Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа " Большая война" »
Классный час
« Большая война»
Цель: рассказать учащимся об историческом событии - Первой мировой войне.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей Первой мировой войны.
Воспитание чувства гражданственности и патриотизма.
Воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные: понимать и эмоционально оценивать события первой мировой войны.
Коммуникативные: правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, со сверстниками.
Ход классного часа.
Организационный момент.
Звучит музыка «Марш славянки», ( слайд № 2)
- Первая мировая война…. Что нам известно о ней?! Может, родители вам рассказывали о тех страшных временах? Что вы о ней знаете?
Ответы детей.
(Проблемная ситуация)
- Многие из нас наслышаны о Второй мировой войне. Кто – то знает события, кто – то имена той войны, но большинство не сможет рассказать и немного о том, что происходило с 1914 по 1918 года.
Давайте попробуем разобраться.
Историческая справка(.слайды3-4)
Первую мировую войну называют «Большой войной». Основные факты этой «Большой войны» .
продолжительность войны – 1554 дня;
- Долго ли это, как думаете? (Долго.)
- Безусловно. 1554 дня – это 4 года. Это столько же, сколько вы обучаетесь в начальной школе. Правда во время войны нет выходных и праздников.
число стран-участниц – 38;
- А что значит это число? (38 стран участвовали в войне.)
- Правильно. 38…. Нашему воображению, наверное, и не получится представить, какое количество народу были вовлечены в войну.
Англия, Франция, Россия,
Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;
- Как думаете, что означает эти группы стран? (Стороны противостояния.)
- Совершенно верно. Англия, Франция и Россия объединились в союз, который назвали «Антанта». Потом в их союз вошли еще и другие страны. А вот Германия, Австро – Венгрия, Турция и Болгария – объединились, что бы противостоять союзу.
Первая мировая война, стала войной на истребление народов. Гибли и дети, причем не только случайно в тылу, но и на боевых позициях т.е. дети-воины, охваченные патриотическим порывом. Дети хотели защищать свою Родину. ( слайды 5-7)
С первых дней войны из городов и сел шли дети добровольцами на фронт в действующую армию. Им хотелось приключений и подвигов, детского романтизма и поэзии, желание быть разведчиками, артиллеристами, героями?! Воспитанники гимназий, семинарий, кадетских корпусов и училищ нередко обращались к своему начальству с просьбой отпустить их на войну.
В военное время очень много рассказывали о юных добровольцах, их подвигах на полях сражений, ранениях и боевых наградах. На войне ребята быстро становились взрослыми, стойко перенося окопные страдания и лишения, голод, холод и смерть боевых друзей. Проявляя чудеса самопожертвования и героизма, в свои 12-15 лет они нередко становились Георгиевскими кавалерами. Их награждали наградами. Среди них были и женщины.
3 Рассказ о герое Первой мировой войны –Антонине Пальшиной.
( слайд 8 )
Родилась Антонина Пальшина 21 января 1897 года в деревне Шевырялово Сарапульского уезда Вятской губернии в многодетной крестьянской семье. Родители умерли рано. Она училась в церковно-приходской школе, пела в церковном хоре. После её окончания 10-летняя Антонина переехала в Сарапул к старшей сестре, где стала работать в швейной мастерской. В 1913 году уехала в Баку и устроилась на работу в булочную.
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Антонина остригла волосы, купила старое солдатское обмундирование и под именем Антона Пальшина ушла добровольцем на фронт. Узнав, что проще попасть в кавалеристскую часть, купила у раненого солдата лошадь и была направлена во 2-й Кавказский артиллерийский полк. Под турецкой крепостью Гасанкола в бою после гибели командира эскадрона повела бойцов в атаку, разбив врага. В этом бою она получила ранение, в лазарете её тайна была раскрыта. Антонина решила пойти воевать на другой фронт. Но на вокзале при проверке документов её задержала полиция. После выяснения личности девушку отправили по этапу в Сарапул.
Там она окончила краткосрочные курсы сестер милосердия военного времени, и в апреле 1915 года её направляют на Юго-Западного фронта в город Львов для работы в эвакогоспитале. Она самоотверженно трудилась, но, по её словам, её «тянуло на передовую линию».
