kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект лингвистического турнира «Язык мой – друг мой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие может быть использовано  во время проведения декады русского языка и литературы. Могут быть охвачены как ученики 8-9, так и 5-7 классов.Этот вид работы позволит ученикам не только проверить свои знания по лингвистике, но и попробовать свои актёрские способности, так как  они учатся выразительно преподносить материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект лингвистического турнира «Язык мой – друг мой»»

             Лингвистическое   интеллект-шоу  « Язык  мой – друг  мой »   (среди  учащихся VIII – IX  классов )

Цели  мероприятия :совершенствование  навыков   владения  русской  речью ;  выработка у   учащихся  культуры  речи  ,  исправление   речевых  недочетов  и  постановка  правильного  произношения ;     помочь  учащимся  открыть  всю  красоту ,  выразительность  и  гармоничность  русского  языка  ,  активизировать  мыслительную деятельность  учащихся ;  логическое  мышление ,  улучшить  внимание ,   творческую  мысль ,  пробудить  чувство  гордости  и  любви  к  своему  народу  ,  любовь  к  русскому  языку  .

Наглядности  :  карточки с  заданиями  , сюжетные  и  предметные  картинки

Оборудование :  мультимедийный  экран, костюмы для инсценирований

Ход  меропрития  :  І . Слово  ведущего

        « Каждое  орудие  приносит  наивысшую  пользу  в  руках  того ,  кто  его  как  можно    глубже     изучил  ,  кто  им  владеет  как  мастер» , -  писал  Л . Успенский . « Из  всех  орудий   язык-это  самое  удивительное  и  сложное . Так  достаточно  ли  знаем  мы  его ?»   Cегодня  мы   постараемся  зайти  в  магазин  языков  ,  найти  там  по  больше  интересного и  полезного . Ведь  чем  больше  знает  человек , тем  большую  ценность  он  представляет  для  общества . Чем  лучше  человек  владеет  языком , тем  больше  у него  права  называться человеком .

       Добро пожаловать  на  лингвистическое  интеллектшоу   « Язык  мой  - друг  мой»  . В  игре  принимают  участие две  сборные команды  из  учащихся   8 – 9  классов  .

І  тур  « Презентация »  . 

1 команда  -  «Юные  златоусты »

2 команда  - « Команды  веселых  и  находчивых »

ІІ  тур  Когда  же  была  изобретена  письменность ?  Как  и  когда  люди  дошли    к  пониманию   ценности  языка? Послушаем Сказительницу  и  заодно  постараемся  выполнить  ее  задания . 

Сказительница.

 Сперва  финикийцы ,  жившие  2  тысячи  лет  назад  ,  затем  греческий  ученый  Пеламед  создали  финикийский  и  греческий  алфавиты .Во   второй  половине  Х  века  двое  ученых   родом  из  Греции  Кирилл  и  Мефодий  ,  приехали  в  Великую  Моравию  и  стали  работать  над  созданием  славянской  писменности . Так  были  созданы  глаголица  и  кириллица 

Вопрос :  А  что  вы  слышали  про  такие  буквы ?  Какой  звук  они  обозначали  по  славянской  азбуке ? 

« Юс большой»  и  «юс  малый» - ?

Учить  аз  да  буки – школяру  муки - ?

ІІІ тур . Надеюсь , вам было  интересно  меня  слушать . А  теперь  я  хочу и  вас  послушать ,  и  хочу  узнать ,  насколько  вы  владеете  языком . Думаю , вы  не  откажете  мне    в одной  просьбе :  приготовьте      салат  из  сказок .

Соедините  знакомые  персонажи  из разных  сказок  и  придумайте  свою . Приключения   героев  должны  переплетаться ,  и  думаю  вы  сможете  меня  обрадовать  новой  сказкой

1 команде  - сказки « Морозко» , « Заюшкина избушка» ,  «Гуси-  лебеди» , « Мальчик  с  пальчик»

2  команде  -  сказки    «Волк     и    семеро  козлят» , « Колобок» , «Белоснежка» ,                           « Красная  шапочка»

ІV тур . До  свидания , ребята . Спасибо  Вам  за  интересные  сказки . Надеюсь  и  Вам  было  со  мною  интересно . ( Уходя ) .  А  что  это  двое  здесь  стоят ?  ( Разговор  двух  ребят )

  • Ты  внимательно  слушал  эти  сказки ?

