kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеклассного мероприятия : " Свой дом краше всего"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема - «Свой дом краше всего»

 

Цель: Расширить знания учащихся по истории своей малой Родины.

           

Задачи :

  • формировать отзывчивость к архитектурному образу, интерес и уважение к национальному наследию в архитектуре.
  • Построить макет пятистенной и  шестистенной избы, показать их различие.
  • Развивать образность мышления.

 

Ход занятия

 

Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

 

 

Сегодня у нас заключительное занятие по теме « Свой дом краше всего».

Цель нашего занятия – вспомнить историю нашего села, рассказать о центральной улице и её  достопримечательностях, научиться отличать пятистенные дома от шестистенных , показать это на макетах домов, сделать выводы.

- Ребята, почему деревня называется «деревней».

- Правильно, дома у нас в основном сделаны из дерева. Лесов в России много, поэтому дерево - самый доступный для строительства материал.

Толщина дерева стала естественной единицей измерения всех размеров постройки.  Раньше строители заранее высматривали сосну и делали топором затесы – снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз. Затем на пять лет оставляли сосну стоять. Она густо выделяла смолу, пропитывала ею ствол и только потом по стылой осени рубили сосну.

Совершая экскурсии в библиотеку, в музей, по улице Ленина,  мы узнали интересные факты из истории нашего села.

1 . Выступает ( Доржиева  Соня)

Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашей Новобрянской земле.

Изучая историю нашего села,  мы  узнали, что примерно 1767 году в долине реки Брянки выбрали мужики место красивое, удобное:  широкая долина с пастбищами, глубокая река богатая рыбой, большие лесные угодья.  Люди говорили: «Возле леса жить -  голодному не быть» - в лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы.

История сохранила нам имена тех, кто выбрал это место – это Никита и Анисим Шитовы, Афанасий и Никифор Павловы, Иван Афанасьев, Семен Леонов, Никифор  Матвеев и 6 его сыновей.

Деревню назвали в честь реки,  на которой она родилась.

В деревне было 2 улицы -  Большая и За рекой. Улица Большая делилась на «верх» и «низ» по течению реки.

 

 

 

Учитель:

 Тепло и уютно жилось в деревянных избах. Но человеку мало только удобства, душа каждого из нас стремится к красоте. Поэтому избы всегда были нарядными. 

2. Выступление  ( Михайлова Марина)

Мы хотим рассказать вам о центральной улице нашего села. Она носит имя Ленина. Раньше она называлась Большая.  Длина улицы - около 5 километров

Совершая экскурсию по улице Ленина, мы узнали, что  типичные постройки конца 19 века  представлены в виде пятистенок,     шестистенок. Этим домам около 100 лет. Мы обратили внимание на то, что на домах встречаются таблички « Охраняется государством как архитектурная ценность». На улице Ленина находится ДК « Колосок», раньше на этом месте была волостная управа.

Рядом с ДК находится памятник воинам, павшим в боях за Родину. На гранях памятника прописаны имена 90 земляков, не вернувшихся с войны.

 Также есть место,  где в 1777 году была построена часовня, а после пожара церковь. 1939 году церковь разобрали,  и теперь на этом месте стоит крест и положена мраморная плита.

 

  

 

 

 

 

 

Учитель:

Как строили избу? Выбирали большие сосны и ели, стволы которых были прямыми и крепкими. Из гнилого леса изба ненадолго.

Но непросто было русскому мужику срубить дерево, так как считали люди, что и у дерева есть душа, живое оно. Поэтому, придя в лес, найдя нужное дерево, просили у него прощения и объясняли, для чего оно понадобилось. После этого обряда дерево рубили, стесывали ветки, заготавливали бревна. Бревна на телеге привозили к тому месту, где собирались строить избу. Очищали от сучьев и коры. Бревна составляли между собой очень плотно, так, что щелочки не видать. Это делали плотники. На бревнах проставляли зарубки - порядковые номера. Если требовалось, избу могли разобрать по бревнышку, перевести в другое место и снова собрать.

