Конспект открытого внеклассного занятия на тему: «В гостях у кукольного театра».
Конспект открытого внеклассного занятия на тему: «В гостях у кукольного театра».
Цель занятия: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.
Задачи:
Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «В гостях кукольного театра», об истории кукол и кукольного театра, о приёмах вождения кукол; показать виды кукол и их использование. Заинтересовать детей идеей развития кукольного театра
Развивающие: развивать творческие способности и речь учащихся.
Воспитывающие: побудить интерес детей к импровизации, используя театральные куклы; создать творческую атмосферу на занятии.
Тип занятия - обобщение и систематизация знаний, пройденного материала.
Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы (Слайды), образцы кукол, ширма, компьютер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель занятия: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.
Задачи:
Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «В гостях кукольного театра», об истории кукол и кукольного театра, о приёмах вождения кукол; показать виды кукол и их использование. Заинтересовать детей идеей развития кукольного театра
Развивающие: развивать творческие способности и речь учащихся.
Воспитывающие: побудить интерес детей к импровизации, используя театральные куклы; создать творческую атмосферу на занятии.
Тип занятия - обобщение и систематизация знаний, пройденного материала.
Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы (Слайды), образцы кукол, ширма , компьютер.
Ход занятия
Организационный этап (музыкальное сопровождение)
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!!!!
–Сегодня мы вновь встретились с вами на занятии кукольного кружка, и будем продолжать знакомство с этим интересным, удивительным миром. Как вы думаете, чему будет посвящена наша сегодняшняя встреча?
- Встреча со сказкой. Будем инсценировать сказку
Тема сегодняшнего нашего занятия: "В гостях у кукольного театра»
2.Основной этап
Кукольный театр! Волшебные слова. Кукольное представление - наше любимое зрелище. Недаром Буратино отдал свою азбуку с цветными картинками за один билет в кукольный театр Карабаса-Барабаса. Откуда взялся этот удивительный мир? Вы все знаете, как бродячие кукольники ходили из деревни в деревню, из города в город, из страны в страну и давали представления. Они высмеивали плохие черты человеческого характера, лень, зло, зазнайство, невежество. А куклы создавали своими руками.
вот кукол близких к театральным куклам делали по – особому, чтобы она могла совершать движения.
Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в театр. Мы обобщим с его историей, узнаем, каким он был в древние времена, и каким стал сейчас, увидим театральные куклы и научимся ими управлять. А управляет куклой человек, которого называют – кукловод.
Показ слайдов об истории театра кукол
Ребята, да здесь много разных кукол, из разных материалов: это бумажные куклы: объемные и плоские; деревянные, вязанные. Где декорации и герои выставляются на столе. Такой театр напоминает оживший детский рисунок .Эти куклы предназначены для самого простейшего театра- настольного(приложение 1)
От простейшего театра на столе теперь перейдём к более сложным формам кукольного театра.
По способу управления куклы делятся на два основных вида – ВЕРХОВЫЕ и НАПОЛЬНЫЕ.
К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы и зритель его не видит.
Напольные в отличии от верховых находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителей
.
И у нас есть такие куклы
ПЕРЧАТОЧНЫЕ - На Руси издавна существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами – Петрушками, надеваемыми на руку. Вы наверное заметили что верховые куклы все разные. На такие типы подразделяются они:
ВЕРХОВЫЕ- перчаточные, пальчиковые, тростевые, теневые. К верховым относятся те, которыми актер – кукловод управляет снизу из - за ширмы и зритель его не видит.
НАПОЛЬНЫЕ –марионетки, большие куклы. Напольные в отличии от верховых находятся ниже актера, прямо на полу. Актер находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрител
Главный герой народного театра в России был и есть Петрушка, который дополнялся медведем или скоморохом. Знакомство с гостями
Эльмира –Здравствуйте, это я-Петрушка. Давайте познакомимся, я скажу: Раз, два –три, свое имя назови-вы негромко произносите свои имена, тогда я узнаю кто вы.
-Раз, два , три, свое имя назови!
-Вот и познакомились.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ – основой - туловищем, такой куклы служит пальчик. На
каждом пальчике создаётся образ персонажа. Сказка Колобок
МАРИОНЕТКИ - куклы управляемые сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваг. Это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.
Учитель: Разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. А так же изготовленные своими руками театр на дисках, театр на прищепках.
Вязаный пальчиковый театр «Колобок»
Театр ложек
Театр на дисках
Куклы из носков
Театр на прищепках « Под грибком»
Каков итог большинства сказок.?
Мы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно.
- Ребятам было дано задание перед занятием разыграть отрывок из сказки и подумаем, чему учит эта сказка
Инсценировка сказки Заяц и Лиса
- Наступила весна. Лисья избушка растаяла. Стоит Лиса и горько плачет.
Что это за сказка?
Чем она закончилась? Какая лиса в этой сказке? А заяц? Чему учит сказка?
Вам задание- придумать за 5 минут продолжение, используя куклы, которые лежат у вас
Педагог:Ребята, посмотрите Петрушка нам что-то хочет сказать, только просит поместить его вот за эту небольшую ширму, так как в старые времена за такой же ширмой он вместе с друзьями выступал на площадях и ярмарках, в городах и деревнях.
(Педагог заходит за круглую ширму. И вот над ней появляется Петрушка.)
Петрушка:
Здрасьте, здрасьте, зрители! Гости заезжие, господа приезжие! Все собрались, никого не ждем Тогда разговор начнем.
Петрушка:Я хочу вам задать несколько вопросов! Вы готовы?.
Дети: Готовы.
Петрушка:Без чего нельзя обойтись в кукольном театре?
Дети: Без куклы.
Петрушка: Назовите самый простейший кукольный театр?
Дети: Настольный
Петрушка:На какие виды делятся куклы по способу управления?
Дети:Верховые и напольные.
Петрушка:Как называется кукла, одетая на руку?
Дети:Перчаточная.
Петрушка:Молодцы!Чудеса, да и только! Вот знатоков здесь сколько! Вот теперь я хочу вас пригласить в кружок «кукольных наук". Нам такиеспособные кукловоды очень нужны! До свидания.
Педагог (выходя из-за ширмы) Ну, что ребята, вы хорошо справились сегодняшним нашем заданием ?Вы Петрушке понравились
Педагог: Дорогие зрители! Сказку посмотреть, не хотите ли?Сказку не простую, а кукольную.
Инсценировка. А сейчас на представление в театр приглашает наш 3 класс. Сказка « Кто сказал, МЯУ» В.Сутеев
-Какая самая лучшая награда для артиста? (Аплодисменты зрителей)
Вручение цветов.
Заключительный этап
Педагог: Ребята, мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и сами разыграли сказку. Ваши руки попробовали ее оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наши занятия помогут вам познать не только секреты кукольного театра, но и познать самого себя. Наше занятие закончено.