  • Ага .

  • Тебе  они  понравились ?

  • Ага .

  • А  какая  из  них  тебе  больше  понравилась ?

  • Ага .

  • Ты  меня , хоть  немножечко , слушаешь ?

  • Ага .

Как  вам  нравится  такая  речь ?  Разыграйте  « правильные  диалоги»  . А жюри  определит  наиболее  живые  и  интересные  . Обязательное  условие – употребление  форм  речевого  этикета .

Ситуации :

1 команде : Ваш  друг считает  изучение  языков  ненужным  занятием .( Ваш  ответ ).

2 команде :  Выпускник  школы  считает  , что  в будущей  жизни  знание  русского  языка  необязательно . (Ваш  ответ ).

V тур .

 Здесь  были  сказаны  мудрые  слова . А  как  говорят  « Послушаешь  мудрого – сам ума  наберешься »

Прослушаем  и   просмотрим  домашнее  задание . Следовало  подготовить  брошюрку , состоящую  из  двух  страничек : 1 – ая – из  высказываний  известных людей  о  языке ,  2 –ая – из  пословиц  и  поговорок  о  языке . Жюри  просмотрит  ваши   брошюрки .  А  вы   сами  объясните  выбор  содержания  .

VІ  тур .

Следующий  тур  призван  оценить  вашу  логику ,  умение  творчески  мыслить ,  фантазировать , и , соответственно  показать  ваши  навыки  владения  русским  языком .

      Ситуации   « Что  бы  вы  ответили  на  месте  великих ? »

      Предлагается    6  случаев  из  жизни  великих  людей – 6   ситуаций . Еще  раз  напоминаю ,  что  оцениваться  будет  не  то ,  что  ответили  великие  люди  все  в  точности , слово   в  слово . Это  невозможно . Будет  оцениваться  максимальная  приближенность  к  подобному  ответу ,  или  даже  если  будет  несоответствие ,  главное – неординарность  мысли .

Автор :  

  1. случай .  Ломоносов  и  вельможа   

  2. случай  Андерсен  и  прохожий  

  3. случай  Гете  и  критик  

  4. случай  Дюма  -и  доктор  Гисталь 

  5. случай  Шоу  и  джетельмен 

  6. случай  Гюго  и   издатель  

VІІ  тур. Cостязание  в  чтении .

Домашнее  задание  : выразительное  чтение  стихотворения  о  языке .

VІІІ  тур. Создание стихотворения -  нелегкий  труд . Для  написания  поэтического «произведения»  необходимо  и  вдохновение ,  и  умение .

Наш  тур – тур  поэтов  - самоучек

Проверьте  свои  умения  в  этом  жанре !  Перед  вами  карточки  со  словами  , которые  вы  должны  использовать в  конце  каждой  поэтической  строчки ,  чтобы  создать  свое  «  поэтическое  творение» .Дерзайте! Даются  слова :  Язык , лик , люблю , храню ; казахский , русский , Казахстана , хана

                            Язык , проник ,  с  тобой ,  пой ; русский , всегда ,  родной , никогда .

ІХ  тур. История  знает  многих  людей  ,  в    совершенстве    владевших  несколькими  языками :  это  и  А . С . Грибоедов ,  и Л . Н . Толстой ,  и  известный  немецкий  археолог  Генрих  Шлиман  и  многие  другие .Тур  называется « Полиглот»  , проверяется знание двух языков: русского  и  казахского . Перед  вами  предложения   . Постарайтесь  перевести  их .

1 команде :  Мал  язык ,  а  всем  миром  владеет .

                      Қазақ  тілі - өте  бай  әрі  көркем  тілдердің  бірі .