О самых интересных домах расскажет нам

3 Выступление (Тютрин Коля)

Рассматривая дома,  мы заинтересовались, как отличить пятистенный дом от шестистенного. Побывав в библиотеки и просмотрев материал, мы сделали такие выводы.

Изба-пятистенка, или пятистенок,  - жилая деревянная прямоугольная постройка, разделенная внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату)

 

 

Изба-шестистенка (шестистенок) - дом с двумя поперечными стенами. Дом делился на горницу ( здесь встречали гостей, находился иконостас, отмечали праздника.)

Сени, и изба (здесь находилась русская печь, полати где спали хозяева дома)

 

 

Учитель:

А сейчас мы с вами доделаем макеты домов. Этим мы закрепим знания о том, чем различаются деревянные дома. 

( Выполнение макетов) показ моделей.

4 Выступающий ( Цыренжапова Яна)

Изучив историю улицы, мы пришли к выводу, что многим домам по 100 лет. Значит, они сделаны с помощью топора, так как первая пила в деревне  появилась  лишь 1912 году. На многих домах и окнах есть одинаковая резьба по трафарету,  значит, в деревне был один хороший мастер.

Также  мы увидели интересные ворота. Они отличаются от современных ворот и называются Ворота под «кабаном».  Такие ворота говорили о достатке хозяина .

Также мы узнали, что ворота, которые сейчас украшают вход в Республиканский  Этнографический музей,  были перевезены из нашего села.

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

Ворота «под кабаном» с. Новая Брянь.

 

 

 

 

Мотив «кудри» часто встречается в оформлении наличников дома с. Новая Брянь

 

 

 

                      

 

 

 

 

Учитель:

Заключительное слово

Сегодня на занятии  мы с вами – вспомнили  историю нашего села, рассказали о центральной улице и её  достопримечательностях, научитлись отличать пятистенные дома от шестистенных , сделали макеты домов..

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект внеклассного мероприятия : " Свой дом краше всего" »



Тема - «Свой дом краше всего»


Цель: Расширить знания учащихся по истории своей малой Родины.

Задачи :

  • формировать отзывчивость к архитектурному образу, интерес и уважение к национальному наследию в архитектуре.

  • Построить макет пятистенной и шестистенной избы, показать их различие.

  • Развивать образность мышления.


Ход занятия


Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…


 

Сегодня у нас заключительное занятие по теме « Свой дом краше всего».

Цель нашего занятия – вспомнить историю нашего села, рассказать о центральной улице и её достопримечательностях, научиться отличать пятистенные дома от шестистенных , показать это на макетах домов, сделать выводы.

- Ребята, почему деревня называется «деревней».

- Правильно, дома у нас в основном сделаны из дерева. Лесов в России много, поэтому дерево - самый доступный для строительства материал.

Толщина дерева стала естественной единицей измерения всех размеров постройки. Раньше строители заранее высматривали сосну и делали топором затесы – снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз. Затем на пять лет оставляли сосну стоять. Она густо выделяла смолу, пропитывала ею ствол и только потом по стылой осени рубили сосну.

Совершая экскурсии в библиотеку, в музей, по улице Ленина, мы узнали интересные факты из истории нашего села.

1 . Выступает ( Доржиева Соня)

Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашей Новобрянской земле.

Изучая историю нашего села, мы узнали, что примерно 1767 году в долине реки Брянки выбрали мужики место красивое, удобное: широкая долина с пастбищами, глубокая река богатая рыбой, большие лесные угодья. Люди говорили: «Возле леса жить - голодному не быть» - в лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы.

История сохранила нам имена тех, кто выбрал это место – это Никита и Анисим Шитовы, Афанасий и Никифор Павловы, Иван Афанасьев, Семен Леонов, Никифор Матвеев и 6 его сыновей.

Деревню назвали в честь реки, на которой она родилась.

В деревне было 2 улицы - Большая и За рекой. Улица Большая делилась на «верх» и «низ» по течению реки.