В мае 1915 года, переодевшись в форму умершего солдата, Антонина дошла до линии фронта (первые полтора суток — пешком, затем пристала к одному из следовавших на фронт обозов). «Солдат Антон» был определён в 75-й пехотный Севастопольский полк 8-й армии Юго-Западного фронта. За успешный захват «языка» получила первую Георгиевскую медаль, через неделю — вторую за самоотверженный вынос 18 раненых с поля боя. Вскоре её тайна была раскрыта, однако из армии Антонину Пальшину не уволили ввиду больших заслуг. Осенью 1915 года за взятие высоты на реке Быстрице. За мужество, проявленное во время боя под Черновцами Пальшину наградили Георгиевским крестом 4-й степени, присвоили звание ефрейтора и назначили командиром отделения. После боев в Карпатах генерал Брусилов лично вручил ей Георгиевский крест 3-й степени и сообщил о присвоении звания младшего унтер-офицера. После ранения в феврале 1917 Пальшина попала в военный лазарет в Киеве, где пролежала до лета.
3.)
Данковчане – герои 1 мировой войны
Никифор Степанович Лункин (Слайд № 9, 10, 11)
принял боевое крещение ещё на войне с Японией. За схватки с самураями ему повесили на грудь медаль и первый Георгиевский крест. Ратный путь на дальневосточных рубежах он закончил при унтер-офицерских погонах. По возвращению в Данков стал стражником. Однако в 1914 году Никифора Степановича вновь призвали в императорскую армию и направили в разведку Северо-Западного фронта. За многократные удачные рейды во вражеский тыл он удостоился ещё трёх Георгиевских крестов. И не только их. Последняя заслуженная медаль не нашла героя- Никифор Лункин оказался в плену. На чужбине немцы, что примечательно, не препятствовали принародному ношению данковчанином крестов с чёрно-жёлтыми колодками. После революции германский пленник вернулся на малую родину, первое время вынужденно скрывался от новой власти. Жил впроголодь. Перебивался случайными заработками. Тихо умер в райцентре в 1951 году. Фамилия Лункина вписана золотом на доску Георгиевского зала Московского Кремля.
А вот судьба четвёртого царского кавалера- выходца из села Покровское Василия Николаевича Анциферова- совершила на удивление крутой поворот. Служившему в 10-м Уланском полку и удостоенному четырьмя главными солдатскими наградами выпускнику командирских курсов впоследствии довелось стать первым председателем…Данковского уездного исполкома. Герой самодержавного времени стал деятельным советским чиновником.
Фокан Стрельников
В числе многих тысяч призванных на германский фронт находился и мирный хлебопашец Фокан Стрельников. Закинув ни свет ни заря за спину мешок со скудными домашними припасами, обняв на последок жену, немногословный новобранец из села Воскресенское Ефремовского уезда Тульской губернии (Ныне Данковского района) отправился на попутной лошадке на уездный сборный пункт. Под штандартом неизвестного полка ему довелось сражаться примерно пару лет. В семейном архиве до сей поры хранится пожелтевшая фотокарточка, где отважный усач запечатлён вместе с двумя сослуживцами. Размашистая чернильная надпись на обратной стороне крохотного раритета гласит: «На память. Я со своими товарищами, с которыми нахожусь в хороших отношениях».
Вскоре после получения близкими карточки связь с воином прервалась. Слава Богу, временно. Фокан Константинович угодил в плен. Но судьба была к нему милостива. Ратник попал в семью далёкого от идей всемирной бойни фермера, в которой учил мальчика престижному в то время русскому языку. А когда в декабре семнадцатого года Советы подписали в Брест-Литовске соглашение об обмене военнопленными, он вернулся к близким с…гостинцами. В дорогу в загадочную Россию жена бюргера приготовила ему увесистый узелок с пышками, картошкой и сахарными головками.
Георгиевская лента.
