Конспект внеурочного занятия "Разговор о правильном питании"
Конспект внеурочного занятия "Разговор о правильном питании"
Внеурочное занятие по формированию правильного питания школьников. Цели и задачи занятия: формировать у обучающихся интерес и готовность вести здоровый образ жизни, соблюдать правила рационального питания, развивать навыки приготовления пищи; формировать и воспитывать семейные традиции в организации здорового и правильного питания; развивать умения работать с различными информационными источниками, находить нужную информацию, анализировать и обобщать ее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "Разговор о правильном питании"»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 5» города Смоленска
Методическая разработка внеклассного мероприятия
в начальной школе
Тема: «Разговор о правильном питании»
на конкурс
«Формирование культуры здорового питания»
Автор: Андреева Наталия Владимировна,
учитель начальных классов
2017 г.
Пояснительная записка
Данное воспитательное мероприятие (разработка) о правильном питании ориентировано на детей младшего школьного возраста (1- 4 классы). Это одно из серии запланированных занятий на тему о здоровье и ЗОЖ. Игровая форма занятия поможет заинтересовать учащихся.
К занятию разработана презентация, имеется приложение (раздаточный материал).
Цель занятия: формировать у детей представление о здоровом питании, рассказать о значении питания для человека; объяснить, что такое полезная пища и почему пища должна быть разнообразной. Развивать умения правильно питаться. Прививать детям здоровый образ жизни.
Задачи: - ознакомить с понятиями: “правильное питание”, “полезные продукты”, “аппетит”, “витамины”; - учить различать полезные и вкусные продукты; - познакомить с правилами правильного питания;
- прививать культуру питания;
- развивать познавательный интерес к данной теме;
- обогащать и расширять словарный запас учащихся;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать речь учащихся, умение правильно формулировать свои высказывания (ответы) в устной форме, корректно вести учебный диалог;
- мотивировать у учащихся стремление к сохранению своего здоровья; формировать стремление вести правильный, а значит, здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты: Это мероприятие направлено на просвещение младших школьников о правильном приёме пищи и воспитание культуры питания у детей.
I. Организационный момент (эмоциональный настрой на работу).
- Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг к другу в глаза и подарите улыбку. Я вам сейчас прочитаю небольшое стихотворение, а вы в это время постарайтесь передать своему соседу заряд бодрости и тепла через рукопожатие. Готовы? Пусть будет мир на земле, И овощи-фрукты на нашем столе, И чтоб здоровье крепким было, И никогда не подводило. Чтобы стучалась радость в дом Утром, вечером и днем!
- Теперь я прошу, ребята, присесть на свои места и настроиться на интересную работу.
II. Основная часть занятия.
1.Подготовка к восприятию нового материала (актуализация).
- А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопрос. Когда вы встречаете знакомых, друзей, гостей, вы что им говорите? Как вы их приветствуете? (Здравствуйте)
- Какое пожелание вы предаёте этим словом (желаем доброго здоровья, быть здоровыми).
- А как вы понимаете, что же такое здоровье? (Предполагаемые ответы: здоровый человек не болеет, он сильный, смелый, ловкий, выносливый, добрый, бодрый и весёлый, ему любая работа по плечу, хорошо работает или учится…)
- Одного мудреца спросили: "Что является для человека наиболее важным, ценным в жизни - богатство, слава?" Мудрец, подумав, ответил: "Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля".
-Вы согласны с мнением мудреца? (Да.)
- Понятие «здоровье» очень многогранно.
- Существует всемирная организация здоровья. Она приняла вот такое определение здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
- Здоровье во многом зависит от самого человека. А что надо делать человеку, чтобы быть здоровым? Что для этого нужно? (Предполагаемые ответы: закаляться, делать зарядку, заниматься спортом, больше двигаться, чистить зубы, следить за чистотой своего тела и т. д.) В общем, надо вести здоровый образ жизни.
2.Вводная беседа с учащимися, сопровождаемая рассказом учителя.
- А как вы, ребята, думаете, что же такое здоровый образ жизни?
- Я, ребята, хочу вам рассказать об одном мальчике. Он хорошо знает все правила сохранения и укрепления здоровья. Знает, но почти никогда их не выполняет. То забывает, то ленится, то спешит куда-то и говорит себе: «Вот завтра всё буду делать правильно, а сегодня уж как-нибудь». Но наследующий день повторяется тоже самое. Как вы думаете, будет ли этот мальчик здоровым?
- Правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живёт по этим правилам. О таком человеке говорят: он ведёт здоровый образ жизни.