Учитель:

Тепло и уютно жилось в деревянных избах. Но человеку мало только удобства, душа каждого из нас стремится к красоте. Поэтому избы всегда были нарядными. 

2. Выступление ( Михайлова Марина)

Мы хотим рассказать вам о центральной улице нашего села. Она носит имя Ленина. Раньше она называлась Большая. Длина улицы - около 5 километров

Совершая экскурсию по улице Ленина, мы узнали, что типичные постройки конца 19 века представлены в виде пятистенок, шестистенок. Этим домам около 100 лет. Мы обратили внимание на то, что на домах встречаются таблички « Охраняется государством как архитектурная ценность». На улице Ленина находится ДК « Колосок», раньше на этом месте была волостная управа.

Рядом с ДК находится памятник воинам, павшим в боях за Родину. На гранях памятника прописаны имена 90 земляков, не вернувшихся с войны.

Также есть место, где в 1777 году была построена часовня, а после пожара церковь. 1939 году церковь разобрали, и теперь на этом месте стоит крест и положена мраморная плита.





Учитель:

Как строили избу? Выбирали большие сосны и ели, стволы которых были прямыми и крепкими. Из гнилого леса изба ненадолго.

Но непросто было русскому мужику срубить дерево, так как считали люди, что и у дерева есть душа, живое оно. Поэтому, придя в лес, найдя нужное дерево, просили у него прощения и объясняли, для чего оно понадобилось. После этого обряда дерево рубили, стесывали ветки, заготавливали бревна. Бревна на телеге привозили к тому месту, где собирались строить избу. Очищали от сучьев и коры. Бревна составляли между собой очень плотно, так, что щелочки не видать. Это делали плотники. На бревнах проставляли зарубки - порядковые номера. Если требовалось, избу могли разобрать по бревнышку, перевести в другое место и снова собрать.

О самых интересных домах расскажет нам

3 Выступление (Тютрин Коля)

Рассматривая дома, мы заинтересовались, как отличить пятистенный дом от шестистенного. Побывав в библиотеки и просмотрев материал, мы сделали такие выводы.

Изба-пятистенка, или пятистенок, - жилая деревянная прямоугольная постройка, разделенная внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату)

Изба-шестистенка (шестистенок) - дом с двумя поперечными стенами. Дом делился на горницу ( здесь встречали гостей, находился иконостас, отмечали праздника.)

Сени, и изба (здесь находилась русская печь, полати где спали хозяева дома)

Учитель:

А сейчас мы с вами доделаем макеты домов. Этим мы закрепим знания о том, чем различаются деревянные дома.

( Выполнение макетов) показ моделей.

4 Выступающий ( Цыренжапова Яна)

Изучив историю улицы, мы пришли к выводу, что многим домам по 100 лет. Значит, они сделаны с помощью топора, так как первая пила в деревне появилась лишь 1912 году. На многих домах и окнах есть одинаковая резьба по трафарету, значит, в деревне был один хороший мастер.

Также мы увидели интересные ворота. Они отличаются от современных ворот и называются Ворота под «кабаном». Такие ворота говорили о достатке хозяина .

Также мы узнали, что ворота, которые сейчас украшают вход в Республиканский Этнографический музей, были перевезены из нашего села.



















Ворота «под кабаном» с. Новая Брянь.







Мотив «кудри» часто встречается в оформлении наличников дома с. Новая Брянь











Учитель:

Заключительное слово

Сегодня на занятии мы с вами – вспомнили историю нашего села, рассказали о центральной улице и её достопримечательностях, научитлись отличать пятистенные дома от шестистенных , сделали макеты домов..





2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект внеклассного мероприятия : " Свой дом краше всего"

Автор: Бурлакова Ольга Юрьевна

Дата: 21.07.2014

Номер свидетельства: 110320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект внеклассного мероприятия. Выступление агитационной бригады "Будьте здоровы" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-vystuplieniie-aghitatsionnoi-brighady-bud-tie-zdorovy"
    ["file_id"] => string(6) "211158"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431549447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства