Конкурс «Пословица –твоя помощница»
2 класс
Цели:
-
Расширить знание детей о пословицах, поговорках, скороговорках.
-
Развивать речь, внимание, память.
-
Воспитывать любовь к чтению, устному народному творчеству, родному языку.
Оборудование: проектор, карточки с пословицами, скороговорками, жетоны.
Ход занятия.
Вступительная часть (беседа).
Давным – давно появились в нашей речи пословицы и поговорки. Это такие краткие изречения, в которых подмечаются достоинства и недостатки людей.
Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки.
Как вы думаете, почему говорят: (дети читают) «Пословица – твоя помощница?» (ответы детей) .
Верно. Помощницей пословицу можно назвать по праву. С ее помощью можно осудить поступок или, наоборот, похвалить человека; можно высказать свое отношение к происходящему.
Основная часть.
Разделитесь на две команды, придумайте название и выберите капитана команды.
Первое задание.
На экране вы видите пословицы, прочитайте их.
-
После драки кулаками не машут.
-
Поспешишь, людей насмешишь.
-
Кончил дело – гуляй смело.
-
Язык до Киева доведет.
-
Что посеешь, то и пожнешь.
-
Ум хорошо, а два лучше.
Я буду читать вам жизненные ситуации, а вы должны выбрать к ним подходящие пословицы.
-
Света пришла из школы, села делать уроки и вдруг увидела подружек на улице. Она попросилась у мамы погулять. Что ответила ей мама?
-
Валера проиграл товарищу партию в шахматы и стал говорить, что если бы подумал или изменил ход, то выиграл бы. Что ответил друг?
-
Марина не могла решить головоломку и пошла к подруге. Вместе они справились. Что можно сказать?
-
Олег плохо учил уроки, не отвечал на занятиях и в конце концов получил два. Что сказала учительница?
-
Юля не знала, как пройти на автобусную остановку, но спросила у прохожих и нашла. Что можно сказать?
-
Оля принимала участие в лыжных соревнованиях. На старте она не дождалась команды, рванулась, упала на виду у всех. Все смеялись. Что сказали ей ребята?
Второе задание.
На экране прочтите начало пословицы. Вы должны ее закончить.
-
Терпенье и труд…(все перетрут).
-
Сам погибай…,(а товарища выручай).
-
Что потопаешь…,(то и полопаешь).
-
У страха…(глаза велики).
-
Под лежачий камень…(вода не течет).
-
За двумя зайцами погонишься…(ни одного не поймаешь).
Третье задание «Собери пословицу».
Я дам вам карточки с пословицами. Они разделены пополам: начало и окончание. Соберите пословицы целиком.
Мал золотник,
Красна птица пеньем,
Лучше синица в руках,
Готовь сани летом,
В гостях хорошо,
да дорог.
а человек ученьем.
чем журавль в небе.
а телегу зимой.
а дома лучше.
Любишь кататься,
Ученье - свет,
Как аукнется,
Делу время,
Не спеши языком,
люби и саночки возить.
а неученье - тьма.
так и откликнется.
потехе час.
торопись делом.
Четвертое задание «Исправь ошибку» (конкурс капитанов).
Капитаны команд выходят к доске и исправляют допущенные ошибки.
Тиши едешь, ближе будешь.
Хочешь есть калачи, полежи на печи.
Новый друг лучше старых двух.
Труд человек портит, а лень кормит.
Семь раз отрежь, один раз отмерь.
Друг познается в радости.
Пятое задание.
Издавна на Руси на ярмарках, гуляньях, посиделках и во время работы русские парни и девчата пели песни, загадывали загадки, соревновались в произношении скороговорок.
В чем польза скороговорок? (Развивают речь, произношение отдельных звуков).
Собери скороговорку и произнеси ее. (Дается разрезанная на отдельные слова скороговорка).
От топота
копыт
пыль
по полю
летит.
На горе
Арарат
растёт
крупный
виноград.
Шестое задание «Испорченный телефон».
Воспитатель шепотом говорит одному ученику скороговорку, а игроки команды передают ее по очереди.
-
У осы не усы, а усики.
-
У ежа и ёлки иголки колки.
Заключительная часть.
Подведение итогов (подсчет жетонов).
Награждение.