- Понятие образа жизни включает следующие составляющие: (на слайде или на доске)
- питание
- физическая активность
- отношение к вредным привычкам
- психологический микроклимат
- половое воспитание
- Естественно, что в зависимости от этих составляющих и образ жизни может быть разным.
- Обо всех составляющих сегодня мы, конечно, не успеем поговорить. О психологическом микроклимате мы с вами говорили на внеклассном мероприятии, о половом воспитании (о воспитании мальчиков и девочек) вы узнаете на уроках биологии в старших классах. А о чём сегодня пойдёт речь, вы догадаетесь из стихотворения. Вот послушайте:
Человеку нужно есть,
Чтобы встат и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
- Догадались? О чем мы будем говорить сегодня? (о правильном питании)
3. - Тема нашего занятия «Разговор о правильном питании» (на слайде или на доске)
4. - Девизом занятия будут слова: (на слайде или на доске)
Прежде, чем за стол мне сесть, Я подумаю, что съесть.
-Какое питание можно считать здоровым? (Правильное, разнообразное)
-Чтобы расти и крепнуть, важно правильнопитаться. А что это значит? (Есть в одно и тоже время, понемногу, 4-5 раз в день…)
- Еда – это своеобразное топливо для нашего организма, которое при переработке превращается в энергию. Для того чтобы наш организм всегда был энергичным мы должны принимать пищу несколько раз в течение дня. Давайте составим режим питания школьника. Сколько раз в день должен питаться человек, чтобы его организм постоянно вырабатывал энергию? (4 раза).
- Как называется первый, утренний прием пищи? (Завтрак)
- Сколько раз можно позавтракать? (2 раза: 1-й завтрак и второй завтрак).
- Для того, чтобы пища приносила пользу, она должна приниматься в одно и то же время. В какое время нужно завтракать в первый раз? (в 7.30)
- Второй раз мы завтракаем в школе. Кто помнит, в какое время? (После 2 урока)
- Как называется следующий прием пищи? (Обед)
- В какое время мы обедаем? (с 13.00 до 14.00)
- Для того, чтобы перерыв между обедом и ужином не был слишком большим, существует еще один прием пищи. Как он называется? (Полдник)
- Определите время полдника. (с 15.30 до 16.30)
- Как называется последний прием пищи? (Ужин)
- Врачи диетологи советуют ужинать за 2-3 часа до сна. Определите время ужина. (19.00-19.30)
- Какое же правило мы должны запомнить?
Необходимо соблюдать режим питания. (Надпись появляется на слайде)
- Зависит ли наше здоровье от того, что мы едим?
- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание - условие здоровья, неправильное - приводит к болезням.
-Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?
5. Практическая работа.
- У вас на партах лежит меню. Айболит предлагает вам выбрать из двух меню одно правильное. Работаем в парах. (Перечислите, какие продукты полезны для вашего здоровья? А какие нужно есть в ограниченном количестве, относиться к ним осторожно?) Меню в Приложении №1
1 Завтрак: каша гречневая с молоком, хлеб пшеничный с маслом, какао с молоком
2 Завтрак: груша.
Обед: салат из свежих овощей, щи со сметаной, ёжики в сметанном соусе с отварным картофелем, компот, хлеб ржаной.
Полдник: йогурт, печенье.
Ужин: творожная запеканка со сгущённым молоком, чай с сахаром, хлеб пшеничный, кефир
6. Творческая работа(групповая работа – по рядам)
-Вам предстоит продолжить сказку:
"Жил - был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда".
-Какая беда могла случиться с принцессой?
-Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу.
- Расскажите, как правильно питаться. (Ответы учащихся всех групп)
-Что значит "разнообразное" питание?
6. Загадки об овощах и фруктах.
Айболит вам приготовил загадки. Берёте из корзинки карточку, читаете загадку, отгадываем, проверяем (отгадка на обратной стороне карточки).
В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. (Помидор)
На грядке зелёный, А в бочке солёный. (Огурец)
Любопытный красный нос По макушку в землю врос. Лишь торчат на грядке Зелёные пятки. (Морковь)
Сидит Ермошка На одной ножке, На нём сто одёжек И все без застёжек. (Капуста)
Как слива, темна, Как репа, кругла. На грядке силу копила, К хозяйке в борщ угодила. (Свёкла)
Круглое, румяное Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)
Я вырос грядке, Характер мой гадкий: Куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук)
Круглый, круглый, сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)
Красная девица,
Каменное сердце. (Вишня)
Лежит на грядке зелёный здоровячёк, а имя ему…(кабачок)
Кругла. А не месяц.
Желта. А не масло.
Сладка, а не сахар.
