Оформление: эмблема программы “Детский орден милосердия” – котенок с колокольчиком.
Ведущий (на фоне музыки): Давным-давно, в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям.
А неподалеку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех. Она долгл ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль и ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.
Не обратила внимание Злая Колдунья лишь на маленького котенка, не думала она, что он сможет помешать ей творить зло. Тогда побежал котенок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся над полем перезвон. И услышали его на корабле. Пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью. С тех пор котенок с колокольчиком стал символом надежды, счастья, веры и добра.
“Время колоколов еще не пришло, наступило время колокольчиков” – таков девиз “Детского ордена милосердия”. Да, если оглядеться вокруг, есть люди, нуждающиеся в защите, и если нет у нас в обществе настоящих меценатов, есть мы – дети, которые своим добрым словом и добрым делом способны скрасить одиночество.
Появляется Злая Колдунья.
Злая Колдунья: Нет, не верю я! Не может быть, чтобы добро победило зло! Вот внесу я сейчас раздор среди вас, и никакие колокольчики не помогут!
Вбегают колокольчики.
1-й колокольчик: Вы нас звали?
2-й колокольчик: У кого беда случилась?
3-й колокольчик: Вам нужна помощь?
Ведущий: Да вот никак не угомонится Злая Колдунья.
Злая Колдунья: Миром должно править только зло и ничего, кроме зла!
Ведущий: Ребята, давайте все вместе постараемся переубедить Злую Колдунью, что только доброта может дать счастье людям.
1-й колокольчик: А мы вам поможем в этом!
Злая Колдунья: Да чего тут спорить! В людях столько злобы, зависти и эгоизма!
Ведущий: Да, к сожалению, и такое бывает. Но человеку присущи и такие качества, как мужество.
2-й колокольчик: Скромность.
3-й колокольчик: Честность!
Злая Колдунья:А отрицательных больше! Посмотрим? Я называю плохие качества, а вы хорошие. И у меня нет никаких сомнений, что выиграю я!
Ведущий:Ну, если Злая Колдунья любит играть, значит, не все потеряно. Попробуем!
Злая Колдунья достает книгу “Энциклопедия зла”.
Называет по очереди отрицательные качества: трусость, лживость, лицемерие и т.д. Ребята по очереди с Колдуньей называют положительные качества. Когда дети испытывают затруднения, им помогают колокольчики: правдивость, искренность, храбрость, доброта, благородство…
Злая Колдунья: Благородство.., доброта… (Ищет слова в книге “Энциклопедия зла”). В моем учебнике и слов таких нет. Объясните, что это за слово-то такое – доброта?
Ведущий: Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о добре.
Показывает книгу с русскими народными пословицами.
Злая Колдунья:Ага, пословицы!
Колдует над книгой с карточками и пословицами.
Злая Колдунья: Бурум-шурум, шалты-балты! Край неба алеет, трава зеленеет, перемешай, запутай так, чтоб не выбрались, не нашли истины. Готово! Так где же ваши пословицы о доброте? (Достает одну, читает): “Добро порицай, а зло поощряй”. Вот и я о том же твержу, что и народная мудрость!
Ведущий: Ребята, Злая Колдунья в пословицах все слова перепутала. Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно.
Ребята в группах правильно складывают слова и предложения, получаются пословицы. Время на подготовку 7 минут. Пословицы зачитываются, объясняется смысл одной из них, например: “Доброго держись, а от худого удались” ,“Тому тяжело, кто помнит зло” и т.д.
Злая Колдунья: Пусть будет по-вашему, только вот в чем я совершенно уверена, что нет лекарства протиы одиночества.
Ведущий: Ребята, а как думаете вы?
Работа в микрогруппах 5 минут. Высказываются.
1-й колокольчик: Да, когда о тебе помнят не так ощущается одиночество.
2-й колокольчик: Когда ты знаешь, что рядом друг – его тепло согревает тебя в момент одиночества.
3-й колокольчик: Когда ты уверен, что тебя не бросят в беде – это уже не одиночество.
