Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по профилактике жестокого обращения «Жестокое обращение и насилие»»
Конспект занятия по профилактике жестокого обращения
«Жестокое обращение и насилие»
Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми и подростками.
Задачи:
1. Информирование учащихся о формах жестокого обращения с несовершеннолетними;
2. Отработка навыков поведения в потенциально опасных ситуациях.
Ход занятия:
Психологический настрой.
Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение.
Поднимите руку те, кто пришел с плохим настроением.
Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать.
Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.
Поднимите руку те, кто готов начать работу.
Итак, начнём наше занятие.
Постановка проблемы.
- Какая картинка вам больше всего нравится? Объясните почему?
Почему люди ведут себя так, как на 1 картинке? На 2 картинке?
- О чём мы сегодня будем говорить?
Поиск путей решения проблемы.
Педагог выясняет у подростков смысл понятия «жестокое обращение с детьми», записывает их на доске, и, обобщая ответы детей, дает определение этому понятию.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка и других, а также действие (или бездействие) родителей (законных представителей) и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Насилие – это применение физической силы к кому-то, нарушение личной неприкосновенности, принудительное воздействие на кого-то, притеснение, беззаконие (С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка). Выделяют четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
2. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка в сексуальные действия со взрослым.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется его угроза здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Самостоятельная работа.
Ролевая игра «Экспресс-интервью». Учащиеся разбиваются на пары. Один из участников пары выступает в роли «Журналиста» другой – в роли «Звезды». В роли «Звезды» учащимся предлагается выбрать любые известные личности (президент страны, депутат, мэр города, популярный певец, спортсмен, телевизионный ведущий и т.д.)
«Журналист»: «Сегодня у нас в гостях присутствует (далее представляет известную личность) и мы обращаемся к ней с вопросом: «Как нужно вести себя подростку, чтобы не стать жертвой насилия?». После завершения интервью подростки могут поменяться ролями.
Домашнее задание.
Дома в парах предлагается следующее задание: нарисовать символ (запрещающий знак) «Нет жестокому обращению!».
Рефлексия.
В заключении занятия обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).