С хвостом, а не мышь. (Репка)
Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (Бананы)
Синий мундир,
белая подкладка,
в середине – сладко. (Слива)
Отгадать не очень просто –
Вот такой я фруктик знаю-
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе,
Птица есть еще такая,
Называют также – … (Киви)
Ни в полях. Ни в садах.
Ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах
Вырастает …. (Ананас)
Ученик читает стихотворение:
Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед нами отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие.
- А кто знает другие загадки об овощах, фруктах и ягодах? Загадайте.
7. Д/и «Распредели овощи и фрукты».
Участвуют две группы учащихся (два ряда). Учащиеся получает набор карточки (лото) с изображением овощей и фруктов. Карточки (лото) нужно распределить в две стопки (овощи, фрукты).
- Какие фрукты вы любите?
- А овощи?
8. Дидактические игра для третьей группы:
Д/Игра «Поварята».
Повар должен выбрать овощи на карточках-лото, необходимые для борща.
- Как вы думаете, овощи и фрукты - полезные продукты? Почему?
В овощах и фруктах очень много витаминов. Овощи как бы «приглашают аппетит», так как в организме начинается выделение желудочного сока. Таким образом, и другие блюда лучше усваиваются. Обед поэтому рекомендуется начинать с салатов, а затем обязательно первое блюдо.
9. Оздоровительная минутка.
Д/игра «Вершки и корешки».
- Если едим подземные части продуктов, надо присесть, если наземные - встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква, горох, патиссон, редис, кабачок, редька.)
10. Это интересно!
Слово "витамин" придумал американский учёный - биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество ("амин"), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita ("жизнь") с "амин", получилось слово "витамин". Детям надо съедать в день 500 - 600 г овощей и фруктов.
- Недаром говорится в пословицах:
“Овощи кладовая здоровья”, “Овощи и фрукты - полезные продукты”
11. - Ребята, прочитайте пословицы и объясните их смысл:
А) Хорошего понемножку, сладкого не досыта.
Б) Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
В) Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Г) Если много съешь, то и мёд горьким покажется.
Д) Наелся, как бык, не знаю, как быть.
Е) Когда я ем, я глух и нем.
Ж) Овощи - кладовая здоровья.
З) Плох обед, коли хлеба нет.
И) Без хлеба - не будет и обеда.
К) Если про кашу не забудешь - здоровым будешь.
Л) Гречневая каша - матушка наша.
- Что объединяет все эти пословицы?
- Давайте сделаем вывод.
- Я вам предлагаю послушать письмо, которое для вас передала доктор нашей школы, Олеся Владимировна:
“Здравствуйте, ребята! От правильного питания человека зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. Организм сопротивляется лучше различным болезням, в том числе инфекционным, если правильно питаться. Пища должна дать организму всё необходимое для происходящего в нём усиленного роста и развития. Необходимо, чтобы она содержала в себе те вещества, из которых состоит человеческий организм: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. О многом вы узнаете на следующих занятиях».
- Ребята, вы хотите узнать, как вырасти сильным, красивым, здоровым? (Ответы детей)
- Для этого надо соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой и есть полезные продукты.
- Посмотрите на экран. Давайте вместе прочитаем вопросы Айболита и попытаемся на них ответить. (Слайд или на доске)
12. Вопросы для детей на экране (доске):
1. Какие продукты полезны?
2. Как правильно есть?
3. Почему лучше есть в одно и то же время?
4. Знаете ли вы, из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
5. Что такое меню?
6. Почему нельзя переедать?
7. Какие напитки полезно пить?
- Человек на 70% состоит из воды. Самый распространённый напиток – это чай. Чаю уже более 5 000 лет. Он пришёл к нам из Китая. А на Руси пили – морсы, рассолы, квас, кисели. Совсем недавно люди научились сохранять соки, полученные из фруктов и овощей.
13. Проведение опыта «Вулкан»
- Для того, чтобы продемонстрировать, какой вред может нанести употребление вредных продуктов вашему организму, предлагаю провести такой опыт. Перед вами напиток Пепси, поднимите руку, кто часто употребляет этот напиток? А вот это обычная конфета, Ментос, ее вы тоже любите. Давайте опустим эту конфету в бутылку с напитком (ребенок выходит и помогает). Посмотрите, какая реакция может произойти в нашем организме при употреблении этих продуктов.
- Какой же вывод можно сделать? (Нужно употреблять в пищу только полезные продукты).
14. Работа в группах.
а) Одна группа восстанавливает поговорку и объясняет её смысл.
ужин отдай врагу
Завтрак съешь сам,
обед раздели с другом
б) Другая группа работает со словарём и ищет обозначение слова аппетит.
Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час,
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда.
В питании тоже важен режим, тогда от болезней мы убежим.
Надо ещё про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
Плюшки, конфеты, печенье, торты
В малых количествах детям нужны.