- Ребята, вы знаете, что Георгиевские ленточки – дань памяти воинам, павшим во время Великой Отечественной войны. В Великобритании есть подобная акция. В ноябре, 11 числа, в день окончания Первой мировой войны все жители страны прикалывают на лацканы красные маки. Маки "расцветают" на одежде прохожих, они буквально повсюду - на улицах, в офисах, на официальных и неофициальных мероприятиях. Красные маки стали в Великобритании символом Дня памяти погибших в войнах. Каждый год, 11 ноября в 11 утра (т.е. 11.11 в 11.00), проходят две общенациональные минуты молчания в честь погибших. Первая минута молчания была проведена в Лондоне 11 ноября 1919 года.
Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 9.
- Ребята, о каком важном событии мы сегодня говорили? (Сегодня мы говорили о Первой мировой войне)
- Что нового вы узнали? (ответы детей)
- Когда началась война и когда закончилась? (1914 - 1918гг.)
- Посчитайте, сколько она продолжалась. (Война продолжалась 4 года)
- Как назывался союз, в котором состояла Россия? (Союз назывался Антанта)
- Давайте вспомним, сколько стран участвовало в войне? (38 стран
- А кто такая Антонина Пальшина ?
- Где зародилась традиция носить бумажные маки на лацкане? (Традиция зародилась в Великобритании.)
- Ребята, вы молодцы. А теперь прошу, оцените свою работу .
Закончите фразы:
1 Мне было интересно…..
2 Я узнал(а)……..
3 Мне было трудно…….
- Ребята, а теперь вы сможете рассказать про Первую мировую войну? (Да, сможем)
-Молодцы! Можете дома рассказать мамам и папам, бабушкам и дедушкам! Спасибо за работу!
Никифор Степанович Лункин
принял боевое крещение ещё на войне с Японией. За схватки с самураями ему повесили на грудь медаль и первый Георгиевский крест. Ратный путь на дальневосточных рубежах он закончил при унтер-офицерских погонах. По возвращению в Данков стал стражником. Однако в 1914 году Никифора Степановича вновь призвали в императорскую армию и направили в разведку Северо-Западного фронта. За многократные удачные рейды во вражеский тыл он удостоился ещё трёх Георгиевских крестов. И не только их. Последняя заслуженная медаль не нашла героя- Никифор Лункин оказался в плену. На чужбине немцы, что примечательно, не препятствовали принародному ношению данковчанином крестов с чёрно-жёлтыми колодками. После революции германский пленник вернулся на малую родину, первое время вынужденно скрывался от новой власти. Жил впроголодь. Перебивался случайными заработками. Тихо умер в райцентре в 1951 году. Фамилия Лункина вписана золотом на доску Георгиевского зала Московского Кремля.
А вот судьба четвёртого царского кавалера- выходца из села Покровское Василия Николаевича Анциферова- совершила на удивление крутой поворот. Служившему в 10-м Уланском полку и удостоенному четырьмя главными солдатскими наградами выпускнику командирских курсов впоследствии довелось стать первым председателем…Данковского уездного исполкома. Герой самодержавного времени стал деятельным советским чиновником.
Фокан Стрельников
В числе многих тысяч призванных на германский фронт находился и мирный хлебопашец Фокан Стрельников. Закинув ни свет ни заря за спину мешок со скудными домашними припасами, обняв на последок жену, немногословный новобранец из села Воскресенское Ефремовского уезда Тульской губернии (Ныне Данковского района) отправился на попутной лошадке на уездный сборный пункт. Под штандартом неизвестного полка ему довелось сражаться примерно пару лет. В семейном архиве до сей поры хранится пожелтевшая фотокарточка, где отважный усач запечатлён вместе с двумя сослуживцами. Размашистая чернильная надпись на обратной стороне крохотного раритета гласит: «На память. Я со своими товарищами, с которыми нахожусь в хороших отношениях».
Вскоре после получения близкими карточки связь с воином прервалась. Слава Богу, временно. Фокан Константинович угодил в плен. Но судьба была к нему милостива. Ратник попал в семью далёкого от идей всемирной бойни фермера, в которой учил мальчика престижному в то время русскому языку. А когда в декабре семнадцатого года Советы подписали в Брест-Литовске соглашение об обмене военнопленными, он вернулся к близким с…гостинцами. В дорогу в загадочную Россию жена бюргера приготовила ему увесистый узелок с пышками, картошкой и сахарными головками.