Литературный ринг «Добро или красота»
Цели: Развить интерес к литературе; формировать умение работать в команде; активизировать мыслительную деятельность; формировать художественный вкус; способствовать воспитанию чувства любви, доброты ко всему живому на земле; чувства неприятия зла и насилия.
Участники: учащиеся 10-х класса
Ведущий: учитель
Чтецы: учащиеся
Игроки: 2 команды из 6 человек
Жюри
Оборудование: бумага с ручками, стикеры в форме сердечек запись песен; DVD, слайд-шоу «Твори добро».
Оформление доски : Добро или красота…. Эпиграф: «Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет». С.Маршак. По центру доски – большое сердце, вокруг него цитаты о добре и душевной красоте.
Ход ринга
1 чтец. Как часто мы спорим, не зная значения слов.
А суть их поймёшь — и ответ очевидный готов.
Вот так же с вопросом важнейшим о зле и добре.
Все спорят, а смысл исчезает, как в чёрной дыре.
2 чтец. Но этот вопрос нам нельзя отложить на потом.
Иначе неясно, зачем на Земле мы живём.
Источник добра — совершенный и вечный Творец,
А зла — Разрушитель, кого ждёт бесславный конец.
1 чтец. Добро — гармоничный, живой, многокрасочный мир.
А зло — разрушенье, болезнь, паразит и вампир.
И ясно, что злу равноправным с добром не бывать.
И сущность свою злу приходится вечно скрывать.
2 чтец. Избытка добра не бывает нигде, никогда.
И лучше для всех, чтобы сгинуло зло навсегда.
И зло «нужно» миру, как людям — несчастья, беда,
Болезни, пороки, преступность, война и вражда.
1 чтец. И цель нашей жизни — гармонию мира крепить,
От зла отказаться, не дать ему мир погубить.
Но снова твердят о медали и двух сторонах,
О двух порождающих жизнь силовых полюсах…
2 чтец. Возможно, хотят утвердить своё право на зло,
Мечтают, чтоб зло им хоть в чём-нибудь, да помогло.
Но жизнь дал Творец, отвечать нам придётся пред ним.
А мы здесь всё спорим и правды признать не хотим…
Ведущий. Для создания дружественной атмосферы и позитивного настроя на общение предлагаю
вам, ребята упражнение «Доброе слово». ». Все садятся в круг и, передавая из рук в руки мягкое сердечко, говорят друг другу приветливые слова. Тот, кому трудно найти их и сказать от чистого сердца, передает сердечко молча.
. Сегодня мы посвящаем наше мероприятие самому главному человеческому качеству – доброте. Соревноваться будут две команды. В жюри войдут 3 человека (Учащиеся разбиваются на две команды «Родничок» и «Солнышко».Ведущий выбирает членов жюри. Им выдаются оценочные листы. Команды выбирают капитанов).
Объявляется конкурс капитанов.
Задание: кто быстрее соберет из половинок пословицы о добре и красоте за 3 мин. Каждая пословица – 1 балл.
1.Приносят счастье добрые дела, 2. Все преходяще здесь - но вечна доброта. (Масуд Сад Салман) 3. Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям. (Толстой Л. Н.). 4. Добро — не наука, оно действие. Роллан Р. 5. Кто слишком много думает о том, чтоб делать добро, тому не хватает времени быть добрым. Тагор Р. 6. Красота до вечера, а доброта – навеки. 7. Красота без разума пуста. 8. Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям. Толстой Л. Н. 9.Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский).
Конкурс команд. 1 раунд.
.Задание 1. Объяснить,, что такое добро. Каждая команда должна дать по одному определению. Учитель записывает их на доске. Затем получившиеся результаты сравнивают с определениями из словаря Ожегова, в которых упоминается «добрый поступок».
(насколько близок к толкованию ответ - от 3до 5 б.)
Задание 2. Выбрать из предложенных стихотворений одно, прочесть его и объяснить, почему выбрано именно это стихотворение (см. приложение). (от 3до 7 б.).
Задание 3. Прослушать 1 часть истории, представленную ведущим.. Каждой команде поработать над вариантами поведения людей.
Ответы заслушиваются. Ведущий зачитывает 2 часть истории. Оценивание (5- 8б).
Звучит песня. Жюри подводит итоги 1 раунда.
2 раунд.
Задание 5. Прочитать стихотворение, посвященное добру или злу. Проиллюстрироовать его (дается от 5до 10 баллов).
Оценивание иллюстрирования стихотворений.
Задание 6. МУДРОСТЬ добра в ПРИТЧЕ
Для начала нужно выяснить, что такое притча. Участники обсуждают это в группах и предлагают свои определения (каждая команда – по одному). Ведущий читает вслух первую часть притчи и просит ребят придумать свое продолжение. Варианты также сочиняются в группах, а потом предлагаются вслух. Затем учитель читает вторую половину притчи.
Оценивание.
Вопросы для обсуждения: ? Чем опасны доброта без ума и ум без доброты? ? Встречались ли вам в жизни ситуации, подтверждающие мудрость этой притчи?
Задание 7. Написать синквейн. на слово «Добро». ( от 5 до 10 б.)
Задание 8. Ведущий предлагает ребятам на слайдах подборку афоризмов о добре, принадлежащих известным людям разных эпох Каждый участник должен выписать одну мысль, которая ему больше всего понравилась, и приклеить на сердечко на доске.
Ведущий (на фоне бегущих слайдов ). Наш ринг подходит к своему завершению. Мы с вами сегодня говорили о самом главном для каждого из нас: способности творить добро.
Человек красив тогда, когда его лицо светится доброй улыбкой, а глаза излучают любовь к тем, кто живет рядом с ним на этой земле. Л.Н.Толстой утверждал: « Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра…Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле».
Слово жюри для оглашения результатов ринга. Поздравление победителей. Награждение. Не оставить без внимания и соперников. Им вручаются поощрительные призы. (Звучит песня )