15. Музыкальная пауза: песенка Обжор (из спектакля «Леопольд и другие»)
16. Физкультминутка
Я с горы на лыжах еду, Мишка кубарем летит. Прибежали мы к обеду И пришёл к нам Аппетит. Вместе с ним за стол мы сели, С Аппетитом всё мы съели. Приходи к нам, Аппетит! Наша мама говорит, Что хороший Аппетит Никому не повредит.
- Что такое аппетит? Давайте послушаем ребят, которые нашли информацию в словаре.
Аппетит – это…
17. Игра «Соедини начало пословицы о питании с ее концом» (работа в парах).
1. Всякому нужен ........................ и обед, и ужин.
2. Голодному Федоту.................. любые щи в охоту.
3. Если щи хороши ..................... другой пищи не ищи.
5. Больному помогает врач, ........ а голодному - калач.
Самопроверка на слайде (доске).
-Какие продукты приносят вред?
- Какой вред они наносят здоровью?
«Всё полезно, что в рот полезло» (на слайде или на доске)
- Как вы относитесь к данному мнению? Посмотрите внимательно на полезные и вредные продукты. Все то, что любят дети, что вы едите с большим удовольствием, оказывается очень вредным и небезопасным продуктом.
Поэтому сейчас ребята, я приглашаю вас в научно-исследовательскую лабораторию «Правдиво о разном». Наши исследователи расскажут вам много интересного (учащиеся заранее готовят материал на заданные темы).
Ученик-исследователь 1.
Знаете ли вы, что в состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, способствует развитию кариеса.
Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.
- Дорогие исследователи, а что вы можете сказать о жевательных резинках, которые любят многие дети?
Ученик-исследователь 2.
Внимательно изучив этикетки жевательных резинок, которые продаются в магазинах, мы выяснили, что в состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов. В практике детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.
- Уважаемые исследователи, а теперь я хочу спросить у вас, не вредны ли для здоровья чипсы и картофель фри?
Ученик-исследователь 3.
Я хочу сказать, что в картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.
У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.
- Ребята, я надеюсь, что вы прислушаетесь к советам наших консультантов и будете стараться не употреблять эти вредные продукты.
Вывод: Пища должна быть полезной.
- А какую пищу можно считать полезной? (Ту, в которой много витаминов и полезных веществ).
18. Д/игра «Вредно – полезно»
Класс делится на 2 команды (КОМАНДА МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК). Играющие должны распределить карточки с продуктами на 2 группы: полезные и вредные: рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, Сникерс, морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб сыр, чипсы, масло, фанта, виноград, яйца, хлеб, варенье, лимонад, молоко, горчица, капуста, творог, кофе).
Пища наших предков с давних времён всегда была легкой, необременительной, они никогда не переедали. В ежедневном рационе преобладали овощи, фрукты, зелень, молоко и молочные продукты, мед, растительные продукты.
Ученик читает стихотворение:
Получен от природы в дар
Не мяч и не воздушный шар
Не глобус это, не арбуз
Здоровье - очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
III. Рефлексия
- Что мы выяснили на этом занятии? Продолжите:
Я понял …
Я хочу …
Я не буду …
- Прочитайте и закончите предложения:
«Чтобы быть здоровым, нужно...».
- Как вы понимаете эти слова?
- Сегодня на занятии я узнал(а)…
- Занятие заканчивается, и я хочу сказать…
Учитель:
- Доктору Айболиту очень понравилось наше занятие и то, как вы работали сегодня. Он решил угостить вас самым полезным фруктом.
-Какой фрукт самый полезный в мире? (Яблоко)
Учитель угощает детей дольками яблок (или целыми).
Учитель читает стихотворение:
Я желаю вам ребята
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Я открыла вам секреты
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы
И легко вам будет жить.
Использованные источники:
1.Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
2. А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская « Дидактические игры на уроках».
3. Журнал « Начальная школа» №5 1991г.
4. Иллюстративный материал: набор карточек-лото (овощи, фрукты, ягоды).
6. «Основы здорового питания», http://www.uvelka.ru/, 2012 г.
7. http://lana-web.ru/zdorovie/pravila_zdorovogo_pitania.html 10 правил здорового и сбалансированного питания.
Оборудование:
Для учителя: рисунок с изображением Айболита, плакат с правилами здорового образа жизни, выставка книг «О вкусной и здоровой пище», презентация “Разговор о правильном питании”, большое яблоко (в зависимости от количества детей, можно 2 яблока), зубочистки или шпажки для продуктов.
Для учащихся: два варианта меню на карточках из приложения, толковый словарь, карточки-лото с изображением фруктов и овощей.