Просмотр содержимого документа
«Конспект мероприятия "Мой край родной"»
Манихина Наталия Александровна учитель географии, высшей категории
МОАУ «СОШ № 56 имени Хана В.Д.» г.Оренбург
Викторина «Мой край родной»
Цель: обобщить знания детей, посещающих МОУ ДОД ТО «Географическое краеведение», о родном крае.
Задачи:
-расширять представления о многообразии природы родного края;
- развитие познавательного интереса к своей «малой родине»;
- воспитывать патриотизм, любовь к родному краю.
Ход мероприятия
1 часть Беседа
ВЕД.: - Россия очень большая, огромная страна простирается она на много тысяч километров. И для всех людей, живущих на её просторах, Россия не просто страна. Это наша Родина.
Вопрос: - От какого слова произошло слово «родина»? (Ответы детей: «род», «родиться»)
ВЕД.: - Слово Родина сопровождает нас с раннего детства и не покидает до конца жизни.
Для каждого из нас есть своя, близкая и понятная только нам Родина. Для одних Родина – это наша страна, для других – наша область, для третьих – наше село.
ВЕД.: - Сегодня мы поговорим о нашей «малой родине», и выясним, что вы о ней знаете.
Вопросы:
1. Как называется наш край? (Оренбургская область)
2. В какой части России расположена Оренбургская область? (южная оконечность Урала, и южное Зауралье, на границе Европы и Азии)
3. В какой природной зоне мы живём? (зона степей и лесов)
3. С какими областями, республиками, государствами граничит наша область? (Самарской, Челябинской областями, республикой Башкортостан, республикой Татарстан, Казахстаном)
Рассматривание карты области и атласа Саракташского района
- Ребята, наш край давно заселен людьми. Кто же был первым поселенцем нашей области, села?
История Оренбург был основан 19 (30) апреля 1743 года. Первая крепость была заложена 31 августа 1735 на месте нынешнего Орска, откуда пошло название Оренбурга – «крепость на реке Орь». В 1744 Оренбург стал центром Оренбургской области, во главе стоял губернатор. Оренбург строился он как город-крепость , но одновременно носил как военный, так и торговый характер, город был крупным центром торговли России с Казахстаном и Средней Азией.
2 часть Викторина
ВЕД.: - А сейчас вас, жителей нашей Оренбургской области, прошу занять свои места и приготовиться отвечать на вопросы. Узнаем, кто больше всего знает наш край.
Деление на 2 команды (или по отрядам).
За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. В течение мероприятия ведётся подсчёт баллов.
тур.
1. Какие реки Оренбургской области вы знаете?
(Урал, Большой Кинель, Сакмара, Губерля, Орь, Ташла и др.)
2.Ребята, назовите известные вам города нашей области, сёла нашего района.
(города Оренбург, Бузулук, Бугуруслан, Сорочинск, Новосергиевка, Орск, Новотроицк, Соль-Илецк, Медногорск и др. Сёла района: Ромашкино, Ефимовка, Кандауровка, Лабазы, Грачёвка, Васильевка, Волжский, Кутуши, Михайловка, Андреевка и др.)
3. Назовите реки и озёра на территории нашего района.
Задание: команды встают в 2 колонны. Участникам необходимо собрать все камушки (кубики), но не руками, а с помощью гимнастических палок. Каждый участник берёт по одному камушку и кладёт его в ведро.
2 тур.
ВЕД.: - А теперь отправимся с вами в лес. А зачем люди ходят в лес? (ответы детей)Правильно молодцы!
1. Какая из команд назовет больше деревьев, которые растут в нашим местах? (дуб, сосна, клён, ива, вяз, тополь, рябина, берёза, карагач, осина и др.)
2. Игра «Чудесный мешочек»
(мешочек с листьями разных деревьев)
Задание: угадать «С какой ветки детка».
3. Какие лекарственные растения области и района вы знаете?
(шалфей, зверобой, календула, ландыш, валериана, дущица, тимьян, мята, липа м др.)
ВЕД.: - Ребята – лес, что же это такое?
Это дом животных и птиц, там они живут и питаются. И если мы приходим в лес, то как мы себя должны вести там?
Лес – полон сказок и чудес вот и послушайте загадки лесные!
ЗАГАДКИ
Сначала одна команда отгадывает, потом другая:
1. Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками (еж)
2. Кто, позабыв тревоги
Спит в своей берлоге (медведь)
3.Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (лось)
4.В лесу живет, желуди жует (кабан)
5.Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы (заяц)
6.Он спокоен и мудр, живет высоко в горах
Жует траву, и зовут его (зубр)
7.В дупле живет, орешки грызет (белка)
8.Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
9.Маленький шарик, под лавкой шарит
10.Кто на своей голове рога носит (олень)
11.Рыбу ловит и ныряет, жить на берегу желает (ондатра)
12.Кто зимой холодной, ходит злой голодный (волк)
3 тур
1. Назовите птиц, живущих в Оренбургской области.
(степной орёл, пустельга, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа, жаворонки, дятлы, глухарь, тетерев, рябчик, ворон и др.)
2. А какие птицы живут у воды?
(серый гусь, утка, кулик)
3. Ребята, вы называли реки Оренбургской области. А кто живет в наших реках? (рыбы) Какие рыбы водятся в реках, которые вы называли? (ответы детей)
(лещ, судак, ёрш, окунь, плотва, язь, пескарь, карась, сом, вьюн, щука и др.)
Игра «Рыбалка»
(2 удочки, рыбки, обруч)
Задание: от каждой команды участвует по одному игроку. Кто из них за 3 минуты выловит больше рыбы.
ВЕД.: - Заканчивая викторину о нашем крае, вспомним все мероприятие и ответим на вопросы: 1. О каких богатствах нашего края мы говорили? (природных: растительный, животный мир, водные ресурсы)
2. Люди каких национальностей стали первыми поселенцами нашего района? (мордва, башкиры, чуваши, татары)
3. Что нового вы узнали?
По окончании викторины проводится игра на местности (см. далее)
Игра на местности
Материал: карточки разного цвета из картона для каждой группы, на которых написаны слоги слов (пословицы, рекламы, стихотворения и т.д...), музыкальный инструмент, сигнал которого обозначает начало и конец игры.
Подготовка. Перед игрой по всей территории (заранее нужно определиться с территорией) развешиваются карточки таким образом, чтобы их не трудно было найти. Эти места отмечаются на плане местности. На карточках написаны слова или слоги слов. В итоге, собрав все карточки, можно получить предложение. Каждая микро группа имеет свой цвет; например, одна микро группа имеет на рукаве завязанные гофрированные ленточки зеленого цвета и т.д...
Когда карточки развешаны и объяснены участникам правила игры, микро группы могут стартовать в одно время. Каждая группа должна найти свои карточки соответствующего цвета. Вся группа собирает предложение и приходит к цели (детям сообщают, где они собираются).
Варианты записей на карточках:
1. Сделал дело - гуляй смело; 2. Двое не один - маху не дадим; 3. Разумный поймёт, к чему дело идёт; 4. Слава к тому и льнёт, кто впереди идёт; 5. Сказать можно со смехом, было бы дело с успехом.
В итоге игры и викторин о природе выделяются самые активные дети, которых поощряют призами. Лучший отряд отмечается смайликом на стенде соревнования отрядов.