2 команде :  Без  букв и  грамматики  не учатся  и  математике

                      Қазіргі  қазақ  тілі  -басқа  тілден  аударуға  кемелденген  тіл .

Х . Тур  занимательных  заданий . А  кто  же  нам  их  принесет ?  К  нам  в  гости  пришла  одна  девочка  . Кто  же  она ? Я – Хозяйка  страны   Орфоэпия . Приглашаю  всех  в  гости . Чтобы   стать  почетными  гостями ,  вы  должны  ответить  на  несколько  вопросов .

1 . Как  называются  такие  пары ,  слов ,  как  косит – косит , трусит -  трусит , атлас – атлас , мела – мела ? Приведите  свои  примеры .

2 . Сколько  слов  записано  в  ваших  карточках ?  Как  такие  слова  называются ?

1)  Орган ,  жаркое ,  обмер , парить ,  полка , бегом , безобразный

2)  Бросок, кругом , ловлю , просыпать , пропасть , долги , пали .

3 . Отгадайте  логогрифы . ( Логогриф – загадки , в  которой   новое  слово  получается  путем  добавления   или  отбрасывания  одной  буквы )

1) Сначала  я  ,  а  после  гол

    Отличный  выдался  футбол !

    Без  буквы  «У»  не  хуже

    Наш  футболист   не  тужит ( Удар  - дар )

2) Был  бы  голоден  один ,

    Так  не  страшно ,  что  ж  такого .

     «А»  прибавим – поглядим ,

     Как  управится  наш повар  ( Рот – рота )

Хозяйка :  Теперь  мне  пора  прощаться .А  вот  и  второй  гость .

Почемучка.  Я заблудилась . Помогите  мне  найти  дорогу  домой . Если  правильно  ответите  на  мои  вопросы,   значит ,  я  доберусь  домой  вовремя . Я – девочка ,  а  зовут  меня  Почемучка . Но ведь  и  мальчика  так  можно  назвать ?

  1. Почему ?  А  еще  несколько  таких  же  слов  знаете ?  ( Плакса ,  неряха , недотепа , соня , разиня  и  др )

  2.  Кто  вспомнит  больше  слов , начинающих  сразу  с  четырех  согласных ? 

      ( всплеск , взгляд , встреча )

  1. Родственны    ли  такие  слова : переносица  и  непереносимый  , пот  и  потолок ,  гора  и  загородка ,  приложение  и  предложение ?

Почемучка : Спасибо !  Теперь  я  знаю  , куда  мне  бежать ,  где  искать  свой  дом .

А  вот  еще  двое  к  нам  подоспели  . Кто  же  они ?  Эзоп и Ксанф

Инсценирование   текста « Язык». Представьте , что  вы  тоже  присутствуете  на  обеде  у философа  и  ведете  неспешную  беседу . Послушайте  и  скажите , а  какими  свойствами  языка  вы  больше  всего пользуетесь :  хорошими  или  плохими ?

И  последнее  задание : объясните   значение  фразеологизмов  язык  проглотить  и  язык  проглотишь .

Язык  проглотить  - Замолчать ,  перестать  говорить ( о  нежелании  говорить ) ;

Язык  проглотишь - Очень  вкусен , аппетитен ,  доставляет огромное  удовольствие  ( о  пище )

Два  разных  фразеологизма  в  соответствии  с  двумя  значениями  . Но  мы  больше  всего  имеем  ввиду  первое  значение .

М . А . Шолохов  писал : « Величайшее  богатство  народа – это  его  язык !» Знание  языка  открывает  дорогу  к  другим  людям ,  пониманию  культуры  ,  жизни  и  быта  этого  народа . Потому  и  язык  - друг  человека ,  и  все  мы  должны  в  один  голос  сказать  ему « Язык  мой  - давай  с тобой  дружить !




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект лингвистического турнира «Язык мой – друг мой»

Автор: Сатыбалдиева Эльза Темирхановна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(111) "stat-ia-primienieniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "151858"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420773619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства