Конспект лингвистического турнира «Язык мой – друг мой»
Конспект лингвистического турнира «Язык мой – друг мой»
Данное мероприятие может быть использовано во время проведения декады русского языка и литературы. Могут быть охвачены как ученики 8-9, так и 5-7 классов.Этот вид работы позволит ученикам не только проверить свои знания по лингвистике, но и попробовать свои актёрские способности, так как они учатся выразительно преподносить материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект лингвистического турнира «Язык мой – друг мой»»
Лингвистическое интеллект-шоу « Язык мой – друг мой » (среди учащихся VIII – IX классов )
Цели мероприятия :совершенствование навыков владения русской речью ; выработка у учащихся культуры речи , исправление речевых недочетов и постановка правильного произношения ; помочь учащимся открыть всю красоту , выразительность и гармоничность русского языка , активизировать мыслительную деятельность учащихся ; логическое мышление , улучшить внимание , творческую мысль , пробудить чувство гордости и любви к своему народу , любовь к русскому языку .
Наглядности : карточки с заданиями , сюжетные и предметные картинки
Оборудование : мультимедийный экран, костюмы для инсценирований
Ход меропрития : І . Слово ведущего
« Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того , кто его как можно глубже изучил , кто им владеет как мастер» , - писал Л . Успенский . « Из всех орудий язык-это самое удивительное и сложное . Так достаточно ли знаем мы его ?» Cегодня мы постараемся зайти в магазин языков , найти там по больше интересного и полезного . Ведь чем больше знает человек , тем большую ценность он представляет для общества . Чем лучше человек владеет языком , тем больше у него права называться человеком .
Добро пожаловать на лингвистическое интеллектшоу « Язык мой - друг мой» . В игре принимают участие две сборные команды из учащихся 8 – 9 классов .
І тур « Презентация » .
1 команда - «Юные златоусты »
2 команда - « Команды веселых и находчивых »
ІІ тур Когда же была изобретена письменность ? Как и когда люди дошли к пониманию ценности языка? Послушаем Сказительницу и заодно постараемся выполнить ее задания .
Сказительница.
Сперва финикийцы , жившие 2 тысячи лет назад , затем греческий ученый Пеламед создали финикийский и греческий алфавиты .Во второй половине Х века двое ученых родом из Греции Кирилл и Мефодий , приехали в Великую Моравию и стали работать над созданием славянской писменности . Так были созданы глаголица и кириллица
Вопрос : А что вы слышали про такие буквы ? Какой звук они обозначали по славянской азбуке ?
« Юс большой» и «юс малый» - ?
Учить аз да буки – школяру муки - ?
ІІІ тур . Надеюсь , вам было интересно меня слушать . А теперь я хочу и вас послушать , и хочу узнать , насколько вы владеете языком . Думаю , вы не откажете мне в одной просьбе : приготовьте салат из сказок .
Соедините знакомые персонажи из разных сказок и придумайте свою . Приключения героев должны переплетаться , и думаю вы сможете меня обрадовать новой сказкой
1 команде - сказки « Морозко» , « Заюшкина избушка» , «Гуси- лебеди» , « Мальчик с пальчик»
2 команде - сказки «Волк и семеро козлят» , « Колобок» , «Белоснежка» , « Красная шапочка»
ІV тур . До свидания , ребята . Спасибо Вам за интересные сказки . Надеюсь и Вам было со мною интересно . ( Уходя ) . А что это двое здесь стоят ? ( Разговор двух ребят )
Ты внимательно слушал эти сказки ?
Ага .
Тебе они понравились ?
Ага .
А какая из них тебе больше понравилась ?
Ага .
Ты меня , хоть немножечко , слушаешь ?
Ага .
Как вам нравится такая речь ? Разыграйте « правильные диалоги» . А жюри определит наиболее живые и интересные . Обязательное условие – употребление форм речевого этикета .
Ситуации :
1 команде : Ваш друг считает изучение языков ненужным занятием .( Ваш ответ ).
2 команде : Выпускник школы считает , что в будущей жизни знание русского языка необязательно . (Ваш ответ ).
V тур .
Здесь были сказаны мудрые слова . А как говорят « Послушаешь мудрого – сам ума наберешься »
Прослушаем и просмотрим домашнее задание . Следовало подготовить брошюрку , состоящую из двух страничек : 1 – ая – из высказываний известных людей о языке , 2 –ая – из пословиц и поговорок о языке . Жюри просмотрит ваши брошюрки . А вы сами объясните выбор содержания .
VІ тур .
Следующий тур призван оценить вашу логику , умение творчески мыслить , фантазировать , и , соответственно показать ваши навыки владения русским языком .
Ситуации « Что бы вы ответили на месте великих ? »
Предлагается 6 случаев из жизни великих людей – 6 ситуаций . Еще раз напоминаю , что оцениваться будет не то , что ответили великие люди все в точности , слово в слово . Это невозможно . Будет оцениваться максимальная приближенность к подобному ответу , или даже если будет несоответствие , главное – неординарность мысли .
Автор :
случай . Ломоносов и вельможа
случай Андерсен и прохожий
случай Гете и критик
случай Дюма -и доктор Гисталь
случай Шоу и джетельмен
случай Гюго и издатель
VІІ тур. Cостязание в чтении .
Домашнее задание : выразительное чтение стихотворения о языке .
VІІІ тур. Создание стихотворения - нелегкий труд . Для написания поэтического «произведения» необходимо и вдохновение , и умение .
Наш тур – тур поэтов - самоучек
Проверьте свои умения в этом жанре ! Перед вами карточки со словами , которые вы должны использовать в конце каждой поэтической строчки , чтобы создать свое « поэтическое творение» .Дерзайте! Даются слова : Язык , лик , люблю , храню ; казахский , русский , Казахстана , хана
Язык , проник , с тобой , пой ; русский , всегда , родной , никогда .
ІХ тур. История знает многих людей , в совершенстве владевших несколькими языками : это и А . С . Грибоедов , и Л . Н . Толстой , и известный немецкий археолог Генрих Шлиман и многие другие .Тур называется « Полиглот» , проверяется знание двух языков: русского и казахского . Перед вами предложения . Постарайтесь перевести их .
1 команде : Мал язык , а всем миром владеет .
Қазақ тілі - өте бай әрі көркем тілдердің бірі .
2 команде : Без букв и грамматики не учатся и математике
Қазіргі қазақ тілі -басқа тілден аударуға кемелденген тіл .
Х . Тур занимательных заданий . А кто же нам их принесет ? К нам в гости пришла одна девочка . Кто же она ? Я – Хозяйка страны Орфоэпия . Приглашаю всех в гости . Чтобы стать почетными гостями , вы должны ответить на несколько вопросов .
1 . Как называются такие пары , слов , как косит – косит , трусит - трусит , атлас – атлас , мела – мела ? Приведите свои примеры .
2 . Сколько слов записано в ваших карточках ? Как такие слова называются ?
1) Орган , жаркое , обмер , парить , полка , бегом , безобразный
3 . Отгадайте логогрифы . ( Логогриф – загадки , в которой новое слово получается путем добавления или отбрасывания одной буквы )
1) Сначала я , а после гол
Отличный выдался футбол !
Без буквы «У» не хуже
Наш футболист не тужит ( Удар - дар )
2) Был бы голоден один ,
Так не страшно , что ж такого .
«А» прибавим – поглядим ,
Как управится наш повар ( Рот – рота )
Хозяйка : Теперь мне пора прощаться .А вот и второй гость .
Почемучка. Я заблудилась . Помогите мне найти дорогу домой . Если правильно ответите на мои вопросы, значит , я доберусь домой вовремя . Я – девочка , а зовут меня Почемучка . Но ведь и мальчика так можно назвать ?
Почему ? А еще несколько таких же слов знаете ? ( Плакса , неряха , недотепа , соня , разиня и др )
Кто вспомнит больше слов , начинающих сразу с четырех согласных ?
( всплеск , взгляд , встреча )
Родственны ли такие слова : переносица и непереносимый , пот и потолок , гора и загородка , приложение и предложение ?
Почемучка : Спасибо ! Теперь я знаю , куда мне бежать , где искать свой дом .
А вот еще двое к нам подоспели . Кто же они ? Эзоп и Ксанф
Инсценирование текста « Язык». Представьте , что вы тоже присутствуете на обеде у философа и ведете неспешную беседу . Послушайте и скажите , а какими свойствами языка вы больше всего пользуетесь : хорошими или плохими ?
И последнее задание : объясните значение фразеологизмов язык проглотить и язык проглотишь .
Язык проглотить - Замолчать , перестать говорить ( о нежелании говорить ) ;
Язык проглотишь - Очень вкусен , аппетитен , доставляет огромное удовольствие ( о пище )
Два разных фразеологизма в соответствии с двумя значениями . Но мы больше всего имеем ввиду первое значение .
М . А . Шолохов писал : « Величайшее богатство народа – это его язык !» Знание языка открывает дорогу к другим людям , пониманию культуры , жизни и быта этого народа . Потому и язык - друг человека , и все мы должны в один голос сказать ему « Язык мой - давай с тобой дружить !