле дерева, мышки бегают)
На работу совам в ночь.
Только вечером от сов
Мыши двери – на засов (мыши приседают, замирают, сова летит, забирает пошевелившегося мышонка).
Подведение итогов жюри.
Пришло, пожалуй, время подвести итог,
Хоть каждый из вас сделал всё, что смог.
Прошли вы с честью испытания и интересные задания! (Слово жюри, подсчитывание жетонов, ).
А ещё я хочу пожелать вам быть внимательными к окружающей природе, беречь и любить её.
Исполнение детьми песни «Не дразните собак» муз. Е. Птичкина. (Приложение 5)
Вед.
Молодцы, хорошо поработали. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать еще больше книг о В.Бианки. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и интересного и еще больше полюбили талантливого писателя В. Бианки. Читая книги Бианки и книги писателей, пишущих о природе вы больше узнаете о ней. А значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту.
Литература и интернет-ресурсы
Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе: Дидактическое пособие к урокам литературного чтения.- М.: Дрофа, 2004.-88с.: ил.
Бианки В.В Приключения муравьишки: Сказка Л.: Дет. лит.,1989Рис. Е.Чарушина.
Бианки В.В. Лесная газета. Л.: Дет.лит., 1990.художник В.Курдов
Бианки В.В. Первая охота: Рассказы Л.: Дет. лит., 1975. ил.Рис.Е. и Н. Чарушиных
6 . Бианки В.В. Лесные домишки .Москва Издательство «Малыш», 1989Художник Н.Чарушин.-
Бианки В.В. Кто чем поёт?– М.: Дет. лит., 1983.Рис. Р.Варшамова
Виталий Бианки «Хвосты»Переиздание. М: Издательство «Художник РСФСР», 1985г. Рисунки Е.И.Чарушина
9.Виталий Бианки «Сова» Москва Издательство «Малыш» 1985 Художник Я.Манухин
10.Бианки В.В. Как муравьишка домой спешил – М.: Детская литература, 1966. – 16 с.: ил.
11.Бианки В.В. Лис и мышонок – Л. Детская литература, 1989. – 16 с.
12. Бианки В.В. Мышонок Пик – Л.: Детская литература, 1989. – 32 с.: ил.
13.Бианки В.В. Терентий – тетерев – М.: Детская литература,1967. – 16 с.: ил.
14. Бианки В.В. Чей нос лучше? – М.: Малыш, 1985. – 12 с.: ил.
15.Аришка- трусишка http://shaltay0boltay.livejournal.com/1117231.html
http:/www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki.
http://dll5.muzofon.com/mp3/s2/2d/0/2d079f158cf8cad54b2f09614a85422b.mp3?st=9VaH1fUA7zOaM_UTmgdgIw&e=1392812564&name=Zvuki-prirody-Shum-lesa-i-fleyta(muzofon.com).mp3 -звуки леса
http://muzbaron.com/downloads.php?cs=5061v4&u=6605290&n=726f1b064e85&a=%D0%92%D0%B5- музыка для игры
http://www.aphorisme.ru/about-authors/bianki/?q=4632биографические сведения
ЭМБЛЕМЫ
ЖЕТОНЫ
Приложение 1
Сказка для инсценирования .
Терентий -Тетерев
А:Жил в лесу Тетерев, Терентием звали.
Летом ему хорошо было: в траве, в густой листве от злых глаз прятался. А пришла зима, облетели кусты и деревья — и схорониться негде.
Вот звери лесные, злые, и заспорили, кому теперь Терентий-Тетерев на обед достанется. Лисица говорит — ей. Куница говорит — ей.
Лисица говорит:
— Терентий спать на землю сядет, в кусту. Летом его в кусту не видно, а нынче — вот он. Я понизу промышляю, я его и съем.
А Куница говорит:
— Нет, Терентий спать на дереве сядет. Я поверху промышляю, я его и съем.
А:Терентий-Тетерев услыхал их спор, испугался. Полетел на опушку, сел на макушку и давай думать, как ему злых зверей обмануть.
Т:На дереве сядешь — Куница поймает, на землю слетишь — Лисица сцапает. Где же ночевать-то?
А:Думал-думал, думал-думал, — ничего не придумал и задремал.
Задремал — и видит во сне, будто он не на дереве, не на земле спит, а в воздухе. Кунице с дерева его не достать и Лисице с земли не достать: вот только ноги под себя поджать, — ей и не допрыгнуть.
Терентий во сне ноги-то поджал да бух с ветки!
А снег был глубокий, мягкий как пух. Неслышно по нему крадётся Лисица. К опушке бежит. А поверху, по веткам, Куница скачет и тоже к опушке. Обе за Терентием-Тетеревом спешат.
Вот Куница первая прискакала к дереву да все деревья оглядела, все ветки облазала, — нет Терентия!К: "Эх, опоздала! Видно, он на земле, в кусту спал. Лисице, верно, достался".
А:А Лисица прибежала, всю опушку оглядела, все кусты облазала, — нет Терентия!
Л:"Эх, опоздала! Видно, он на дереве спал. Кунице, видно, достался".
А:Подняла голову Лиса, а Куница — вот она: на суку сидит, зубы скалит.
Лисица рассердилась, как крикнет:
Л:— Ты моего Терентия съела, — вот я тебе!
А Куница ей:
— Сама съела, а на меня говоришь. Вот я тебе!
А:И схватились они драться.
Жарко дерутся: снег под ними тает, клочья летят.
Вдруг — трах-та-та-тах! — из-под снега чем-то чёрным как выпалит!
У Лисицы и Куницы от страха душа в пятки. Кинулись в разные стороны: Куница — на дерево, Лисица — в кусты.
А это Терентий-Тетерев выскочил. Он как с дерева свалился, так в снегу и заснул. Только шум да драка его разбудили, а то, наверное, и сейчас бы спал.
С тех пор все тетерева зимой в снегу спят: тепло им там и уютно, и от злых глаз безопасно.
Приложение 2
Команда «Бельчата»
Команда «Зайчата»
Приложение 3
.
Приложение 4
Вылепить из пластилина персонажей встречающие в этой сказке.
«Мышонок пик»
«Сова»
Вылепить из пластилина персонажей встречающие в этой сказке.
Приложение 5
Текст песни«Не дразните собак» муз. Е. Птичкина
1
Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.
2
Если очень шуметь около берлоги,
То придется потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.
3
Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
4
Если вам по душе красота земная,
Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нам
5