1-й колокольчик: Будь это престарелый человек.
2-й колокольчик: Или ребенок в инвалидной коляске.
3-й колокольчик: Или ребенок, у которого нет родителей.
Злая Колдунья: Как вы меня растрогали. Только почему не все ребята на ваши слова откликаются?
Ведущий: Действительно, а что мы можем сделать у себя в школе, чтобы ребята больше совершали добрых поступков и могли отличить плохое от хорошего?
1-й колокольчик: И как было бы замечательно, если бы в нашей школе прошел День Добра.
2-й колокольчик: В течение которого проходили бы уроки Добра.
3-й колокольчик: Операции “Забота” и “Милосердие”.
1-й колокольчик: “Подарок другу” и “Примите наши поздравления”.
2-й колокольчик: Выступления творческих коллективов “От улыбки станет всем светлей”
3-й колокольчик: Спешить делать добро призывала бы школьная стенгазета.
Ведущий: Ребята, а давайте уже сейчас начнем к нему подготовку!
Участники распределяются на творческие микрогруппы: подбирают стихи и песни, ставят танец под музыку Чайковского “Вальс цветов”, сочиняют стихи о добре, добрых поступках, готовят материалы для стенгазеты (название, рисунки, тексты). На подготовку – 60 минут. Проходит защита материалов, стенгазеты, мини-концерт.
1-й колокольчик: Как все ребята постарались!
2-й колокольчик: Сразу видно, что все вложили в это дело частичку своей души.
3-й колокольчик:И в знак признательности мы дарим вам колокольчики.
По одному колокольчику на группу.
Колдунья: А сейчас в каждом колокольчике напишите те дела, которые проходят у вас в классе в рамках программы “Детский орден милосердия”. Расскажите нам о них.
Обмен опытом.
Ведущий: Как много у нас получилось колокольчиков! И мы предлагаем прикрепить их рядом с нашей эмблемой.
Под звон колокольчиков (звоночков) и колоколов (фонограмма) ребята крепят колокольчики рядом с эмблемой.
Ведущий: Вот уж воистину “Время колоколов еще не пришло, наступило время колокольчиков”. Отыщите колокольчик в безоблачный ясный день, когда от ветра колышутся только листья осин, прислушайтесь… Он звенит! Звенит он ранним утром, радуясь теплу и свету. Звенит и в жаркий полдень, и на вечерней заре, как бы напоминая нам:
1-й колокольчик: Истинное добро всегда просто.
2-й колокольчик: Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно.
3-й колокольчик: Делайте людям добро!
Как часто нам не хватает этого колокольчика…
Почему в День Знаний мы заговорили о добре?
В 2007 году исполняется 100 лет со дня рождения Дмитирия Сергеевича Лихачева. Это академик. Человек, к мнению которого прислушивались многие в нашей стране. Он изучал древнюю русскую литературу, летописи. Хорошо знал русский народ, его историю и то, что русские люди больше всего ценили доброту. Он написал молдежи, детям “Письмо о доброте”. Дмитрий Сергеевич говорил, что о добрых людях очень легко, интересно рассказывать и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие – все одинаковы и малоинтересны.
* Давайте подумаем, чем так интересны добрые люди? Что такое доброта?
Доброта
милОсердие,
люБовь,
спРаведливость,
дОверие,
чесТность,
счАстье.
*Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о добре (ребята озвучивают пословицы):
Добро поощряй, а зло порицай.
Учись доброму – худое на ум не пойдет.
Истинное добро всегда просто.ф
Сделаешь худо – не жди добра.
Добрл желаешь, добро и делай.
За добро добром платят.
Добрый человек добру и учит.
Живи для людей, поживут люди для тебя.
С добрым жить хорошо.
Худого худым не исправишь.
Добро наживай, а худо изживай.
От добра добра не ищут.
Своего “спасибо” не жалей, а чужого не жди.
Доброго держись, а от худого удались.
Тому тяжело, кто получит зло.
Делать добро спеши.
Если ты сделал добро – скрой, если тебе сделали добро – расскажи.
* Газета “Аргументы и факты” проводит акцию “Доброе сердце” – помогает людям, попавшим в беду: больным, которым требуются дорогостоящие операции, инвалидам. (Приводятся примеры такой помощи, показываются статьи и фото детей)
* Какой урок вы извлекли из моего рассказа?
“Чтобы стать человеком, надо любить людей, и надо, чтобы люди тебя любили. Вероятно, это первейшее и главнейшее требование к человеку”. Как с этим выводом писателя А. Маркуши перекликаются следующие строки белорусского поэта Петруся Бровки:
Будь щедрым! Время не забудет
Хорошим словом помянуть
Того, кто сердце отдал людям,
Запомни это, щедрым будь!
*Давайте попробуем решить две задачи.
Задача 1. Колька – самый задиристый парень во всем дворе. Колька увидел, как попал под машину перебегавший дорогу котенок. Котенок погиб, и Колька у всех на глазах разревелся. Спрашивается: будут ли теперь ребята уважать Кольку?
Задача 2. Жадному Олегу (если у него не хватает денег на мороженое, он всем предлагает: “давай на пару купим” – и точно высчитывает, сколько кому лизнуть). Ребята придумали наказание: купили 3 пломбира и дали ему съесть одному. Он от жадности съел все три – и заболел. Спрашивается: правильно ли поступили ребята?
Такие задачи задавал ребятам писатель А. Маркуша и получил 100 ответов. “Умные будут уважать Колю, как и раньше уважали. А те, которые перестанут его уважать – дураки. С.Барановский, 5 класс”.
Этот самый короткий ответ мне особенно нравится. Прежде всего, нравится решительной непримиримостью к жестокости, которая в нем звучит. А я не знаю более страшной черты в человеке, чем жестокость, невосприимчивость к чужой боли, к судьбе слабого – хоть котенка, хоть птенца, не говоря уже о самом человеке.
Решение второе. “Скорее всего, ребята поступили правильно. Жадных надо истреблять, как… всякую заразу. Жадный видит только свою выгоду, а до других людей ему нет никакого дела. Слова не на каждого действуют, а уж на жадного и вовсе: он послушает-послушает и тут же постарается все забыть. И забудет – так ему выгоднее!”.
* Часто, сделав хорошее дело, человек на “спасибо” отвечает: “не стоит благодарности”. Что же означает слово “благодарность”?
Благодарность – признательность за доброе отношение, за помощь.
“Благодарность – это память сердца”.
В прекрасном русском слове “благодарю” заключен мудрый смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести и из благородных побуждений, щедро отдаю частицу своей души.
Кому и чему в жизни и за что может быть благодарен человек? Бывали ли вы благодарны кому-нибудь за что-либо? Что вы чувствовали при этом? Как воспринимали вашу благодарность те, кого вы благодарили?
Дети читают пословицы:
Доброе дело без награды не остается.
За добро добром платят.
И собака помнит, кто ее кормит.
На лихо жди лихо, на добро – добро.
Своего “спасибо” не жалей, а чужого не жди.
“Неблагодарность – не только дремучее невежество души, но и само по себе зло. Неблагодарность страшна не потому, что обижает того, кто отнесся к вам с добротой и пониманием, а потому, что она обедняет нашу собственную душу”. (В.Сухомлинский).
Ведущая: Я хочу вам рассказать старинную горскую легенду. Было у матери трое сыновей. Двое – дети, как дети, а третий вырос негодяем. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любила и жалела его…
И случилось так, что после долглго отсутствия негодный сын заявился домой и стал безобразничать и обижать свою мать. Соседи стали укорять и срамить его, напоминали, сколько добра сделала для него мать, и сколько нанесенных ей обид простила. Но не внял негодный сын словам людей, а стал грозить, что убъет мать, если не уберутся и не замолчат. Никто не поверил ему и не ушел.
Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать, а чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках… Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно сказало тихим голосом матери: “Ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?”